Консультант "Новые белорусские ПДД: основные отличия"


 

С 1 января 2006 года в Беларуси действуют новые Правила дорожного движения. Это – четвёртые национальные Правила дорожного движения Беларуси: первые были приняты в 1936 году, вторые – в 1946-м. Затем действовали единые Правила СССР. С 1 сентября 1996 года порядок дорожного движения на всей территории Республики Беларусь регламентируется собственными Правилами дорожного движения. За прошедшее с 1996 года время вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств,   другие нормативные правовые, в том числе и нормативно-технические документы: по перевозке опасных грузов, о дорожных знаках и дорожной разметке, ряд Правил Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН в части обеспечения безопасности дорожного движения и др.

Важным шагом на пути реорганизации системы законодательства в сфере регулирования дорожного движения и обеспечения безопасности его участников стало принятие вступившего в силу с 10 августа 2002 года Закона Республики Беларусь "О дорожном движении".

Работа над новой редакцией Правил была начата в 1999 году: были собраны предложения заинтересованных, проведён их анализ. При этом каждое предложение было соотнесено с требованиями Женевской конвенции 1968 года, а также с тем, как та или иная норма действует в Правилах дорожного движения стран СНГ, стран Балтии, Польши, Германии, Израиля, США…

Случай уникальный: в Беларуси было организовано их всенародное обсуждение, а сами Правила утвердил лично президент республики. Поскольку штрафы за их нарушение весьма высоки, при въезде на территорию страны стоит знать, что именно изменилось: незнание обходится недёшево. Мы выделяем те отличия от ранее действовавших правил, которые могут коснуться автомобилистов из других стран.

 

Права участников дорожного движения

Данной главы не было в ранее действовавших Правилах дорожного движения.

Участники дорожного движения имеют право на:

участие в дорожном движении в установленном порядке;

обеспечение безопасных и эффективных условий дорожного движения;

получение медицинской помощи в случае дорожно-транспортного происшествия;

получение от государственных органов и уполномоченных должностных лиц достоверной информации о безопасных условиях дорожного движения, причинах введения ограничения или запрещения движения по дорогам, качестве продукции, работ и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

возмещение причинённого им и (или) их имуществу вреда по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Республики Беларусь;

обжалование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование и управление в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;

пользование иными правами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

Водитель транспортного средства имеет право:

управлять транспортным средством в установленном порядке;

передавать управление транспортным средством другому лицу, имеющему право на управление транспортным средством соответствующей категории;

знать причину остановки транспортного средства уполномоченными на то лицами, а также фамилию и должность этого лица. Лицо, обладающее правом проверять у водителя транспортного средства документы, обязано предъявить по требованию водителя служебное удостоверение;

пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

Право отступать от установленного порядка дорожного движения в порядке и пределах, определённых настоящими Правилами, и при условии обеспечения безопасности дорожного движения имеет:

водитель транспортного средства оперативного назначения с включённым синим и (или) красным проблесковым сигналом (маячком) и специальным звуковым сигналом;

водитель транспортного средства, сопровождаемого (эскортируемого) транспортным средством оперативного назначения;

водитель транспортного средства дорожно-эксплуатационной службы с оранжевым проблесковым сигналом (маячком) в ходе выполнения ремонтных и других работ на дороге.

Пешеход имеет право:

на преимущественное пересечение проезжей части дороги по обозначенным специальным образом нерегулируемым пешеходным переходам, а также по регулируемым пешеходным переходам при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

 

Обязанности водителей

Согласно новым Правилам: "Водитель транспортного средства обязан останавливаться по требованию работника ГАИ (ранее: работников милиции). Требование работника ГАИ, находящегося в форменной одежде, об остановке транспортного средства выражается путём подачи сигнала жестом руки, жезлом или с помощью громкоговорящего устройства".

В пункт о предоставлении водителем транспортного средства в случаях, не терпящих отлагательства, добавлены следующие подпункты:

"работникам здравоохранения, в том числе и для проезда к месту нахождения больного, жизнь которого находится под угрозой";

"уполномоченным законами Республики Беларусь на то лицам (ранее работникам милиции) для проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, преследования и задержания лиц, совершивших преступления либо подозреваемых в их совершении, а также доставления указанных лиц в органы внутренних дел, а также для перевозки повреждённых при дорожно-транспортном происшествии транспортных средств";

"расходы, связанные с предоставлением транспортного средства работникам милиции, по требованию владельца транспортного средства возмещаются соответствующими органами внутренних дел в установленном порядке".

Согласно настоящим Правилам теперь водитель ко всему ранее требуемому обязан:

"принимать все возможные меры по обеспечению безопасных условий для передвижения пешеходов, в том числе детей, инвалидов, людей преклонного возраста, а также велосипедистов";

"принимать меры по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды";

"убедиться в наличии у другого лица при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории (кроме случаев обучения вождению), при передаче управления транспортного средства другому лицу".

Теперь водителю транспортного средства запрещается:

"пользоваться во время движения транспортного средства мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения транспортного средства допускается только в случае, если транспортное средство оснащено комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук" (ранее – пользоваться средствами радио- и телефонной связи во время движения транспортного средства (за исключение водителей специальных автомобилей);

"эксплуатировать механическое транспортное средство с нарушением требований экологической безопасности".

Добавлено, что в случае управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ "…работники ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства при отсутствии иной правомерной возможности доставить транспортное средство к месту хранения".

В перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе и передавать сотрудникам ГАИ для проверки, включено "страховое свидетельство (страховой полис), подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства".

Ко всему прочему добавлены следующие пункты:

"Водитель механического транспортного средства, оборудованного (переоборудованного) для работы на сжатом (сжиженном) газе, также обязан иметь при себе и передавать работникам ГАИ для проверки:

акт о прохождении освидетельствования газового баллона;

акт выдачи механического транспортного средства владельцу после его переоборудования для работы на сжатом (сжиженном) газе;

удостоверение о прохождении обучения по безопасной работе с газобаллонными транспортными средствами».

"Водитель механического транспортного средства, оборудованного тахографом, обязан представлять по требованию уполномоченных на то работников государственных органов Республики Беларусь тахограмму (тахограммы). Работник, проверивший тахограмму, должен сделать отметку на ней в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь".

В пункте об обязанностях водителя, участвующего в международном дорожном движении добавлено: "либо водительское удостоверение страны гражданства с приложением официально заверенного перевода текста этого удостоверения на белорусский или русский язык"

 

Обязанности водителей и иных участников дорожного движения в особых случаях

Добавлен пункт: "Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается вскрывать тахограф без разрешения работника ГАИ".

 

Обязанности пешеходов

Отсутствует пункт: "При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности движения по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части)".

 

Обязанности пассажиров

Отсутствует пункт: "Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст препятствий другим участникам движения".

 

Сигналы дорожных светофоров и регулировщика

Добавлено следующее:

"Дорожные светофоры относятся к техническим средствам организации дорожного движения и применяются для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.

Дорожные светофоры подразделяются на транспортные светофоры и пешеходные светофоры.

С дорожными светофорами может применяться дополнительное оборудование: экраны; информационные секции; информационные таблички; обозначающие таблички";

"если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода на проезжей части до линии, разделяющей встречные потоки транспортных средств (до островка безопасности), то пешеход может продолжить движение только до этой линии и остановиться на ней (на островке безопасности);

если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода на проезжей части на линии, разделяющей встречные потоки транспортных средств (до островка безопасности), то пешеход должен оставаться на линии (на островке безопасности) до включения разрешающего (зелёного) сигнала светофора;

если красный сигнал пешеходного светофора застал пешехода на проезжей части после линии, разделяющей встречные потоки транспортных средств (до островка безопасности), то пешеход может продолжить движение и завершить переход";

"для информирования пешеходов о том, что в период разрешённого для них движения по пешеходному переходу через переход могут двигаться транспортные средства, выполняющие на перекрёстке правый и (или) левый поворот, разрешающий сигнал пешеходного светофора может быть дополнен по периметру кольцом жёлтого цвета";

"при отсутствии на переходе пешеходного светофора пешеходы должны руководствоваться сигналами транспортного светофора".

Добавлен светофор для регулирования движения трамваев: "двухцветной сигнализации с вертикальным или горизонтальным расположением сигналов, один из которых выполнен в виде красного силуэта трамвая на чёрном фоне, а другой – в виде стрелки бело-лунного цвета на чёрном фоне. Бело-лунный сигнал такого светофора разрешает движение трамваев в направлении, указанном стрелкой, красный сигнал запрещает движение трамваев в этом направлении. Светофоры могут быть дополнены табличкой белого цвета с чёрным силуэтом трамвая".

 

Применение аварийной световой сигнализации и знака аварийной остановки

Добавлены пункты:

"Аварийная световая сигнализация должна быть включена в случае посадки (высадки) групп детей на перевозящие их автобусы – на автобусах";

"аварийная световая сигнализация должна быть включена в случае приближения трамвая к зоне остановки трамвая, обозначенной дорожным знаком (знаками) 5.13 и дорожной разметкой 1.17, и во время нахождения его в этой зоне – на трамваях. На трамваях, не оборудованных световой аварийной сигнализацией, должен быть включен световой указатель правого поворота".

 

Начало движения, маневрирование

Добавлены пункты:

"При интенсивном движении на дороге с двумя и более полосами движения в одном направлении, обозначенными дорожной разметкой, когда полосы равномерно заняты движущимися транспортными средствами, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия";

"при повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрёстка. При этом поворачивающее налево транспортное средство встречного направления должно находиться справа";

"разворот запрещён на пешеходных переходах и ближе 10 метров от них с обеих сторон, кроме случая разрешённого разворота на обозначенном перекрёстке".

 

Расположение транспортных средств на проезжей части

Добавлены пункты:

"Вне населённых пунктов водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части, если дорожными знаками запрещено движение велосипедистов, всадников и гужевого транспорта";

"выезжать на трамвайные пути встречного направления и осуществлять движение по ним запрещается";

"в случае создания препятствия трамвайному движению трамвайный путь должен быть освобождён. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого".

 

Обгон, встречный разъезд

Добавлено: "Если на дороге, имеющей две полосы и более в одном направлении, из-за препятствия на одной из них движение невозможно и образовалась очередь транспортных средств, водитель каждого транспортного средства, движущегося по соседней полосе, должен дать возможность перестроиться на его полосу одному из стоящих в очереди транспортных средств".

 

Остановка и стоянка

Добавлены пункты:

"Устранять возникшие технические неисправности транспортных средств необходимо вне проезжей части дороги";

"остановка и стоянка транспортных средств запрещена:

на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке;

ближе 10 метров от служебных дверей магазинов (через которые проводятся погрузочно-разгрузочные работы), закрытых ворот, в том числе и ворот гаражей";

"на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них (ранее 5 метров)";

"работники ГАИ при отсутствии водителя в транспортном средстве или в непосредственной близости от него вправе произвести принудительную отбуксировку транспортного средства в соответствии с действующим законодательством при наличии вместе с запрещающим дорожным знаком и (или) линией дорожной разметки 1.4, 1.10 дорожного знака дополнительной информации (таблички 7.20)";

"в местах, где стоящее транспортное средство создаст препятствие для движения транспортного средства оперативного назначения (въезды во дворы и выезды из них, проезды в арках, возле подъездов жилых домов, узкие местные проезды)".

 

Проезд перекрёстков

Добавлены пункты:

"Светофоры считаются неработающими, если отсутствуют сигналы одновременно во всех светофорах данного направления";

"при включенной стрелке дополнительной секции светофора водитель, находящийся в крайней полосе проезжей части, должен продолжать движение в направлении указанной стрелки, если его остановка создаст препятствие транспортному средству, движущемуся за ним по этой же полосе, если иной порядок движения не определён дорожными знаками 5.8.1, 5.8.2 или соответствующей дорожной разметкой";

"на регулируемых перекрёстках могут применяться информационные секции с бело-лунным мигающим сигналом на чёрном фоне или информационные таблички белого цвета с чёрными символами. Информационные секции или таблички могут размещаться под правой дополнительной секцией транспортных светофоров либо перед пешеходным переходом совместно с дорожным знаком 5.16.1, 5.16.2. Информационная секция или информационная табличка не изменяет значения сигналов светофоров, требований дорожных знаков и настоящих Правил и дополнительно предупреждает водителей о необходимости уступить дорогу другим участникам движения (пешеходам, велосипедистам, трамваям)".

 

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

Изменены пункты:

"На нерегулируемых пешеходных переходах водитель транспортного средства, в том числе трамвая, обязан уступить дорогу пешеходам (пешеходу), переходящим (-ему) проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу";

"водитель должен остановиться, уступив дорогу пешеходам (пешеходу), идущим (ему) к стоящему на остановочном пункте маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Возобновлять движение разрешается только после закрытия дверей маршрутного транспортного средства";

"приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак "Перевозка детей" и с включенной световой аварийной сигнализацией, водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и уступить дорогу пешеходам (пешеходу)".

Добавлен пункт: "Запрещается опережать движущийся трамвай, у которого включена световая аварийная сигнализация (указатель правого поворота), в зоне остановки трамвая, обозначенной дорожным знаком 5.13 и дорожной разметкой 1.17".

 

Железнодорожные переезды

Добавлен пункт: "Запрещается перевозить через железнодорожный переезд на электрифицированных участках грузы, указанные в подпункте 173.1 пункт 173 настоящих Правил (габариты по высоте превышают 4 метра от поверхности дороги), без согласования с начальником дистанции электроснабжения организации Белорусской железной дороги".

 

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств

Изменён пункт: "Дальний свет должен быть переключен на ближний при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства (ранее 150 метров)…".

Добавлены пункты:

"Дальний свет должен быть переключен на ближний, если свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство";

"при движении в светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства дневные ходовые огни или ближний свет фар должен быть включен:

во время обучения вождению на дорогах;

на механических транспортных средствах при организации временного их движения по встречной полосе;

на механических транспортных средствах на период с 1 ноября по 31 марта, а также во время проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения".

 

Буксировка механических транспортных средств

Добавлено: "Буксировка запрещается:

механических транспортных средствах на гибкой сцепке, если работа их тормозных и рулевых систем связана с работой двигателя, который остановлен;

мопедами и мопедов".

 

Перевозка пассажиров

Добавлено: "При перевозке групп детей в автобусе каждый ребенок должен быть обеспечен отдельным посадочным местом, а в салоне должно находиться не менее одного взрослого сопровождающего на двадцать детей".

 

Перевозка грузов

Добавилось: "В соответствии со специальным разрешением и по специальным правилам производится движение тяжеловесного транспортного средства и транспортного средства, габаритные размеры которого с грузом или без груза превышают хотя бы один из следующих показателей:

по длине:

12 метров для грузового автомобиля, автобуса, прицепа;

18 метров для сочленённого автобуса".

 

Основные положения по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование

Добавлены пункты:

"Запрещается участие в дорожном движении транспортных средств:

с тонированными лобовым и боковыми передними стеклами. Тонирование задних стекол механических транспортных средств допускается только в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов Республики Беларусь;

с наклейками и изображениями, не предусмотренными настоящими Правилами, кроме рекламных, согласованных в установленном порядке;

не зарегистрированных в установленном порядке (порядок регистрации гоночных автомобилей и мотоциклов, не подлежащих эксплуатации на дорогах общего пользования, определяется ведомственными нормативными правовыми актами по согласованию с МВД. Регистрацию мопедов, велосипедов и гужевого транспорта проводят органы местного самоуправления)";

"используемый для обучения вождению трамвай и троллейбус должны быть дополнительно оборудованы специальной кабиной с сиденьем для обучающего, зеркалом заднего вида для обучающего, опознавательными знаками "Учебное транспортное средство", приводом тормоза";

"На транспортном средстве должны быть установлены опознавательные знаки:

"Опасный груз" – в виде прямоугольника размером 690х300 мм, правая часть которого размером 400х300 мм оранжевого, а левая – белого цвета с каймой черного цвета (шириной 15 мм) и обозначениями, характеризующими опасные свойства груза, – спереди и сзади транспортного средства, перевозящего такие грузы;

"Крупногабаритный груз" – в виде квадрата размером 400х400 мм с нанесёнными по диагоналями красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

"Транспортное средство большой длины и грузоподъемности" – в соответствии с Правилами Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) № 70 и № 104 (с изменениями № 1 и № 2, утверждёнными постановлениями Госстандарта соответственно от 29 октября 2001 г. № 42 и от 7 июня 2002 г. № 26 "О введении в действие, изменении и отмене межгосударственных стандартов и правил ЕЭК ООН"

"Колонна" – квадрат жёлтого цвета с каймой красного цвета, в который вписана буква "К" чёрного цвета (сторона квадрата не менее 300 мм, ширина каймы – 1/10 этой стороны). Знак размещается спереди и сзади на транспортных средствах, движущихся в организованной колонне;

"Знак аварийной остановки" – в соответствии с Правилами № 27 ЕЭК ООН (равносторонний треугольник (сторона 450-550 мм) со световозвращающей каймой (шириной 40-50 мм) красного цвета);

"Тихоходное транспортное средство" в соответствии с Правилами № 69 ЕЭК ООН устанавливается на транспортные средства, которые по своей конструкции не могут двигаться со скоростью, превышающей 30 км/ч. Знак устанавливается сзади".

 

Обязанности должностных и иных лиц автотранспортных и других организаций по обеспечению безопасности дорожного движения

Добавлено: "В установленном порядке согласовываются:

конструкция и переоборудование транспортных средств, установка на них специальных световых и звуковых сигналов, а также газовой топливной аппаратуры;

издание учебной, научно-популярной и методической литературы, а также иная продукция по правилам безопасного поведения на дорогах, в том числе и рекламная продукция по вопросам безопасности дорожного движения;

продукция и изделия, выпуск которых направлен на обеспечение безопасности дорожного движения;

размещение на транспортных средствах рекламной продукции".

 

Дорожные светофоры

Добавлен: "Светофор для регулирования движения велосипедистов".

Добавлено: "Дополнительное оборудование, применяемое с транспортными светофорами: информационные секции, обозначающие таблички, информационные таблички".

 

Дорожные знаки

Предупреждающие знаки.

Вместо знака 1.29 "Тоннель" появился знак "Аварийно-опасный участок".

Добавились:

1.32.1 и 1.32.2 – "опасная обочина";

1.33 – "гололедица"

1.34 – "затор на дороге".

Запрещающие знаки:

Добавлен: "3.20.3 – "обгон запрещён" – запрещается обгон всех транспортных средств, скорость движения которых больше указанной на знаке".

Не стало: "3.33 – "движение транспортных средств со взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено".

Предписывающие знаки.

Добавлены:

"4.5.2 и 4.6.2 – "конец велосипедной (пешеходной) дорожки"; 4.10.1 – "дорожка для всадников"; 4.10.2 – "конец дорожки для всадников".

Знаки сервиса:

Добавлен знак 6.13 – "туалет".

Знаки дополнительной информации (таблички):

Добавлены: "7.20 – "эвакуатор"; 7.21 – "скользкая полоса наката"; 7.22.1, 7.22.2, 7.22.3 – "вид опасности", 7.23 – "экстренная помощь".

 

Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается участие в дорожном движении транспортных средств

Замедление автобусов с максимальной массой до 5 т включительно не менее 5,7 (5,0) м/с² (ранее 6,8 (5,5).

Добавлено: "Имеются:

детали с трещинами и (или) остаточной деформацией;

подтекание тормозной жидкости;

не предусмотренный конструкцией контакт трубопровода (ов) тормозного привода с элементами транспортного средства".

Добавлено: "Вращение рулевого колеса происходит с рывками и (или) заеданиями".

Добавлено: "Дополнительно установлены фары, кроме двух противотуманных фар, либо дополнительные фары установлены на крыше автомобиля".

Добавлено: "Лобовое стекло транспортного средства со стороны водителя имеет трещины в зоне, очищаемой стеклоочистителем".

Добавлено: "Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора при равномерном износе, или два индикатора в каждом из двух сечений - при неравномерном износе беговой дорожки".

Добавлено: "Негерметична газовая система питания на транспортном средстве с газовой топливной аппаратурой.

Истёк срок периодического освидетельствования баллонов на газобаллонных транспортных средствах".

Добавлено: "В автобусе и грузовом автомобиле, предназначенном для перевозки людей, один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, а другой – в пассажирском салоне (кузове). Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами. Огнетушитель должен быть исправен и сертифицирован".

Добавлено: "Имеются значительные внешние повреждения деталей кузова (кабины) и окраски транспортного средства либо окраска не соответствует указанной в свидетельстве о регистрации".

 

Опознавательные знаки транспортных средств

Добавлены:

опознавательный знак состава транспортных средств, движущихся в колонне;

отличительный знак страны регистрации транспортного средства;

опознавательный знак состава транспортных средств большой длины и грузоподъёмности;

обозначение гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств.

 

Сравнивал новые и старые ПДД

Игорь ГЕЙКО,

юрист