Международные перевозки "ТIR: удвоим транспортный ВВП"
На вопросы «Автоперевозчика» отвечает президент АСМАП России Юрий СУХИН
- Юрий Сергеевич! Известно, что в последние годы российские международные автоперевозчики не только не сдают, но и усиливают свои позиции на собственном рынке. Но не хуже известно и то, что более продуктивной работе по-прежнему мешает не только привычная внешняя конкуренция…
- Это верно. В прошлом году произошло много важных событий, которые помогут нам трудиться более плодотворно. Прежде всего, увеличилось количество членов АСМАП и вырос рынок международных автоперевозок, опередивший по темпам роста многие отрасли народного хозяйства России. И то, и другое – свидетельство развития международных автомобильных перевозок, несмотря на все трудности, которые нам приходится преодолевать. Но проблем, без которых, как минимум, можно было бы обойтись, ещё много.
АСМАП, сотрудничая с властными структурами, стремится решить те проблемы, которые мешают автотранспортному бизнесу развиваться. За последнее время нам удалось добиться улучшения положения российских международных автоперевозчиков по нескольким направлениям.
Прежде всего, приняты некоторые предложения нашей ассоциации, направленные на дальнейшее сокращение простоев на погранпереходах. Руководители АСМАП неоднократно выступали на всех уровнях - на расширенных заседаниях и на коллегии в Таможенном комитете, в Госдуме и в Правительстве, рассказывая о колоссальных простоях на автомобильных погранпереходах, где сосредоточено слишком много контрольных служб, и о том экономическом ущербе, который тем самым наносится и нашим перевозчикам, и всей экономике России. Ущерб этот составляет около 100 млн долл. ежегодно. На АПП иностранных государств, например Финляндии, присутствуют только две службы - таможенная и пограничная, соответственно и простои транспорта там существенно ниже. На погранпереходе Торфяновка совместно с таможенными органами и Министерством транспорта мы провели первый эксперимент по сокращению числа контрольных служб. Теперь очередь за погранпереходом Бурачки.
Наконец, принята поправка в Налоговый кодекс о применении нулевой ставки НДС по импортным перевозкам. Нам пришлось не раз доказывать во властных структурах необходимость такого решения, и вот в конце концов удалось добиться его принятия. Поправка начала действовать с 1 января 2006 года.
- В прошлом году АСМАП исполнилось 30 лет. Что значимого сделано в последние годы, и в частности, в 2005 году?
- В прошлом году мы провели первый съезд АСМАП, подытожив 30-летие существования нашей Ассоциации, созданной в 1974 году. В 2004 году приняли новый устав, в котором в связи с образованием федеральных округов была предусмотрена организация наших филиалов в каждом из них. Новая форма работы филиалов и региональных советов членов АСМАП оказалась эффективной - многие вопросы в регионах мы смогли решить с помощью представителей президента. А в 2005-м уже по новому уставу мы провели первый съезд, в ходе которого и разработали стратегический план развития на 2006 год. В планах на 2005-2009 годы АСМАП предполагает реализовать программу «Повышение конкурентоспособности российских международных автоперевозчиков». В неё вошли в том числе задачи по совершенствованию законов, которые касаются международных автомобильных перевозок, и сейчас мы налаживаем обратную связь с депутатами не только Федерального, но и региональных законодательных собраний.
Многое сделано в регионах по вопросу снижения налога “на лошадиную силу”, и теперь в ряде регионов международные автоперевозчики получили льготное налогообложение по сравнению с внутренними перевозчиками. Учитывая, что мы оплачиваем дорожные сборы за рубежом и 50 % пробега наших автомобилей осуществляется по иностранной территории, с нас нелогично брать налог так, как если бы мы работали только на российских дорогах. Там, где наши перевозчики грамотно поставили вопрос о двойном налогообложении в местных думах и законодательных собраниях, нас поддержали, поскольку мы смогли доказать, что за иностранную территорию перевозчик не должен уплачивать внутри страны дорожный налог. АСМАП в таких вопросах всегда помогает перевозчикам статистикой, аналитическими материалами, чтобы они могли ставить вопрос в местных думах не столько эмоционально, сколько аргументированно.
- Всё это примеры упорядочивания российского законодательства. А каковы успехи АСМАП в сфере международного права?
- В прошлом году в первом чтении принят закон о внесении изменений в Трудовой кодекс – тем самым будет решена проблема выплаты суточных водителям-международникам.
Разработан и передан в Госдуму проект закона о внесении изменений в главу 11 Кодекса об административных правонарушениях, ужесточающий ответственность иностранных нарушителей правил международных автоперевозок.
Совместно с Минтрансом и МИДом нам удалось добиться послабления режима выдачи виз для водителей – 14 октября водителей-международников включили в список для упрощённой выдачи виз, являющийся приложением к соглашению между Европейским Союзом и Российской Федерацией. Теперь наши водители будут получать многократные годовые визы во все страны ЕС, необходимость их выдачи будет подтверждать АСМАП (для иностранных водителей – национальные ассоциации международных автомобильных перевозчиков).
Несколько раньше было подписано соглашение между Германией, Францией и Италией о выдаче нашим водителям многократных виз на пятилетний срок. Франция и Италия это соглашение парафировали, а Германия пока нет. К сожалению, у немцев есть на это некоторые причины. Мы приглашали руководителей консульского управления Германии в ассоциацию и очень подробно обсуждали все накопившиеся вопросы. Здесь и были высказаны замечания. В Германии очень чётко контролируют исполнение всех визовых режимов, и именно их чаще всего нарушают наши водители, оставаясь на территории страны дольше оговорённого срока. В результате перевозчику без объяснений отказывают в выдаче визы (в общепринятой международной практике государство и консульство не обязаны сообщать заявителю, по каким причинам не выдаётся виза). Всё это ещё раз подтверждает необходимость качественной подготовки водителя-профессионала.
Нам приходится защищать интересы наших перевозчиков как внутри государства, так и в рамках Международного союза автомобильного транспорта, тем более что ассоциация давно и очень активно сотрудничает с этой влиятельной международной организацией. На последней сессии меня в четвёртый раз избрали членом президиума МСАТ, и я считаю, что это означает признание авторитета АСМАП. Уже несколько десятилетий в структуре Союза существовал Комитет связи с ЕС, по нашей инициативе аналогичная структура была создана для стран СНГ, и теперь мы участвуем в работе Комитета связи МСАТ с СНГ. Кроме того, мы добились, чтобы АСМАП стал ассоциированным членом Координационного транспортного совещания министров транспорта стран СНГ.
- Юрий Сергеевич, уже несколько лет тянется история с упорядочиванием взвешивания транспортных средств на дорогах. Ни для кого не секрет, что за время одного рейса на разных пунктах взвешивания одна и та же машина «весит» по-разному. В Беларуси уже выдают так называемый международный сертификат взвешивания, который позволяет избежать обмана и взимания незаконных платежей при выполнении этой процедуры. Долго ли белорусам оставаться в одиночестве?
- Ассоциация активно участвовала в подготовке Соглашения о введении международного сертификата взвешивания транспортных средств, подписанного министрами транспорта стран СНГ. Соглашение, безусловно, минимизирует злоупотребления со стороны тех “весовщиков”, которые путают свой и государственный карман. Сегодня, например, на трассе Санкт-Петербург – Москва автопоезда взвешивают чуть ли не 4-5 раз, а наши предложения сводились к тому, чтобы эта процедура проводилась один раз, на границе. Если обнаружен перевес, водитель должен сразу внести плату за весь маршрут, указанный в его путевой документации. Вот тогда не будет злоупотреблений, сократится время доставки груза, а деньги будут поступать в бюджет России и направляться на развитие и совершенствование наших дорог. Сейчас Соглашение ратифицировано Беларусью, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном, Кыргызстаном. К сожалению, Россия его до сих пор не ратифицировала.
- При общей положительной динамике работы российского транспорта – какова сейчас конкурентная ситуация на российском рынке перевозок в/из третьих стран? Как регулируется доступ на этот рынок иностранных перевозчиков?
- В 2005 году удельный вес российских международных перевозчиков на транспортном рынке России повысился. Если раньше, в первую очередь из-за ограниченного количества подвижного состава, наша доля на рынке едва превышала 25 %, то сегодня эта цифра достигла 39 %. Прирост объёмов перевозок у иностранных международных перевозчиков составил 5 %, у российских – 8,5 %. Удалось добиться некоторого уменьшения доли перевозчиков третьих стран - во многом благодаря поддержке Министерства транспорта (И. Левитин дал конкретные указания о сокращении перевозок, противоречащих двусторонним соглашениям с другими странами). И всё-таки проблема государственного регулирования в этой области по-прежнему остра: иностранные перевозчики не платят на территории России ни дорожных сборов, ни налогов. А вот наш перевозчик создаёт рабочие места, платит налоги и инвестирует в развитие бизнеса. Замечу, что иностранные государства выделяют для перевозчиков третьих стран единицы разрешений, и то в исключительных случаях. А у нас такие страны, как Украина и Беларусь, требуют чуть ли не 20-25 тыс. разрешений, что противоречит двусторонним соглашениям. Таким образом, защита рынка от засилья конкурентов из третьих стран – один из принципиальных вопросов, который наши перевозчики справедливо ставят перед руководством страны.
- Вы отметили, что до недавнего времени отставание российских перевозчиков от зарубежных коллег было в немалой степени связано с нехваткой современного подвижного состава. Но ведь постановление № 147 решило эту проблему…
- Совершенно верно. Ассоциация активно помогала перевозчикам в реализации постановления правительства № 147, которое позволяет отсрочить уплату таможенных пошлин при приобретении автомобилей, соответствующих нормам Евро-3 и выше, на период их эксплуатации на международных перевозках. Благодаря этому появилась возможность обновить автопарк, ведь по сути дела 70 % наших машин соответствовало в лучшем случае нормам Евро-1, которые уже практически запрещено использовать в Европе. Сейчас у российских автоперевозчиков около 26 % парка соответствует нормам Евро-3, многие компании стали приобретать автомобили Евро-4, что резко повысило нашу конкурентоспособность.
- Наряду с уже освоенными рынками международных перевозок в последнее время появляются и новые, где у автомобилистов – непочатый край работы. В частности, Китай, с его невероятными темпами роста экономики. Завершившийся 17 октября в Брюсселе пробег «3В» – разовая акция, или за этим трансконтинентальным караваном последуют другие? Какова, по Вашему мнению, перспектива у этого направления?
- В последние годы на дальневосточном направлении открылось огромное поле деятельности для международных автоперевозчиков не только нашего, но и других государств. Во время встречи президента России с премьер-министром КНР было подписано соглашение, которое определило пути развития экономических отношений наших стран. Оба руководителя поставили задачу в 4 раза увеличить товарооборот между Китаем и Россией. Китайские предприниматели заинтересованы экспортировать свои товары в Россию и транзитом через Россию в Европу, используя автомобильный транспорт.
Роль международного автомобильного транспорта действительно огромна. Сегодня он обеспечивает примерно 25 % внешнеторгового оборота России по стоимости товаров. Эта цифра столь велика, потому что мы везём в несколько раз более ценные грузы, чем другие виды транспорта. Нам доверяют такие грузы ещё и потому, что каждый автомобиль напрямую везёт груз от производителя потребителю. Ну и, конечно, большую роль играет скорость доставки. Её средняя величина на разных видах транспорта (включая перевозку, неизбежные простои, таможенное оформление и другие необходимые процедуры) составляет: автомобильным транспортом – 16 , железнодорожным – 8, морем – 4 км/час. В том, чтобы быстрее доставить груз и получить деньги, особенно заинтересован активно развивающийся малый и средний бизнес, который не может замораживать большое количество оборотных средств. Так что автомобильные перевозки становятся все более популярными.
Уже сейчас правительство, таможенная служба, Минэкономразвития ведут работу по расширению погранпереходов на границе с Китаем. Наша ассоциация, например, предложила открыть новый погранпереход в Сибирском федеральном округе, соединив Горный Алтай России с Горным Алтаем Китая. Тем более что китайская сторона уже внесла в свой пятилетний план строительство дороги к границам России (сейчас автоперевозки в Китай идут через Монголию, Казахстан, через Читинскую область). Здесь нашей стране предстоит модернизировать и строить подъездные дороги к АПП, а Китай, в свою очередь, уже заявил о готовности за свой счёт улучшить дорожные условия на погранпереходах Забайкалья.
Активно идут переговоры о том, чтобы наши международные автоперевозчики могли проехать вглубь Китая, а также транзитом - в Корею. Это очень важный момент, поскольку любые перевалки на границе снижают конкурентоспособность автомобильного транспорта и увеличивают сроки доставки грузов.
Для популяризации международных перевозок и транзитного потенциала России мы совместно с Минтрансом и МСАТ в 2004 году осуществили, можно сказать, исторический автопробег от Лиссабона до Владивостока. А в сентябре 2005 года вместе с китайскими, казахскими, польскими, латвийскими и литовскими коллегами участвовали в автопробеге Пекин – Брюссель. Тем самым мы показали мировому сообществу возможность доставки китайских грузов транзитом через территорию России (тем более что морские порты в Европе уже перегружены), что, безусловно, было бы экономически выгодно для нашего государства. Задача АСМАП – помочь российским автоперевозчикам занять в этом транзите достойное место.
В начале сентября 2005 года несколько руководителей предприятий-членов АСМАП и представителей Администрации в составе делегации Сибирского федерального округа (СФО) участвовали в Международной внешнеторгово-экономической ярмарке в китайском городе Урумчи, где рассказали китайским предпринимателям о возможностях транзитных перевозок через Россию. А на встрече с руководством администрации Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) речь шла о необходимости открытия прямого автомобильного сообщения между Россией и Китаем на участке границы, проходящей по территориям Республики Алтай и СУАР. Строительство такой автомобильной дороги даст мощный импульс всестороннему развитию российско-китайского сотрудничества, позволит обеспечить перевозку товаров автомобильным транспортом через этот погранпереход примерно на 2,5-3 млрд долларов США больше, чем сейчас. То есть это приблизит решение той задачи, которую поставили наши руководители, – увеличить в 4 раза товарооборот между Китаем и Россией. Однако решение о строительстве автодороги должно быть принято на уровне правительств России и Китая.
- Одна из самых острых и болезненных проблем для автоперевозчиков – рост цен на топливо даже в такой стране, как Россия, располагающей практически неограниченными его запасами. Ставки фрахтов не поспевают за ростом цен на солярку, что сводит рентабельность транспортной работы на нет…
- В 2005 году состоялось очень серьёзное мероприятие – предупредительная акция протеста в связи с резким подорожанием топлива. Возмущение перевозчиков тенденцией дальнейшего роста цен достигло предела: во-первых, доля расхода топлива в себестоимости увеличилась до 35 %, тогда как в странах ЕС эта цифра не превышает 20 %; во-вторых, у нас, в нефтедобывающей стране, за последние два года цены на топливо увеличились в два раза, а в Европе, которая, за исключением нескольких стран, собственной нефти не имеет, на 30-40 %. Профсоюзы, обеспокоенные тем огромным ущербом, который наносится в первую очередь пассажирским, а также и всем остальным перевозчикам, организовали предупредительную акцию протеста, которую АСМАП безоговорочно поддержала и в организации которой приняла участие. И правительство услышало транспортников: вице-премьер А. Жуков выслушал все наши аргументы. В своей записке он подробно изложил, какие меры примет правительство по поставленным нами вопросам.
В числе других обсуждавшихся тем мы обратили внимание вице-премьера на то, что налоговые органы не возмещают перевозчикам НДС по импортным перевозкам, как это предусмотрено законом. Они требуют представления грузовой таможенной декларации, однако нужный документ не может быть нам выдан таможенными органами, поскольку это противоречит Таможенному кодексу. Тем самым перевозчиков вынуждали обращаться в суд. И вот, наконец, вопрос решён. По экспертным оценкам АСМАП, в результате этого решения издержки перевозчиков снизятся примерно на 17 млн долларов США в год, что в какой-то степени компенсирует рост цен на топливо.
Основная цель проведённой акции – остановить рост цен на топливо - была достигнута. Правительство провело переговоры с нефтяниками, и цены были заморожены до конца года. Сейчас в правительстве обсуждают вопрос об изменении налоговой системы для нефтяной отрасли, что в перспективе может остановить или даже снизить цены на топливо.
- Практика показывает, что в условиях бурного развития транспортного рынка стало остро не хватать не просто квалифицированных водителей, но прежде всего – квалифицированных водителей-международников, менеджеров международных автоперевозок, которые обеспечили бы гарантированную доставку в срок дорогостоящего груза «от двери до двери»…
- Проблема это не новая. И работаем мы над ней постоянно. В 2005 году АСМАП продолжала развивать свою сеть подготовки кадров. Первые учебные центры были созданы в начале 90-х в соответствии с выделенным нам Европейским сообществом по линии TASIS целевым траншем. Сейчас функционирует уже 13 учебных центров АСМАП, в которых за последние 5-6 лет подготовлено более 20 тыс. предпринимателей. Предъявив выданные дипломы, они получили лицензии Минтранса на осуществление международных автомобильных перевозок. В прошлом году в наших учебных центрах прошли подготовку более 7500 специалистов. Кстати, система обучения кадров дала нам возможность увеличить количество предпринимателей – членов АСМАП, и на первом съезде перевозчиков мы приняли в Ассоциацию около 150 новых членов.
Сейчас по просьбе перевозчиков мы готовим водительский состав для международных автомобильных перевозок. Понятно, что водитель-международник должен обладать более широкими знаниями, чем водитель на внутренних перевозках. Ему надо знать все межправительственные соглашения между государствами, с которыми мы сотрудничаем в вопросах международных перевозок, и все конвенции, поскольку они, во-первых, превалируют над внутренним законодательством, а во-вторых, конвенция – это, по сути дела, юридический документ, защищающий российских перевозчиков на территории иностранных государств. В связи с тем, что мы осуществляем перевозку грузов по карнетам TIR (что даёт возможность без таможенных досмотров пересекать границы), водитель должен знать все положения этой конвенции, чтобы уметь грамотно заполнять карнет TIR, другие грузосопроводительные документы, осуществлять контроль при погрузке и разгрузке автомобиля вместе с таможенными органами, не допустить контрабандного провоза товаров. Обеспечить подготовку водителей, соответствующих этим повышенным требованиям, – такая задача стоит перед ассоциацией и в 2006 году.
В прошлом году мы активно использовали наш учебно-оздоровительный комплекс “Олимп” в Светлогорске, где 350 перевозчиков смогли одновременно пройти обучение, отдохнуть и поправить здоровье. Эти недельные курсы были очень неплохо восприняты перевозчиками – членами АСМАП, ведь теперь они имеют возможность хотя бы на недельку “оторваться”, отдыхая вместе с семьёй и получая необходимые знания. Полученные знания (особенно в части налогового законодательства, которое очень часто изменяется и дополняется) крайне необходимы нашим перевозчикам, чтобы они могли стабильно трудиться, не подвергаясь различным штрафам.
Сразу же после принятия нового Таможенного кодекса в учебных центрах проводится большая работа по обучению применению нового Таможенного кодекса. При подготовке этого закона была создана Рабочая группа с таможенными органами, с Торгово-промышленной палатой, представителями транспортного комплекса. Коллектив Ассоциации, администрация и правление АСМАП вместе с перевозчиками добились внесения в него около 600 поправок, которые поспособствовали снятию многих барьеров, тормозящих осуществление международных автоперевозок. А это немаловажно и для экономики страны.
- Юрий Сергеевич, каким будет нынешний год для АСМАП? Чего Вы ожидаете от ближайшего будущего?
- Ассоциация будет, как и прежде, работать. В 2006 году нам предстоит решать сложные задачи. Это и дальнейшее увеличение подвижного состава, и сокращение числа перевозчиков третьих стран, и совершенствование налогового законодательства, и снижение всех транспортных издержек.
Ещё раз желаю нашим перевозчикам всегда зелёного света. И если он наконец будет включён правительством, думаю, мы сможем обеспечить удвоение ВВП – то есть выполнить задачу, которую поставил перед народным хозяйством, перед всеми россиянами наш президент.
Записал Олег ЖАРКО