Производство "Троллейбусы: есть прорыв?"
Производство электрического городского транспорта в России за прошлый год выросло по сравнению с 2004-м почти в 2,2 раза. Одна из причин – увеличение спроса со стороны крупных муниципальных образований. В Белоруссии рост скромнее, но и здесь он без малого составляет 50 процентов.
Александр КАЛУГИН
Фото автора
Рост конъюнктуры на внутреннем рынке троллейбусов в определённой степени можно связать с увеличением возможностей трамвайно-троллейбусных депо по приобретению новой техники. Произошло это в силу появившихся у транспортных хозяйств денег в процессе реализации решений правительства по монетизации льгот. Бюджетные отчисления, переведённые на счета региональных транспортных компаний, многие перевозчики решили использовать на обновление подвижного состава.
Рост спроса на электрическую технику в России и странах Содружества подтверждается резким (более чем двукратным) увеличением выпуска троллейбусов на заводах в г. Энгельсе Саратовской области и непосредственно в Москве. Более чем на четверть улучшило количественные показатели выпуска готовой продукции РУП «МАЗ». И это при том, что львиная доля минских троллейбусов не остаётся в республике, а уезжает в крупные города России.
Примечательно и то, что некоторые заводы не просто увеличивали выпуск хорошо отлаженных моделей, но и осваивали новые. Так, вологодское ОАО «Транс-Альфа» подготовило опытный образец троллейбуса модели 5298-30АХ с возможностью автономного хода на участке протяжённостью не менее трёх километров. На этом же предприятии создали сочленённый низкопольный троллейбус модели 62151, у которого есть дистанционное управление съёмом и постановкой штанг на провода контактной сети. Новую продукцию осваивали и другие предприятия отрасли, о чём россияне узнают на некоторых специализированных выставках 2006 года. Есть надежда, что пара образцов будет представлена в разделе городского пассажирского транспорта на Международном Автотранспортном Форуме МАФ-2006, который пройдёт с 31 октября по 2 ноября на территории Всероссийского Выставочного Центра.
Сегодня, подводя итоги производства троллейбусов в 2005 году, можно констатировать, что отрасль находится на подъёме. За исключением уфимского БТЗ, все предприятия увеличили изготовление пассажирских машин на электрической тяге. Возможно, в нынешнем году в плюсе окажутся все без исключения. По крайней мере, предпосылки для этого есть. В течение минувшего года предприятиями России и Беларуси произведены необходимые работы по обеспечению высокого качества троллейбусов, в том числе и в соответствии с принятыми ранее решениями. Планы на 2006 год говорят о стремлении заводов увеличить выпуск подвижного состава на электрической тяге по заявкам потребителей из России и стран ближнего зарубежья.
Выпуск троллейбусов в странах СНГ
Предприятие-изготовитель |
2004 г. |
2005 г. |
Динамика, % |
Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я |
|||
АО «Троллейбусный завод», г. Энгельс Саратовской обл. |
124 |
400 |
+ 222,6 |
АО «Тушино-Авто», г. Москва |
55 |
205 |
+ 272,7 |
АО «Башкирский троллейбусный завод», г. Уфа |
97 |
85 |
– 12,4 |
АО «Транс-Альфа», г. Вологда |
58 |
70 |
+ 20,7 |
АО «Завод Трансмаш», г. Волгоград |
29 |
46 |
+ 58,6 |
АО «Трамвайно-механический завод», г. Санкт-Петербург |
7 |
- |
- |
Российские заводы суммарно |
370 |
806 |
+ 117,84 |
Р Е С П У Б Л И К А Б Е Л А Р У С Ь |
|||
ПО «Белкоммунмаш», г. Минск |
240 |
250 |
+ 4,17 |
РУП «МАЗ» |
39 |
41 |
+ 7,89 |
Белорусские заводы суммарно |
278 |
291 |
+ 4,68 |
Итого по всем предприятиям РФ и РБ |
926 |
1388 |
+ 49,89 |