Производство "Троллейбусы: есть прорыв?"


 

Производство электрического городского транспорта в России за прошлый год выросло по сравнению с 2004-м почти в 2,2 раза. Одна из причин – увеличение спроса со стороны крупных муниципальных образований. В Белоруссии рост скромнее, но и здесь он без малого составляет 50 процентов.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Рост конъюнктуры на внутреннем рынке троллейбусов в определённой степени можно связать с увеличением возможностей трамвайно-троллейбусных депо по приобретению новой техники. Произошло это в силу появившихся у транспортных хозяйств денег в процессе реализации решений правительства по монетизации льгот. Бюджетные отчисления, переведённые на счета региональных транспортных компаний, многие перевозчики решили использовать на обновление подвижного состава.

Рост спроса на электрическую технику в России и странах Содружества подтверждается резким (более чем двукратным) увеличением выпуска троллейбусов на заводах в г. Энгельсе Саратовской области и непосредственно в Москве. Более чем на четверть улучшило количественные показатели выпуска готовой продукции РУП «МАЗ». И это при том, что львиная доля минских троллейбусов не остаётся в республике, а уезжает в крупные города России.

Примечательно и то, что некоторые заводы не просто увеличивали выпуск хорошо отлаженных моделей, но и осваивали новые. Так, вологодское ОАО «Транс-Альфа» подготовило опытный образец троллейбуса модели 5298-30АХ с возможностью автономного хода на участке протяжённостью не менее трёх километров. На этом же предприятии создали сочленённый низкопольный троллейбус модели 62151, у которого есть дистанционное управление съёмом и постановкой штанг на провода контактной сети. Новую продукцию осваивали и другие предприятия отрасли, о чём россияне узнают на некоторых специализированных выставках 2006 года. Есть надежда, что пара образцов будет представлена в разделе городского пассажирского транспорта на Международном Автотранспортном Форуме МАФ-2006, который пройдёт с 31 октября по 2 ноября на территории Всероссийского Выставочного Центра.

Сегодня, подводя итоги производства троллейбусов в 2005 году, можно констатировать, что отрасль находится на подъёме. За исключением уфимского БТЗ, все предприятия увеличили изготовление пассажирских машин на электрической тяге. Возможно, в нынешнем году в плюсе окажутся все без исключения. По крайней мере, предпосылки для этого есть. В течение минувшего года предприятиями России и Беларуси произведены необходимые работы по обеспечению высокого качества троллейбусов, в том числе и в соответствии с принятыми ранее решениями. Планы на 2006 год говорят о стремлении заводов увеличить выпуск подвижного состава на электрической тяге по заявкам потребителей из России и стран ближнего зарубежья.

 

Выпуск троллейбусов в странах СНГ

 

Предприятие-изготовитель

2004 г.

2005 г.

Динамика, %

Р О С С И Й С К А Я     Ф Е Д Е Р А Ц И Я

АО «Троллейбусный завод»,

г. Энгельс Саратовской обл.

124

400

+ 222,6

АО «Тушино-Авто», г. Москва

55

205

+ 272,7

АО «Башкирский троллейбусный завод»,

г. Уфа

97

85

– 12,4

АО «Транс-Альфа», г. Вологда

58

70

+ 20,7

АО «Завод Трансмаш», г. Волгоград

29

46

+ 58,6

АО «Трамвайно-механический завод»,

г. Санкт-Петербург

7

-

-

Российские заводы суммарно

370

806

+ 117,84

Р Е С П У Б Л И К А     Б Е Л А Р У С Ь

ПО «Белкоммунмаш», г. Минск

240

250

+ 4,17

РУП «МАЗ»

39

41

+ 7,89

Белорусские заводы суммарно

278

291

+ 4,68

Итого по всем предприятиям РФ и РБ

926

1388

+ 49,89