Автосервис "Для эффективной работы сервисных служб"


 

Юрий ПОЛЯКОВ

Фото автора

 

Суровые реалии российского рынка автосервисного оборудования заставляют многих представителей бизнеса, заинтересованных в повышении объёмов продаж, а также расширении дилерской сети, обращать всё большее внимание на качество предоставляемых услуг. В этих условиях важное значение приобретает комплексная реализация мер, направленных на развитие конкурентоспособной, а в будущем – и экспортно-ориентированной индустрии современных средств для проведения техобслуживания и ремонта автотехники. Определённые возможности ознакомления с новинками рынка подобной продукции получили посетители одной из московских выставок указанной тематики, состоявшейся нынешней весной.

 

Ремонтники будут довольны

В составе экспозиции была представлена продукция, наиболее перспективная для реализации предприятиям сферы автотехобслуживания: авторемонтное и сервисное оборудование и инструмент, запчасти и комплектующие.

Специалистами торгового дома «Гема», официального поставщика продукции фирмы «Сhicago Pneumatic», была продемонстрирована последняя разработка этой компании – шлифовальная машинка СР 7500. Новинка пополнила ряд представителей серии SMART (Small Area Repair Technique) для выполнения локального ремонта. СР 7500 комплектуется шлифовальным кругом диаметром 51 мм. Частота вращения регулируется нажатием на рукоятку и может варьироваться в широких пределах. Машинка подойдёт для работы в местах с ограниченным доступом. Отвод отработанного воздуха происходит в сторону от обрабатываемой поверхности, не подвергая её загрязнению. В целях обеспечения дополнительной безопасности ремонтника машина оборудована защитным кожухом, наполовину закрывающим шлифовальный круг.

Существенному расширению возможностей ремонта двигателей способствует оборудование швейцарских специалистов, представленное на стенде компании «Мотортехнология». В частности, идёт речь об изделиях под торговой маркой Mira. Одной из последних разработок фирмы «Mira Minelli AG» стала рабочая станция НМХ-2000, укомплектованная машиной VGX-21 для обработки и вырезания сёдел клапанов на головках блоков цилиндров двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков. По сравнению с машиной VG-91 модель VGX-21 отличается более высокой жёсткостью фиксации сферы шпинделя за счёт использования гидрозажима. При этом сам процесс резания выполняется профильным резцом повышенной жёсткости.

На выставочной площадке группы компаний «Мастер Инструмент» были продемонстрированы изделия итальянской фирмы Nordberg. Прежде всего обращала на себя внимание покрасочно-сушильная камера. Её основными конструктивными элементами являются кабина, генераторная группа и фильтрационная система. Стены камеры представляют собой сэндвич-панели, состоящие из окрашенных порошковым методом стальных листов, а также негорючего наполнителя (минеральная вата).

В режиме покраски свежий воздух, поступающий из внешнего пространства, проходит предфильтр, нагревается теплообменником до заданной температуры, подаётся в потолочную часть камеры и проходит через потолочный фильтр. Воздух распределяется равномерным потоком через камеру от потолка к полу со скоростью примерно 0,25 м/с. Затем загрязнённый воздух проходит через напольные фильтры, после чего попадает в агрегат вытяжки (если он предусмотрен комплектацией) и пропускается через фильтр вытяжки. Далее воздух выбрасывается во внешнюю среду. В режиме сушки воздух циркулирует по кругу, не забирая свежий воздух из атмосферы, и при этом его температура поддерживается на заданном уровне. Время сушки задаётся таймером. По окончании указанного процесса горелка отключается, после чего начинается режим охлаждения. По усмотрению оператора выполняется продувка камеры воздухом.

Рабочая станция HMX-2000

 

В помощь диагносту

На стенде компании «АмЕвро» можно было ознакомиться с изменениями, произошедшими в модельной линейке стробоскопов, которые служат для проверки и регулировки углов опережения зажигания на автомобилях с бензиновым двигателем. На смену выпускавшимся ранее фирмой «ОТС» моделям 3376 и 3377 пришли соответственно 3365 и 3367. Обе они внешне отличаются своим пластиковым корпусом, имеющим вполне эргономичный дизайн. Рукоятка каждого из приборов теперь более адаптирована под захват кисти руки. В отличие от своей предшественницы модель 3365 дополнена функцией регулируемой задержки срабатывания, необходимой при измерении угла опережения зажигания. Что касается модели 3367, то с её созданием теперь появилась дополнительная возможность измерения частоты вращения коленчатого вала как четырёх-, так и двухтактных бензиновых двигателей.

Новгородские разработчики из фирмы «Гост К» обновили интерфейс программного осциллографа «ОСА», который стали выпускать под наименованием «ОСА 4/2». Теперь прибор имеет возможность синхронизировать сигналы напряжения вторичной цепи и помечает их по цилиндрам двигателя с помощью отдельного датчика синхронизации, поставляемого в качестве дополнительной опции. Кроме того, с помощью специального кабеля обновленный осциллограф может подключаться к системам «DIS». В дальнейшие планы новгородских специалистов входит доработка прибора по ряду позиций, что ещё больше расширит сферу его применения.

В составе экспозиции компании «ТехноАльянс» также оказалось несколько перспективных образцов. К их числу, в частности, можно отнести мобильную стойку SMO-3000 для анализа эмиссии отработавших газов двигателя. Она оснащена дымомером, микропроцессорным модулем, мини-принтером и блоком питания. Дополнительно стойка может быть укомплектована монитором и клавиатурой. Указанный прибор осуществляет регистрацию основного нормируемого параметра – дымности, а также коэффициента ослабления светового потока, выраженного в процентах. Возможно и расширение выполняемых функций путём дооборудования четырёхкомпонентным газоанализатором.

В настоящее время существует достаточно большое количество стендов, позволяющих выполнять регулировки углов установки колёс, то есть их развала и схождения, причём с достаточно высокой точностью. Однако даже при наличии одинакового оборудования конечные результаты могут существенно расходиться. После выполнения указанной процедуры одним мастером автомобиль имеет хорошую управляемость, да и шины меньше изнашиваются. По завершении же работ, осуществлённых другим специалистом, машину «тянет» в сторону, заносит на поворотах, да и срок службы покрышек значительно снижается. Основная причина заключается в наличии люфтов, по размеру превышающих точность регулировки. Поэтому опытный «развальщик» не начнёт свою основную работу до тех пор, пока не будут устранены все люфты в рулевых тягах, шаровых опорах и других элементах рулевого управления и подвесок. Конструкции же последних всё более усложняются, так что обнаружить имеющиеся люфты зачастую можно лишь с помощью специальных приборов.

Шиномонтажный стенд Artiglio Master

 

В этой связи следует отметить две модели люфт-детекторов, разработанные специалистами «Автотехснаба» совместно с учёными Южно-Уральского государственного университета. В частности, ДЛ-00З предназначен для проверки легковых автомобилей с нагрузкой на ось до 3 т, а ДГ-015 – для грузовиков с осевой нагрузкой до 15 т. При этом каждый из тестеров может быть установлен либо на смотровой канаве, либо на платформенном подъёмнике.

Работает челябинский прибор следующим образом. Автомобиль заезжает передними колесами на две пластины люфт-детектора. Далее включается гидростанция, и пластины начинают совершать возвратно-поступательные движения в горизонтальной плоскости. Таким образом удаётся имитировать нагрузки, испытываемые подвеской и рулевым управлением автомобиля. Управление осуществляется с помощью специального пульта.

Кстати, при диагностике подвески не используются ломы, молотки и другие случайные предметы. К тому же все необходимые операции производятся на нагруженной подвеске, что даёт более объективные показатели её состояния. Причём в некоторых случаях наглядность выполняемых операций настолько велика, что, посмотрев снизу на автомобиль, установленный на работающий люфт-детектор, можно заметить неисправность.

На стенде московской инжиниринговой группы «Weber MS» можно было познакомиться с целым рядом выполненных нововведений. Впервые на суд посетителей были представлены такие приборы собственного производства, как универсальный тестер давления топлива «WebTest» и приспособление для химической (без съёма форсунок) очистки топливной системы «WebCleaning I».

Тестер давления топлива «WebTest» представляет собой набор инструментов для замера давления топлива в механических и электронных системах впрыска двигателей. Надёжность и точность измерений обеспечивает находящийся в обрезиненном корпусе манометр немецкого производства. Работу диагноста значительно облегчает наличие градуированной шкалы с ценой деления 0,1 бар и нанесёнными цветными секторами. Грамотный с точки зрения российских климатических особенностей подбор комплектующих тестера позволяет эксплуатировать его при температурах окружающего воздуха -40…+60 °С и атмосферном давлении 650-800 мм рт. ст. Универсальность применения тестера обеспечивает набор переходников.

Ещё одной новинкой российского рынка стал тестер-имитатор сигналов автомобильных датчиков SMC-115, изготовленный ООО «Юнисов-Сервис». Предназначенный для проведения диагностики и тестирования электронных автомобильных систем, прибор способен имитировать сигналы от различных датчиков и блоков.

В разделе диагностического оборудования выделялся стенд виброконтроля и балансировки колёс Hunter GSP 9700, продемонстрированный специалистами компании «Инжтехсервис». Оснащение стенда позволяет выполнять «тест-драйв» колеса. В ходе выполнения этой процедуры прижимной ролик с чувствительным элементом давит на колесо усилием до 6,3 кН, что необходимо для выявления причин некоторых вибраций.

В ряде случаев после установки новой шины она может не до конца «сесть» на обод колеса из-за его мелких повреждений, что проявится в неправильной балансировке колеса. Усилие прижимного ролика может помочь в установке шины на её место, что исключает возникновение ошибок при балансировке.

Помимо этого, с помощью стенда GSP 9700 можно проверить торцевое и радиальное биение колеса как с шиной в сборе, так и без неё. Наличие данной функции устраняет необходимость применения стрелочных индикаторов или проверки биения «на глаз».

В качестве стандартной предлагается балансировка с помощью грузиков. При этом зачастую используется комбинация грузиков, прикрепляемых обычным способом и приклеиваемых к колесу. Ведь только последние из них могут быть установлены на колесе точно в требуемом месте.

Благодаря оснащению стенда системой «Servo Stop» удаётся отслеживать и возвращать установленное на стенде колесо в нужное положение. Причём колесо останавливается именно в том положении, которое требуется для точной установки приклеиваемого грузика. К тому же система «Servo Stop» постоянно отслеживает отклонение колеса на стенде и возвращает его обратно, что важно в том случае, если его, например, сильно толкнули рукой.

Обращает на себя внимание и автоматизированная измерительная система «Double Dataset», измерительные элементы которой позволяют определить величину бокового и радиального биения колёс, а также уменьшить вероятность возникновения ошибки при выборе позиции установки грузиков.

 

В целях облегчения шиномонтажа

На площадке ООО «АСС», представляющей в России интересы итальянской фирмы Corghi, можно было ознакомиться с новым стендом Artiglio Master, позволяющим автоматизировать процесс шиномонтажа колёс, диаметр которых не превышает 1020 мм. Скорость вращения рабочего стола находится в диапазоне 6-18 об/мин. Следует отметить и возможность автоматической загрузки колеса на рабочий стол.

Должное внимание посетителей обращал на себя шиномонтажный стенд Ш515Е, демонстрировавшийся специалистами ЗАО «Челябинская производственная коммерческая фирма «Автотехснаб». Управление стендом производится с помощью дистанционного пульта. Возможность регулирования усилия зажимного устройства способствует предотвращению деформации или разрушения алюминиевых, а также тонкостенных дисков. Гидрозамок, установленный на гидроцилиндре зажимного устройства, обеспечивает блокировку колеса даже при отключении напряжения питания. Универсальные кулачки зажимного устройства надёжно удерживают колёса. К тому же конструкция стенда позволяет выполнять монтаж как камерных, так и бескамерных шин. Диапазон диаметров ободов колёс при этом составляет 14-26 дюймов. Конструкция рамы позволяет выполнять его монтаж без фундамента: достаточно установить его на ровную площадку и подключить к электросети. Система гидравлики и электросхема выполнены на базе компонентов итальянского и немецкого производства.

Повышение качества сервисного обслуживания и выполнения ремонтных работ невозможно без реализации мероприятий по дальнейшему совершенствованию оборудования, применяемого для указанных целей. Практическое внедрение новых разработок будет способствовать развитию в России рынка специализированного оснащения для предприятий автосервиса и ремонтных организаций.