Дороги "Белорусский весовой контроль: пущать не велено!"


В этой транзитной стране уже столько разумных транспортных законов принято, что перевозчики, будь они немного наивнее, могли бы и поверить, что здесь наступил транзитный рай…

 

Юлия БЕККЕР

 

В последнее время то в России, то в Украине, то ещё где на очередном совещании транспортников нет-нет да и проскочит: вот белорусы – молодцы, транспортное законодательство у них – впереди планеты всей, допустимые весовые параметры на дорогах – почти как в Европе, а международный сертификат взвешивания они первыми из всех стран не просто ратифицировали, но и отпечатали и уже чуть ли не выдают транспортникам.

Да вот беда – гладко только на бумаге. В реальной же жизни и на реальной дороге проблема так называемого превышения допустимых весовых параметров в Беларуси осталась там же, где и была… 

 

Сладкий вкус дорожной мзды

Департамент “Белавтодор” инициировал принятие постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь об отмене выдачи Транспортной инспекцией спецразрешений на границе для транспортных средств, имеющих превышение допустимой нагрузки на 10 %. Когда Минтранс уступит давлению дорожников и примет такое постановление (как это случилось с весенними ограничениями), для перевозчиков – и местных, и транзитных – вновь станут актуальными старые, хотя и немного подзабытые проблемы с расхождением показаний взвешивания и процедурой повторного взвешивания.

О вопиющих случаях вымогательства у перевозчиков платы за нарушение весовых параметров уже писано-переписано… И всё же приведем ещё несколько фактов.

В своём обращении в «БАМАП» генеральный директор компании “Нойман интертранспорт” В. П. Ложечник пишет:

Вынуждены в очередной раз информировать Ассоциацию о продолжающих иметь место фактах нарушений при организации взвешивания транспортных средств на постах весогабаритного контроля. В частности, 30 июня 2005 г. на посту взвешивания “Берестовица” было проведено взвешивание автопоезда нашего предприятия, выполняющего перевозку Германия – Россия. Согласно взвешиванию, общая масса автопоезда составила 37550 кг, в том числе по осям:

1 – 6400 кг;

2 – 9650 кг;

3 – 7250 кг;

4 – 7250 кг;

5 – 7000 кг.

По итогам взвешивания был выполнен расчёт платы за проезд и выдано разрешение на проезд ТКТС. По прибытии в Минск 1 июля нами было проведено контрольное взвешивание автопоезда на весах “Совавто-Минск”. Общая масса автопоезда составила 35100 кг, в том числе по осям:

1 – 6450 кг;

2 – 9400 кг;

3 – 6250 кг;

4 – 6600 кг;

5 – 6400 кг.

Разница во взвешивании – 2450 кг (!)».

Директор ООО “Жастин” А. С. Жавко в своём заявлении в Транспортную инспекцию Минтранса просит решить вопрос о возврате 131 150 бел. руб. (это составляет примерно 1 750 RUR), уплаченных водителем предприятия за превышение осевых нагрузок на автопоезде, который взвешивали 10 июля прошлого года при прохождении погранперехода “Козловичи”:

Так как на всех автомобилях нашего предприятия установлены датчики для определения осевых нагрузок, результаты взвешивания вызвали у нас большие сомнения, ведь нагрузки по всем осям были больше, чем по датчикам, общая масса была больше, чем суммарный вес автопоезда и вес груза по CMR.

В результате нашего обращения в РУП “Белдорцентр” было получено разрешение на контрольное взвешивание в ПВДС “Привольное”. Результаты контрольного взвешивания показали, что наши сомнения были не напрасны. Выяснилось значительное расхождение с результатами взвешивания в “Козловичах”.

Козловичи” (нагрузки по группам): 1 – 6800; 2 – 10260; 3 – 20520; общая масса – 37580;

Привольное”: 1 – 6520; 2 – 9840; 3 – 20200; общая масса – 36560.

На момент взвешивания в баках было одинаковое количество топлива – 60 л (мы готовы представить компьютерные распечатки оборудования FMS, которое установлено на автомашине и даёт возможность точно определить количество имеющегося топлива в любой день и час)”.

Факты проведения недостоверного весового контроля привел и заместитель директора ООО “Белинтертранс” А. П. Абрагимович:

Автопоезд нашего предприятия при выполнении перевозки Италия – Россия прошёл весовой контроль в пункте взвешивания “Козловичи”. По результатам вышло превышение на второй оси 1280 кг. Для оплаты и получения разрешения на проезд ТКТС автопоезд был направлен в пункт взвешивания “Федьковичи”. Усомнившись в результатах, мы получили разрешение в РУП “Белдорцентр” на повторное взвешивание. В результате все весовые параметры оказались в норме. Водитель заплатил 30950 руб. за проезд ТКТС из “Козловичей” в “Федьковичи”.

В другом случае наш автопоезд выполнял перевозку Россия – Нидерланды. Проходил весовой контроль в “Федьковичах” и “Козловичах”. По результатам первого взвешивания было зафиксировано превышение по общей массе и на три оси полуприцепа (водитель уплатил 307570 руб.). При взвешивании в “Козловичах” вышло превышение уже на вторую ось тягача. В обоих случаях имеется значительная разбежка общего веса с весом по документам (CMR-накладным и техпаспортам). На месте разгрузки в Голландии автопоезд был взвешен грузополучателем. Общий вес с разницей в 206 кг совпал с весом по документам”.

Автомобиль транспортной компании “Могилёввнештранс”, – сообщает её генеральный директор М. И.Ларченко, – выполнял перевозку 24 поддонов груза из Франции в Россию. До и после проведения загрузки во Франции автомобиль был взвешен, и результаты составили соответственно 13900 кг автомашины без груза и 33580 кг – с грузом, о чём свидетельствует французская квитанция взвешивания. Далее автомобиль проходил проверку весогабаритных параметров в Польше, где превышение допустимых весовых параметров установлено не было (допустимые осевые нагрузки проезда ТС в Польше и Беларуси одинаковы).

В пункте взвешивания “Козловичи” автомобиль был задержан по причине превышения допустимых весовых параметров: была превышена нагрузка на вторую ось тягача при общей массе ТС с грузом 34520 кг. Таким образом, разница по общему весу ТС с грузом между французской квитанцией взвешивания и квитанцией взвешивания в Беларуси составила 940 кг. Следует отметить, что автомашина оснащена одним топливным баком ёмкостью 560 л и взвешивание во Франции производилось с полным топливным баком, а взвешивание в Беларуси с наличием лишь 50-60 л.

Водитель обратился с просьбой о проведении повторного взвешивания, в чём ему было отказано старшим смены пограничных нарядов в связи с тем, что автомашина не может повторно проследовать через зону пограничного контроля.

Провести повторное взвешивание в пункте “Федьковичи” не удалось, так как существующие инструкции (по комментариям старшего смены пункта взвешивания и оперативного дежурного РУП “Белдорцентр”) не позволяют этого сделать. В результате всех мытарств и разбирательств автомобиль простоял около трёх суток, что повлекло финансовые потери в размере 540 EUR, а также срыв установленных сроков доставки груза. Указанный случай в последнее время не является единичным”. 

Больше всего претензий у перевозчиков по поводу отсутствия процедуры повторного взвешивания на погранпереходе “Козловичи”. Вот к чему это приводит. 

Из обращения в Минтранс и БАМАП генерального директора ТЭП “Белгрузавтотранс” А. А. Карнейчика: 

Наш автомобиль следовал с грузом полистирола в мешках на палетах из Германии в Минск на завод “Атлант”. Вес груза брутто согласно CMR – 22480 кг. При взвешивании в “Козловичах” нагрузка на вторую ось тягача составила 10500 кг. Мы имеем возможность собственными силами переместить часть груза из передней части полуприцепа в заднюю и таким образом избежать перегруза. (Автомашина идёт по экспортной декларации без Carnet-TIR, грузовой отсек не запломбирован.) Но для этого необходимо обеспечить процедуру повторного взвешивания, которая до сих пор в “Козловичах” не осуществляется.

Таким образом, наш водитель, переместив груз, не может повторно попасть на весы, так как ему необходимо повторно проходить пограничный контроль, а этого ему не разрешают”.

 

От перестановки мест слагаемых…

В прошлом году функции постов весогабаритного контроля РУП “Белдорцентр” в автодорожных пунктах пропуска через границу страны переданы Транспортной инспекции. Признаться, это поначалу вселяло надежду. Но в ответ на мою наивную радость замдиректора одного из предприятий лишь мудро усмехнулся:

- Изменилась только ведомственная принадлежность. Специалисты на постах свои принципы и подходы в работе сохранили, весы остались те же. От перестановки мест слагаемых только ставки поборов... – и махнул в безнадёге рукой.

 

«На ваш запрос отвечаем…»

В письме в адрес Минтранса 20 июня прошлого года БАМАП подчёркивала необходимость разработки и утверждения схемы пропуска через государственную границу Беларуси лиц, транспортных средств и товаров для каждого пункта пропуска и просила поручить Транспортной инспекции подготовить предложения в ГТК и Госкомпогранвойск по технологии пропуска через государственную границу транспортных средств, обязательно предусмотрев процедуру проведения повторного взвешивания ТКТС.

Минтранс дал ответ, цитирование которого вряд ли будет интересно нашему читателю, поскольку подобных шедевров эпистолярного бюрократизма на своём веку он повидал немало: на двух страницах чиновных формулировок не содержится никакого ответа. В советские времена такие ответы называли отписками, а временами за них и довольно жёстко наказывали.

Я обратилась к начальнику Транспортной инспекции Минтранса Сергею Даниловичу с вопросом: «Предусматриваются ли меры по устранению причин, порождающих многочисленные нарекания международных автоперевозчиков в связи со взвешиванием автотранспортных средств на территории Республики Беларусь?». Через некоторое время был получен официальный ответ, который тоже не пролил свет на существующее положение дел. Работает надёжная схема: есть буква закона, и мы её чтим, а потому не может быть к нам никаких претензий. За щитом инструкций и норм чиновники не желают зрить в корень проблемы.

 

Кто виноват?..

Рассказывает заместитель директора “Инкофуд” Андрей Дудик:

- Перед отправкой продукции мы машину взвешиваем. Наши весы сертифицированы, допустимая погрешность – 40 кг на 50 т. И вот у нас она весит 36 т, в “Федьковичах” – 50 т. Если отнять от веса груза вес тягача и полуприцепа, получается, мы везём 4 т контрабанды. Взяли с собой представителей ОБЭП. Но их, видимо, в пункте в лицо знают, потому что мы проехали весы с ними – разница 12 кг. К слову, ОБЭП посмотрел техническую документацию на весы. Завод-изготовитель (весы были канадского производства) допускает погрешность 18 %, а вообще весы были предназначены для стран с жарким климатом. Но наши весовщики превзошли и погрешность завода-изготовителя.

Так в чём же дело? Может, в самих весах? Тогда где гарантия, что в “Козловичах”, например, они исправны?

Я задала этот вопрос начальнику управления транспортного контроля РУП “Белдорцентр” Здиславу Гайдуку, принимавшему непосредственное участие в разработке упомянутой методики выполнения измерений параметров автотранспортных средств. По словам Здислава Михайловича, всё весовое оборудование в Беларуси – самое современное и по всем правилам аттестованное. Так что нечего, мол, на весы пенять…

Добавим, что в Беларуси сейчас эксплуатируются весы не только импортного, но и отечественного производства. Последние уже почти год выпускаются на подведомственном департаменту “Белавтодор” смолевичском промышленном предприятии “Белдортехника”. Как сказал начальник коммерческого отдела РУП “Белдортехника” Валерий Хорошко, предприятие производит лишь сами конструкции весов, а датчики на них ставят импортные.

Валерий Владимирович подтвердил также, что все весы периодически проходят поверку Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. И хотя чисто теоретически нельзя сбрасывать со счетов возможность эксплуатации весов, не прошедших поверку, на практике это исключено, поскольку является грубейшим нарушением закона и может повлечь массу серьёзных неприятностей для эксплуатирующей организации.

 

…И что же делать?

Напомним, в настоящий момент рассматриваемая проблема, как любая хроническая болячка, к которой организм приспосабливается, особо не даёт о себе знать.

Заместитель директора департамента организации международных перевозок и экономического прогнозирования БАМАП Олег Пушкин отметил, что жалобы перевозчиков лились рекой, пока в конце минувшего года Транспортная инспекция не начала выдавать спецразрешения при превышении веса в пределах 10 %. С того времени большинство перевозчиков, чтобы не мотать нервы с повторным взвешиванием, рассчитываются за спецразрешение и едут дальше.

Если же Минтранс инициативу дорожников поддержит, таких перевозчиков просто не пропустят через границу. Это означает, что им придётся максимально приспосабливаться к ситуации, добиваясь решения вопроса о проведении повторного взвешивания в автомобильных пунктах пропуска.

В дирекции БАМАП рассматривалась возможность восстановления весового хозяйства на терминале “Брестгрузавтосервис”, с тем чтобы здесь проводилось повторное взвешивание и перевозчики могли осуществлять перемещение или частичную отгрузку груза в случае превышения весовых параметров транспортного средства. Однако вопрос был закрыт, поскольку его решение требует значительных финансовых затрат.

Порядок проведения повторного взвешивания тяжеловесных транспортных средств на постах весогабаритного контроля, расположенных в автодорожных пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь, был утверждён Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 16 сентября 2003 г. С тех пор практическое применение этого порядка никак не удаётся довести до логического завершения.

Согласно п.16.3 постановления итоговой коллегии Министерства транспорта и коммуникаций от 26 января текущего года, начальнику Транспортной инспекции С. Даниловичу предписано обеспечить разработку и согласование с ГТК и Госкомпогранвойск схемы пропуска АТС через автомобильные пункты пропуска, предусмотрев в них процедуру повторного взвешивания.

В соответствии с п. 20 того же постановления, с 1 марта сего года Транспортная инспекция должна была приступить к выдаче международного сертификата взвешивания. Хотя бы один белорусский перевозчик этот сертификат получил? Нет. Так зачем же была проделана большая целенаправленная работа с Минтрансом России по признанию им сертификатов, выданных в Республике Беларусь, хотя в России ратификация соглашения о введении единого сертификата взвешивания ещё не завершена?

Мыльный пузырь, направленный на создание благоприятного мнения о себе – да и только…