Форум "Власть поделится властью?"


В Москве состоялся отчетный съезд Союза транспортников России, на котором…

 

Олег ЖАРКО

 

25 апреля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся отчётный съезд Союза транспортников России. Мероприятие было организовано ТПП РФ, Союзом транспортников России совместно с Министерством транспорта РФ, при участии депутатов Государственной Думы ФС РФ и членов Совета Федерации ФС РФ.

По большому счёту, мероприятие это вполне протокольное, проводится оно ежегодно с момента образования Союза в 2003 году. Однако даже рутинная деятельность СТР, занявшего пустовавшую нишу своего рода посредника между государственной властью и частным бизнесом, ощутимо влияет на текущую и перспективную работу и неизбежно привлекает к себе пристальное внимание перевозчиков. На нынешнем же съёзде в зале помпезного особняка на Ильинке из уст облечённых властью руководителей федерального масштаба прозвучало несколько заявлений, которые принято называть сенсационными и которые дают возможность транспортникам несколько иначе взглянуть на перспективы своего бизнеса.

Впрочем, обо всём – по порядку.

 

Who is who?

Основное поле взаимодействия органов государственной власти и транспортного бизнеса – это прежде всего совершенствование законодательной правовой базы в транспортном комплексе. Для бизнеса важно, чтобы налоговая нагрузка, доступ к национальной грузовой базе, возможности обновления транспортных средств, административные, в том числе таможенные процедуры обеспечили возможность равноправного функционирования всех субъектов рынка, а также более приоритетные условия по сравнению с иностранными конкурентами.

Однако, не обладая правом законодательной инициативы, бизнес должен тесно сотрудничать с соответствующими законодательными и исполнительными органами государственной власти.

С другой стороны, главная задача государства – модернизация транспортной системы, и в первую очередь её инфраструктуры, с тем чтобы транспорт не стал тормозом социально-экономического развития страны.

Подготовленная Министерством транспорта Российской Федерации Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года одобрена Правительством Российской Федерации, разработана Стратегия развития транспорта России на период до 2010 года, реализуется с учётом текущих корректировок федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Одним словом, актуальных задач много, а их реализация предполагает привлечение, помимо государственных источников, средств частного капитала и соответственно побуждает властные структуры к конструктивному диалогу с бизнесом.

То есть государству нужен полноценный партнёр и оппонент в диалоге из среды транспортного бизнеса. Не тысячи толпящихся в многочисленных чиновничьих приёмных просителей и жалобщиков, а именно достойный партнёр. Нужен он и самому бизнесу – для максимально успешного продвижения своих интересов.

Даже самые авторитетные отраслевые ассоциации и союзы не в состоянии в одиночку существенно влиять на изменения в законодательстве, инвестиционную политику и практику государственного регулирования в транспортном комплексе.

Так что возникновение Союза транспортников России, востребованного, с одной стороны, интересами транспортного бизнеса, а с другой – государством, было лишь вопросом времени. Его учредили при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в 2003 году руководители общественных объединений на транспорте – президент  АСМАП Юрий Сергеевич Сухин, генеральный директор Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей Радий Михайлович Гурков, президент Союза российских судовладельцев Михаил Александрович Романовский, генеральный директор Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР» Александр Сергеевич Малов, президент ассоциации «Промжелдортранс» Александр Иванович Кукушкин.

Кстати, ключевые фигуры в этой партии выбраны, судя по всему, не случайно. Мнение патриарха российской политики и общественной жизни Евгения Максимовича Примакова не позволит себе не услышать госчиновник даже самого высокого ранга, равно как и руководитель мало-мальски стоящего транспортного предприятия. Да и президента Союза, первого в истории новой России министра транспорта, тоже представлять вряд ли кому стоит.

Сегодня в Союз транспортников России входят 24 отраслевых союза, ассоциации и организации, объединяющие около четырёх тысяч организаций и учреждений, в которых работают свыше 2,5 миллионов человек. А 25 апреля на съезде в Союз были приняты новые члены – ОАО "Первый автокомбинат имени Крауза", ОАО "Мострансагенство", ООО "Транспортно-экспедиторская компания "Альфа-Транс" и ООО "Русал".

Сегодня Союз транспортников России насчитывает 28 полноправных членов и 15 уполномоченных представителей Союза в регионах. Основная задача Союза – лоббирование интересов транспортников в правительстве и Госдуме. Координируя возможности каждой ассоциации и союза по взаимодействию с депутатским корпусом, транспортное сообщество России влияет на законотворческий процесс в ходе подготовки поправок к законопроектам, участвуя в парламентских слушаниях, круглых столах, координационных советах и рабочих группах экспертов. Как показывает практика, весьма эффективно…

 

 

Избыточные функции Минтранса?..

Итак, в работе съезда приняли участие люди, играющие далеко не последнюю роль в российской транспортной системе: президент ТПП РФ Е. М. Примаков, министр транспорта РФ И. Е. Левитин, председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников России В. Б. Ефимов, а также руководители профильных комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, ассоциаций и союзов транспортно-дорожного комплекса, представители академической и отраслевой науки, транспортных вузов, деловых и финансовых кругов.

- Транспорт очень часто сравнивают с кровеносной системой. Это действительно кровеносная система экономики, но при этом не стоит забывать, что когда говорят о кровеносной системе человека, следует помнить: если сосуды хрупкие или сосуды закупорены, то это часто приводит к необратимым последствиям и угрожает трагедией. Это же касается и транспортной системы, – отметил в своем приветственном слове президент ТПП РФ Е. М. Примаков. Все сбои в этой отрасли отрицательно скажутся на развитии страны в целом.

Глава Торгово-промышленной палаты России обратил внимание на то, что сегодня большое значение придаётся осуществлению общенациональных проектов, провозглашённых Президентом РФ В. В. Путиным:

- Мы все прекрасно понимаем, какое значение имеют сейчас те национальные программы, которые выдвинуты президентом. Это – не какое-то одноразовое финансовое вливание, речь идёт о разработке направлений, развитие которых может и должно придать социальную ориентацию всей нашей экономике. Это, как раньше говорили, всерьёз и надолго. А коль уж это так (а это так!), то транспортникам стоит очень внимательно посмотреть, что сделать для того, чтобы все программы функционировали и были бы претворены в жизнь. Для этого придётся корректировать те программы по транспорту, которые были приняты раньше.

Кроме того, Е. М. Примаков заострил внимание на проблеме тарифов:

- Повышение тарифа на 1 % увеличивает транспортную составляющую себестоимости продукции на 2,5 %. Это делает неконкурентоспособными наши товары. Министр И. Е. Левитин, выступая на заседании правительства, говорил о том, что только 3 % нашего населения на Дальнем Востоке может пользоваться авиатранспортом, потому что билет стоит 70 тысяч рублей. По его словам, повышение тарифа на транспортные услуги на 1 % приводит к увеличению составляющей транспортной себестоимости на 2,5 %.

- Сейчас в России пространственное развитие приобретает особое значение, – сказал Евгений Максимович. – И особое значение приобретает, главным образом, развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Если там не будут созданы условия, которые адекватны в какой-то степени условиям, существующим в европейской части России, то очень трудно говорить о пространственном развитии, о перемещении туда части нашего населения, об иммиграционной политике, которая тоже имеет значение и которая в первую очередь относится к перемещению в эти регионы людей из бывших республик Советского Союза.

Президент Торгово-промышленной палаты России положительно оценил тесное сотрудничество, которое сложились между Палатой и Министерством транспорта РФ, и подчеркнул двусторонний характер этого взаимодействия. Глава ТПП РФ высоко оценил работу СТР и Комитета Торгово-промышленной палаты России по транспорту и экспедированию.

В общем, коротко обозначив некоторые проблемные точки сегодняшней транспортной работы, по-восточному щедро умаслив высокой оценкой сотрудничество власти и общественных транспортных объединений, патриарх российской политики завершил своё выступление тем, что предложил министерству передать часть избыточных функций Союзу транспортников, ассоциациям.

Предложение было услышано, в зале стало ещё тише, чем было до этого, и Министру транспорта И. Е. Левитину пришлось выступать под пытливыми и заинтересованными взглядами бизнесменов, ожидающих его ответа.

 

Министр даёт добро

- Мы в прошлом году сделали вместе с вами очень многое, – сказал глава транспортного ведомства. – И теперь о транспортной отрасли заговорили по-другому. На недавно состоявшемся заседании правительства было принято решение считать развитие транспортной инфраструктуры, в том числе дорог, приоритетным. На недавней встрече с Президентом России я докладывал ему о том, что транспортная отрасль в целом обеспечила необходимый объём перевозок, который предъявлялся экономикой страны.

Положительных сдвигов много. Транспортная отрасль занимает четвёртое место в доле ВВП. На 20 % возросли вложения в основные фонды транспорта – это говорит о том, что бизнес поверил в развитие транспортной отрасли. Но основная наша проблема – это инфраструктура. Мы с вами сегодня, по сути, используем инфраструктуру, построенную в Советском Союзе. Мы её практически не наращиваем. Если ежегодный рост ВВП у нас 6 %, то транспортная инфраструктура должна прирастать на 10-12 %. Инфраструктура должна давать задел развитию экономики. К сожалению, сегодня мы прирастаем только на 1 %. Это говорит о том, что мы столкнёмся с ситуацией, когда развитие экономики не сможет быть успешным из-за того, что будет не развита инфраструктура. И сегодня это уже чувствуется в ряде крупных транспортных узлов.

Теперь – о тарифах. Президент и правительство ещё раз подчеркнули, что рост перевозок пассажиров связан с тарифами. Поэтому принято решение, которое позволит избежать того, чтобы население платило 100 % от стоимости билета. Для этого будет введено перекрёстное субсидирование. И в бюджетной заявке, которую мы подали в правительство, с 2007 года мы планируем начинать частичное перекрёстное субсидирование. То, что случилось на воздушном транспорте, когда лишь 3 % населения могут пользоваться этим видом транспорта и он превращается в элитный вид транспорта, говорит о том, что нужна демонополизация отрасли, нужно объединение авиакомпаний, нужны хорошие госзаказчики, и нужна, конечно же, совсем другая авиатехника. Мы сегодня с вами используем парк, также построенный в Советском Союзе. Поэтому я думаю, что мы все здесь вместе с вами должны подумать и о системе налоговых пошлин, о системе НДС, как это делают во всех развитых странах, на которые мы любим ссылаться, когда говорим, что нужно резервировать деньги, что они должны быть в ценных бумагах и т. д. и т. п. Мы с вами сегодня должны развивать инфраструктуру транспорта и передать её будущим поколениям. Потому что каждое поколение оставляло будущему поколению инфраструктуру транспорта и энергетики.

Я хочу также поддержать ваше предложение по передаче министерством и федеральными агентствами ряда функций, избыточных для нас, и мы готовы предложить поэтапно это делать уже в этом году. Мы выработаем схему передачи полномочий не просто ассоциациям. Мы хотели бы подписать договор с Торгово-промышленной палатой, и вы здесь, внутри Торгово-промышленной палаты, определили бы те ассоциации, которым мы будем передавать эти функции. Потому что мы считаем, что у чиновника и так достаточно проблем по развитию экономики страны (здесь – хочешь не хочешь, а придётся, как в пожелтевших газетах советских времён вставить сноску: аплодисменты – О.Ж.). А распределять и заниматься разрешительными функциями – это не главная забота чиновника. Поэтому, если вы поддержите, мы готовы начинать в этом году (снова аплодисменты, причём – бурные – О.Ж.) передавать часть полномочий.

…Откровенно говоря, буквально после окончания съезда я полюбопытствовал в пресловутой мировой паутине – как отреагировала на это заявление пишущая братия. Обстоятельных пресс-релизов нашёл всего два, и в обоих сказано дословно следующее:

«Министр транспорта России подчеркнул, что готов передать избыточные функции министерства Союзу транспортников России. По его словам, в 2006 году будет выработана схема передачи ряда функций и полномочий общественным организациям, и в частности Союзу транспортников России. Министерство готово подписать соответствующий договор в ТПП России. «Мы считаем, что у чиновников и так много проблем», – подчеркнул М. Е. Левитин. Он также отметил, что речь идёт о функциях, которые не требуют сертификации и лицензирования».

Я снова включил диктофон, но подтверждений последней фразе не нашёл. Ну, что ж, поживём – увидим, какой будет эта передача полномочий на деле – так, как написано в пресс-релизах, или так, как сказал министр…

В ходе съезда министр транспорта России вручил президенту Торгово-промышленной палаты РФ Е. М. Примакову медаль «За заслуги в развитии транспортного комплекса России». Вице-президент ТПП РФ С. Н. Катырин награждён Почётным знаком Министерства транспорта Российской Федерации. Отраслевые награды были вручены руководителям предприятий-членов Союза транспортников России.

 

На основе партнёрства

С отчётным докладом выступил президент СТР, председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию В. Б. Ефимов. Он напомнил присутствующим, что в 2005 году был утверждён стратегический и тактический план работы Союза, содержащий два основных направления деятельности. Одно из них связано с налаживанием взаимодействия с органами власти, в частности, с Госдумой и Советом Федерации, а также с Министерством транспорта России; с общественными организациями, в том числе с Торгово-промышленной палатой РФ; с администрациями и транспортными объединениями регионов. Второе направление работы Союза транспортников России связано с созданием благоприятных условий для товарных потоков, функционирования транспортных предприятий, повышения рентабельности этого вида деятельности, его конкурентоспособности и безопасности. Многие из указанных задач, сообщил В. М. Ефимов, удалось решить. В частности, был отработан механизм взаимодействия власти и бизнеса по созданию законодательно-правового поля, мотивирующего деятельность транспортного сектора экономики России. Для решения этой проблемы при Министерстве транспорта РФ был сформирован координационный совет, в который на паритетных началах входят представители министерства и транспортного сообщества. Совет работает в экспертном режиме. Кроме того, СТР наладил взаимодействие с Торгово-промышленной палатой РФ: ТПП оказывает союзу экспертную поддержку и лоббирует интересы транспортного сообщества при принятии законодательных актов. Также налаживаются взаимоотношения с Государственной Думой, в частности, было принято решение о создании в Государственной Думе рабочих групп по всем важным вопросам транспортного сектора. Президент СТР полагает, что в Государственной Думе необходимо создать комитет по транспорту и связи, как это было всегда и как это есть в других странах.

Один из важных инструментов продвижения интересов транспортного сектора экономики в области законотворческой деятельности – достигнутое Соглашение о взаимодействии СТР с политической партией «Единая Россия». В его рамках Союз организовывает поддержку партии «Единая Россия» на выборах в законодательные органы федерального и регионального уровней. Учитывая электоратный потенциал транспортников страны, эта партия включила в предвыборную программу решение ряда крупных транспортных задач на законодательном уровне с учётом мнения Союза транспортников России.

Глава Союза транспортников России отметил, что пока возможности Союза по установлению партнёрских взаимоотношений с органами власти используются недостаточно, кроме того, при создании законодательной базы слабо учитывается мнение администраций регионов Российской Федерации.

Выступает Игорь Левитин

 

В ходе своего выступления В. Б. Ефимов рассказал о работе Союза транспортников в сфере совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность транспортного сектора России. Прежде всего, эта работа была связана с внесением изменений в Налоговый, Таможенный, Земельный, Водный кодексы, а также с разработкой законов о транспортной безопасности, о дорожных фондах и проч.

Глава Союза транспортников России остановился на основных проблемах ряда отраслей транспортного сектора. Так, в сфере автомобильного транспорта не выработано стратегии его развития и функционирования. Важнейшей проблемой является практическое отсутствие в стране современного морского флота, а также старение оборудования и техники предприятий морского судоходства, а современный флот не торопится возвращаться под родной флаг. Требует своего решения и проблема строительства и ремонта автомобильных дорог.

В. Б. Ефимов затронул вопрос тарифного регулирования в стране и подчеркнул, что основная проблема в данной сфере связана с отсутствием в Российской Федерации чёткого законодательного регулирования. Как отмечалось на недавнем внеочередном (тарифном) съезде СТР, ценовой политикой в стране занимаются разрозненно и нескоординированно, зачастую при изменении цен той или иной монополии имеет место сговор между производителями или между производителями и государством.

Прошло и проходит ещё несколько отраслевых съездов, на которых обсуждается тарифная политика. Их итоги будут обсуждены в октябре на Всероссийской тарифной конференции, которую организует Торгово-промышленная палата.

Выход заключается в том, чтобы в течение двух лет ввести системное законодательное регулирование как монопольного, так и немонопольного сектора – такое, которое существует во всех странах с рыночной экономикой.

По мнению В. Б. Ефимова, министр транспорта сделал очень важное заявление о том, что именно Торгово-промышленной палате министерство передаст часть своих функций, а она, в свою очередь, делегирует их своим членам.

Президент Союза транспортников России отметил, что для развития российской экономики необходимо опережающее развитие транспортной инфраструктуры.

 

В работе съезда Союза транспортников России также приняли участие: заместитель министра транспорта РФ С. А. Аристов, президент АСМАП Ю. С. Сухин, генеральный директор ГУП «Тверьавтотранс» А. В. Рукавишников, член Комитета СФПО по экономической политике В. А. Фёдоров, вице-президент Российского Союза товаропроизводителей, член Совета Федерации РФ Г. П. Харченко, президент ассоциации «СОРОСС» М. А. Романовский, президент Ассоциации АПСРТ А. М. Зайцев, председатель оргкомитета национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» А. Н. Жуков и другие.