Логистика "Стратегическое партнёрство – новые возможности для участников рынка"


Светлана ДОМНИНА,

к. т. н., председатель Совета Гильдии

логистических операторов Московской

торгово-промышленной палаты

 

 

Говоря о грядущем вступлении России во Всемирную торговую организацию, следует отметить, что с приходом в страну с Запада мощных перевозчиков российская сфера логистических услуг может оказаться в уязвимом положении. А учитывая, что более 30 % всех затрат приходится на операции, связанные с продвижением товаров от продавца к покупателю, понятно, насколько серьёзно это может сказаться на экономике страны. Между тем в последние годы мировая практика выработала эффективный механизм повышения конкурентоспособности как отдельных фирм, так и целых отраслей, и этот опыт можно с успехом адаптировать в транспортную сферу РФ. Речь идёт о создании профессиональных пулов, которые могут способствовать оптимизации товародвижения российских экспортёров и импортёров, а вместе с тем повысить их конкурентоспособность. Причём такой опыт уже активно нарабатывается Гильдией логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты.

 

Современный этап развития экономики характеризуется быстрыми изменениями на рынке. В частности, из-за того, что в условиях глобализации традиционное деление экономики на секторы или отрасли утрачивает свою актуальность и на первое место выходят системы взаимосвязей фирм и организаций, серьёзно меняется и сама суть конкуренции – всё отчётливее она приобретает характер международной. В результате на рынке выживают компании, которые быстро реагируют на происходящие изменения, и наиболее оптимальное решение этой проблемы не только для крупных, но и для небольших фирм – различные формы стратегического партнёрства.

Зарубежные компании уже широко используют эти возможности на практике. Так, в среднем каждая быстрорастущая компания в экономически развитых странах участвует в пяти различных стратегических союзах. Аналитики отметили, что наибольшее количество альянсов существует в сфере маркетинга (70 %) и совместных продаж (58 %), а также в области производства, проектирования, проведения научно-исследовательских работ, совместного использования лицензий. Неудивительно, что всё чаще и шире различные пулы формируются и в транспортной системе (в России, например, такой подход уже действует в сфере транспортного машиностроения, в автомобильной промышленности, в лесопереработке).

Создание партнёрских отношений нового уровня предъявляет повышенные требования к руководителям компаний. Для подготовки специалистов разработаны специальные программы (например, в Кембриджском университете подобная программа действует с 2001 г.), главная цель которых – обучение руководителей организаций, активно развивающих партнёрские отношения в разных областях деятельности. У нас таких целевых программ пока очень мало, и в основном наработка опыта происходит путём проб и ошибок. Между тем, как показала практика, создание партнёрских союзов именно в среде логистических операторов может резко повысить их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на международном рынках. Каким образом?

 

Партнёрство: сумма энергий

Партнёрские отношения логистических компаний можно рассматривать в трёх направлениях: «бизнес – бизнес» (предоставление комплексных услуг), «государственные структуры – бизнес» (совместные коммерческие проекты, например, таможенные структуры – бизнес) и «общественные организации – бизнес» (в частности, торгово-промышленные палаты – бизнес).

Чтобы лучше понять, каким образом нынешние поставщики услуг, потребители и конкуренты могут способствовать взаимному росту конкурентоспособности друг друга, определимся с ключевыми характеристиками любого партнёрства. Безусловно, здесь самое главное – добровольное соглашение (в отличие от враждебного поглощения) о совместной работе на всех этапах (от проектирования до реализации и определения стоимости комплексной услуги). Найдя общие точки соприкосновения совместного бизнеса, в дальнейшем партнёры определяют долю своего участия и взаимную зависимость друг от друга (риски, ответственность, ресурсы, полномочия, доходы). И хотя в таких случаях обычно выигрывают небольшие фирмы, опыт показывает, что, как правило, общий синергетический эффект (целое больше суммы составляющих) перекрывает издержки более крупных партнёров.

Теперь на примере предоставления логистических услуг рассмотрим подробнее, какие формы стратегических альянсов могут быть эффективны в этой рыночной нише.

 

Модель «бизнес – бизнес»

Для современного этапа развития российского рынка характерно стремление операторов оказывать максимально возможный комплекс логистических услуг, что вызвано спросом со стороны клиентов. Более дальновидные производители и торговые компании, которые щепетильно относятся к качеству своей работы, начинают отказываться от несвойственных им функций и передают их профессиональным логистическим компаниям. В свою очередь, и среди операторов растёт число фирм, которые стараются охватить весь перечень предоставляемых услуг «по максимуму». И в этом не было бы ничего плохого, если бы такая «многостаночность» помимо усиления конкуренции не вела бы к созданию большого количества «слабых» игроков на рынке (кстати, при такой тенденции возрастает опасность усиления экспансии в регионы России более профессионально и материально «подкованных» иностранных логистических компаний).

Как тут найти «золотую середину»? Как за рубежом, так и в России на рынке грузоперевозок, и в первую очередь в сфере логистики, из года в год наблюдается стабильно растущий спрос на получение именно комплексных логистических услуг, причём ежегодные темпы этого роста у нас составляют 20-30 %. Под комплексностью клиент подразумевает организацию работы с поставщиками, выбор вида транспорта и определение количества транспортных средств, консолидацию грузовых партий и выбор маршрута, координацию видов транспорта при смешанных перевозках, таможенное оформление, хранение грузов на складе и их страхование, кредитование и т. д. – словом, всё это заказчик хочет получить из одних рук и не знать головной боли.

Спрос рождает предложение, и в ответ на требования рынка логистические компании развивают недостающие услуги. Транспортные компании осваивают складской и таможенный бизнес, а таможенные брокеры – перевозочную деятельность. В связи с этим компании могут развиваться по следующим сценариям:

– развитие нового направления «с нуля»;

– поглощение другой компании;

– создание альянса.

Как показала практика, для логистических операторов наиболее эффективным оказался последний вариант, а среди преимуществ стратегического партнёрства можно выделить следующие:

– расширение клиентской базы (делясь с другим, мы получаем больше);

– минимальные сроки внедрения;

– минимальные финансовые вложения (использование ресурсов партнёров);

– повышение эффективности использования ресурсов;

– снижение себестоимости услуг для клиентов;

– повышение качества услуг;

– обеспечение клиенту оптимальной стоимости услуг при сохранении (или даже увеличении) фирмой своей рентабельности.

Примером такого вида стратегического партнёрства может служить свободная экономическая зона «Солнечногорск – Шереметьево» (ОАО «Шерризон»), находящаяся в ближайшем Подмосковье. Учитывая, что СЭЗ имеет развитую инфраструктуру и близость к стратегическим транспортным магистралям (например, рядом – аэропорт Шереметьево-1, в 10 километрах – Ленинградское и Дмитровское шоссе, речной порт и канал им. Москвы), неудивительно, что здесь сконцентрировались предприятия транспортно-логистического профиля. Из трёх десятков компаний к ним относятся комплекс современных складов с гостиницей фирмы «Фрахтсервис», компания «Терминал-Европа» (таможенные и брокерские операции), ЗАО «Шерризон-Карго» (интермодальные операции с грузами), торгово-индустриальный логистический комплекс «Шерлэнд», компания-перевозчик «Ревайвал-Экспресс». Словом, придя сюда, даже самый придирчивый клиент имеет возможность в одном месте и фактически «из одного окна» получить весь необходимый комплекс современных логистических услуг высокого качества – и ведь действительно получает его.

А чтобы все эти фирмы работали эффективно на конечный результат и взаимодополняли друг друга, головная компания этого производственно-транспортного конгломерата (ОАО «Шерризон») обустроила территорию – построила дороги, мосты, водозаборы со станцией обезжелезивания и водоподготовки, газопроводы с газораспределительными станциями, провела оптико-волоконную связь – словом, сделала всё, чтобы клиент стремился именно сюда. Так оно и получилось, а иностранные и российские компании вложили в СЭЗ «Шерризон» более 300 млн долларов инвестиций, создав на её территории 2500 новых рабочих мест. В выигрыше оказались как сами компании – партнёры по бизнесу, так и местные власти: бюджет Солнечногорского района в среднем на 18 % формируется из отчислений предприятий, расположенных в «Шерризоне».

 

Преимущества модели «государство – бизнес»: льготы и преимущества

Всё чаще для решения сложных проблем привлекают бизнес и государственные структуры. Наиболее яркий пример такого партнёрства – строительство дорог и других дорогостоящих объектов инфраструктуры. Что касается логистических операторов, то при взаимодействии с госструктурами в первую очередь представляет интерес создание Всемирной таможенной организации (ВТО), а также разработка системы стандартов по содействию всемирной торговле и обеспечению безопасности путей поставок. По прогнозам, участников этого процесса будет достаточно много – во всяком случае, в нём намерены участвовать бизнесмены всех стран, которые входят во Всемирную торговую организацию (ведь главная цель системы – ускорение таможенного оформления и снижение бизнес-рисков).

Система стандартов предполагает двойную стратегию: во-первых, взаимодействие в рамках «таможня – таможня» и «таможня – бизнес», а во-вторых, привлечение деловых партнёров, что позволяет повысить уровень защиты системы.

В свою очередь, разработанная система базируется на четырёх принципах: электронное информирование, унифицированные методы управления рисками, применение современных методов контроля и предоставление преимуществ компаниям, обеспечивающим минимальные риски. 

Если говорить об электронном информировании, то оно базируется на заблаговременном предоставлении электронной информации о поставках грузов или контейнеров, а также на внедрении передовых информационных технологий. Унификация методов управления рисками предполагает определение объектов инспекции, использование стандартных критериев, а также взаимное признание контроля. А применение современных методов контроля невозможно без использования специальной техники, как, например, крупноформатные рентгеновские установки, детекторы излучения и др.

Участниками модели «государство-бизнес» наряду с государственными организациями (таможня стран-участниц) станут те представители бизнеса, которые обеспечат минимальные риски. В качестве поощрения эти компании получат ряд преимуществ – например, ускоренное прохождение таможенного оформления, повышение репутации компании, расширение деловых возможностей, более тесный контакт с таможенными службами.

Таким образом, во внешнеэкономическом бизнес-процессе появляется новый участник – авторизованный экономический оператор, уполномоченный национальной таможенной службой или выступающий от её лица – правда, при условии, что он будет соответствовать всем стандартам ВТО по безопасности путей поставок или аналогичным стандартам. Такими авторизованными операторами могут быть, в частности, производители, импортёры, экспортёры, брокеры, перевозчики, посредники, операторы портов, аэропортов, терминалов, интеграционных операторов, операторы складов и дистрибьюторов. То есть возможность стать таким бизнес-партнёром есть у каждой компании, разумеется, если она будет соответствовать основным критериям присвоения статуса АЭО, среди которых – физическая безопасность зданий, сооружений, транспортных средств, процедурная безопасность, контроль за персоналом, защита информационных систем; кроме того, оценивается объём перевозок и номенклатура товаров, а также региональные особенности.

 

Перспективность модели «общественные организации – бизнес»

В качестве успешных примеров партнёрства представителей бизнеса и общественных организаций можно назвать Торгово-промышленную палату РФ, Ассоциацию экспедиторов России (АЭР), Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков, Национальную ассоциацию таможенных брокеров, Московскую ассоциацию коммерческих складов и др. Однако все перечисленные организации представляют, как правило, интересы какого-нибудь одного вида деятельности, хотя в сфере перевозок уже назрела необходимость объединить ресурсы для решения сложных, комплексных логистических задач.

И практическая реализация этого в столичном регионе началась 22 августа 2005 г., когда члены Московской Торгово-промышленной палаты, работающие в сфере логистики, решили создать Гильдию логистических операторов, цель которой – содействовать развитию и совершенствованию производственной и предпринимательской деятельности членов гильдии, формировать цивилизованный рынок логистических услуг, повышать конкурентоспособность российских операторов и лоббировать интересы своих членов. Из 45 компаний, ставших «отцами-основателями» гильдии, одни – представители общественных организаций, включая Российский автотранспортный союз, Московскую ассоциацию коммерческих складов (МАКС) и Московский транспортный союз, другие – органы государственной власти (ГУП МО «Мострансавто», ЗАО «Совтрансавто», ОАО «Мострансагентство») и, разумеется, многочисленные представители бизнеса – транспортные компании, таможенные брокеры, склады, страховые компании, банки, охранные предприятия (в частности, такие крупнейшие компании, как ЗАО «ГК Севертранс», ЗАО «Шерризон-Карго», ООО «Данон», ЗАО «Интерпрофавиа» и др.).

Такое объединение разнопрофильных фирм, каждая из которых хорошо известна не только в Москве и в России, но и за её пределами, под эгидой МТПП имеет объективные предпосылки. Во-первых, по внешнеторговому обороту в Российской Федерации московский регион занимает лидирующие позиции: на его долю приходится 32 % от общих объёмов (в 2004 г. – $ 81,4 млрд), а ежегодные темпы прироста поставок экспортной продукции предприятиями этого крупнейшего логистического центра страны продолжают увеличиваться, причём если по объёмам перевозок лидирует железнодорожный транспорт, то по стоимости перевозимых грузов – автомобильный (см. схему 1), вот почему защита интересов автоперевозчиков в гильдии – важнейший приоритет. Нельзя забывать и о таком серьёзном психологическом факторе, особо ценимом в экономически развитых странах, как авторитет и связи МТПП в регионах и за рубежом (Московская ТПП имеет соглашения более чем с 70 ТПП зарубежных стран, работу с которыми обеспечивают 19 торгово-экономических комиссий; при этом крупнейшие потребители московского экспорта – Германия, Украина, Италия, Нидерланды). И, разумеется, огромное преимущество для всех членов гильдии – многолетний опыт МТПП в создании подобных общественных объединений.

 

Схема 1. Стоимость грузов, перевозимых в Московском регионе

Стоимость грузов

Водный 15,86 %

Воздушный 6,95 %

Железнодорожный 20,3 %

Автомобильный 56,89 %

 

 

Однако, при всех преимуществах членства в МТПП, всё же смысл создания Гильдии логистических операторов – более глубокая и всесторонняя проработка конкретных предложений, многие из которых требуют активного участия в их воплощении органов законодательной и исполнительной власти. В частности, это предложения по снижению, вплоть до отмены, ставок экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки; упрощение и ускорение процедур возврата НДС при экспорте; ускорение и упрощение таможенных процедур при оформлении экспорта; снижение импортных таможенных пошлин на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России, что позволит перевооружить промышленность.

Как уже говорилось, отдельная забота гильдии – всесторонняя помощь российским автоперевозчикам, доля которых в Москве и области составляет 34,4 %, а в экспортных поставках колеблется от 22 % (Москва) до 29 % (Московская обл.), и при усилении конкуренции со стороны зарубежных коллег этот процент может понизиться (см. схему 2). Чтобы этого не произошло, в рамках Гильдии логистических операторов Московской ТПП разработан целый комплекс проектов, связанных с оптимизацией процессов товародвижения, поставлена и уже решается задача объединения ресурсов отдельных операторов рынка. Сегодня логистические операторы гильдии способны обеспечить таможенное оформление широкой номенклатуры экспортных товаров, организовать доставку груза всеми видами транспорта, организовать страхование груза, сопровождение груза и другие необходимые операции.

 

Схема 2. Доля участников автомобильных перевозок в Москве и Московской обл.

Объём перевозок

Перевозчики РФ 34,4 %

Паритетные перевозчики 38,3 %

Перевозчики третьих стран 27,2 %

Перевозчики неустановленных стран 0,1 %

 

 

Как это происходит на практике?

… Только в Москве сотни и тысячи транспортных компаний, каждая из которых мечтает заполучить такого заказчика, который как можно дольше обеспечивал бы партнёра работой. «Вписаться» в эту высококонкурентную среду очень непросто, но ещё сложнее – из года в год получать стабильно растущие объёмы грузоперевозок. Транспортной компании «Ивектор» это удалось – и во многом благодаря именно членству в МТПП. По словам руководителя компании Вячеслава Илюхина, это был очень грамотный ход: «Мы получили доступ к базе данных МТПП, начали обзаводиться полезными знакомствами, перенимать опыт. Все другие члены палаты получили возможность наблюдать нас в списках рядом с собой. Обращаясь с предложением к какому-то предприятию, мы стали намекать, дескать, мы не чужие, мы тоже состоим в МТПП. И это «работало»: клиентская база начала расти».

Как и ожидалось, первым крупным клиентом «Ивектора» стал член МТПП – ОАО «Очаковский молочный завод». Затем клиентами транспортников стали ООО «Рисп», ОАО «Московский комбинат шампанских вин», ООО «Лудинг», ОАО «Лианозовский молочный завод», ОАО «Останкинский молочный завод», ЗАО «Московский завод плавленых сыров «Карат», ООО «Росхлебпродукт», ООО «Торговая компания Ю.Эс.Т.П.», ООО «ВЦП – Столица», ООО «РОК-1», ООО «Русская Рыбная Компания» и ОАО «Национальная Логистическая Компания» – крупнейшие предприятия, которые предъявляют самые высокие требования к качеству работы перевозчика (кстати, все они члены МТПП).

Достаточно быстро ООО «Ивектор» завоевало репутацию надёжного и профессионального перевозчика, и с 2002 года оборот компании вырос в два раза: с 60 млн руб. до 120 млн руб. Если за весь 2001 год ООО «Ивектор» выпустило на линию 9500 автотранспортных средств (АТС), т. е. около 35 АТС в будние дни, то в 2004 г. объём выпущенных АТС увеличился на 86,5 % по сравнению с 2003 г. и составил 29 100 АТС (около 110 машин в будние дни), а в 2005 г. объём выхода АТС в будние дни составил около 125. Сейчас фирма ежедневно выводит на линию около 130 машин.

Став членом Гильдии логистических операторов и заручившись поддержкой коллег, ООО «Ивектор» наметило в ближайшее время создать в Подмосковье складскую зону с полным комплексом логистических услуг, а также расширить междугороднее транспортно-экспедиционное обслуживание (в частности, прорабатывается идея открыть филиалы «Ивектора» в Туле и Санкт-Петербурге).

 

Как войти в русло глобальной экономики

Ещё один член Гильдии логистических операторов – «Национальная логистическая компания» (НЛК), которая на рынке грузоперевозок с 1995 года. Ключевые услуги компании – управление цепочками поставок, складская, таможенная, транспортная логистика, предпродажная подготовка и дистрибуция товаров. Общая площадь современных складов класса «А», принадлежащих НЛК, сейчас уже превышает 160 тыс. м2, но компания продолжает бурно расти. Основные операционные площади НЛК – таможенно-складской комплекс «Терминал «Лесной» (Минское шоссе, открыт для клиентов в 1997 г.), «Терминал «Рент-центр» (Минское шоссе, открыт в 2002 г.), Национальный логистический парк «НЛК-Химки» (самый крупный терминал Московского региона, открыт на Вашутинском шоссе в 2004 г.), Национальный логистический парк «НЛК-Крекшино» (первая очередь открыта в 2005 г., а по завершении строительства этот один из самых крупных логистических парков России будет иметь общую площадь около 300 000 м2), а также терминалы в Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре (сейчас разрабатываются проекты в ряде других крупных городов России).

Как и складские комплексы в СЭЗ «Шерризон», логистический парк «Крекшино» – лидер современного логистического бизнеса в России, заслуживший пристальное внимание не только отечественных, но и многих ведущих зарубежных грузовладельцев. Достаточно сказать, что здесь оптимальное соотношение издержек в системе «хранение-транспортировка», а складской комплекс класса «А» полностью отвечает стандартам, предъявляемым экспертами к складским терминалам: новое здание, современные коммуникации, автоматизированная система управления складом, круглосуточное видеонаблюдение и охрана. Удобно и расположение комплекса: к нему возможен подъезд как со стороны Минского, так и со стороны Киевского шоссе, а реконструкция высокоскоростного Киевского шоссе, на котором и расположен логистический парк, позволяет добраться от МКАД до парка за 15-20 минут. Близость аэропорта «Внуково», наличие железнодорожных путей, крупнейшие международные автомобильные транспортные магистрали – всё это обеспечивает значительные перспективы возводимого парка и важную роль в его обработке и распределении товаропотоков в Московском регионе и в целом в Российской Федерации. Поэтому неудивительно, что в феврале прошлого года в Варшаве из более чем 350 компаний из Центральной и Восточной Европы именно логистический парк «Крекшино» был награждён премией «Colliers International» как «Лучший промышленно-логистический проект в Центральной и Восточной Европе в 2005 году».

Можно сказать, что этот успех – вынужденная закономерность. Говоря об основных тенденциях на рынке логистических услуг столичного региона, аналитики отмечают сокращение складских площадей в Москве и перенос их в область. Хотя по-прежнему грузовладельцы страдают от недостатка складских площадей, логистические операторы стремятся не только восполнить этот дефицит, но и повысить качество, а значит и структуру складов. И там, где относительно недавно были пустыри, сегодня появляются современные комплексы. Так, площадь складов класса «А» в Подмосковье составляет 19 %, класса «В» – 32 %, класса «С-Д» – 49 %.

Заметим, что цель транспортно-логистических операторов «новой волны» – предоставить услуги в комплексе: от консалтинга ВЭД, разработки логистических проектов до подготовки специалистов и координации работы всех участников на основе единых стандартов. Например, ЗАО «Шерризон-Карго» (кстати, ещё один член Гильдии логистических операторов) входит в реестр ГТК России как таможенный брокер и оказывает полный спектр услуг по экспортно-импортным внешнеэкономическим операциям (оформление внешнеэкономических контрактов и паспортов сделок, подбор таможенных кодов и определение таможенных пошлин, таможенное оформление экспорта и импорта). Но главный «конёк» фирмы, который привлекает клиентов всего региона, – интермодальные операции с грузами.

Так как филиалы компании ведут таможенное оформление в трёх таможнях (Зеленоградской, Северной и Шереметьевской) и оказывают услуги складов временного хранения (СВХ) на собственном складе «Шерризон-Карго», «Терминал М» и на таможенном комплексе ОАО «Аэрофлот» (с ними заключены долгосрочные договоры), то компания хорошо знает о проблемах таможенных брокеров. И с помощью своих деловых партнёров по Гильдии логистических операторов рассчитывает оптимизировать и унифицировать условия работы на рынке.

Надо сказать, что этот расчёт оправдывается. Для реализации комплексных проектов, связанных со всеми аспектами товародвижения, в рамках Гильдии логистических операторов Московской ТПП поставлена и уже решается задача объединения ресурсов отдельных операторов рынка. И сегодня логистические операторы Гильдии способны обеспечить таможенное оформление широкой номенклатуры экспортных товаров, организовать доставку груза всеми видами транспорта, организовать страхование и сопровождение груза, обеспечить другие необходимые операции. Кстати, это и есть тот высокий стандарт, к которому привыкли грузовладельцы всего мира и который так необходим всем регионам России.