Топливо "Чековая книжка в выхлопной трубе"


Её помог найти автотранспортникам прибор контроля расхода топлива FMS

 

Олег ЖАРКО

 

Уже никто из транспортников не ждёт, что моторное топливо подешевеет. Поэтому все более популярны дорогие, но экономичные машины, всё больше внимания уделяется реальной экономии и учёту расхода топлива. И именно сейчас, когда цена литра дизельного топлива в Европе перевалила за 1 евро, руководители транспортных компаний с особым интересом стали присматриваться к прибору контроля расхода топлива FMS.

 

От перемены мест слагаемых…

Итак, цены на топливо волнуют нас всё больше и больше. Может быть, потому, что о них кричат первые полосы газет и задумчиво морщат лоб маститые телеобозреватели.

Но мы далеко не всегда даём себе труд подойти к проблеме иначе, посчитав не только цену, за которую куплено топливо, но и – сколько его израсходовано.

Ещё с советских времён мы привыкли к тому, что всё это давным-давно за нас и без нас просчитано и проверено. Существуют регулярно обновляемые многостраничные приказы по Министерству транспорта нормы расхода топлива практически на каждую марку автомобиля – в зависимости от его «возраста» и пробега. В начале каждой зимы издаётся уточняющий приказ министра по зимним нормам расхода топлива.

Так зачем же о чём-то думать, если учёные мужи за нас головы ломали, нашу проблему решали, диссертации защищали? Эти нормы и налоговая инспекция признаёт, с чистой совестью относя их на затраты. И задача транспортника – всего лишь не выйти за пределы утверждённых норм.

Всё это привычная, но – всего лишь теория…

На практике же только наивная бабушка, заходя в скрипучий «Икарус» или ЛАЗ 70-х годов выпуска, может пожалеть своего сверстника, сидящего за рулём:

- Не могли пожилому человеку новый автобус дать. Всё молодым да молодым. О нас, стариках, и подумать некому.

Потому что бабушке невдомёк: списывает топливо её сверстник по нормам, а расходует – по факту. А разница уходит либо в собственную машину, либо чуть ниже официальной цены – по знакомым. У грамотных водителей такой приварок порой составляет не меньше половины официальной зарплаты. И ещё одна народная примета: если такой ветеран транспорта никак не хочет пересаживаться за руль нового автобуса с ЛАЗа – значит, для домашних нужд у него «Жигули» или какая-нибудь другая машина с карбюраторным двигателем, а если с «Икаруса» – то непременно дизельная.

Это знает директор автопарка, это знает главный механик, это знает главбух. Но – что поделаешь: норма…

Впрочем, если уж говорить откровенно, в данном случае речь не идёт о воровстве топлива: это всего лишь грамотное и эффективное (для семейного бюджета водителя) использование особенностей национального налогового законодательства плюс незаконная торговля топливом.

В последние годы автомобильный транспорт всё больше преследует другая «хвороба» – откровенное, хорошо организованное и поставленное на широкую ногу воровство дизельного топлива (оно и неудивительно: глупо было воровать топливо, когда литр его стоил 7 копеек, зато в этом появился смысл, когда стоимость одной 200-литровой заправки перевалила за 200 евро).

 

Как проверить расход топлива?

Сегодня на рынке представлены два основных типа систем контроля расхода топлива: системы аналитического и проточного типа.

Первые фиксируют основные параметры движения и работы двигателя, изменения уровня топлива в баках, фиксации расхода топлива в различных режимах эксплуатации, записи всех заправок и сливов топлива и т. д. («чёрный ящик»). Главное их достоинство – полный контроль работы транспортного средства или спецтехники и расхода топлива.

Вторые получают информацию от турбинки в топливопроводах автомобиля. Достоинство: они показывают мгновенный расход топлива.

Недостатки: производители транспортных средств и спецтехники официально запрещают «врезаться» в топливные магистрали из-за угрозы выхода из строя топливного насоса высокого давления;

турбинки забиваются грязью, в зимних условиях топливо загеливается и парафинизируется, что также приводит к закупорке топливной магистрали.

Главный недостаток: их можно обмануть, продув турбинку воздухом.

Системы FMS, измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков техники, производит ООО «Омникомм Технологии» (Россия). А производитель систем, использующих в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль – Siemens VDO Kienzle (Германия).

 

«Я знаю, сколько у меня воруют, и меня это устраивает»…

Когда восемь лет назад Борис Паньков, руководитель московской компании «Омникомм Технологии», тогда только начинавшей выпуск приборов FMS, которые контролируют расход топлива, появился в Минске для того, чтобы «прощупать» белорусский рынок, я был убеждён в успехе его дела. Мне казалось, что любой руководитель транспортного предприятия кровно заинтересован в том, чтобы выявить реальный расход топлива и значительно сэкономить на этом (тем более что большинство ныне работающих, да и потерявших работу транспортников хорошо помнят тот самый 1998 год, когда после дефолта практически весь европейский автомобильный транспорт погрузился в пучину хаоса и массовой безработицы).

Но пришлось неприятно удивиться: серьёзный интерес к этому ноу-хау, позволяющему поставить под контроль финансовые аппетиты водителей, оказался крайне ограниченным. Устанавливали его на своих машинах исключительно крупные транспортные компании, чаще – иностранные предприятия, как правило – на новенькие иномарки. С особым пессимизмом отнеслись к новшеству мелкие компании (2-5 машин, как правило, МАЗов и КАМАЗов). Один из моих добрых знакомых, ушедший из автопарка и наконец-то заработавший на четыре не первой свежести седельных тягача MAN с «чулками» Kogel, объяснил всё это предельно откровенно и просто:

- Зачем я буду платить 500 долларов за эту штуку – пусть она сто раз надёжная, безотказная и не допускающая никакого обмана? Я – сам водитель. И я сам знаю реальный расход своих машин. Я знаю, что водитель крадёт топливо, но главное в том, чтобы я знал, сколько именно он его ворует. Как правило, первый рейс на новом маршруте я выполняю сам. Таким образом я выясняю примерный реальный расход. После этого я буду знать, что мой водитель крадёт у меня полтора литра на сотне километров (с учётом экономии на стиле вождения). Но зато я в уверен в том, что водитель относится к машине как к своей кормилице: он её бережёт и холит. А что до украденного топлива – так не совсем оно и украденное. У нас такая налоговая политика, что если буду платить ему нормальную зарплату – разорюсь сам: получается, что на каждый рубль, выплаченный ему, я должен ещё по рублю выложить государству. Выходит, то, что ты называешь воровством, я считаю премиальными за хорошее отношение к технике. Тут главное, чтобы водитель понимал, что я знаю, сколько он ворует, и не слишком увлекался этим делом…

…Тем, что у нас воруют, удивить кого-то сложно. Не буду утверждать, что воруют все, всегда и везде, и всё же у основной массы населения бурный протест вызывает не сам факт воровства, а только лишь отдельно взятые случаи присвоения материальных благ в особо крупных размерах, так сказать, общегосударственного масштаба. Да и то – лишь потому, что эта масса понимает, что крадут конкретно у неё. Впрочем, протеста этого могло бы и не быть, если бы крал не «он», а «я»… Своё же мелкое воровство мы всё с тех же советских времен охотно себе прощаем, считая это компенсацией за недоплату со стороны государства. Водители могут договориться с топливозаправщиками о недоливе топлива в бак или заправить дорогую технику топливом отвратительного качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчёт купленный на той же трассе чек. Не спасает от воровства и заправка по топливным карточкам: как ни крути, но и здесь никак не исключишь человеческий фактор в лице оператора АЗС, который за разумное вознаграждение договаривается с водителем о «обналичке» карты. Водители «накручивают» показания спидометра, списывая горючее на якобы проделанную работу. Способов много, передаются они у водителей чуть ли не из поколения в поколение, и бывалые водители знают их назубок. Результаты, получаемые предприятием после анализа работы с помощью системы FMS, впечатляют: реальный расход топлива снижается не менее чем на 20 %.

 

«Чёрный ящик» для воришки

Что представляет из себя система FMS? Визуально это и в самом деле «чёрный ящик», вернее, плоская чёрная пластиковая коробочка, монтируемая в кабине автомобиля. В ней запаяна микросхема, которая считывает с контрольных приборов данные о расходе топлива. Источником информации о количестве топлива в баке является высокоточный ёмкостный датчик уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии», а для вычисления пробега (моточасов) используется штатный либо дополнительный датчик скорости. FMS (Fuel Monitoring System) – это возможность инструментального контроля основных параметров использования техники. В первую очередь – расходуемого топлива и пройденного пути. Система даёт необходимые доказательства в возникающих спорах с водителями. FMS непрерывно записывает количество топлива в баке, пробег (моточасы) и контролирует, включён двигатель или нет. Затем – хоть ежедневно, хоть еженедельно, хоть ежемесячно – «чёрный ящик» легко снимается с машины, вставляется в разъём персонального компьютера, оснащённого соответствующей программой, и руководитель транспортного предприятия снимает с него все необходимые данные по расходу топлива. Впрочем, возможно производить считывание, не снимая прибор с техники, автоматически. Дальнейшая обработка происходит с помощью программного обеспечения. Помимо контроля расхода топлива, по показаниям прибора FMS руководитель предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять простаивала она или работала, просто был заведён двигатель или техника двигалась, а также, как именно она передвигалась.

Но самое главное: доступа у водителя к «корректировке» данных нет, так называемый человеческий фактор здесь исключён полностью.

Итак, прошло восемь лет. В Беларуси установленные ранее приборы успешно работают, устанавливаются новые. Мелких транспортных компаний, которые работали по принципу «я знаю, сколько у меня воруют, и меня это устраивает»: кто-то разорился, кто-то дорос до среднего предприятия, а кто-то переехал в Россию.

Тот владелец четырёх автомобилей MAN всё ещё работает, правда, машин у него осталось всего две: на одной – он, на второй – брат. Ходят на Россию.

А что изменилось за эти годы в России?

Об этом мы разговариваем с директором по продажам и маркетингу компании «Омникомм Технологии» Станиславом Емельяновым.

- Это как посмотреть, – отвечает он. – С одной стороны, за эти годы изменилось всё. С другой – ничего. Транспорт как ездил, так и ездит. Очень сильно изменилась сама психология бизнеса. То поколение руководителей, о котором вы говорите, уже рассеялось. Кто-то вырос до руководителя крупной компании, а потому принцип «я знаю, сколько у меня воруют, и меня это устраивает» ему уже никак не подходит. А кто-то переквалифицировался на торговлю канцтоварами…

На транспортном рынке появилось новое поколение предприятий: с одной стороны в компанию вливаются большие деньги, с другой – связи. С третьей – молодые, по-современному мыслящие, получившие хорошее образование менеджеры, избавленные от психологического бремени прошлого. Когда в компании работает больше сотни Actros и TGA – тут уже речь не может идти о доверии или недоверии водителям. Здесь просто изначально устанавливается железный контроль за движением отнюдь не дешёвого топлива. Кроме того, топливо постоянно дорожает – это уже стало настоящей головной болью транспорта. Поэтому не стоит удивляться тому, что на российском, белорусском и украинском транспорте уже работает более 15 тысяч установок FMS. Если восемь лет назад мы объясняли транспортникам, зачем им нужны эти установки, то сегодня едва успеваем расширять дилерскую сервисную сеть – уже добрались до Камчатки. Приборы FMS сегодня успешно работают на золотодобывающем руднике ЗАО «Многовершинное» в Хабаровском крае, на золоторудном месторождении «Звёздное» в поселке Майский на Чукотке. ОАО «Сургутнефтегаз» эксплуатирует приборы FMS как на транспортных средствах, так и на спецтехнике. В конце 2005 года подписан контракт на оснащение всего автопарка ООО «Надымгазпром». Оборудование FMS напрямую закупается такими мировыми производителями, как Tatra, для оснащения предназначенного для России нового транспорта непосредственно на конвейере.

- Станислав, вы говорите в основном о спецтехнике. Выходит, что на магистральном транспорте ваше оборудование не востребовано?

- Отнюдь. Как раз международные автоперевозчики всегда являлись нашими основными клиентами. Впрочем, наше оборудование было востребовано и в добывающей промышленности – там, где действительно много спецтехники, где огромные расходы топливо, где его хищение на самом деле стало серьёзной экономической проблемой.

 

Благодаря новому продукту «Омникомм технологии» - высокоточному датчику уровня топлива - появилась возможность устанавливать систему ФМС в любую спецтехнику как отечественного, так и зарубежного производства.

Да, всё больший интерес к этой продукции проявляют не только транспортники, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия и карьеры, расходомеры топлива устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки – на любые типы транспортных средств и спецтехники. Опыт показал: после установки FMS расход топлива снижается как минимум на 20 %. При тех гигантских масштабах и объёмах, которые свойственны горнодобывающей промышленности, речь идёт об астрономических суммах экономии – и топлива, и, естественно, денег.

Но в последнее время интерес к FMS всё больше продолжают проявлять и автомобильные перевозчики: при нынешних ценах топливная составляющая стала во многом определять состояние самого бизнеса, да и – я уже говорил об этом – существенно изменилась психология бизнеса…

 

Технология обмана

По правде говоря, мне уже сколько лет не даёт покоя мысль: неужели эту маленькую чёрную пластиковую коробочку невозможно «объегорить»? Ведь молодёжь-то у нас талантливая не в меру (особенно в том, что касается компьютеров, и в том, что касается «объегорить»). Наши доблестные хакеры и в американские банки «залезают», и «шалят» в компьютерных системах ЦРУ из праздного любопытства – а тут…

- А вы сами попробуйте, – смеётся Станислав.

- Я же не хакер…

- Я серьёзно: мы уже сколько лет пробуем – никак не получается.

- Хорошо. Вы сравнивали FMS с тахографом. Но любой водитель знает, что тахограф обмануть очень даже можно.

- Сравнение было только по отдельным схожим функциям, а не по сути и принципу работы. Те же тахошайбы каждые сутки меняются, их можно купить на трассе, нарисовать. Как существуют поддельные чеки, так же можно подделать и шайбу, иглу подогнуть, наконец. А у FMS нет каких-то датчиков, индикаторов, элементов, игл, частей, которые можно покрутить, подогнуть, обмануть, – здесь чистая электроника. Прибор пишет показания с датчиков. Единственное, что можно сделать, – сломать или отрезать провода, тогда он ничего писать не будет. Но это потом непременно станет известно хозяину машины: с этого момента, с этой секунды у прибора был оторван провод, и высока вероятность того, что с этого момента его начали обворовывать.

- Тогда другое сравнение, уже компьютерное. Пункты весового контроля на автомобильных дорогах – что в Беларуси, что в России, что в Польше – оснащены современной компьютерной техникой. Хозяева этих комплексов утверждают: обмануть нельзя, а водители знают: можно. Весовщик за деньги даст тебе нормальную распечатку. Я не знаю конкретных механизмов обмана, я не компьютерщик, а журналист, но знаю, что они существуют. Почему вы так уверены в том, что нельзя обмануть ваш агрегат?

- Мы сами пытались на тех транспортных средствах, которые есть у наших сервисных станций, обмануть, перехитрить FMS, сливать топливо в обратку через тройники в канистры – всё равно прибор это фиксирует. Своих дилеров просили пытаться обмануть FMS. Никак – только через механическое повреждение.

Что касается весовых на трассах… Точного механизма не знаю, но могу предположить. Человеческий фактор там исключён не полностью: есть оператор весового комплекса, есть водитель. А там, где есть два человека и материальный интерес, всегда можно договориться. Например, дать квитанцию от взвешивания другой машины, а перегруженную через весы просто не пропускать.

А в нашем случае не с кем договариваться. С компьютерным разъёмом много не поговоришь… Здесь всё просто. Есть данные чека, объём и время заправки соотносятся со временем и объёмом заправки, которые зафиксированы в системе FMS, – и больше ничего.

А насчёт хакеров и продвинутых программистов… Влезть в программу, взломать программу невозможно. Потому что все данные хранятся в FMS. Их нет в компьютере. В персональном компьютере – только программное обеспечение для чтения данных самого FMS.

- А зачем мы спорим? – разводит руками Станислав. – Есть 15 тысяч приборов FMS. Никто от них не отказался. Они работают. Значит, за восемь лет их так никто и не взломал. Против FMS существует только один приём – лом…

В качестве аргумента Станислав передвигает мне по столу толстенную папку с бумагами:

- Сами почитайте.

Читаю.

«На строительно-дорожной технике УМиАТ ЗАО МСМ-5 установлено пять приборов контроля расхода топлива (FMS). За время их использования расход топлива снизился на 30-40 %. Единственный недостаток в том, что невозможно точно определить время слива топлива при неработающем двигателе. В целом очень довольны работой системы.

Главный инженер Управления механизации и автотранспорта ЗАО «Мосстроймеханизация-5» Ю. В. Тимофеев».

«Установленные Вашим предприятием системы FMS на 5 автомобилях Volvo FН-12 , принадлежащих ООО «Комус», после 3-х месяцев эксплуатации доказали их эффективность.

Расход топлива снизился па 14 % по сравнению с предыдущими периодами, кроме того, система показала большую эффективность при анализе режима труда и отдыха водителей, анализе пробега автомобилей.

Заместитель директора ООО «Комус» А. А. Терещенко».

«В октябре 2005 г. наша фирма приобрела у вас полный комплект оборудования для контроля расхода дизельного топлива на 2-х автомобилях МАЗ-543203. За истекший период мы получили отличные результаты, и в дальнейшем фирма намерена устанавливать системы контроля расхода топлива на все машины. На сегодняшний день это более шестидесяти единиц автомобильной техники.

Исходя из изложенного прошу выставить счёт на приобретение очередных 4-х комплектов регистраторов уровня топлива FMS с датчиками уровня жидкости. Установка оборудования проводится специалистами фирмы самостоятельно.

Генеральный директор ООО «СпецТяжЛогистика» Савин С. С.»

Здесь комментарии, как говорится, излишни.