Топливо "Искусство быть бедным в богатой стране…"


Динамика цен на топливо в России в сентябре 2005 – марте 2006 годов

 

Олег ДОЛИЧ

 

России за богатством ходить далеко не надо: вот оно, углеводородное топливо, прямо под ногами. Так нет же: богатство нефтяников почему-то оборачивается обнищанием других отраслей экономики…

 

Вместо сезонного спада – «мораторий»…

Совет директоров Российского топливного союза на прошедшем в конце марта заседании рассматривал вопрос о положении на рынке нефтепродуктов и ситуации с ценами на топливо.

Как отметил вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в 2005 году правительство пыталось административным путём приостановить рост цен на нефтепродукты. На совещании осенью 2005 года у главы Минпромэнерго Виктора Христенко руководители крупных нефтяных компаний – «Лукойла», «ТНК-BP», "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" – договорились ввести с 19 сентября 2005 г. мораторий на рост цен на топливо.

При этом правительство весьма благородно сделало вид, что на эти шаги компании пошли самостоятельно, радея об интересах экономики страны в целом, после того как за первый месяц осени потребительские цены на бензин увеличились на 7,9 %.

По данным Минпромэнерго, цены на бензин и дизельное топливо с сентября по середину декабря 2005 года снизились в среднем на 4 %. Нефтяные компании объясняют ценовой откат мораторием на розничные цены, который они ввели с 19 сентября до конца года под предлогом борьбы с подорожанием топлива. На самом же деле, если сравнить нынешние цены с ценами за аналогичный период прошлого года, получается, что мораторий помешал не столько росту, сколько более существенному снижению цен на топливо. В качестве ориентира глубины возможного падения цен можно привести данные октября 2004 года. Тогда сезонный спад достиг ни много ни мало 10 %. Введя мораторий, нефтяники фактически заморозили цены на АЗС накануне сезонного снижения, причём опт подешевел естественным образом – в силу сезонных причин – значительно больше розницы. Действия по замораживанию розничных цен осуществлялись с определённой долей лукавства и были направлены вдогонку уже стабилизировавшейся ситуации. Небольшие потери понесли лишь компании, торгующие исключительно оптом; сырьевики с собственной розницей, наоборот, смогли увеличить общие прибыли. И уж тем более финансовых потерь от принятия моратория нефтяные компании не понесли.

Так что игра была красивая, но, в общем-то, бессмысленная: скорее на публику, чем на её карман.

 

Сравнительная динамика цен на нефтепродукты по России в 2004-2006 гг.

(по данным РТА и РТС)


 

С приближением новогодних каникул снижение цен сопровождалось нарастающими предсказаниями о том, что уже 1 января цены на заправках взлетят на 10-15 %. Тем не менее за десять выходных дней ценники на заправках так и не изменились. И только в середине января вице-президент «Лукойла» Леонид Федун заявил, что компания сохранит мораторий "на ближайшее время". Собственно, глава «Лукойла» Вагит Алекперов ещё в конце 2005 года заметил, что дальнейший рост бензиновых цен произойдёт как минимум на величину планируемой на 2006 год 11-процентной инфляции. Заявление «Лукойла» о том, что он сохранит мораторий по ценам на бензин, отчасти разрядило напряжённое ожидание после формального истечения сроков моратория.

Оценка роли, которую сыграли в установлении моратория на розничные цены органы государственной власти, в частности Минпромэнерго, была дана ещё в сентябре 2005 года заместителем руководителя ФАС России Анатолием Голомолзиным. Он заявлял о том, что в этом конкретном случае, ведя переговоры с нефтяными компаниями, "органы власти не стали участниками каких-либо соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству". Действительно, антимонопольное законодательство допускает в исключительных случаях действия по искусственному сдерживанию цен в тех случаях, когда положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Однако установленный с одобрения антимонопольных органов мораторий на розничные цены использовался и в иных целях, отмечают в Российском топливном союзе. Так, ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" не заморозило цены в оптовом секторе. Это привело к тому, что с розничного рынка начали вытесняться независимые автозаправочные станции, поскольку они оказались не в состоянии конкурировать с АЗС, принадлежащими "Лукойл-Волганефтепродукту". Именно в силу этих причин Нижегородское территориальное управление ФАС признало дочернее предприятие Лукойла нарушившим антимонопольное законодательство и выдало предписание совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции. В соответствии с предписанием антимонопольного органа, ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" должно устанавливать одинаковую надбавку на топливо как для своих АЗС, так и для АЗС других компаний. В УФАС были уверены, что разница между ценой на топливо на нефтебазе "Лукойл-Волганефтепродукт" и его АЗС не должна устанавливаться меньше той торговой надбавки, которая существует для независимых продавцов топлива. Нижегородское УФАС установило, что в результате противоправных действий ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" получило незаконный доход в сумме более 7 млн рублей, в связи с чем компании было предписано перечислить эти средства в федеральный бюджет.

Критическая ситуация в этом отношении отмечалась и в Кемеровской области, где положение независимых владельцев АЗС помимо ценовых действий «Сибнефти» усугублялось ещё и нерыночной позицией областных властей по административному сдерживанию цен.

 


Итоги работы нефтяной отрасли в январе 2006 года

Добыча

В январе 2006 года добыча нефти в абсолютных цифрах снизилась на 1,7 % относительно декабря и составила 39,92 млн тонн (40,61 млн тонн – декабрь, 39,33 млн тонн – ноябрь, 40,53 млн тонн – октябрь). По данным Минпромэнерго, объём добычи нефти и газового конденсата в РФ в январе 2006 года вырос на 2 % по сравнению с аналогичным показателем января 2005 года. Лидером по объёму добычи по-прежнему остаётся НК "Лукойл", на второе место переместилась НК "Роснефть", далее "ТНК-ВР".

Добыча природного газа в январе 2006 года достигла 60,81 млрд м³. Рост относительно января 2005 года – на 3,6 %.

Переработка

В январе 2006 года абсолютные объёмы переработки нефти незначительно выросли относительно декабря 2005 года на 0,1 % и составили 18,19 млн т (декабрь 2005 года – 18,17 млн т, ноябрь – 17,97 млн т, октябрь – 18,0 млн т). Также выросли относительно декабря абсолютные объёмы производства мазута – на 2,6 %, а автомобильного бензина и дизельного топлива – упали на 0,9 и 2,6 % соответственно.

По сравнению с январём 2005 года переработка нефти в январе 2006 года увеличилась на 4,8 %, производство автобензина осталось на уровне 2005 года, а дизтоплива и мазута – увеличилось на 3,9 % и на 6,9 % соответственно. Лидером по объёмам переработки остаётся НК "Лукойл", далее НК "ЮКОС" и «Сургутнефтегаз», который обогнал ТНК-ВР после потери «Орскнефтеоргсинтеза».

Экспорт

 В январе 2006 года, по данным Минпромэнерго, экспорт российской нефти, в основном по системе АК "Транснефть", в страны дальнего зарубежья составил 16,99 млн т сырья (в том числе 0,83 млн т – минуя систему АК "Транснефть"), что на 2,7 % ниже предыдущего месяца.

В январе экспорт нефти через порты Чёрного моря снизился на 2,4 % к уровню декабря или на 130 тыс. т, в основном за счёт снижения перевалки в Новороссийске и Южном. В балтийских портах также отмечено снижение объёмов экспорта на 14,2 %, в порту Приморск – на 173 тыс. т и в Бутинге из-за аварии – на 578 тыс. т. Экспорт нефти по трубопроводу "Дружба" также снизился относительно декабря – на 6,2 %, основное снижение экспорта пришлось на Польшу, Венгрию, Литву и Чехию при незначительном увеличении поставок в Германию, Словакию и в порт Гданьск.

13 январе 2006 года поставлено на экспорт по железной дороге 2,96 млн т нефти и газового конденсата против 2,69 млн т в декабре, в том числе нефть с НПЗ на экспорт по железной дороге по-прежнему поставляли НК "ЮКОС" (700 тыс. т) и ТНК (19 тыс. т). По сравнению с декабрём железнодорожные поставки нефти на экспорт с НПЗ выросли на 150 тыс. т до 719 тыс. т. Для сравнения в январе 2005 года поставки нефти и газового конденсата на экспорт по железной дороге составили 2,57 млн т, в том числе с НПЗ – 802 тыс. т.

Поставки нефти в страны СНГ (Украину, Беларусь и Казахстан) в январе 2006 г. возросли относительно декабря на 100 тыс. т до 2,93 млн т, а относительно января 2005 года снижение составило 11 % или 370 тыс. т.

Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья, в основном по системе АК "Транснефть", январе 2006 года вырос на 7 % по сравнению с январём 2005 года. Среди нефтяных компаний первое место по объёмам экспорта через АК "Транснефть" за январь 2006 года занимает НК "Лукойл", далее ТНК-ВР, НК "Роснефть".

 


 

Вдогонку за экспортными ценами

Однако со второй половины января наметился существенный рост оптовых цен на нефтепродукты. Естественным стимулятором этих процессов стал возобновившийся рост мировых цен на нефть. Российская Urals с начала года подорожала на 8,3 %, до $ 57,94 за баррель. Соответственно выросла и её внутренняя цена. Если в декабре нефть с поставкой в январе продавалась в среднем по 5600 руб./т, то на февральские партии продавцы заявили цены уже на уровне 7500-8000 руб./т. К этому времени на оптовом рынке ещё наметились признаки дефицита топлива. Да и производители захотели компенсировать потери от снижения цен в конце прошлого года. С октября по декабрь включительно дизельное топливо подешевело на 3,5 %, бензин АИ-80 – на 6,5 %, АИ-92 – на 7,4 % и АИ-95 – на 7,5 %.

Февральская ситуация достойна того, чтобы остановиться на ней подробнее. Котировки нефти на свободном рынке внутри России в феврале 2006 года составили 7 500-7 800 руб./т (Западно-Сибирская НГП). Рост по сравнению с январём 2006 года составил около 35 %. Напомним, что в феврале 2005 года цена на нефть была существенно ниже – 4 100-4 250 руб./т.

 

Индикативные цены НПЗ на основные нефтепродукты

(руб./т), станция в регионе отправления на 16.03.06

НПЗ (город)

 

 

 

Автомобильный бензин

А-76/80

АИ-92/93

АИ-95/96

значение

изменение

значение

изменение

значение

изменение

Киришинефтеоргсинтез

/«Сургутнефтегаз»/ – Кириши

16250-16350

-100/-100

18200-18300

-100/-100

19350-19450

0/0

Московский НПЗ /МНГК-«Сибнефть»-«Татнефть»/ - Москва

15100-15200

-350/-350

17200-17300

-450/-450

18400-18500

-150/-150

«Ярославнефтеоргсинтез» /«Славнефть»/ - Ярославль

15300-15400

+100/+100

17400-17500

-200/-200

18500-18600

-350/-350

Рязанский НПЗ /ТНК-ВР/ - Рязань

15200-15300

0/0

17250-17350

-350/-350

18200-18300

-350/-350

«Волгограднефтепереработка» /«Лукойл»/ - Волгоград

15300-15400

0/0

18200-18300

0/0

 

 

Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский НПЗ /ЮКОС/ - Самара

14800-14900

-100/-100

17250-17350

-750/-750

18400-18500

-600/-600

Саратовский НПЗ /ТНК-ВР - Сиданко/ - Саратов

14400-14500

-250/-250

16500-16600

-600/-600

17500-17600

-600/-600

«Орскнефтеоргсинтез» /«Русснефть»/ - Орск

14600-14700

-650/-650

17400-17500

-750/-750

18500-18600

-650/-650

«Пермнефтеоргсинтез» /«Лукойл»/ - Пермь

15200-15300

-300/-300

17100-17200

-1100/-1100

18800-18900

-500/-500

«Уфанефтехим», Уфимский, Новоуфим­ский НПЗ /«Башнефтехим»/ - Уфа

14600-14700

0/0

16600-16700

-800/-800

18300-18400

-400/-400

«Салаватнефтеоргсинтез» /«Газпром»/ - Салават

14500-14600

0/0

17000-17100

-150/-150

18250-18350

-150/-150

Омский НПЗ /«Сибнефть»/ - Омск

14900-15000

-450/-450

17100-17200

-350/-350

18600-18700

-350/-350

Ачинский НПЗ /ЮКОС/ - Ачинск

15400-15500

-350/-350

17650-17750

-400/-400

19700-19800

-150/-150

Ангарский НХК /ЮКОС/ - Ангарск

16000-16100

-250/-250

18150-18250

-300/-300

19700-19800

-150/-150

Астраханский ГПЗ /«Газпром»/ - Астрахань

13800-13900

-250/-250

16900-17000

-250/-250

18000-18100

-300/-300

«Ухтанефтепереработка» /«Лукойл»/ - Ухта

16350-16450

0/0

19150-19250

0/0

20100-20200

0/0

Сургутский ЗСК /«Газпром»/ - Сургут

13700-13800

-350/-350

15800-15900

-350/-350

 

 

«Нижегороднефтеоргсинтез» /«Лукойл»/ - Кстово (Н.-Новгород)

15800-15900

-200/-200

17400-17500

-1100/-1100

18950-19050

-550/-550

Хабаровский НПЗ /«Группа Альянс»/ - Хабаровск

17200-17300

0/0

20700-20800

0/0

21700-21800

0/0

 

НПЗ (город)




Дизельное топливо

Мазут М-100



Керосин



летнее

зимнее

значение

изменение

значение

изменение

значение

изменение

значение

изменение

«Киришинефтеоргсинтез» /«Сургутнефтегаз»/ - Кириши



17300-17400

-200/-200

6500-6600

0/0

16000-16100

0/0

Московский НПЗ /МНГК-«Сибнефть»- «Татнефть»/ - Моск­ва

15000-15100

-300/-300

16500-16600

0/0

5100-5200

-400/-400

16400-16500

-50/-50

«Ярославнефтеоргсинтез» /«Славнефть»/ - Ярославль

15100-15200

-100/-100

17600-17700

0/0

5650-5750

0/0

15800-15900

+50/+50

Рязанский НПЗ /ТНК-ВР/ - Рязань

14800-14900

-400/-400



5550-5650

-150/-150

16250-16350

0/0

«Волгограднефтепереработка» /«Лукойл»/ - Волгоград

15500-15600

0/0



5600-5700

0/0



Куйбышевский, Новокуйбы­шевский, Сызранский НПЗ /ЮКОС/ - Самара

14450-14550

-350/-350

17200-17300

0/0

4650-4750

-300/-300

15500-15600

0/0

Саратовский НПЗ /ТНК-ВР - Сиданко/ - Саратов

14200-14300

-100/-100







«Орскнефтеоргсинтез» /«РуссНефть»/ - Орск


14800-14900

-500/-500



4850-4950

-300/-300



«Пермнефтеоргсинтез» /«Лукойл»/ - Пермь

14700-14800


16300-16400

-800/-800

5200-5300

-50/-50



«Уфанефтехим», Уфимский, Новоуфимский НПЗ /«Башнефтехим»/ - Уфа

14300-14400

-300/-300

16450-16550

0/0

3750-3850

-450/-450



«Салаватнефтеоргсинтез» /«Газпром»/ - Салават

14400-14500

-100/-100

16300-16400

-100/-100

4500-4600

-100/-100



Омский НПЗ /«Сибнефть»/ - Омск

14800-14900

-500/-500

17600-17700

0/0

5300-5400

-50/-50

15700-15800

+200/+200

Ачинский НПЗ /ЮКОС/ - Ачинск

15300-15400

-300/-300

17800-17900

0/0

5850-5950

-150/-150

16100-16200

+100/+100

Ангарский НХК /ЮКОС/ - Ангарск

16000-16100

-100/-100

17800-17900

-150/-150

6200-6300

-100/-100

16300-16400

-150/-150

Астраханский ГПЗ /«Газпром»/ - Астрахань

14100-14200

-550/-550







«Ухтанефтепереработка» /«Лукойл»/ - Ухта



18150-18250

-300/-300

5250-5350

0/0



Сургутский ЗСК /«Газпром»/ - Сургут



17400-17500

+200/+200





«Нижегороднефтеоргсинтез» /«Лукойл»/ - Кстово (Н.­Новгород)

15600-15700

-650/-650

16800-16900

-1050/-1050

5300-5400

-100/-100



Нижнекамский НПЗ /«Татнефть»/ - Нижнекамск

14800-14900

+50/+50

16100-16200

-300/-300

4500-4600

-600/-600

16200-16300 (КТ-1)


Краснодарский НПЗ /«РуссНефть»/ - Краснодар

14900-15000

0/0







Хабаровский НПЗ /«Группа Альянс»/ - Хабаровск

17700-17800

0/0

18800-18900

0/0

8850-8950

-250/-250

18100-18200

0/0

 

Ценообразование к марту происходило в условиях, когда экспортная пошлина на нефть сохранилась на несколько пониженном уровне – 160,80 долларов США за тонну, цена на нефть марки Brent до 17 февраля имела устойчивую тенденцию на снижение, но далее наметился рост.

На этом фоне, как и за месяц до этого, подготовительный и переговорный процесс участников нефтяного рынка России в достаточной степени затянулся. Торговля нефтью с поставкой на российские НПЗ в марте 2006 г. началась 17-20 февраля. Все понимали, что цены должны были несколько вырасти в течение последней декады февраля. Однако на каком уровне пойдут реальные сделки, ещё 17-20 февраля представить было сложно.

Продавцы западносибирской нефти 20 февраля стали озвучивать цены около 8000 руб./т на своих узлах учёта, что, наверное, устроило бы покупателей, так как повышение цены против прошлого месяца было незначительным. Однако в последующие дни рост цены на нефть на мировом рынке послужил основой для повышения цены предложения российских производителей.

Уже 21 февраля давальцы уфимских заводов стали закупать нефть по 8150-8200 руб./т на западносибирских узлах учёта. В дальнейшем этот уровень цены сохранился.

Переработчики  МНПЗ, как и прежде, сделали попытку сбить тенденцию роста цены и первоначально объявили цену закупки порядка 7900 руб./т, однако уже к 22-26 февраля цена покупки па НПЗ стала 8100-8200 руб./т, а на большие объёмы – 8250 руб./т. Саратовский НПЗ покупал нефть по 7950-8100 руб./т на заводе.

 

Цены в феврале

В секторе отпускных цен НПЗ в основном цены выросли относительно января на все нефтепродукты в диапазоне 400-300 руб./т.

«Сургутнефтегаз», МНГК, а также частично «Роснефть» и «Альянс» оставили цены без изменений. В секторе свободного рынка февраль, как и прогнозировалось, характеризовался резким повышением цен на все группы нефтепродуктов. Следуя за ростом отпускных цен НПЗ, волна повышения покатилась и по региональным рынкам. Ближе к концу февраля цены на заводах несколько "откатились назад". Таким образом переработчики избавлялись от остатков недовыгруженных нефтепродуктов в конце месяца. Значительно подорожали бензины: низкооктановый – на 11 %, высокооктановый – на 7 %, АИ-92 – на 14 %. Дизельное топливо подорожало на 6 %. Лидером роста цен стал мазут – подорожание составило 25 % по сравнению с концом января 2006 года.

В феврале 2006 года во многих регионах России наблюдался рост цен на автомобильное топливо, таким образом, розница начала догонять оптовые цены. По сравнению с январём 2006 года значительно изменились розничные цены в Сибирском и Уральском федеральных округах. В отдельных регионах (например Краснодар, Ростов-на-Дону, Томск, Омск, Новосибирск, Сыктывкар и другие) существенно подорожало дизельное топливо – на 1-2 руб./л. В некоторых регионах (Уфа, Кемерово, Смоленск, Дальний Восток) розничные цены не изменились.

 

 

В повышении цен сыграл свою роль и рост с начала года цен на продукцию и услуги естественных монополий. К середине февраля оптовые цены возросли в сравнении с уровнем декабря в среднем на 2000 руб./т. Поэтому ожидалось, что вслед за оптовыми незамедлительно двинутся вверх и розничные цены на бензин, но это не произошло. Ввиду интенсивного снижения оптовых цен на нефтепродукты у владельцев АЗС сохранился хороший запас доходности бизнеса, и они не стали торопиться с повышением цен.

Наметившийся рост оптовых цен на нефтепродукты обострил внимание властных структур всех уровней к необходимости принятия мер по их стабилизации. В Совет Федерации по ставшей вновь актуальной проблеме поступили обращения из Республики Удмуртии, Красноярского края, Приморского края, Курганской и Кемеровской областей.

Непосредственно нефтяников стали обвинять в нарушении неформального ценового перемирия с правительством. Ввиду непринятия в течение последних двух лет реальных мер по предотвращению роста цен, депутаты Госдумы пригласили для объяснений министров экономического блока правительства РФ. Глава МЭРТ высказался в том плане, что не видит "никаких экономических оснований для роста цен на бензин, кроме разве что неумеренных аппетитов нефтяных компаний». «Правительство пошло навстречу компаниям и отказалось от индексации акцизов, а взамен получило увеличение цен на оптовом рынке. Нефтяники хотят получать на внутреннем рынке такие же прибыли, как и на внешнем, но таким образом они вынудят нас ввести госрегулирование", – заявил Герман Греф. На рост мировых цен на нефть в этот период министр внимания не обратил.

 

Базовые (отпускные) цены НПЗ

(условия поставки – франко-НПЗ)* на 16.03.06

НПЗ (город)

Автомобильный бензин

Дизельное топливо

Мазут

М-100

 

 

А-76/80

АИ-92/93

АИ-95/96

АИ-98

летнее

зимнее

арктическое

М-100

Ангарский НХК /ЮКОС/ - Ангарск

16750

18750

20400

22400

16400

18700

19200

6700

Ачинский НПЗ /ЮКОС/ - Ачинск

16100

18300

20200

 

15800

18200

 

6100

Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский НПЗ /ЮКОС/ - Самара

14800

17800

18900

 

14700

17500

 

5000

«Волгограднефтепереработка» /«Лукойл»/ - Волгоград

15200

18100

 

 

15400

 

 

5600

«Нижегороднефтеоргсинтез» /«Лукойл»/ - Кстово (Н. Новгород)

16000

17600

19150

21850

15800

17000

 

5500

«Пермнефтеоргсинтез» /«Лукойл»/ - Пермь

15300

17200

18900

 

14800

16400

 

5300

«Ухтанефтепереработка» /«Лукойл»/ - Ухта

16450

19250

20200

 

 

18250

 

5350

Саратовский НПЗ /«ТНК-ВР – Сиданко»/ - Саратов

14300

16400

17400

 

14100

 

 

 

«Орскнефтеоргсинтез» /«Русснефть»/ - Орск

15700

18600

19300

 

16000

 

 

 

«Ярославнефтеоргсинтез» /«Сибнефть-ТНК-ВР»/ - Ярославль

15700

18400

20300

 

 

17900

 

6200

«Уфанефтехим», Уфимский, Новоуфимский НПЗ /«Башнефтехим»/ - Уфа

14400

16500

18300

 

14250

16500

16550

3800

Омский НПЗ /«Сибнефть»/ - Омск

14900

17100

18600

21100

14800

17700

 

5300

Хабаровский НПЗ /«Группа Альянс»/ - Хабаровск

17300

20800

21800

 

17800

18900

19000

9100

*Согласно прайс-листам компаний

 

Цены на основные нефтепродукты (руб./т),

станция в регионе назначения на 15.03.06

Город




Автомобильный бензин

Дизельное топливо

А-76/80

АИ-92/93

АИ-95/96



значение

изменение

значение

изменение

значение

изменение

значение

изменение

С.-Петербург и обл.

14930-15780

-300/0

17110-17870

-400/-400

18670-19430

-600/-750

15100-15360

-440/-400

Москва и область

14640-15540

-300/+50

16940-17620

-380/-500

18420-19220

-610/-680

14820-15060

-410/-420

Тульская обл.

14560-15560

-300/+50

16980-17680

-400/-540

18490-19260

-560/-600

14750-15060

-500/-390

Тамбовская обл.

14420-1540

-300/+50

16980-17600

-400/-500

18580-19110

-310/-600

14610-14890

-490/-430

Воронежская обл.

14440-15500

-300/+50

17070-17640

-400/-560

18620-19220

-360/-600

14630-14990

-550/-340

Самарская обл.

14440-15090

-300/-130

16690-17360

-400/-500

18590-18810

0/-840

14490-14810

-300/460

Саратовская обл.

14250-15270

-300/-80

16860-17430

-400/-590

18490-18990

-280/-600

14440-14770

-530/-370

Татарстан

14540-15310

-300/-10

16610-17370

-400/-650

18710-18960

-100/-780

14700-15000

-300/-420

Краснодарский кр. (Краснодар)

15490-15740

+750/+50

17450-17850

-460/-590

18680-19420

-550/-600

15120-15220

+80/-200

Краснодарский кр.(Новороссийск)

15530-15780

+730/+50

17530-17930

-410/-550

18740-19500

-520/-600

15160-15270

+70/-190

Ставропольский край

15530-15780

+750/+50

17490-17890

-450/-590

18720-19460

-540/-600

15160-15240

0/-220

Новосибирская обл.

15450-15750

-360/-200

17410-18000

-1040/-820

18960-19590

-630/-780

15380-15640

-200/-650

Кемеровская обл.

15580-15680

-360/-390

17530-17930

-1040/-1010

19070-19710

-640/-790

15500-15610

-200/-800

Тюменская обл. (Тюмень)

15040-15400

-330/-140

16970-17590

-1070/-800

18830-19170

-340/-720

14960-15270

-200/-610

Ханты-Мансийский АО (Сургут)

15320-15780

-360/-160

17280-17920

-1040-980

17280-19470

-360/-700

15260-15550

-200/-610

 

 

Плюс «моральное давление»…

Одновременно исполнительная власть возобновила интенсивное моральное давление на топливный рынок. Начались разговоры о том, что МЭРТ готовит законопроект, который бы позволил административно регулировать цены на топливо. Документ увидит свет, если нефтяники начнут повышать цены на бензин слишком быстро. Далее стало известно, что МЭРТ анализирует экспортные контракты, по которым нефтяные компании вывозят нефть за границу. Чиновники заподозрили, что разница между декларируемой на таможне и реальной биржевой стоимостью сырья доходит до $ 13-15, и начали заявлять, что этим может заинтересоваться прокуратура. В Совете Федерации пришли к выводу, что правительство саботирует борьбу с ростом цен на горюче-смазочные материалы. Правительством до настоящего времени не приняты меры по усилению ответственности хозяйствующих субъектов за картельные соглашения и злоупотребление доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов. Кроме того, так и не решён вопрос дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых. При этом приняли постановление, в котором потребовали от правительства ввести госрегулирование цен на бензин, хотя конкретных механизмов такого регулирования не представили.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев настаивает на том, что реализация национального проекта по развитию агропромышленного комплекса может быть сорвана из-за роста цен на дизельное топливо. В качестве одной из мер для сдерживания роста цен правительство планирует вернуть систему взимания акцизов только с нефтеперерабатывающих заводов. Введённая в 2003 году система взимания акцизов с конечного продавца, которую изначально резко критиковали субъекты топливного рынка, оказалась неэффективной и привела к созданию перекосов в распределении доходов между регионами. Сегодня регионы напрямую получают 10 %, ещё 50 % от взимаемых акцизов перераспределяется через федеральное казначейство, а 40 % непосредственно зачисляется в федеральный бюджет. Поэтому, считают в правительстве, эту деформацию необходимо скорректировать. Для стимулирования рынка нефтепродуктов также необходимо отменить импортные пошлины на бензин. В МЭРТе также считают необходимым провести дополнительные переговоры с нефтяными компаниями для обеспечения согласованной динамики цен на бензин и дизтопливо.

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин выступил с идеей, которая, по его мнению, позволит временно заморозить цены на автомобильное топливо. Это предлагается сделать за счёт повышения экспортной пошлины на нефтепродукты. В ФАС полагают, что увеличение размера пошлин на нефтепродукты в период повышенного спроса (весной и осенью) должно опережать рост пошлины на сырую нефть, которая в этот период увеличится со 160,6 до 186,4 доллара за тонну. Повышение будет действовать с 1 апреля по 31 мая – на период посевной, когда цены на ГСМ традиционно растут. Соответствующие предложения направлены в МЭРТ.

Вместе с этим в середине марта розничные цены на моторное топливо выросли в Санкт-Петербурге (на 40-50 коп), Пскове (в среднем на 20 коп), Саратове (на 50 коп.) и в других городах. В среднем рост составил 3-4 %. Это объясняется весенним увеличением спроса на нефтепродукты, а также предстоящей остановкой ряда НПЗ для производства профилактических работ.

В качестве превентивной меры и в целях стабилизации ценовой ситуации премьер-министр М. Фрадков 27 марта провёл встречу с руководителями нефтяных компаний ("Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Лукойл", "Славнефть", "ТНК-ВР", «Сибнефть". "Башнефть" и «Русснефть"). Во встрече также участвовали главы Минпромэнерго – В. Христенко, Минсельхоза – А. Гордеев, ФАСа – И. Артемьев и зам. министра финанасов С. Шаталов.

Была высказана обеспокоенность правительства в связи с проявившимися в первом квартале текущего года тенденциями к росту цен. В связи с этим М. Фрадков попросил нефтяников придержать цены на нефтепродукты, с тем чтобы негативно не повлиять на ситуацию с инфляцией и не вызвать осложнений в период весенних посевных работ.

Однако в «Лукойле» официально заявили, что цены удерживать не будут: "Мы подготовили свои аргументы и надеемся, что они будут услышаны. А цены начнут расти с 1 апреля – независимо от итогов встречи". Независимые топливные операторы расценили это как провокацию и не отреагировали аналогичным повышением цен на топливо. Как отмечает вице-президент РТС Евгений Аркуша, рыночная ситуация не диктует рост цен – они, напротив, должны снижаться. Так, с конца февраля оптовые цены российских НПЗ постоянно снижаются.

 

Сравнительная динамика оптовых и розничных цен в Московском регионе

(по данным ЗАО «Верген Групп» и МТА)


 

Динамика средних розничных цен на моторное топливо по Московской области


 

Чего ждать?

Будущее поведение цен на внутреннем рынке в краткосрочной перспективе определится в первую очередь динамикой цены на мировом рынке, некоторым сезонным ростом объёма предложения после окончания необычных морозов на всей территории России, ожиданием беспрецедентного роста экспортной пошлины. С 1 апреля она может составить рекордное значение 186,5 долларов за тонну (повышение на 25,7 долларов за тонну или 16 % от сегодняшнего уровня), что также может привести к снижению доли экспорта и к росту объёмов предложения на внутренний рынок.

Перечисленные факторы в сумме сохранили цены апреля на мартовском уровне с некоторым снижением при относительной стабилизации цен на мировом рынке. 

И всё же у аналитиков внутреннего рынка нефтепродуктов в прогнозах на ближайшие недели больше вопросов, чем ответов. Несмотря на то что, по сведениям наблюдателей, цена нефти, которая будет заведена на переработку в апреле, несколько выше мартовской, наблюдатели говорят о возможном снижении цен на рынке. В сторону понижения рынка играют два фактора: первый – запас роста, который достигнут в марте и который якобы может позволить переработчикам немного понизить отпускные цены; и второй – непредсказуемая ценовая политика трейдеров, торгующих с «Салаватнефтеоргсинтеза» (напомним, что в феврале рынок был шокирован неожиданным снижением цены на этом заводе и связанным с этим резким увеличением отгрузок с него). В целом же всё говорит о том, что нас ждёт ещё одно повышение, скорее всего незначительное (по сравнению с "взрывом" в феврале). Специалисты затрудняются прогнозировать динамику цен в мае.

Одно очевидно: остатки дизельного топлива зимних марок продолжают стремительно дешеветь, летнее дизтопливо постепенно дорожает. И, как обычно в период повышения цен, на рынке неизбежно возрастёт количество "левого" автомобильного топлива по более низким ценам. Тут уж никакой контроль не спасёт…

 

 

Индикативные цены на АЗС по городам России

 

 

ДТ

АИ-80

АИ-92

АИ-95

АИ-98

Владимир

16,70

13,60

16,20

17,20

18,30

Калуга

16,20

14,00

16,40

17,20

 

Нижний Новгород

16,80

13,35

16,90

17,60

 

Новосибирск

16,90

14,10

17,20

18,35

 

Ростов-на-Дону

16,50

13,80

16,65

17,65

 

Рязань

16,40

14,20

16,80

17,80

 

Санкт-Петербург

17,28

13,89

17,28

18,48

20,81

Смоленск

16,90

14,00

16,10

17,10

20,00

Тверь

16,50

14,28

16,65

17,85

18,80

Тула

16,10

13,00

16,10

17,10

 

Хабаровск

18,50

17,50

19,50

20,50

22,00

Ярославль

16,00

14,00

16,20

17,30

18,50

Данные на 22.03.06. Шрифтом выделены изменившиеся цены.

 

Цены на некоторых АЗС Московской области

Название компании

ДТ

АИ-80

АИ-92

АИ-95

 

 

min

max

min

max

min

max

min

max

«НЕФТЕК»

15,70

16,00

13,80

14,70

15,80

16,40

17,00

17,50

«Нефтек-СВ»

15,80

16,40

13,70

14,40

16,00

16,50

17,10

17,50

«Сибирьнефть»

16,00

17,10

13,50

14,80

16,00

16,60

17,00

17,60

«Магистраль-Альфа»

16,30

16,50

14,70

14,90

16,50

16,70

17,50

17,70

«СИБУР-Интеройл»

15,60

16,20

14,30

15,40

15,80

16,90

16,80

17,90

«Парк-Ойл»

15,40

16,30

14,30

15,10

16,50

16,90

17,50

17,90

«Нефтон»

16,40

16,40

15,00

15,00

16,90

16,90

17,80

17,80

«Алан-2»

16,49

16,49

15,20

15,49

16,80

16,99

17,90

17,99

«Валента»

16,50

17,50

15,30

15,30

17,00

17,00

18,00

18,00

«Андрона»

16,40

16,70

15,00

15,30

16,70

17,10

17,70

18,10

«Сибнефть-АЗС-Сервис»

16,40

16,70

15,00

15,30

16,80

17,10

17,80

18,10

«ЕРе1го1»

15,80

16,60

14,10

15,20

15,80

17,10

16,80

18,10

«Транс АЗС»

15,00

16,80

13,90

15,50

16,00

17,20

17,00

18,20

«Ассоциация Гранд»

16,20

16,80

14,60

15,40

16,80

17,20

17,70

18,20

«ТатОйл-Сервис»

15,50

16,70

14,00

15,30

15,80

17,20

16,80

18,20

«Лукойл-ЦН»

15,80

17,30

13,50

15,50

16,00

17,30

17,00

18,30

«Исткор-М»

17,00

17,00

15,50

15,50

17,30

17,30

18,30

18,30

«ЮКОС»

15,90

17,10

13,60

16,00

15,90

17,40

16,90

18,40

Данные на 21.03.06. Шрифтом выделены изменившиеся цены.

 

Изменение ценовой ситуации на оптовом топливном рынке

в Московском регионе (руб/т)

Дата

АИ-95

АИ-92

АИ-80

ДТ средн.

01.02.06

18758

17683

15450

16684

08.02.06

18925

17875

15650

16889

15.02.06

19038

18100

15725

17030

22.02.06

1903

8

18100

15725

17003

01.03.06

18825

17825

15600

16908

09.03.06

18900

17892

15660

16542

15.03.06

18900

17750

15600

16502

22.03.06

18700

17475

15433

16349

 

 


При подготовке материала использованы материалы Минэкономразвития, Минпромэнерго России, компаний «Верген Групп», «ИнфоТЭК» и «Инфорком».