Актуально "Вот тебе, водила, и Юрьев день…"


Белорусских транспортных операторов за усердие в работе вновь наказали драконовскими ставками ввозных таможенных пошлин

 

Татьяна ИГНАТОВИЧ

 

Минуло три года, как у белорусских транспортных операторов «отняли» право беспошлинного временного ввоза подвижного состава для международных перевозок. Под благовидным предлогом защиты внутреннего рынка и одинокого отечественного автопроизводителя начиная с 26 марта 2003 г. правительство устанавливало заградительные ставки ввозных таможенных пошлин на тягачи, грузовые автомобили, автобусы, прицепы, полуприцепы (особенно бывшие в эксплуатации). Каждый раз это были временные постановления со сроком действия 9 месяцев. Но нет ничего более постоянного, чем временное.

 

Срок действия постановления Совета Министров Республики Беларусь, устанавливавшего заградительные ставки, истёк 5 мая текущего года. Время шло, а очередной нормативный акт не появлялся. Международные автоперевозчики (именно их более всего затрагивали ставки таможенной пошлины на транспортные средства) пребывали в полном неведении, как в дальнейшем строить свой бизнес. Каждый год они с замиранием сердца ожидают Юрьева дня. Наивные…

«Неужели можно ввозить импортный подвижной состав и растаможивать по ставкам, определённым Постановлением правительства № 865 от 22 июня 2002 г.», – недоумевали оптимисты.

«Заградительные ставки снова введут. Причём сделают это задним числом», – не по-доброму шутили реалисты.

Увы, оправдались самые худшие предположения. 25 мая 2006 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 349 «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары». На бывшие в эксплуатации тягачи, грузовые автомобили и автобусы ставка составляет 50 % таможенной стоимости, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя, на полуприцепы и прицепы – 50 % таможенной стоимости. Словом, белорусского перевозчика в очередной раз лишили возможности обновления парка современным подвижным составом импортного производства. Так что российские, украинские, польские и прибалтийские коллеги могут быть спокойны, белорус им опять не конкурент (и в обозримом будущем им и не станет).

Указ № 349 вступил в силу «задним» числом – с 5 мая 2006 г. и заменил Постановление Совета Министров от 29 октября 2004 г. № 1364, которое также устанавливало ставку ввозной таможенной пошлины на бывшие в эксплуатации транспортные средства 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя.

Следует обратить внимание на один существенный момент: действие Указа № 349 на НОВЫЕ транспортные средства (т.е. с момента выпуска которых прошло менее трёх лет) не распространяется. При ввозе новых транспортных средств действуют постоянные ставки ввозных таможенных пошлин, утверждённые Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865, которым предусмотрена всё та же ввозная пошлина в 5 % таможенной стоимости транспортного средства.

Утративший силу нормативный акт предусматривал, что при изменении таможенного режима временного ввоза автотранспортных средств, предназначенных для осуществления международных перевозок грузов и пассажиров и ввезённых до 26 мая 2003 г., на таможенный режим выпуска для свободного обращения, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Постановлением Совмина от 28 июня 2002 г. № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин». Из нового документа такая норма вычеркнута.

Чем это аукнулось белорусским международным перевозчикам? Ранее на транспортные средства, ввезённые до 26 мая 2003 г., при изменении таможенного режима временного ввоза на выпуск в свободное обращение распространялась льгота по уплате таможенных пошлин и НДС, установленная указом президента страны от 4 мая 2004 г. № 211. То есть применялись ставки 0,5, 1, 1,5 %. С 5 мая 2006 г. при выпуске в свободное обращение транспортных средств с использованием льготы применяется ставка 10 % от 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя.

Впрочем, нынешний указ добавил ложку мёда в бочку дёгтя. До 5 мая 2006 г. на тягачи от трёх до семи лет, соответствующие экологическим нормам Евро-2 и Евро-3, действовала ставка 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя, однако она не распространялась на транспортные средства, отвечающие стандарту Евро-1 (применялась ставка 5 % таможенной стоимости). Такой подход не позволял международным перевозчикам ввозить технику «моложе» семи лет, соответствующую европейским стандартам. Сейчас же на седельные тягачи Евро-3, с момента выпуска которых прошло от 3 до 5 лет, установлена ставка 5 % от таможенной стоимости. На остальные машины (Евро-2) в возрасте от 3 до 5 лет, а также на все старше пяти лет установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя.

С другой стороны, c 5 мая под повышенные ставки подпадает больше категорий транспортных средств. Так, по сравнению с постановлением № 1364, перечень дополнен следующими транспортными средствами:

 

8704 90 000 0

моторные транспортные средства для перевозки грузов, прочие

8705 10 009 0

моторные транспортные средства специального назначения, автокраны, прочие

8705 40 000 0

моторные транспортные средства специального назначения, автобетономешалки

8705 90 900 0

моторные транспортные средства специального назначения, прочие

8716 39 800 1

полуприцепы автомобильные с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м

8716 40 000 0

прицепы и полуприцепы, прочие

 

Таким образом, для владельцев транспортных средств специального назначения указ стал настоящей бомбой. Если в течение двадцати дней законодательной неопределённости была приобретена, например, автобетономешалка, то к внесённым таможенным платежам по ставке 15 % придётся доплатить сумму порядка 30 тыс. EUR! А это чревато банкротством.

Ставки таможенных пошлин, установленные указом № 349, опять-таки будут действовать временно – в течение 9 месяцев. Так что с 4 января 2007 г. следует ожидать рождения очередного законодательного дитяти.

Белорусские автоперевозчики тешили себя надеждой, что государство всё же пойдёт им навстречу в решении проблемы обновления подвижного состава. Дождались... Так стоит ли бороться за то, что на сегодняшний день громко называется в Беларуси «бизнесом международных автомобильных перевозок», коль перед носом в очередной раз закрыли ворота для ввоза современного подвижного состава?

 

Ставки таможенных пошлин, действующие с 5 мая 2006 г. при заявлении транспортных средств в таможенном режиме выпуска для свободного обращения

 

Наименование

позиции

Код ТН ВЭД

Ставка ввозной таможенной пошлины, установленная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865

Временная ставка ввозной таможенной пошлины, установленная Указом Президента Республики Беларусь № 349

(прочерк в колонке означает, что применяются ставки, утверждённые постановлением № 865)

Тягачи седельные новые (Евро-3)

8701 20 101 2

5 %

Тягачи седельные новые, прочие

8701 20 101 9

15 %

Тягачи седельные, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет

8701 20 901 2

15 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Тягачи седельные, бывшие в эксплуатации, прочие, с момента выпуска которых прошло от 3 до 5 лет, с массой, приходящейся на седельно-сцепное устройство, не менее 9 т и соответствующие техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода – не более 2,1 г/кВт·ч, углеводородов – не более 0,66 г/кВт·ч, оксидов азота – не более 5 г/кВт·ч

Из 8701 20 901 8

(от 3 до 5 лет, Евро-3)

5 %

5 %

Тягачи седельные, бывшие в эксплуатации, прочие (от 3 до 7 лет Евро-1 и Евро-2, а также от 5 до 7 лет Евро-3)

8701 20 901 8

 

5 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Автобусы с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с рабочим объёмом цилиндров двигателя более 2500 куб. см, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя

8702 10 192

10 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Автобусы, бывшие в эксплуатации, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя

8702 10 992

10 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Автобусы, бывшие в эксплуатации, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с рабочим объёмом цилиндров двигателя более 2800 см³, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя

8702 90 192

10 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Автобусы, бывшие в эксплуатации, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с рабочим объёмом цилиндров двигателя более 2800 куб. см, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя

8702 90 392

10 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Автобусы с двигателями прочих типов, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя

8702 90 902 0

10 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Грузовые автомобили с полной массой более 5, но не более 20 т, новые

8704 22 910 9

25 %

Грузовые автомобили с полной массой более 5, но не более 20 т, с момента выпуска которых прошло более 7 лет

8704 22 990 2

25 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Грузовые автомобили с полной массой более 5, но не более 20 т, прочие (от 3 до 7 лет)

8704 22 990 8

25 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Грузовые автомобили с полной массой более 20 т новые (Евро-3)

8704 23 910 4

10 %

Грузовые автомобили с полной массой более 20 т новые, прочие

8704 23 910 9

10 %

Грузовые автомобили с полной массой более 20 т, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет

8704 23 990 2

25 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Грузовые автомобили с полной массой более 20 т бывшие в эксплуатации, прочие (от 3 до 7 лет)

8704 23 990 8

25 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Транспортные средства с полной массой более 5 т, с момента выпуска которых прошло более 7 лет

8704 32 990 2

25 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Транспортные средства с полной массой более 5 т, прочие (от 3 до 7 лет)

8704 32 990 8

25 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Моторные транспортные средства для перевозки грузов, прочие

8704 90 000 0

25 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Моторные транспортные средства специального назначения, автокраны, прочие

8705 10 009 0

15 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Моторные транспортные средства специального назначения, автобетономешалки

8705 40 000 0

15 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Моторные транспортные средства специального назначения, аварийные

8705 90 100 0

15 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Моторные транспортные средства специального назначения, прочие

8705 90 900 0

5 %

50 %, но не менее 2,2 EUR за 1 см³ объёма двигателя

Полуприцепы автомобильные с полной массой более 15 т и габаритной длиной более 13,6 м новые

8716 39 300 1

10 %

Полуприцепы автомобильные рефрижераторные с внутренним объёмом кузова не менее 76 м³ новые

8716 39 300 2

10 %

Полуприцепы автомобильные с полной массой более 15 т и габаритной длиной более 13,6 м, бывшие в эксплуатации

8716 39 800 1

10 %

50 %

Полуприцепы автомобильные рефрижераторные с внутренним объёмом кузова не менее 76 м³, бывшие в эксплуатации

8716 39 800 2

10 %

50 %

Полуприцепы и прицепы, бывшие в эксплуатации, прочие

8716 39 800 9

15 %

50 %

Прицепы автомобильные с полной массой более 15 т новые

8716 39 590 1

10 %

Прицепы и полуприцепы прочие

8716 40 000 0

15 %

50 %

 

Термин «бывшие в эксплуатации» применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло три года и более, независимо от величины пробега.