Анализ рынка "Маленький фургон для среднего бизнеса"


Конъюнктура предложения в столичном регионе

 

Александр КАЛУГИН,

Олег ДОЛИЧ

 

Россия, слышишь этот зуд? Мильон «Газелей» по тебе ползут…

За последние полтора года российский транспортный рынок наконец-то познал суть словосочетания «транспортная логистика». Причём оно не просто вычитано в учебнике или привезено сюда западными «просветителями» от рынка. Эта маленькая «транспортная революция» как раз-таки созревала не «сверху», а «снизу». Когда соответствующие руководящие ведомства по ряду причин временно оказались неспособны отдавать распоряжения – что, на чём и куда возить, оказалось, что тонну-другую мяса по магазинам развезти проще, быстрее и дешевле на малотоннажной технике, а не на неуклюжем большегрузе, который только что пришёл с дальней трассы. Раскрытые по причине временной растерянности властей границы позволили наводнить рынок неимоверным количеством рассыпающихся от старости при каждом резком движении развозных фургонов зарубежного производства. А там быстренько «подсуетился» и ГАЗ со своими «Газелями». Причём это перераспределение ролей на внутреннем транспортном рынке произошло так быстро, а количество марок, наводнивших практически пустовавшее до того место под солнцем, оказалось столь велико, что многие сограждане старше пятидесяти до сих пор так и не успели разобраться в этом многообразии и по сей день по привычке величают любой цельнометаллический фургон или микроавтобус «рафиком».

Начальник отдела промышленной политики в обрабатывающих отраслях Моспромэнерго России Виктор Семёнов, анализируя основные тенденции на российском рынке грузового автомобильного транспорта в  России и СНГ, отметил особую возрастающую роль именно развозной коммерческой техники.

В 2005 г. российский рынок грузовых автомобилей составил 244 тыс. единиц. При этом за счёт работы российских предприятий на внутренний рынок поступило 207 тыс. автомобилей - около 70 %, ещё 37 тыс. грузовых автомобилей (29 %) было импортировано.

Производство грузовых автомобилей, резко сократившееся в первой половине 2004 г., постепенно увеличивается. В 2005 г. изготовлено на 2 % больше грузовых автомобилей, чем в 2004 г.

 

- При существующей модернизации производства и обновлении модельного ряда техники этого вполне достаточно для удовлетворения перспективных потребностей рынка, - считает В.Семёнов.

Наряду с падением производства на АО "ЗИЛ" и АО "ИЖ-Авто", отмечен рост выпуска грузовых автомобилей на таких предприятиях, как ГАЗ - на 7,6 % , КАМАЗ - на 6,9 %, "Урал" - на 6, 7 %.

Как экспорт грузовых автомобилей в Россию, так и импорт имеют тенденцию к росту. Хотя в 2005 г. произошло некоторое снижение и экспорта, и импорта, тем не менее по объёму импорт значительно превышает экспорт российских автомобилей. Значительную долю в импорте составляют тягачи и большегрузные автомобили для строительства. Но в ближайшие годы планируется увеличение доли лёгких грузовых автомобилей в связи с активным выходом автомобильной промышленности Китая на российский рынок.

В 2006 г. ёмкость российского рынка грузовых автомобилей прогнозируется в объёме 280-285 тыс. единиц, а к 2010 г. объём рынка достигнет 330 тыс. единиц. Анализ производства грузовых автомобилей по российским предприятиям показывает, что в соответствии с ростом спроса происходит увеличение выпуска малых грузовиков на базе легковых автомобилей. На период до 2010 г. рост рыночного спроса прогнозируется по автомобилям всех категорий грузоподъёмности, но в наибольшей степени - по малотоннажным.

По мнению В. Семёнова, спрос на автомобили грузоподъёмностью до 2 т в связи с открытием малого предпринимательства и расширением сферы услуг может возрасти со 164 тыс. в 2003 г. до 180-186 тыс. в 2008 г. и до 202 тыс. - к 2010 г. По этой категории ожидается небольшое увеличение доли импортных автомобилей, пользующихся особой популярностью среди корпоративных потребителей из-за надёжности, сокращённого простоя в ремонте, меньшего расхода топлива и возможности их приобретения в лизинг.

По автомобилям грузоподъёмностью от 2 до 8 т планируется большая востребованность как отечественных, так и импортных автомобилей. Общий рост объясняется предполагаемым увеличением спроса на такие автомобили как в сельском хозяйстве, так и в сфере перевозок. Росту спроса на отечественные автомобили будет способствовать выход на рынок новых моделей российских автомобилей, в первую очередь автомобилей "ГАЗ". Появление новых моделей как на российских предприятиях, так и на Минском автозаводе ещё больше обострит конкуренцию на российском рынке грузового автотранспорта. В то же время импорт также будет расти вследствие выхода на российский рынок относительно недорогих китайских автомобилей.

Автомобили грузоподъёмностью от 8 до 15 тыс. т., как наиболее производительные и используемые в массовых перевозках грузов, особенно на дальние расстояния, занимают на рынке второе место после малотоннажных. Развитие промышленности и международной торговли приведёт к росту объёмов всех видов массовых перевозок - как междугородних, так и международных. Как следствие, ожидается увеличение спроса на автомобили большой грузоподъёмности. При этом ожидается, что после бурного увеличения доли импортных автомобилей (до 70 %) на внутреннем рынке в этом секторе отечественная техника будет отвоевывать для себя "место под солнцем". Этому будет способствовать выпуск новых моделей КАМАЗов и расширение сбыта собираемых в России автомобилей.

Что касается автомобилей грузоподъёмностью более 15 т, используемых преимущественно в строительном комплексе, то при небольшом объёме этого рынка относительный рост спроса за период с 2003 по 2010 г. прогнозируется в 1,7 раза.

- Доля импорта в этом сектор, скорее всего, останется достаточно стабильной, - считает В. Семёнов. - Усилия зарубежных производителей по возвращению доминирующей роли в этом секторе рынка будут гаситься усилиями по импортозамещению со стороны предприятий. Однако в силу того, что основной рост спроса на автомобили грузоподъёмностью более 15 т придётся на новые территории Сибири и Дальнего Востока, не исключена активная экспансия техники, произведённой в Китае, Корее и Японии.

         Как видим, в этом прогнозе особое будущее видится именно за мало- и среднетоннажным коммерческим транспортом. Объясняется это довольно просто: сейчас эта техника, как вода в сухую губку, проникает туда, где она и должна была быть, но… её там не было в период, когда сверху планировалось всё – от гвоздя до запятой.

Хотя, откровенно говоря, чтобы не заметить сегодня подобные тенденции на рынке, надо очень сильно постараться. Даже если бы автомобилестроение России не хотело расти и развиваться – его бы за уши потянула за собой бурно развивающаяся экономика страны. Автомобилизация России растёт за последние месяцы невиданными темпами. Об этом свидетельствуют отчёты крупнейших производителей и дилеров, работающих на отечественном рынке. При этом особенно интересно, что всплеск потребительского спроса пришёлся на январь-февраль - месяцы традиционно скорее "мёртвые". Аналитики гадают - что же будет дальше. Отечественные заводы показывают весьма неплохие результаты. Объём производства ГАЗ увеличил за первые два месяца на 300 %. И это – несмотря на то, что отечественный производитель не очень-то старается привлечь дополнительных покупателей. Во всяком случае, по объёмам различных скидок, льгот, использованию кредитных схем отечественные производители существенно отстают от "иномарочников", но всё равно дела у них идут неплохо.

 

Деньги делают деньги

         Бизнес этот сформировался как бы сам по себе. Когда либо заводы стояли, либо зарплату не платили, либо через неделю после выплаты она успевала обесцениться так, что на неё можно было купить несколько буханок хлеба, а дома семеро по лавкам сидели. И при этом им очень хотелось есть. А когда в руках есть водительское ремесло – сначала в ход пошёл извоз, а уж потом – и развоз. Сегодня развозной бизнес принимает более-менее цивилизованные формы, тем не менее вокруг любого подмосковного рынка (особенно - строительного), как стая саранчи, кружится невероятное количество водителей, предлагающих вам свои услуги.

         Имея на руках хотя бы дешёвенькую «Газель», сегодня надо быть очень ленивым человеком, чтобы не заработать 3 тыс. рублей в день. В приведённой ниже таблице собраны цены на услуги фирм, осуществляющих транспортные услуги такого рода в ближнем Подмосковье.

 

Таблица 1. Прейскурант на услуги развозного транспорта в ближнем Подмосковье (срок действия с 01.01.2006 г.). Цены приведены с учётом НДС.

 

«Газель»  

ЗИЛ «Бычок»  

ЗИЛ  

КАМАЗ  

Фура  

Фура  

Фура  

Грузоподъёмность 

(т)  

1,5  

З   

 

10   

15   

20  

20  

Цена за 1 час, руб. 

280  

380  

400 

450 

500 

530  

550 

с пропуском, руб. 

320  

420 

450 

500 

540 

600 

650

Минимальная оплата

(рабочие часы + подача)

4+1

5+1

5+1

7+1

7+1

7+1

7+1

Цена за 1 км, руб.

12

14

14

18

20

21

22

объём (м³)

6-8

14-18

16-22

25-35

40-60

68-72

от 82

 

         Разумеется, речь здесь идёт о стоимости услуг легальных транспортных фирм, причём без учёта грузов, требующих использования изотермических кузовов, холодильного оборудования и т. д. (это – тема для совсем другой статьи).  Впрочем, те самые вольноопределяющиеся «леваки», которые в своё время по необходимости вышли на транспортный промысел, очень существенно влияют на цены легальных фирм.

         Сегодня подавляющее большинство работающих в этом секторе рынка безо всяких оговорок составляют автомобили Горьковского автозавода. Предприятие позаимствовало у известного немецкого концерна Volkswagen то, что когда-то составляло не только его название, но и суть, – доступный автомобиль для народа. Цена горьковских машин не скоро позволит зарубежным производителям составить сколько-нибудь серьёзную конкуренцию на российском рынке. Разумеется, по мере развития мелких транспортных компаний в средние, а средних в крупные, их требования к качеству, надёжности и долговечности подвижного состава растут, и некоторые из них делают свой выбор в пользу техники западноевропейских производителей. Однако для основной части операторов транспортного рынка по-прежнему определяющим фактором при расширении и обновлении парка остаётся ценовой. Поэтому неудивительно, что ГАЗ ещё долгие годы обречён на роль бессменного лидера российского рынка продаж. Единственное, что может составить более-менее ощутимую конкуренцию нижегородским машинам, это – техника китайскго производитства. Однако при всех претензиях к качеству «Газели» и её сородичей, всё же у потребителя гораздо больше доверия к отечественному производителю (тем более, что её качество тоже не стоит на месте).

         Есть определённые шансы на успех на российском рынке и у польского Lublin 3. Сегодня он не более чем один из многочисленных участников рынка, но в случае реализации проекта по сборке польских фургонов в России их цена может уменьшиться как минимум на размер таможенной пошлины, что автоматически поставит Lublin в одну ценовую нишу с любым из китайских конкурентов. Но – при очевидно несопоставимом качестве. И вот только тогда (если хватит сборочных мощностей) у Lublin могут появиться серьёзные шансы потягаться с нижегородскими машинами за место под российским солнцем.

 

Таблица 2. Прейскурант на малотоннажные и среднетоннажные автомобили ГАЗ (срок действия с 01.01.2006 г.)

 

МАЛОТОННАЖНЫЕ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Модель

 Комплектация

 Двигатель

Цена

ГАЗ-3302-14

Борт

ЗМЗ-406  98 л. с.

254 000

ГАЗ-3302-415

Борт

ЗМЗ-405  145 л. с.

261 500

ГАЗ-3302-18

Борт, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

260 300

ГАЗ-33023-14

Фермер

ЗМЗ-406  98 л. с.

273 500

ГАЗ-33023-415

Фермер

ЗМЗ-405  145 л. с.

280 800

ГАЗ-33027-28

Борт, 4х4

ЗМЗ-406  98 л. с.

284 700

ГАЗ-330202-удлинён.

Борт

ЗМЗ-406  98 л. с.

290 000

ГАЗ-330202-удлинён.

Борт, длина 4,3 м

ЗМЗ-405  145 л. с.

298 000

ГАЗ-3302302-удлинён.

Фермер

ЗМЗ-406  98 л. с.

306 000

ГАЗ-3302302-удлинён.

Фермер, длина 3 м

ЗМЗ-405  145 л. с.

313 000

СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ

ГАЗ-3307-12

Борт, 4 т, АИ-76

ЗМЗ-513 119 л. с.

312 700

ГАЗ-3309-352

Дизель, борт, 4 т

Д-245 117,2 л. с.

326 600

ГАЗ-33081-36

"Садко" (борт) ГУР 4х4

Д-245,7 

390 100

ГАЗ-33104-318

"Валдай" (борт) ГУР, АБС

Д-245,7 

427 000

ФУРГОНЫ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

ГАЗ-2705-415

3 места

ЗМЗ-405  145 л. с.

312 000

ГАЗ-2705-222

3 места, А-76

УМЗ-4215.10   

 

ГАЗ-27057-14 

3 места, 4х4

ЗМЗ-406  98 л. с.

325 500

ГАЗ-27057-18

3 места, 4х4, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

331 600

ГАЗ-2705-7090

3 места, высокая крыша

ЗМЗ-406  98 л. с.

 

ГАЗ-2705-435

7 мест

ЗМЗ-405  145 л. с.

318 800

ГАЗ-27057-34 

7 мест, 4х4

ЗМЗ-406  98 л. с.

332 500

ГАЗ-27057-38 

7 мест, 4х4

ЗМЗ-406  98 л. с.

338 500

МИКРОАВТОБУСЫ

ГАЗ-3221-14

8 мест, автобус, АБС

ЗМЗ-406  98 л. с.

320 600

ГАЗ-3221-415

8 мест, автобус

ЗМЗ-405  145 л. с.

328 000

ГАЗ-322132-14

13 мест, автобус

ЗМЗ-406  98 л. с.

322 500

ГАЗ-32213-14

13 мест, автобус

ЗМЗ-406  98 л. с.

325 800

ГАЗ-322132-415

13 мест, АБС

ЗМЗ-405  145 л. с.

329 500

ГАЗ-32213-415

13 мест, автобус

ЗМЗ-405  145 л. с.

333 000

«СОБОЛЬ»

ГАЗ-2752-104

3 места, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

282 700

ГАЗ-2752-104

3 места, ГУР, 2-слойное покрытие

ЗМЗ-406  98 л. с.

289 000

ГАЗ-27527-104

3 места, ГУР, 4х4

ЗМЗ-406  98 л. с.

303 500

ГАЗ-2752-404

3 места, ГУР

ЗМЗ-405  145 л. с.

300 700

ГАЗ-2752-404

3 места, ГУР, 2-сл. Покрытие

ЗМЗ-405  145 л. с.

307 000

ГАЗ-2752-114

7 мест, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

294 400

ГАЗ-2752-114

7 мест, ГУР, 2-слойное покрытие

ЗМЗ-406  98 л. с.

300 800

ГАЗ-27527-114

7 мест, ГУР, 4х4

ЗМЗ-406  98 л. с.

320 000

ГАЗ-2752-414

7 мест, ГУР

ЗМЗ-405  145 л. с.

312 500

ГАЗ-2752-414

7 мест, ГУР, 2-сл. покрытие

ЗМЗ-405  145 л. с.

319 000

ГАЗ-22171-104

6 мест, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

326 000

ГАЗ-22171-104

6 мест, ГУР, 2-слойное покр.

ЗМЗ-406  98 л. с.

332 500

ГАЗ-22171-404

6 мест, ГУР, АИ-93, 2-слойное покр.каталитич.нейтрализ.

ЗМЗ-405  145 л. с.

350 500

ГАЗ-22171-5104

10 мест, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

326 000

ГАЗ-22171-5104

10 мест, ГУР, 2-слойное покрытие

ЗМЗ-406  98 л. с.

332 500

«БАРГУЗИН»

ГАЗ-2217-104

6 мест, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

326 000

ГАЗ-2217-104

6 мест, ГУР, 2-слойное покрытие

ЗМЗ-406  98 л. с.

332 500

ГАЗ-2217-404

6 мест, ГУР,АИ-93

ЗМЗ-405  145 л. с.

344 000

ГАЗ-2217-404

6 мест, ГУР, АИ-93, 2-слойное покрытие

ЗМЗ-405  145 л. с.

350 500

ГАЗ-2217-5104

10 мест, ГУР

ЗМЗ-406  98 л. с.

326 000

ГАЗ-2217-5104

10 мест, ГУР, 2-слойное покрытие

ЗМЗ-406  98 л. с.

332 500

При безналичных расчётах цена на 1 500 руб. дороже

 

 

Таблица 3. Прейскурант на автомобили FS Lublin с двигателем мощностью 102 л. с. (срок действия с 01.05.2006 г.)

Модель и комплектация

автомобиля

Цена с НДС и растамож., евро

Колёсная база, м

Грузоподъёмност, тонн

Полная масса, тонн

Объём кузова,

м3

Габаритные размеры, мм (длина/шир./выс.)

БОРТОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

3N 354 с тентом

17 050

2,9

1,105

2,9

8,5

4920х2370х2680

3N 554 с тентом

17 450

3,433

1,520

3,49

10,5

5500х2370х2690

3N 564 дв.каб, тент

22 100

3,433

1,535

3,49

7,8

5500х2370х2690

3N 654 с тентом

17 350

2,9

1,535

3,49

8,5

4920х2370х2690

АВТОМОБИЛИ-ШАССИ

PNL 354

16 150

2,9

1,335

2,9

-

4915х2370х2320

PNL 554

16 450

3,433

1,765

3,49

-

5440х2370х2340

PNL 654

16 350

2,9

1,810

3,49

-

4920х2370х2340

АВТОФУРГОНЫ

3N 304 цельномет.

18 820

2,9

0,990

2,9

6,8

4797х2370х2320

3N 504 цельномет.

19 100

3,433

1,370

3,49

8,5

5330х2370х2340

3N 574 промтовар.

18 900

3,433

1,350

3,49

11,5

5495х2370х2780

3N 574 изотермич.

19 250

3,433

1,300

3,49

11,3

5495х2370х2780

3N 584 из., выс. кр.

19 750

3,433

1,370

3,49

9,8

5330х2370х2620

 

Таблица 4. Прейскурант на автомобили JAC (срок действия с 01.05.2006 г.)

Модель и комплектация

автомобиля

Цена с НДС и растамож., $

Колёсная база, м

Грузоподъёмность, тонн

Полная масса, т

Мощн. мотора, л. с.

Габар. размеры кузова, мм

(длина/шир./выс.)

БОРТОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

HFC 1040 K

13 490

3,0

0,9-2,5

4,93

81,6

3950х1770х400

HFC 1045 K2

17 180

3,308

3,0-3,5

5,54

95,0

4180х1900х400

HFC 1045 K2S

15 550

3,308

3,0-3,5

5,54

110,0

4180х1900х400

HFC 1061 K2

19 100

3,818

4,0-5,0

6,2

120,0

5290х1960х550

HFC 1083 KR1

25 300

4,7

5,0-7,0

9,83

136,0

6200х2100х550

АВТОФУРГОНЫ

HFC 1040 K

15 925

3,0

0,9-2,5

4,93

81,6

3920х1680х2000

HFC 1045 K2

18 085

3,308

2,5

5,54

95,0

4150х1810х2000

HFC 1045 K2S

19 715

3,308

2,5

5,54

110,0

4150х1810х2000

HFC 1061 K2

22 245

3,818

4,0-5,0

6,2

120,0

5260х2000х2000

HFC 1083 KR1

28 885

4,7

5,0-7,0

9,83

136,0

6170х2010х2000

 

Таблица 5. Прейскурант на автомобили Foton (срок действия с 01.02.2006 г.)

 

Модель и комплектация

автомобиля

Цена с НДС и растамож., $

Колёсная база, м

Грузоп.

шасси, т

Марка мотора

Мощн. мотора, л.с.

Габар. размеры кузова, мм

(длина/шир./выс.)

БОРТОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И ШАССИ

BJ1049 борт без тента и каркаса

16 300

3,36

3,0

Isuzu

93

4500х2000х2000

BJ1049 шасси

15 950

3,36

3,45

Isuzu

93

-

BJ1049 борт без тента и каркаса

16 150

3,36

3,0

Perkins

110

4500х2000х2000

BJ1049 шасси

15 800

3,36

3,45

Perkins

110

-

BJ1069 борт без тента и каркаса

18 900

4,2

4,87

Perkins

137

5500х2200х2200

BJ1069 шасси

18 500

4,2

5,45

Perkins

137

-

BJ1099 борт без тента и каркаса

24 400

4,2

7,2

Perkins

137

5500х2200х2200

BJ1099 шасси

24 000

4,2

7,8

Perkins

137

-

АВТОФУРГОНЫ

BJ1049 промтовар.

17 900

3,36

3,45

Isuzu

93

4500х2000х2000

BJ1049 промтовар.

17 700

3,36

3,45

Perkins

110

4500х2000х2000

BJ1049 изотермич.

18 500

3,36

3,45

Isuzu

93

4500х2000х2000

BJ1049 изотермич.

18 300

3,36

3,45

Perkins

110

4500х2000х2000

BJ1049 сэндвич

22 250

3,36

3,45

Isuzu

93

4500х2000х2000

BJ1049 сэндвич

22 050

3,36

3,45

Perkins

110

4500х2000х2000

BJ1069 пром. оцин.

20 500

4,2

5,45

Perkins

137

5500х2200х2200

BJ1069 изот. оцин.

21 100

4,2

5,45

Perkins

137

5500х2200х2200

BJ1069 сэндвич пл.

24 850

4,2

5,45

Perkins

137

5500х2200х2200

BJ1099 пром. оцин.

25 900

4,2

7,8

Perkins

137

5500х2200х2200

BJ1099 изот. оцин.

26 200

4,2

7,8

Perkins

137

5500х2200х2200

BJ1099 сэндвич

30 250

4,2

7,8

Perkins

137

5500х2200х2200

 

Таблица 5а. Прейскурант на дополнительное оборудование автомобилей Foton, $ (срок действия с 01.02.2006 г.)

 

№№пп

Опция

BJ1049

BJ1069

BJ1099

1.

Изменение одного из размеров промтоварного фургона

260

350

350

2.

Изменение одного из размеров изотермического фургона

320

380

380

3.

Изменение одного из размеров сэндвич-фургона

415

415

415

4.

Изменение толщины пенопласта на 1 см

40

85

85

5.

Доплата за среднюю изотермичность (ППУ-40-60-80)

390

520

520

6.

Доплата за высокую изотермичность (ППУ-60-80-100)

780

690

690

7.

Коэффициент удорожания за цвет фанеры (белый, серый)

1.1

1.1

1.1

8.

Доплата за алюминиевое обрамление

440

440

440

9.

Доплата за импортную нержавеющую фурнитуру

705

550

550

10.

Дополнительное утепление пола в изотер. фургонах, 50 мм

150

150

150

11.

Доплата за обшивку внутри фанерой 4 мм промтов. фургон

450

520

520

12.

Монтаж фургона

50

50

50

13.

Боковая противоподкатная защита из стали

150

150

150

14.

Алюминиевый пол (за 1 м2)

40

40

40

15.

Заливной пол (за 1 м2)

35

35

35

16.

Утопленный светильник с выключателем (кроме сэндвичей)

35

35

35

Примечание. Цены указаны в у.е. 1 у.е. = 1 USD. Оплата в рублях по курсу ЦБ РФ + 1%.