Геополитика "Транзитом через Беларусь"


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 20 марта 2006 г. № 168

 

Ирина ЧИЖЕВСКАЯ,

юрист

 

Беларусь является транзитным государством. Выгодное географическое положение делает её своеобразным связующим звеном в международной логистической цепи доставки грузов между Восточной и Западной Европой. Однако до сих пор далеко не во всех ситуациях транзит по территории Беларуси являлся удобным маршрутом для автоперевозчиков. В ряде случаев у субъектов хозяйствования возникали трудности. В частности, при транзите таможенными органами зачастую досконально проверялись все сведения, имеющие отношение к перемещаемым товарам1. При этом отсутствие таких сведений, как правило, являлось основанием для проведения дополнительных операций таможенного контроля, что влекло задержку и простаивание транспортных средств при пересечении границы. Возникали ситуации, когда в результате упомянутых дополнительных операций выявлялась недостоверность некоторых из заявленных сведений, и перемещаемые товары конфисковывались.

 

Транзит товаров, при котором страной назначения (отправления) являлась Российская Федерация, также порождал много вопросов. Они возникали при установлении таможенного режима, под который должны были помещаться товары, следующие транзитом. В соответствии с определением, приведённым в Таможенном кодексе, таможенный режим транзита предполагает перемещение товаров под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Беларусь. В случае если товар следует в Россию, такое перемещение не в полной мере подпадает под признаки указанного таможенного режима ввиду отсутствия на белорусско-российском участке границы таможенного органа, который бы завершал его действие и подтверждал вывоз товара.

Для урегулирования данных вопросов, в целях совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых транзитом через территорию Республики Беларусь, был принят Указ Президента от 20 марта 2006 г. № 168 «О реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь».

Прежде всего в нём оговорено, что под транзитом для целей Указа понимается перемещение товаров и транспортных средств через территорию Беларуси между двумя пунктами пересечения Государственной границы страны в местах, установленных законодательством Республики Беларусь. Как видим, данное определение транзита позволяет включать в это понятие транзит через территорию Республики Беларусь в Российскую Федерацию, а также транзит, осуществляемый по территории нашей страны в случае ввоза товаров с территории Российской Федерации через белорусско-российскую границу.

Указом также определено, что транзит должен осуществляться под таможенным контролем с разрешения таможенных органов Республики Беларусь в таможенном режиме транзита. Однако для данного правила предусмотрены исключения, и такие исключительные случаи связаны с транзитом, при котором страной назначения (отправления) является Россия.

Так, в отношении транзита товаров и транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию, имеется указание о том, что такой транзит должен производиться под таможенным контролем с разрешения таможенных органов. А что касается транзита, который осуществляется по территории Республики Беларусь в случае ввоза товаров с территории Российской Федерации через белорусско-российскую границу, то он может осуществляться без разрешения таможенных органов. До принятия Указа при транзите товара в Россию фактической выдачи таможенного разрешения на помещение товара под этот таможенный режим не производилось.

Транзит осуществлялся на основании разрешения на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем, выдаваемого белорусской таможней отправления. Процедура перевозки завершалась после доставки товара в российскую таможню и получения белорусской стороной соответствующего информационного подтверждения. При этом, однако, Положением о порядке перевозки товаров под таможенным контролем, утверждённым приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 8 июля 1998 г. № 245-ОД, было установлено, что разрешение таможни на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем транзитом по территории Республики Беларусь является одновременно разрешением таможни на использование таких товаров и транспортных средств в таможенном режиме транзита.

Данным Указом оговорены также основные условия транзита. К ним отнесены:

– наличие транспортных и товаросопроводительных документов;

– соблюдение установленных законодательством соответствующих запретов и ограничений;

– обеспечение уплаты таможенных платежей;

– неизменное состояние транзитных товаров, кроме естественных изменений при нормальных условиях транспортировки и хранения, а также использование их только в целях транзита.

Особое значение Указа заключается в определении перечня сведений, которые подлежат контролю таможенными органами. К ним отнесены сведения, позволяющие для таможенных целей идентифицировать товары и их количество, а именно: наименование товаров, количество товаров, число грузовых мест, вес брутто товаров. Иные сведения, которые содержатся в товаросопроводительных документах, носят для таможенных целей информационный характер, проверяются путём установления их наличия и не требуют дополнительного контроля.

Выявление в товаросопроводительных документах расхождений в сведениях, подлежащих таможенному контролю, а также наличие в таможенных органах информации, позволяющей предполагать нарушения законодательства Республики Беларусь, являются основанием для проведения дополнительных операций таможенного контроля. Поскольку Указ умалчивает о том, что из себя могут представлять такие операции, проясним этот момент с учётом положений других актов законодательства.

Недавно принятым постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 апреля 2006 г. № 28 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 8 июля 2004 г. № 56» в очередной раз, с учётом положений комментируемого Указа, была пересмотрена Инструкция об особенностях таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (далее – Инструкция). В соответствии с Инструкцией, при отсутствии в документах, представленных перевозчиком, вышеперечисленных сведений, перевозчику выставляется письменное требование о представлении документов, содержащих такие сведения. В случае если перевозчик не представит данные документы в течение 3 ч с момента выставления требования, транспортные средств и товары подлежат возврату на территорию сопредельного государства.

При наличии в товаросопроводительных документах расхождений в сведениях, носящих для таможенных целей информационный характер, в соответствии с Указом допускается производить их уточнение путём представления заинтересованным лицом дополнительных документов. Если такое уточнение заинтересованным лицом не производится, транзит товаров через территорию Республики Беларусь осуществляется с применением мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь. Данная ситуация также нашла свое отражение в Инструкции в более подробном изложении. Инструкцией определено, что при отсутствии таких сведений перевозчик может воспользоваться процедурой перевозки под таможенным контролем только при условии таможенного сопровождения, либо ему выставляется письменное требование о представлении соответствующих документов. При непредставлении таких документов в течение 3 часов дальнейшее следование товаров и транспортных средств по территории Республики Беларусь допускается только при условии их таможенного сопровождения. Если после истечения указанного срока в течение последующих 8 часов перевозчиком не были предприняты действия, направленные на получение таможенного разрешения на перевозку под таможенным контролем товаров и транспортных средств, такие транспортные средства и товары подлежат возврату на территорию сопредельного государства.

Нельзя оставить без внимания также и норму п. 4 Указа, в соответствии с которой досмотр пограничными войсками, правоохранительными и контролирующими органами транзитных товаров при наличии на транспортных средствах наложенных пломб, указанных в документах, следующих с грузом, допускается только при имеющейся информации, позволяющей предполагать нарушения законодательства Республики Беларусь. Введение данной нормы должно сократить случаи необоснованной задержки товаров и транспортных средств на границе.

Указ вступил в силу со дня его официального опубликования – 23 марта 2006 г.

 


1 Такая проверка проводилась на основании  Инструкции об особенностях таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, утверждённой постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 8 июля 2004 г. № 56, в которой содержится исчерпывающий перечень сведений, наличие которых подлежит проверке при выдаче таможенных разрешений на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем.