Производство "В малом и среднем классах пассажирских машин"


Валентин ОЖГО

Фото автора

(Окончание. Начало в «АП» № 3, 2006 г.)

 

 

Кто остался на плаву?

Львовское предприятие по производству автобусов, едва вырвавшееся из экономического омута, снова залихорадило. Скорее всего, оно покинет список лидеров отечественного автопрома: потеря позиций на рынке пассажирской техники не даёт шансов на успех. К тому же отсутствие автогиганта 2 года подряд на самом престижном международном автосалоне SIA-2005 и SIA-2006, который традиционно проводится на берегах Днепра в последние дни мая, серьёзно беспокоит. В какой-то момент Львов заявил о себе сразу несколькими новыми моделями, включая полутораэтажный «НеоЛАЗ». Он сразу получил несколько дипломов на престижных киевских и московских выставках, но это не помогло заводу возглавить рейтинг маститых производителей. Что-то не получилось, не сладилось. А вот его «ровесники» из России – ПАЗ и ЛиАЗ – очень активно начали осваивать нишу продаж. Особенно Павловский автобусный завод, чьи пассажирские машины сейчас на пике спроса не только в Украине, но и на всём постсоветском пространстве. В «спину им дышат» Нефтекамский и Волжский автобусные заводы. Они хотя и новички в сфере производства пассажирских машин, но толк в деле знают.

 

В Украине положительную динамику развития демонстрируют лишь Черкассы со своими «Богданами», Борисполь с «Эталонами» и новичок из Чернигова со своим «Дельфином». С применением этих пассажирских машин малого и среднего классов сегодня осуществляется значительная часть городских и пригородных перевозок Украины. Несколько других украинских сборочных то ли мастерских, то ли предприятий погоды в производстве пассажирской техники не делают, уступая признанным брендам в качестве и, понятное дело, объёмах изготовления машин.

 

Городской трёхосник среднего класса «Эталон» модели А-079.30

 

Если бориспольский и черниговский заводы пока не выходят за пределы ниши внутренних поставок автобусов, то Черкассы активно осваивают российский и азиатский рынки. Львов же по объёмам производства сегодня не «дотягивает» даже до Борисполя, который ежемесячно выпускает более 90 автобусов. Впрочем, Чернигов тоже обошёл львовского ветерана, выпустив за 2005 год 600 единиц БАЗ-2215 «Дельфин», увеличив при этом объёмы производства в 3 раза. Всего же за полтора года существования этот завод (заметьте, в процессе становления!) изготовил 700 машин. Да и по техническому развитию черниговский завод старается идти в ногу с прогрессом. В ноябре, к примеру, там ввели в эксплуатацию современный малярный комплекс, рассчитанный на покраску не только машин малого, среднего классов, но и «полутораэтажек». Сейчас завод выводит на рынок свою новую модель ЧАЗ-3215 «Дельфин-maxi», которому транспортники прогнозируют прекрасное будущее.

 

Черкасский автобус «Богдан» А-09221 и «Эталон» А-079.20 из Борисполя созданы для междугородных перевозок

 

По словам президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталия Ревы, 85-90 % парка пассажирских машин подлежит списанию. И это понятно: до 1990 года Украина производила в год до 10 тыс. и более автобусов. В основном это были львовские машины. К тому же тогда весомые поставки в Украину были с павловского, ликинского заводов. Сейчас же производство выпускаемой техники на двух молодых предприятиях невелико, и для Украины этого явно недостаточно.

 

 

 

«Богдан», не гони лошадей!

А он ведь действительно резко сорвался с места и, сделав ставку на «породистых рысаков», взял отличный разгон уже с первых дней 2006-го. На основе своих разработок и новейших достижений по всей гамме комплектующих, систем, узлов и агрегатов японской корпорации Isuzu Motors производители из Черкасс и по сей день мчатся рысью. В самом что ни на есть прямом смысле этого слова. Только за 30 дней апреля черкасской промплощадки сошли 222 автобуса различной модификации и 20 грузовиков Isuzu. Считай, каждые сутки по 8 машин. Всего же за 4 месяца ОАО «Черкасский автобус» изготовило 713 «Богданов» различных модификаций и 103 грузовичка. Таким образом, к итогам такого же периода прошлого года завод в этом отчётном периоде приплюсовал 320 автобусов.

 

Черкасские машины отнюдь не «чистокровки», во многих моделях угадываются характерные черты «модниц» из Страны восходящего солнца

 

В апреле на 43,8 % возросла реализация автобусов «Богдан», всего продали 253 пассажирские машины, тогда как в апреле 2005-го реализация составила 176 автобусов. Таким образом, с начала текущего года было реализовано 744 автобуса различных модификаций, что на 363 единицы больше прошлогоднего января-апреля. Следует заметить, что из общего количества поставок 151 «Богдан» ушёл на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. В текущем апреле на 262,5 % возросли продажи грузовиков Іsuzu, что составило 29 машин. Всего же с начала года к потребителям ушёл 91 грузовик. Всё это – итог масштабного инвестиционного проекта, реализация которого началась в прошлом году. Он предусматривает формирование в Украине современных мощностей по производству автотранспортных средств различных типов. И, нужно заметить, созданная в феврале 2005-го корпорация «Богдан», куда вошли 20 компаний, среди которых ОАО «Луцкий автомобильный завод», ОАО «Черкасский автобус», «Хюндай Моторс Украина» и другие, заметно вырвалась вперёд как по объёмам производства, так и по разработкам новой техники.

«Турист» с… пятизвёздочным статусом

Зимой черкасские автобусостроители не удержались и «подсластили» итоги своей работы очередной новинкой – туристической пассажирской машиной А-100 под брендом «Богдан». Это автобус среднего класса для пригорода и межгорода (разработка конструкторского бюро ОАО «Черкасский автобус»). Что касается дизайна и внешнего вида, то машина даже внешне резко выделяется в городском транспортном потоке своей импозантностью. По сути, несмотря на размеры, это «полутораэтажка» со всеми необходимыми опциями сервиса и комфорта. Такую машину даже в пригород пускать жалко, а вот на междугородные линии или в туристические поездки – в самый раз!

«Богдан» А-100 разрабатывался как экспортный вариант модели для европейского (!) рынка. Правда, недавнее заявление Минтранса и Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков о внедрении новых требований по комфортности на автобусах междугородного сообщения внесли коррективы в замыслы черкасских производителей: в условиях увеличивающегося объёма перевозок эта машина может стать базовой для украинских перевозчиков по соотношению цены и качества.

 

Черкасская «сотка» в два раза выше человеческого роста

 

Как и многие другие предшествующие модели, автобус насыщен комплектующими системами, узлами, агрегатами Isuzu Motors. Во-первых, впечатляет плавность хода машины. Особенность в том, что на новую модель поставили независимую переднюю подвеску. Она-то и «делает погоду», обеспечивая машине требуемую плавность хода, а пассажирам – дополнительный комфорт. Так что каждый едущий наконец-то почувствует себя человеком. По люксовым опциям и комфорту машина отвечает 5-звёздочному уровню по европейской классификации, поскольку для «туриста», кроме повышенной плавности хода, предусмотрено оснащение салона баром, мини-кухней, биотуалетом, ТV, DVD-системами для просмотра фильмов или трансляции музыкальных программ. Впрочем, в автобусе междугородного исполнения для внутреннего рынка тоже достаточно люксовых опций.

 

Удобств в салоне много. К примеру, откидывающиеся спинки. При их наклоне до крайнего нижнего положения остаётся достаточно пространства для сидящего позади пассажира. А это большой плюс, поскольку многие производители на этом экономят, стараясь впихнуть в салон как можно больше кресел. «Богдан» не пошёл по этому пути и – выиграл.

Несмотря на маленькие габариты (длина – 8,77 м, ширина – 2,38 м, высота – 3,24 м), черкасский «турист» всё-таки получился «полутораэтажкой» в миниатюре. Согласитесь, в мировом автобусостроении немногие производители отважились на такой шаг, отдавая предпочтение формату большей вместимости. Между тем разработчики исходили исключительно из экономической целесообразности применения автобуса среднего класса на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. В Украине и России это сейчас актуально. Например, протяжённость пути из Черкасс в Киев составляет всего 186 км. Даже в комфортабельной 18-местной маршрутке иностранного производства высидеть такой путь сложновато из-за ограниченного внутрисалонного пространства. А вот в более просторном автобусе туристического класса можно отправиться и по служебным делам в столицу, и на отдых к морю.

 

Черкасский «полутораэтажный» автобус

 

Не следует забывать, что в машине имеется 6-«кубовый» багажный отсек, рассчитанный на 600 кг груза, т. е. каждый пассажир может везти по 17 кг поклажи (в микроавтобусах подобная роскошь для багажа не предусмотрена). Вполне вероятно, что уже к завершению нынешнего летнего сезона многие туроператоры Украины будут отправлять отдыхающих к морскому побережью не на микроавтобусах, а на более удобных и комфортных машинах А-100 «Богдан», что экономически оправдано.

 

 

Что в индексе твоём, А-100?

Сами разработчики автобуса среднего класса «Богдан» А-100 надеются, что их «турист» автоперевозчики признают. Сейчас машина находится на сертификации. Особых переживаний за её исход нет: ходовые показатели, стандарты безопасности, уровень экологичности двигателя, скоростные характеристики по итогам пробного экзамена радуют. Впрочем, заводские полигонные, дорожные испытания показали то же самое. Отчасти это объясняется применением машинокомплектов Isuzu Motors, чей конструкторский центр изначально старался адаптировать работу всех систем и агрегатов под новую машину, добиваясь оптимальных эксплуатационных показателей.

Дизельный двигатель модели Isuzu 4HE1-XS (Euro-3) в автобусе А-100 продольно размещён под полом. Правда, в ближайших планах завода предполагается поместить его в «кормовом» моторном отсеке, изъяв оттуда багажники. Он будет расположен продольно, благодаря чему конструкторы хотят улучшить «развесовку» и повысить ходовые качества и стандарты безопасности машины (сейчас нагрузка на заднюю ось составляет 68 кН, а на переднюю – в два раза меньше). К тому же обслуживать двигатель сзади гораздо удобнее. Сейчас конструкторы мудрят над смещением багажника вперёд.

Японские моторы уже давно «прописались» на черкасских автобусах благодаря своей экономичности в эксплуатации и высокому ресурсу. Дизель 4HE1-XS, как и другие двигатели Isuzu, имеет турбонаддув и промежуточное охлаждение воздуха. У него на выходе 146 «лошадок» при 2300 об/мин в режиме максимальной мощности. На холостом же ходу он почти впадает в «спячку», делая всего 550-600 оборотов за минуту. И ни шума, ни копоти, ни гари – как-никак Евро-3!

Если передняя пневматическая подвеска с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия на автобусе независимая, то задняя, наоборот, – зависимая, но тоже с пневмобаллонами и амортизаторами. В выборе сцепления туристический «Богдан» мало чем отличается от собратьев. Однодисковое сухое фрикционное сцепление снабжено гидравлическим приводом с усилителем.

Поскольку машина более скоростная, конструкторы решили установить коробку передач MZZ6U. Это – классическая механика на 6 передач переднего и одну – заднего хода. Для магистральных маршрутов такой вариант КПП приемлем, да и при движении в городском транспортном потоке перемещать небольшой, но удобный рычажок вверх-вниз не очень сложно. По трассе на прямой передаче «турист» спокойно перемещается со скоростью 100 км/ч. Не наблюдалось каких-либо осложнений и при плавных подъёмах вверх: машина шла так же легко, как и по равнине. Скорость, правда, немножко упала, но это было оправданно: перегружать необкатанный движок не станет даже начинающий водитель. Первые замеры показали, что на сто километров пробега автобус берёт 17 л дизельного топлива.

 

Рабочую тормозную систему оснастили двухконтурным гидроприводом с гидроусилителем, а также ABS. Передние тормозные механизмы дисковые, а задние – барабанные. Запасная тормозная система запитана в один из рабочих контуров. Есть ещё одна особенность, выводящая автобус на современный уровень. Для нынешней скоростной техники камерные шины сегодня применяются мало, автобусостроение переходит на бескамерный тип шин. «Турист» тоже не отстаёт от технической моды и стандартов безопасности, получив бескамерные шины типоразмера R17,5. Правда, такой размер «обувки» сказался на дорожном просвете: он здесь всего 18 см. На хорошей ровной трассе это не страшно, но где-то при манёврах на съездах, выездах с интенсивной рельефной крутизной это будет сказываться. Впрочем, эта деталь не столь существенна, поскольку «турист» разрабатывался как магистральник.