Связь "Чистота по расписанию"


 

Александр ВНУКОВ

 

В продолжение цикла статей, посвящённых использованию технологий спутниковой навигации на автотранспорте, обратим внимание на один из вариантов использования системы мониторинга автомобилей, занятых вывозом мусора.

 

Дополнительные блоки

Внедрение указанной системы выполнялось с целью автоматизации процесса подготовки и контроля выполнения путевых заданий, учёта совершённых рейсов, расхода топлива, расчёта пробега автомобилей и контроля их движения в течение смены.

Оснащение мусоровозов «чёрными ящиками» проводилось без каких-либо особенностей: сами блоки устанавливались в кабине, а антенна – на крыше автомобиля. При этом обращалось внимание на то, чтобы антенна не «экранировалась» металлическими предметами. На каждого водителя было зарегистрировано по две карты памяти: пока одна обрабатывалась, другая находилась в приборе и накапливала необходимые данные о рейсе.

Работа «чёрных ящиков» заключалась в накоплении навигационной информации в течение рейса, а программное обеспечение диспетчерского пункта занималось подробной послерейсовой обработкой полученной информации.

 

 

Для автоматизации процесса в программное обеспечение были интегрированы дополнительные блоки. Во-первых, следует упомянуть об электронной карте города с возможностями адресного поиска (рис. 1), позволившей существенно упростить работу диспетчера при подготовке и введении в базу данных путевых заданий. На практике это выглядит следующим образом. В специальное поле вводятся адреса пунктов, куда должен прибыть автомобиль, а на электронной карте отображается их местоположение. Теперь достаточно нажать две клавиши, чтобы список введённых пунктов сохранился в базе данных. Это позволяет в дальнейшем автоматически контролировать выполнение путевых заданий каждым водителем и облегчить повторный ввод ранее введённых пунктов назначения – теперь их достаточно выбрать из предлагаемого списка.

Кроме того, при разработке программного обеспечения был предусмотрен программный модуль ввода расписаний и маршрутов движения (рис. 2). Он позволяет назначать время прибытия (убытия) в ранее введённые пункты движения, чтобы после возвращения автомобиля из рейса автоматически проконтролировать выполнение назначенного расписания. Кроме того, можно ввести маршрут движения каждого транспортного средства и выявлять любое отклонение от него в автоматическом режиме.

Важную роль также играет модуль подготовки отчётов (рис. 3). Данная программа позволяет подготавливать отчёты по совершённым рейсам в удобной для руководителя форме. При этом отражается выполнение водителем поставленных путевых заданий, а также дополнительная (по желанию заказчика) информация.

 

 

 

На этапах эксплуатации

Работы, связанные с эксплуатацией системы, можно объединить в три этапа. Первый из них связан с регистрацией карты памяти на водителей. В частности, происходит регистрация электронного носителя путевой информации на конкретного водителя. Это позволяет впоследствии при её считывании автоматически идентифицировать карту памяти и сопоставить считанную информацию с конкретным водителем и транспортным средством, на котором осуществлялся рейс. После регистрации карта памяти устанавливается в «чёрный ящик», и мусоровоз отправляется по маршруту. Кстати, длительность процесса регистрации карты на одного водителя занимает не более 20-30 секунд.

На втором этапе происходит накопление информации. Водитель отрабатывает свою смену, а сведения обо всех поездках накапливаются в «чёрном ящике» в модуле памяти. По окончании смены модуль памяти сдаётся диспетчеру для дальнейшей обработки. Особенность указанного этапа применительно к работе мусоровозов состоит в том, что контролируется не только перемещение транспортных средств, но и полнота выполнения поставленного путевого задания. Это касается посещения всех пунктов назначения в заданное время. Поэтому накопленную к концу смены информацию необходимо не только разделить на отдельные поездки, но и проконтролировать все пункты путевого задания, а также определить, кратчайшим ли путём перемещался автомобиль от пункта к пункту, и если нет, то насколько фактический пройденный путь отличается от кратчайшего. В связи с этим для обработки полученных сведений был создан алгоритм автоматической фильтрации и сортировки передвижений автомобилей по территории города и области. Работы в соответствии с этим алгоритмом и составляют суть следующего этапа.

 

 

Во время его реализации накопленная информация считывается в компьютер. Затем автоматически осуществляется разбиение всего рейса на отдельные поездки от одного пункта до другого, например: база – пункт погрузки – свалка – второй пункт погрузки – АЗС и т. п. Все эти пункты могут заранее наноситься на карту с использованием адресного поиска в программе «редактор маршрутов и расписаний», входящей в состав программного обеспечения. Программа автоматически фиксирует время прибытия автомобиля на интересующие пункты и время отправки из них, время в пути, рассчитывает пробег от одного пункта до другого, скорость движения и другие данные, необходимые для повышения эффективности работы предприятия. Кроме того, автоматически контролируется соблюдение расписаний и маршрутов движения, если таковые задавались.

Обработанная информация сводится в отчёты, генерируемые по формам, определённым заказчиком. Они позволяют получить исчерпывающие сведения о проделанной водителем работе, о количестве перевезённого груза, направлении его перемещения, о количестве отдельных поездок, пробеге, общем времени в пути, времени простоя и много другой полезной информации.

Дополнительно следует отметить, что в системе предусмотрено подключение как штатных, так и специально выпускаемых датчиков топлива. Их подключение к «чёрным ящикам» позволяет дополнительно контролировать расход топлива каждым автомобилем, места и количества заправок и выявлять несанкционированные сливы топлива.

Понятно, что внедрение и освоение современных технологий требует от руководства предприятия целеустремленности и воли, а от персонала – понимания и усилий по преодолению сложившихся шаблонов в работе и устоявшихся стереотипов в сознании. Однако, как показывает практика, использование космических достижений становится актуальным и выгодным в деле повышения эффективности работы автопредприятия.