Связь "Транспортная навигация: со старта – в передовики"


 

Практика спутникового позиционирования подвижного состава и мониторинга грузов не нова. Если в Европе это уже стало составной всех крупных и малых грузоперевозок, то в странах Содружества внедрение таких систем началось лишь в конце прошлого столетия. В Украине, к примеру, услуги в этой сфере начали активно предоставляться не так давно…

Валентин ОЖГО,

фото автора

 

 

 

Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи… 

 

А полная правда о состоянии дел на украинском рынке информационных технологий и особенно в сфере позиционирования транспорта, мониторинга грузов хранится едва ли не за «семью печатями» – из-за боязни рассекретить перед конкурентами свою клиентуру или раскрыть коммерческую тайну не каждая компания отважиться идти на контакт. К счастью, в этой рыночной нише субъектов хозяйствования не так уж и много. Сегодня на берегах Днепра предоставлением услуг спутникового сопровождения техники и мониторинга грузов занимаются несколько операторов. Как правило, это дистрибьюторы. А среди тех, кто сам производит и предоставляет услуги на рынке информационных технологий, выделяется разве что ЗАО «ДАТАГРУП». Причём закрытое акционерное общество оказалась самым открытым в прямом понимании этого слова, в т. ч. и для нашего журнала.

По данным рейтинга «ТОП 100: Самые динамичные компании Украины», «ДАТАГРУП» по итогам 2004-го года признана наиболее быстроразвивающимся оператором связи в Украине. В 2005-м она закрепила успех, завершив реструктуризацию всех входящих в неё предприятий. Это тоже не стало секретом: сюда вошли всеукраинский оператор спутниковой передачи данных «Датасат», всеукраинский оператор наземной передачи данных «Датаком», операторы телефонной связи «Крокус-телеком» (г.Киев), «НТК» (г.Николаев), «Ремекс-телеком» (г.Винница), оптоволоконной связи «Кол» (г. Киев) и группы компаний TeleportSV из. Харькова. По сути, это цвет украинского рынка информационных технологий. Итоги деятельности прошлого года такого информационного тандема оказались доступными и, по словам начальника отдела по работе с предприятиями транспорта и логистики Николая Сокирко, коммерческую тайну не составляют: оборот «ДАТАГРУП» в два раза превысил результаты 2004-го и составил $30 млн.

Корреспонденту журнала «Автоперевозчик» позволили посетить даже «святая святых» головного офиса – компьютерный центр спутникового позиционирования подвижного состава клиентов. Правда, здесь тоже существуют «тайна переписки» и местоположение техники транспортных операторов на электронной карте монитора автору сих строк не вывели, а вот автомобили своей компании, находящиеся в Украине, показали. Как в столице, так и в Крыму. К примеру, в Джанкое. Там мобильная связь неустойчивая, но спутниковая работает без «мёртвых» зон. И не только там, но и по всей Европе, Африке, Азии. Можно было бы покрыть уверенным приёмом со спутника Америку, Австралию и даже Антарктиду, но туда наши автоперевозчики не ходят.

 

 

Схема работы спутниковой системы связи SpaceChecker SDS компании «Датагруп»

 

В прошлом году, к примеру, «ДАТАГРУП» ввела в эксплуатацию первые сегменты собственной магистральной оптоволоконной сети DWDM, которая превысила 4 тыс. километров, хотя по проекту сеть с емкостью до 320 Гб/сек скоро протянется на 6,5 тыс. км и охватит все регионы Украины. Общая стоимость проекта выходит за пределы 30 млн долларов. Правда, это не полный перечень сделанного. В том же 2005-м компания ввела новую спутниковую систему связи DirecWay 7000/7700. С её помощью скорость передачи данных с одного терминала выросла до 1 Мбит/с. Вот так из-за постоянного динамического развития рейтинг производителя информационных технологий и услуг растёт. Как в кругу государственных структур, так и среди частного капитала.

 

Мне сверху видно всё, ты так и знай… 

 

Занимаясь постоянным развитием производства и предоставлением комплексных услуг по мобильной и фиксированной спутниковой связи, с широкополосным доступом в Интернет, «ДАТАГРУП» значительно опередила в этом сегменте рынка других украинских операторов. Едва ли не со старта она вырвалась далеко вперёд, опередив ближайших конкурентов. При этом информационное обслуживание «движущихся» объектов не ограничивается автотранспортом: высокоэффективная услуга подразумевает не только позиционирование, но и телеметрию других ТС – наземных, воздушных, морских. К слову, именно здесь впервые в мире оснастили спутниковой связью самолёты для получения телеметрических данных с ЛА (летательных аппаратов), чем обеспечили владельцам полный контроль использования ресурса воздушных судов.

В секторе автомобильных грузоперевозок услугами высокотехнологичной спутниковой системы пользуются лишь несколько крупных украинских компаний, среди которых «Рапид», «КаМАЗтранс», «ОрланТранс», «Транс-групп», спецслужбы, банки. Остальные пока в ожидании, поскольку такое удовольствие – не из дешёвых. Впрочем, в ЗАО «ДАТАГРУП» по этому поводу сильно не переживают: аналогичная ситуация в конце 90-х была с внедрением сотовых телефонов. За 8-10 лет ситуация изменилась, количество абонентов выросло до нескольких десятков миллионов, а стоимость услуги упала до копеечных сумм. Нечто подобное произойдёт и в этой сфере. До миллиона пользователей, конечно же, дело не дойдёт, но тысячами их количество на первых порах исчисляться будет. Пока же круг клиентов у «ДАТАГРУП» стабильный. Если выразиться более точно, то скорее здесь временное затишье, если не «топтание на месте». Сейчас компания обслуживает спутниковой системой телекоммуникации чуть более 400 машин. На первый взгляд цифра маленькая. На самом деле это самый высокий показатель в Украине. Некоторые дистрибьюторы едва вкладываются в 2-3 десятка, в лучшем случае полусотню-сотню клиентов.

Конечно, транспортному оператору определить местонахождение трака с точностью до 2-5 метров в любой точке Евразии, осуществить телеметрию, телеконтроль или обменяться сообщениями удобно. Но дорого. Сейчас широкое распространение получила спутниковая система передачи коротких сообщений (S-SMS), которая идеально подходит для мониторинга и управления подвижным составом. Во-первых, за счёт расчёта оптимального маршрута и осуществления полного контроля за движением магистральника снижается расход топлива, уменьшается количество командировочных человеко-дней.

Теперь водителю вряд ли можно убедить свое руководство, владельца груза или его получателя в том, что он три дня простоял на границе в очереди. Так что попутно заехать к тещё на блины в Жмеринку или Бердичев не получится: в режиме реального времени диспетчер автопредприятия получает на подробной электронной карте реальную «картинку» нахождения транспорта, статистику и хронологию всех перемещений, остановок, расхода топлива и т.д. Во-вторых, повышается рентабельность перевозок, погрузочно-разгрузочных операций, поскольку грузоотправитель/получатель, зная о подходе трака с точностью до минут, будет «свистать всех наверх» для организации погрузки или разгрузки, а автохозяйство заблаговременно может планировать следующий выезд или плановое ТО машины. Есть и третий фактор – безопасность перевозок, своего рода орбитальный сторож груза и автомобиля, перекрывающий всякий доступ к перевозимой поклаже, угону ТС.

 

 

В службе эксплуатации и мониторинга телекоммуникционных сетей «Датагруп» круглосуточный режим работы

 

В основе мобильного абонентского терминала системы SpaceChecker SDS лежит спутниковый модем со встроенным GPS-приёмником. Он имеет 3 интерфейсных порта для подключения 256 всевозможных сенсорных датчиков, реагирующих на состояния дверей, температуры, загрузки контейнера, и периферийных устройств (электроприводы, насосы, исполнительные механизмы). Есть даже «тревожная кнопка», одним нажатием которой водитель «выбрасывает» сигнал типа «подвергаюсь нападению». С его получением оператор принимает соответствующие меры помощи, связывается с ближайшим пунктом милиции/полиции, указывает точные координаты нахождения техники, поскольку водителю на это порой уже не хватает времени. И хотя это всё-таки дорого, но удобно. Как перевозчику, так и отправителю груза.

 

 

Функциональность оборудования

в зависимости от модификации и исполнения

Наименование

 

СheckerOne

 

СheckerReefer

 

СheckerTrailer

 

Применение

 

Грузовики, автобусы,  легковые автомобили

 

Рефрижераторы, контейнеры

 

Трейлеры, цистерны

 

Напряжение питания

 

10.5-18V DC

 

11-30 V DC

 

11-30 V DC

 

Аккумулятор

 

Опц.

 

Опц.

 

7Аh/12V

 

Корпус

 

Алюминий

 

ПВ20x20x10 сm

 

Сталь 20x20x10 сm

 

Порты температурных датчиков

 

Опц.

 

2

 

Опц.

 

Выход 12V/ 2VА

 

Опц.

 

Опц.

 

Опц.

 

Модификация

 

Basic

 

Standart

 

Рlus

 

Basic

 

Standart

 

Рlus

 

Basic

 

Standart

 

Рlus

 

Цифровые входы (откр./закр. дверей и т. д.)

 

Опц.

 

2

 

4

 

Опц.

 

2

 

4

 

Опц.

 

2

 

4

 

Мониторинг пути, пройденного за день

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Мониторинг "Движение & Остановка", колич. за день

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Сигнал о вкл. зажигания

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Сигнал о начале движения

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Программирование диап. измерения температуры

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

Отслеживание начала/окончания движения

 

Нет

 

Нет

 

Опц.

 

Нет

 

Нет

 

Опц.

 

Нет

 

Нет

 

Опц.

 

Функциональность оборудования в зависимости от модификации и исполнения

 

Если раньше комплект оборудования на 1 автомобиль и его инсталляция обходились заказчику в пределах $ 5-6 тыс., то сейчас цена «спутникового набора» упала до 1 тыс. долларов. Правда, не каждое автохозяйство, особенно маленькое, может вложить такую сумму в покупку, поскольку ещё нужно потратиться на программный продукт для диспетчеризации проекта. А вот сумма месячной платы при наиболее применяемом 3-часовом позиционировании ТС (1 раз в 3 часа) небольшая, едва доходит до 35 долларов. Это значительно меньше тарифов трёхгодичной давности.

 

…Плюс полная диспетчеризация всего автотранспорта 

 

Сейчас европейские транспортные компании в этом направлении движутся «семимильными шагами», мы – пока присматриваемся. Но это не надолго: конкурировать на рынке перевозок со старыми технологиями организации процесса, любительским уровнем логистики никак не получится. Многие отечественные автоперевозчики жалуются на то, что их вытесняют европейские транспортники. Справедливо жалуются – так оно и есть. Однако без новейших информационных технологий по всему комплексу работ (диспетчеризация, логистика) на международный рынок перевозок сейчас войти трудно.

Конечно, организация рабочего места диспетчера (диспетчерский центр) сокращает количество сотрудников, что сразу же сказывается на рынке труда. Однако 2-3 человека в режиме посменной работы легко управляются с задачами небольшого коллектива. Ведь принять заказ по телефону и сразу же занести задачу в базу данных особого труда не составляет. Как и найти на электронной карте по названию или телефонному коду требуемый город или деревню. Специально разработанная программа при вводе в базу данных необходимой информации сразу же рассчитывает оптимальный маршрут, время нахождения магистральника в пути, нужное количество топлива, наиболее выгодные места заправки техники, отдыха водителя и т. д. Система автоматического расчёта ставки маршрутного задания, исходя из тарифной специфики страны загрузки/выгрузки, страны транзита, типоразмеров кузова, километража, а также сезона колебания цен и общую тенденцию роста/падения, быстро выдаёт в распечатанном или электронном виде нужную документацию для согласования с заказчиком и выезда автомобиля в рейс.

Таким образом, создав необходимое программное обеспечение, ЗАО «ДАТАГРУП» предложила украинскому рынку многофункциональную информационную систему, способную удовлетворить любые запросы. Главное, чётко определиться: что нужно и для чего, а программисты все задумки клиента воплотят в нужный продукт. Правда, здесь есть одно «но». В неумелых руках даже сверхмощные системы, программные продукты и оборудование работать не будут. Так что подбором высокоинтеллектуальных кадров для работы в диспетчерском центре всё-таки придётся заниматься. Как и обучением.

 

Сотовый Teletrack 

 

В этом сегменте услуг на украинском рынке выделяется разработчик и производитель телекоммуникационного оборудования ООО «РКС», которое разработало систему Teletrack и предлагает телематические услуги под торговой маркой Auto Vision. В его сфере деятельности такие же задачи по транспортной навигации, что и у ЗАО «Датагруп». Разные только подходы. Если «Датагруп» активно применяет спутниковые каналы связи, то здесь используется сотовая сеть GSM. С одной стороны, это значительно удешевляет телеметрию, позиционирование и т. д., что привлекает клиента, но с другой – есть некоторые «но». Впрочем, у спутниковой системы тоже есть свои плюсы и минусы. Вряд ли стоит считать упомянутых операторов конкурентами. Скорее, владея своими позитивными наработками, каждый из них дополняет друг друга в сегменте транспортной навигации, диспетчеризации, логистики и телеметрии.

Ценовой аргумент, конечно же, на стороне Auto Vision. Как по стоимости оборудования, так и по тарифам. Базовый комплект стоит не более 600 долларов. Как видим, деньги не столь большие. Да и по ежемесячной плате с частотой передачи одного сообщения в час клиент уплатит оператору GSM около $10. При этом трек движения будет максимально подробным, ведь в одном сообщении передаются сотни точек позиционирования. Однако автоперевозчики и сюда не очень спешат, заняв выжидательную позицию. Это тоже неудивительно: в своё время сотовые телефоны тоже «приживались» медленно. А потом грянул бум. С информационно-управляющей системой транспортной навигации Teletrack будет так же. Особенно на рынке внутренних перевозок – как грузовых, так пассажирских. Во-первых, система позволяет реализовать владельцу самые различные варианты контроля и учёта на содержание подвижного состава за счёт снижения расходов, поскольку все графики маршрутов, остановки, парковки и даже «левые» рейсы находятся «под колпаком». Во-вторых, водители становятся дисциплинированными. Как видим, здесь происходит всё то же, что и с применением спутниковой связи.

 

 

На мониторе чётко видно, как автомобиль пересёк Ленинградскую площадь в г. Киеве и

остановился у кафе быстрого питания «Макдональдс». А ведь маршрутным листом это не предусмотрено…

 

Бортовой контроллер со встроенным модулем GSM определяет своё местоположение с помощью системы GРS, обрабатывает, запоминает эту информацию и передаёт её диспетчеру по каналам сотовой связи GSM/GPRS. В «чёрном ящике» с ёмкостью на 32 тыс. сообщений это тоже фиксируется, поскольку, прибыв на базу, диспетчер может «слить» всю информацию на свой компьютер с помощью радиомодема. Контроллеры также передают направление движения, время, скорость, высоту над уровнем моря и состояние подключенных сенсоров (двери, загрузка, наличие топлива, температура). Короче, «прорисовка» маршрута идёт самая подробная. Программное обеспечение системы позволяет оптимизировать трафик передачи данных. Наиболее удобный и экономичный вариант предусматривает подключение компьютера диспетчера к Интернету. Правда, функция GPRS поддерживается не везде. Для этого используют резервный вариант передачи данных в режиме CSD. Такое соединение более медленное, но работает везде, где есть GSM. При этом переход с одного режима (GPRS) на другой (GSM) происходит автоматически. Диспетчер это не заметит.

 

 

Информация системы Teletrack может передаваться через заданные промежутки времени или

пути, при срабатывании датчиков или запросу диспетчера по каналам мобильной связи

 

Сомнения нет, информационно-управляющая система транспортной навигации Teletrack «припишется» к автоперевозкам даже быстрее, чем система спутникового позиционирования. В городском транспортном хозяйстве такая технология будет незаменима на машинах коммунальных, газовых аварийных служб, медицинской помощи и т. д. Такой системе диспетчеризации тоже найдётся место и на междугородних маршрутах. А вот дальше наступает то самое «но»…

Система Teletrack по содержанию логистической и навигационной технологий всё-таки больше подходит для внутреннего применения. На международных маршрутах она тоже используется, однако сразу при пересечении границы автоматически включается роуминг сотовой связи. В спутниковой навигации такой проблемы нет, и здесь она в выигрыше. Но ООО «РКС» в этом вопросе не стоит на месте, и уже разработан бортовой контроллер под две SIM карты. Переключение между SIM картамы при пересечении границы происходит автоматически. Также нужно отметить, что стоимость передачи данных у зарубежных операторов стоит намного дешевле украинских и зона покрытия GPRS – практически 100%.

К недостаткам сотовой системы также нужно отнести неполное покрытие территории Украины операторами GSM, так как данные передаются там, где есть сотовая связь. Если вдоль главных магистралей особых проблем с сотовым покрытием нет, то на дорогах областного подчинения или где-то в глубинке об уверенной зоне приёма можно только мечтать. В таких случаях система Teletrack запишет весь маршрут и передаст информацию, как только появится сеть GSM, что позволит диспетчеру сделать полноценный анализ.

В киевской компании «РКС» по поводу зон неуверенного приёма сотовой связи не сильно беспокоятся: их на территории Украины с каждым годом становится всё меньше. Многие операторы сотовой связи каждый месяц вводят до полусотни наземных станций, забираются в глубинку. Ожидается, что к концу 2006-го останется вне зоны приёма где-то около 20-25 % территории страны, остальная местность будет уверенно принимать и передавать сигналы.

Кстати у ООО «РКС» есть ещё одна разработка для навигации транспортных средств – Memotrak, которая сможет записать подробные маршруты движения и в конце рабочего дня позволит диспетчеру проанализировать выполнение графика и отклонение от маршрута. Memotrak не требует расходов на передачу информации, передача происходит по радиомодему на диспечерский центр после приезда транспортного средства в парк.

На ежегодных соревнованиях по ралли, которые проходят на плато Караби, ни один автомобиль спортсменов не выходит на трассу без приборов спутникового позиционирования. Организаторы соревнования с удовольствием применили бы там более дешёвое оборудование системы сотовой сети GSM, но в горной местности огромное количество «мёртвых зон», а для них нужна оперативность получения информации. Из-за этого вынуждены пользоваться спутниковой навигацией – дороже, но надёжнее. Тем более что мероприятия безопасности связаны с экстремальным видом автоспорта.

 

 

Во дворе Ялтинской автошколы спортсмены и специалисты компании «Навиград» устанавливают на машины аппаратуру спутникового позиционирования системы GРS с платой ЕТ-102

 

Следует заметить, что такая установка из-за дороговизны услуги является временной, лишь на период заездов ралли-рейда. Оборудование организаторы соревнований арендуют на день-два, а потом снова возвращают владельцу. Правда, качество предоставляемой услуги поражает: система позиционирования работает с постоянной записью данных на флеш-карту, а погрешность измерения составляет не более 15 метров. Но это гарантируется лишь в том случае, если автомобиль будет мчаться со скоростью не более 250 (!) км/час.

 

А будет ли ускорение? 

 

Сегодня вряд ли можно прогнозировать, что в ближайшем будущем на систему сотового или спутникового позиционирования, телеметрии перейдут пассажирские перевозчики. Сами транспортники к этому не столько не готовы, сколько безразличны из-за специфики перевозки: среднее время в пути между автовокзалами даже на дальних междугородних маршрутах, как правило, не более часа-полутора. Согласитесь, от одной до другой «контрольной точки» это не так уж много.

 

 

В «автономном» рейсе европейцы уже давно полагаются на системы спутниковой или сотовой связи. Неужели мы хуже?

 

А вот магистральники с гружёнными полуприцепами идут в «автономное плавание», здесь без современных информационных технологий никак не обойтись, поскольку «контрольных точек» у водителя такого трака нет на протяжении 2-3 тыс. км. Постоянными звонками на его мобильный телефон полную информацию никак не получить, а вот отвлекать человека от дороги придётся. Куда проще осуществлять телеметрию, позиционирование ТС, груза с помощью систем спутниковой или сотовой связи. Здесь не только контроль, но и уверенность в самой свежей и, безусловно, самой достоверной информации.