Таможня "«Голова» автосцепки – на таможенной плахе"


Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Поплатились за блок сигарет

Случай, который произошёл с водителем ООО «Грузэкспо» (г. Минск) получил широкий резонанс в среде белорусских международных перевозчиков. За 20 пачек сигарет иностранного производства, полуторалитровый пакет вина и бутылку ликёра (на общую сумму 20 USD), которые были «недоступны» зоркому оку таможенников, дальнобойщику влепили штраф 600 USD с конфискацией скрытого товара и седельного тягача MAN (стоимость 30 тыс. EUR), принадлежащего предприятию.

«Всё находилось в пустотелом пространстве, образованном крышкой блока предохранителей и декоративной обшивкой кабины автомобиля, – излагается в протоколе об административном таможенном правонарушении. – Для извлечения сигарет, вина и ликёра необходимо было отвернуть два крепёжных болта, предусмотренных заводом-изготовителем, а затем снять крышку блока предохранителей… Таким образом, совершено сокрытие товаров от таможенного контроля с использованием тайника, т. е. административное таможенное правонарушение».

Пункт 14-4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях гласит: «Тайниками следует считать любые хранилища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, ёмкости и предметы на транспортных средствах, предварительно подвергшиеся в этих же целях разборке и монтажу».

Место в автомобиле, где были обнаружены сигареты, вино и ликёр, не подвергалось монтажу и переоборудованию под тайник. Чтобы открыть крышку блока предохранителей, необходимо лишь отвернуть два крепёжных болта, предусмотренных заводом-изготовителем. То есть данное пространство имеет заводское происхождение и не является специально изготовленным тайником, поскольку отсутствуют какие-либо отклонения от заводской конструкции.

В ходе судебного рассмотрения сии факты были названы, в дополнение прилагались фотоснимки. И всё же вердикт был суров.

Адекватность наказания

На белорусскую законодательную плаху под карающий меч клали голову (и свою – в переносном смысле, и большегрузной сцепки – имеется в виду седельный тягач) не только белорусские, но и польские и российские перевозчики. Причём за те же блок сигарет, бутылку вина.

Нет, никто не ратует за прозрачность границы до такой степени, что через её кордоны можно провозить всё и вся. Будь добр, блюди законы того государства, на территории которого находишься. А незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Тем не менее перевозчики твёрды в своём убеждении, что применяемые к субъектам хозяйствования штрафные санкции должны быть адекватны допущенным нарушениям.

Много копий сломано по этому поводу, не счесть числа судебным тяжбам. Бумага-то всё стерпит, а вот люди…

 

Слушающий да услышит

Видно, шумное многоголосье споров между таможенниками и перевозчиками всё же было услышано и в коридорах власти. Из-под пера Президента Беларуси 5 июня 2006 г. вышел Указ № 367 «Об административной ответственности за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь».

«В целях применения административного взыскания с учётом характера и последствий совершённого административного таможенного правонарушения и обеспечения эффективности использования транзитных возможностей Республики Беларусь, – читаем в документе, – установить, что:

– сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, на сумму, не превышающую сорок базовых величин (одна базовая величина составляет в пересчёте примерно 14,5 USDАвт.), то есть использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других товаров, – влечёт наложение штрафа на граждан в размере от пятидесяти до трёхсот базовых величин с конфискацией товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, а также транспортных средств (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Республики Беларусь с сокрытием товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, или без конфискации транспортных средств со специально изготовленными тайниками, а на должностных лиц – в размере от двухсот до пятисот базовых величин с конфискацией товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, а также транспортных средств (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Республики Беларусь с сокрытием товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, или без конфискации транспортных средств со специально изготовленными тайниками;

– сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, на сумму свыше сорока базовых величин, то есть использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других товаров, – влечёт наложение штрафа на граждан в размере от пятидесяти до трёхсот базовых величин с конфискацией товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, а также транспортных средств (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Республики Беларусь с сокрытием товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, а на должностных лиц – в размере от двухсот до пятисот базовых величин с конфискацией товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, а также транспортных средств (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Республики Беларусь с сокрытием товаров, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения».

Словом, припрятал перевозчик от сотрудника таможни товар на сумму до 578 USD (40 базовых величин) – получи штраф. А вот транспортное средство со специально изготовленным тайником не подлежит обязательной конфискации, как это было предусмотрено ранее.

«Решения о конфискации товаров и транспортных средств, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь, основываются на действующем законодательстве и носят исключительный характер», – сказано в заявлении Государственного таможенного комитета. (Читай: по решению суда с учётом характера совершённого правонарушения и наличия вины перевозчика в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 28) и Таможенным кодексом.Авт.)

– Изменение форм ответственности за провоз контрабанды не станет «зелёным коридором» для нарушителей, – комментирует указ начальник управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Беларуси Андрей Михалькевич. – Суд по-прежнему будет конфисковывать транспортные средства, перевозящие контрабанду. Однако если ранее предусматривалась безальтернативная конфискация, то теперь суд вправе не обращать транспортное средство в доход государства. Будет учитываться периодичность преступлений, характер нарушения и вид правонарушений. Перевозчики и владельцы транспортных средств не должны отвечать за то, что, например, пассажир спрятал под обшивкой или панелью приборов два блока сигарет.

 

Не оскудеет рука дающего

Как утверждают официальные источники, «указ издан в целях обеспечения защиты законных прав и интересов граждан и организаций, в том числе международных перевозчиков, а также применения административного взыскания за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, с учётом характера и последствий совершённых правонарушений».

В минувшем году за перемещение через таможенную границу Беларуси контрабандных товаров в специально оборудованных тайниках к ответственности привлечено более 170 граждан. Поступления в бюджет от деятельности таможенных органов составили 3,616 трлн белорусских рублей.

Два этих факта наводят на мысль, что с принятием документа вряд ли непосредственно на таможенных кордонах и в залах судебных заседаний в полной мере возобладает здравый смысл.

По указу уполномоченным должностным лицам таможенных органов предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, а районным (городским) судам (судьям) рассматривать дела об этих правонарушениях. Чиновникам от правосудия и таможенникам, приносящим своей непосредственной деятельностью непосредственные доходы в карман государства, официально не доводится план по доходам. Тем не менее они обязаны (уж коль назвался груздём, полезай в кузовок) обеспечить поступления в госбюджет с нарастающими показателями. Рука дающего никак не должна оскудеть. Иначе поставят на вид, а то и последуют оргвыводы.

А где взять рост объёмов, как не от увеличения числа конфискаций! Вот и думает по сей день перевозчик, что от греха подальше лучше сделать круг через Прибалтику или Украину. Указ указом, но не ровён час – положишь «голову» (опять-таки и свою, и автосцепки) на белорусскую плаху белорусской таможни.

 

***

«Для нас, как для страны, торгующей практически со всем миром, важно, чтобы белорусские товары проходили границы государств Содружества без задержек. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы рынок регулировался не забором на границе, а унифицированными нормами, действующими на всём таможенном пространстве не только СНГ, но и всего мира», – заявил Президент Беларуси на встрече с руководителями таможенных служб государств-участников СНГ.

Сегодня в стране предпринимаются определённые меры по привлечению транзита.

В марте текущего года принят Указ Президента «О реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь». Если вновь прислушаться к точке зрения официальных источников, документ исключает дискриминацию в отношении транзитных товаров и транспортных средств по признаку их происхождения, отправки, ввоза, вывоза. (Хотя сезонные ограничения нагрузки на ось, конфискация грузов таможенными службами, обязательное конвоирование спиртосодержащих товаров и т. д. тому не способствуют.)

Государственный таможенный комитет в декабре 2004 г. разработал инструкцию о порядке пропуска через государственную границу республики лиц, транспортных средств и товаров в пунктах назначения. В ней чёрным по белому определено: время осуществления пограничного и таможенного контроля в отношении грузовых машин, находящихся на полосе движения, не должно превышать 40 минут. (Хотя реальное время перевозчики назовут совсем другое.)

По сути, эти и другие нормативно-правовые акты содержат благие намерения. Только вот желаемое и действительное никак не стыкуются. Пока это параллельные прямые, которые по теории относительности пересекутся в бесконечности.