Топливо "Взбираясь по лесенке евростандартов"


 

Виктор СТЕПАНОВ

 

В соответствии с Правилом ЕЭК ООН № 49, которое ратифицировано в Республике Беларусь, с 1 октября 2006 года производители колёсных транспортных средств стран-членов Евросоюза будут обязаны выпускать автомобили, соответствующие стандартам не ниже Евро-4, а с 1 октября 2009 года - не ниже Евро-5. Для этих автомобилей необходимо топливо соответствующего качества. Проблему обеспечения таким топливом в Беларуси необходимо оперативно решать и в связи с прохождением по её территории транзитного транспорта, и в связи с эксплуатацией нового транспорта из Европы белорусскими перевозчиками.

 

По словам ведущего специалиста Ассоциации "БАМАП" Виталия Антоновича, для автомобилей Евро-4 требуется топливо с низким содержанием серы - не более 50 ppт, которое сейчас производится на ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ". Для автомобилей Евро-5 потребуется дизельное топливо с содержанием серы 10 ppт, для производства которого необходимо закупить и смонтировать на нефтеперерабатывающих заводах республики специальные установки.

Однако, по словам В. Антоновича, обеспечением белорусских автозаправок новым топливом нужды перевозчиков не ограничиваются. Снижение вредных выбросов в соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5 автомобилях достигается за счет применения специальной добавки AdBlue, используемой для нейтрализации вредных веществ в продуктах сгорания дизельного топлива. Для эксплуатации таких автомобилей необходимо обеспечить постоянное наличие этой добавки на заправочных станциях концерна "Белнефтехим", а также рассмотреть возможность ее производства на ОАО "ГродноАзот".

Детально и авторитетно эта проблема была рассмотрена в ходе совещания «О состоянии и мерах, обеспечивающих эксплуатацию и выпуск автомобилей, соответствующих международным стандартам Евро-4, Евро-5» 2 февраля 2006 г. в Минске. Представители отраслевой науки авторитетно подтвердили необходимость обеспечить наличие на всех дизельных заправочных станциях страны добавки AdBlue в рамках принятой по соглашению производителей транспортных средств Евро-4 и Евро-5 технологии SCR (селективное каталитическое восстановление),  использующей добавку как восстанавливающий реагент в отработанном газе. Реагент AdBlue, о котором упоминали ученые, стандартизирован в Европе по DIN 70070, не токсичен и не имеет каких либо особых условий по хранению.

Кроме того, по их словам, для обеспечения контроля за вредными выбросами, Европейская Комиссия приняла Директиву 2005\78\ЕС, которая предусматривает обязательную установку бортовой диагностической системы (OBD). Эта система будет фиксировать превышение норм указанных стандартов вследствие отсутствия необходимой добавки. При этом будет автоматически снижаться вращающийся момент двигателя и фиксироваться причина ограничения вращающего момента, что приведет не только к невозможности продолжения рейса, но и к значительным штрафным санкциям.

Таким образом, с точки зрения науки в Беларуси необходимо стимулировать закупку транспортных средств, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5, а также меры стимулирования производства добавки AdBlue  и обеспечение ее наличия на АЗС.

Представители перевозчиков – специалисты Минтранса и Ассоциации БАМАП, поддержанные представителями Госстандарта, заострили внимание на вопросах стандартизации и сертификации транспортных средств, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5. Согласно их информации, в Беларуси ратифицированы Правила ЕЭК ООН № 49 и 51, которые устанавливают требования к таким транспортным средствам (в то же время в России введение этих требований отодвигается, и стандарты Евро-4, Евро-5 вступят в силу в 2010 году). В настоящее время в Беларуси уже разработана программа введения технических регламентов, в текущем году будет начато их утверждение. Требования к дизельному топливу установлены по европейской спецификации EN 590. Подтверждение качества топлива осуществляет сам производитель нефтепродуктов. Чтобы эксплуатировать в Беларуси транспортные средства, соответствующие Евро-4, Евро-5, в первую очередь необходимо выполнить идентификацию заправочных станций, т.е. обозначить соответствующим знаком заправочные станции, реализующие дизельное топливо с низким содержанием серы. Представители перевозчиков также считают необходимым организовать на заправочных станциях Беларуси заправку реагентом AdBlue, а кроме того, предложили рассмотреть возможность выпуска этого реагента в Республике Беларусь.

На эти согласованные пожелания ученых и перевозчиков ответили сотрудники нефтеперерабатывающих предприятий Республики Беларусь – ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ». По их словам, в настоящее время все выпускаемое ОАО «Нафтан» и ОАО «МозырскийНПЗ» дизельное топливо соответствует спецификации EN 509 и требованиям, предъявляемыми производителями транспортных средств Евро-4 (содержание серы не более 50 ррт). Большая часть – 70 %  - производимого дизельного топлива поставляется в страны Западной Европы и 30 % оставшегося топлива обеспечивает потребность в дизельном топливе в Республике Беларусь.

Для производства дизельного топлива, соответствующего требованиям, предъявляемыми производителями транспортных средств Евро-5 (содержание серы не более 10 ррт), белорусским нефтеперерабатывающим заводам необходимо закупить специальную установку, стоимость которой составляет $ 75 млн. Поэтому необходимо государственное стимулирование производства экологически чистого дизельного топлива.

Специалисты «Белнефтехим» согласились с актуальностью задачи организовать реализацию добавки AdBlue на заправочных станциях концерна.

Ответ на вызов времени отечественные производители автотехники на Минском автомобильном заводе видят в создании магистральных тягачей МАЗ с двигателями западных фирм, соответствующих по техническим и экологическим параметрам требованиям международных стандартов Евро-4 и в дальнейшем Евро-5. По словам специалистов завода, Минский автомобильный завод провел маркетинговые и технические исследования по закупке двигателя для производства автомобилей соответствующих стандартам Евро-4, Евро-5. Наиболее выгодное предложение было получено от концерна DaimlerChrysler AG. В марте 2006 года этот концерн готов начать поставку указанных двигателей на МАЗ. В мае 2006 года МАЗ запланировал выпустить прототип автомобиля Евро-4, а на 4 квартал 2006 года запланирован выпуск первой промышленной партии таких автомобилей. Поскольку в автомобилях МАЗ Евро-4 будет использоваться технология SCR (селективного каталитического восстановления), производители отечественной автотехники также указывают на необходимость создания инфраструктуры по реализации  добавки AdBlue. Кроме того, поскольку использование современных технических решений приведет к значительному увеличению стоимости транспортных средств, необходимо предусмотреть налоговое стимулирование закупки подвижного состава, соответствующего современным экологическим стандартам.

Участники совещания определили ряд мер по обеспечению эксплуатации и выпуска в Республике Беларусь соответствующих международным стандартам Евро-4, Евро-5 автомобилей, а также наметили сроки их исполнения. Большая их часть отнесена на последний квартал года, в том числе обеспечение обозначения на АЗС заправочных колонок с низким содержанием серы, создание инфраструктуры на автозаправочных станциях по заправке автомобилей необходимыми добавками, как и разработка или закупка соответствующего оборудования для АЗС, необходимого для проведения технологических операций по заправке добавками, используемыми для достижения экологических стандартов Евро-4, Евро-5.

Также на конец года отнесено введение налогового и таможенного стимулирования обновления подвижного состава белорусских перевозчиков автопоездами, соответствующими экологическим требованиям Евро-4, Евро-5 вместе со «стимулированием производства подвижного состава, соответствующего современным экологическим требованиям», что неудивительно, принимая во внимание количество и характер привлеченных к решению этих задач ведомств.

Принятие необходимых мер по стимулированию развития концерном «Белнефтехим» инфраструктуры по реализации реагента AdBlue ожидается также в четвёртом квартале текущего года, а вот создание инфраструктуры по обслуживанию и ремонту автомобилей Евро-4, Евро-5 отнесено на первый квартал уже следующего года.

Раньше всего, во втором квартале 2006 года,  планировалось подготовить предложения по возможности производства реагента AdBlue на заводе «Азот» в Беларуси.

Более точные сроки осуществления некоторых из принятых в результате обсуждения на совещании мер были позднее названы в письме, которое, согласно информации из неофициальных источников, было направлено заинтересованными ведомствами в правительство. В частности, предложено поручить концерну «Белнефтехим» обеспечить наличие на белорусских АЗС дизельного топлива и добавки AdBlue для транспортных средств Евро-4 с 1 октября текущего года, а заправку транспортных средств Евро-5 - с 1 октября 2009 года.