Анализ рынка " Львиная доля, или Почему ДТ в России «не желает» дешеветь?"


Андрей ЛАПТЁНОК,

Олег ЖАРКО

 

Россия – страна загадочная. Здесь всё непредсказуемо: и природа, и климат, и знаменитая русская душа. А ещё – цены на топливо. Казалось бы, всё здесь есть для процветания. Есть, в частности, нефть, которая сегодня, как известно, очень востребована в мире, и цены на неё на мировом рынке всё растут и растут. Но почему-то не радует этот рост отечественных транспортников…

 

Бюджет без нефти – не бюджет…

Государство своей налоговой политикой фактически вынуждает нефтяные компании повышать цены на бензин на внутреннем рынке. К такому выводу пришли участники круглого стола «Налоговая система РФ и цены на нефть и нефтепродукты», который провёл в Казани комитет по бюджету Совета Федерации. Эксперты отмечают, что до тех пор, пока бюджет не откажется от привязки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к мировым ценам на нефть, ситуацию изменить не удастся. Меры же, которые сейчас принимает правительство, в большей степени направлены на увеличение темпов нефтедобычи, но никак не на снижение внутренних цен на бензин. Скорее всего, и в дальнейшем интересы стабилизационного фонда будут превыше интересов развития собственно экономики, а нефтяная отрасль так и останется «дойной коровой» российского бюджета.

Примерно 50 % цены на нефтепродукты – это налоговая составляющая. По оценкам Минпромэнерго, в цене дизтоплива этот показатель достигает 40 %, автомобильного бензина – все 50 %. Примерно столько же (49,2 % в 2005 г.) составляет доля нефтяной отрасли в налоговых поступлениях в бюджет РФ. Существующая практика налогообложения, направленная на изъятие сверхдоходов от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен на нефть, выгодна бюджету. И она же приводит к росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Так, в 2004 и 2005 годах цены на бензин выросли на 34 % и 16 % соответственно. Дело в том, что ставка НДПИ привязана к мировым ценам на нефть, и в результате доля этого налога в цене нефти на внутреннем рынке составляет более 30 %.

Казалось бы, вполне естественный в таких условиях шаг – «отвязать» ставку НДПИ от мировых цен. Только это может привести к снижению цен на внутреннем рынке. Причём, по мнению главы комитета по бюджету Совета Федерации Евгения Бушмина, НДПИ должен рассчитываться без учёта коэффициента, характеризующего изменение мировых цен, для всей нефти – независимо от того, идёт ли она на экспорт или реализуется внутри страны. Сенатор считает, что изымать сверхдоходы от экспорта нужно с помощью таможенных пошлин. Заместитель директора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Александр Гладков полагает, что в МЭРТ этот вопрос готовы рассматривать, однако для целей налогообложения будет проблематично найти индикатор цен на внутреннем рынке. В общем, правительство к такому повороту событий пока явно не готово – не случайно законопроект, готовящийся сейчас в Госдуме ко второму чтению, фиксирует привязку НДПИ к мировым ценам до 2017 г. Да и Президент в последнем бюджетном послании заявил, что «следует на постоянной основе закрепить в НК РФ применяемую сегодня формулу расчёта этого налога в зависимости от мировой цены на нефть».

Единственное, что предлагает правительство для сдерживания цен на внутреннем рынке, – это решение не индексировать акцизы на нефтепродукты. «Неиндексация в какой-то степени позволяет говорить, что акцизы не будут увеличивать цены», – осторожно отмечает заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталья Комова. Свою осторожность она объясняет тем, что в своё время отмена налога с продаж не привела к снижению цен на продукты. Следовательно, одними акцизами проблему решить не удастся. Тем не менее их доля в цене на моторное топливо достаточно высока и, по словам директора департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского, составляет около 20 %. Однако нужно учитывать, что своё «чёрное дело» правительство уже сделало: с 2002-го по 2005 г. акцизы на нефтепродукты выросли на 75 %. Кроме того, применяемый механизм взимания акцизов не способствует производству высококачественных продуктов: ставка акциза на бензин с октановым числом до 80 на треть меньше, чем на бензин с «иными октановыми числами». По словам Александра Гладкова, Минэкономразвития уже подготовило и направило на согласование в министерства и ведомства законопроект по акцизам. Предлагаемые изменения в законодательстве будут стимулировать техническое перевооружение предприятий и производство нефтепродуктов более высокого качества.

Анатолий Яновский согласен, что нефтяным компаниям нужны стимулы для реконструкции нефтеперерабатывающих заводов. Он считает, что стимулировать нужно нормативно – создавая технические регламенты, и экономически – освобождая НПЗ от таможенных пошлин на ввозимое оборудование. Без технического перевооружения всё встаёт с ног на голову. Сейчас, например, экспортная пошлина на «тёмные» нефтепродукты (мазут, масла, битумы) ниже, чем на «светлые» (автобензин, дизтопливо). Так государство пытается стимулировать переработку нефти внутри страны, потому что при производстве бензина вырабатывается много мазута, и производителям предоставляется возможность реализовать его на внешнем рынке. «Пока наша налоговая политика не может привести к снижению цен на внутреннем рынке», – констатирует Анатолий Яновский.

Но даже с точки зрения развития отрасли предлагаемых сейчас мер явно недостаточно. Дифференцировать НДПИ нужно не только по степени выработанности месторождений: ставка должна снижаться и при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, и при добыче нефти более низкого качества – например, высокосернистой, переработка которой, по экспертным оценкам, на 20 % дороже. «А если мы хотим нормальное законодательство, необходимо ввести рентные платежи», – предлагает заместитель председателя бюджетного комитета СФ Вячеслав Новиков. Но в Минфине такой подход не приветствуют.

Впрочем, по мнению нефтяников, отмены индексации акцизов на нефтепродукты недостаточно. В «Лукойле», например, есть ряд своих конструктивных предложений.

Во-первых, уменьшить налоговую составляющую в цене нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке, с компенсацией выпадающих доходов бюджета за счёт сборов с нефтепродуктов, отправляемых на экспорт. Это даст эффект снижения цен внутреннего рынка на 15-20 % от расчётных.

Во-вторых, ввести льготы на инвестиционные процессы в нефтепереработке: приблизить к мировым стандартам механизм начисления амортизации; снизить или отменить ставку налога на прибыль, направляемую на реконструкцию НПЗ. Это позволит увеличить глубину переработки нефти.

В-третьих, заинтересовать потребителя в использовании высококачественного и экономичного моторного топлива – дизельного, газового и биологического, а автопредприятия – в производстве машин, работающих на этом горючем.

Но судя по всему государству жаль добровольно отказываться от своей львиной доли, и оно из месяца в месяц призывает нефтяников не повышать цены.

 

 

 

Лежит Иван на печи да ест калачи…

Российский экспорт товаров в январе – мае 2006 г. составил, по оценке Минэкономразвития, 116.3 млрд долларов, что на 28.7 % больше, чем в соответствующий период прошлого года, в том числе в страны дальнего зарубежья – 100.6 млрд долларов (рост на 28.4 %), в страны СНГ – 15.7 млрд долларов (рост на 30.3 %). При этом доля стран СНГ в общем объёме экспорта России увеличилась с 13.3 до 13.5 %, а стран дальнего зарубежья уменьшилась с 86.7 до 86.5 %.

Основным фактором роста стоимости российского экспорта остаётся благоприятная для российских экспортёров конъюнктура мирового рынка на важнейшие сырьевые товары, и особенно на энергоносители и цветные металлы.

В январе – мае 2006 г. цена на нефть марки Urals на мировом рынке выросла на 37.3 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила 60.7 долларов за баррель. В мае 2006 г. цена нефти Urals составила 64.7 долларов за баррель, увеличившись на 43.2 % к уровню мая 2005 г., и снизилась на 0.5 % по сравнению с апрелем 2006 г., отражая реакцию рынка на официальную информацию о росте складских запасов бензина в США и сохранении ОПЕК квот на добычу нефти на прежнем уровне.

Помимо геополитических факторов (напряжённая обстановка вокруг Ирана и нестабильная ситуация на юге Нигерии) сохранению высоких мировых цен на нефть способствуют ожидание новых тропических штормов в зоне Северной Атлантики, медленное восстановление нефтеперерабатывающих предприятий на побережье Мексиканского залива после уже произошедших катаклизмов, а также опасения по поводу дефицита нефтепродуктов в связи с разгаром автомобильного сезона.

 

Динамика мировых цен на нефть

                                   (долларов за баррель)

 

 

Товарная структура российского экспорта в страны вне СНГ (по данным ФТС РФ) в январе – апреле 2006 г. сохраняла сырьевую направленность. Наибольший удельный вес в ней занимали топливно-энергетические товары – 71.4 % (рост по сравнению с январём – апрелем 2005 г. на 7.4 процентных пункта). Доля металлов и изделий из них составила 12.6 % (сокращение на 5.3 процентных пункта), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3.2 % (падение на 0.7 процентных пункта), продукции химической промышленности – 5.2 % (сокращение на 0.9 процентных пункта), машин, оборудования и транспортных средств – 3 % (сохранился уровень соответствующего периода 2005 г).

 

Структура экспорта России в страны дальнего зарубежья

в январе-апреле 2006 г. (в январе – апреле 2005 г.)

 

 

 

В январе – апреле 2006 г. на экспорт было поставлено 68.6 млн т сырой нефти, что выше уровня соответствующего периода 2005 г. на 0.7 %. Поставки дизельного топлива увеличились на 5.4 % , мазута – на 15.9 %, природного газа – на 6.4 %, одновременно сократились поставки бензина автомобильного на 8.4 %.

Увеличение стоимостных объёмов российского экспорта в страны СНГ связано прежде всего с ростом контрактных цен на основные сырьевые товары.

Экспорт вырос во все страны региона, кроме Туркмении (снижение на 1 %). Максимальный рост поставок отмечен в Армении – в 2.4 раза, в Киргизии и в Грузии – почти в 1.8 раза.

В структуре экспорта товаров в страны СНГ (по данным Федеральной таможенной службы, с учётом данных по Беларуси) доля минеральных продуктов возросла с 48.8 % в январе – апреле 2005 г. до 51.3 % в январе – апреле 2006 г., в том числе доля топливно-энергетических товаров – с 47.7 до 50.4 %.

 

Повышение удельного веса топливно-энергетических товаров в структуре российского экспорта в страны СНГ связано с ростом цен на эти товары в среднем на 52.2 % при снижении физических объёмов на 6.4 %. В стоимостном выражении экспорт российских топливно-энергетических товаров в январе – апреле 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 42.5 %, в том числе в Беларусь – на 59.7 %. При этом доля этой страны в российском экспорте этих товаров в страны СНГ возросла в январе – апреле 2006 г. до 38.6 % против 34.5 % годом ранее.

Стоимостные объёмы поставок сырой нефти в страны СНГ выросли на 38.8 % при снижении физических объёмов на 5.2 % и росте средних цен на 46.4 %. Средние цены поставок в страны Содружества продолжали расти по отношению к экспортным ценам в страны дальнего зарубежья (с 70 % в январе – апреле 2005 г. до 7 2 % в январе – апреле 2006 г.).

Стоимостные объёмы экспорта нефтепродуктов выросли на 45.8 % полностью за счёт роста цен при сохранении физических поставок на уровне января – апреля 2005 г.

 

 

Дебет-кредит

В январе – мае 2006 г. продолжался рост добычи и производства всех видов энергоресурсов благодаря сохранению благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры рынка топливно-энергетических ресурсов и росту внутреннего спроса. За январь – май, по данным Минэкономразвития России, прирост производства основных первичных топливно-энергетических ресурсов составил 2.5 %. В январе – мае 2006 г. добыча нефти, включая газовый конденсат (далее нефти), составила 196 млн т, или 102.5 % (в мае – 103.6 %) к соответствующему периоду 2005 г.

В мае 2006 г. среднесуточная добыча нефти составила 100.3 % к апрелю, при 100.8 % в апреле, 100.7 % в марте, 100.3 % в феврале и 97.9 % в январе к предыдущему месяцу.

 

 

 

По данным ЦДУ ТЭК, в январе – апреле 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объёмы проходки бурения возросли на 3.8 %, в том числе эксплуатационного бурения – на 5.8 %.

Основными причинами низких темпов добычи нефти являются снижение эффективности добычи нефти за счёт ухудшения качества сырьевой базы отрасли и сложность освоения новых месторождений, а также не слишком высокая активность нефтяных компаний в использовании своих финансовых ресурсов на добычу нефти.

 

Объёмы добычи нефти основными нефтегазовыми компаниями, млн т

Нефтяные компании

2005 г.

2006 г.

в % к январю – маю 2005 г.

январь-май

январь-май

ОАО “НК “Роснефть”

29.79

32.05

107.6

ОАО «НК “Сургутнефтегаз”

25.95

26.97

103.9

ОАО «НК “Лукойл”

35.89

36.91

102.8

НК “ТНК-ВР”

30.12

30.65

101.7

ОАО “НГК “Славнефть”

9.87

9.89

100.2

ОАО “Татнефть им. В. Д.Шашина»

10.59

10.60

100.1

ОАО “Газпром”

5.36

5.35

99.8

ОАО “АНК “Башнефть”

4.95

4.86

98.2

ОАО “Сибнефть”

13.86

13.40

96.7

ОАО “НК ЮКОС”

11.55

8.85

76.6

 

В январе – мае 2006 г. значительное снижение добычи нефти к уровню января – мая 2005 г. наблюдалось на предприятиях компании ОАО «НК «Юкос» (на 23.4 %) и ОАО «НК «Сибнефть» (на 3.3 %). Кроме того, падение добычи нефти отмечается на предприятиях ОАО «АНК «Башнефть» на 1.8 %.

Наибольшего прироста добычи нефти в этот период к уровню января – мая 2005 г. достигли предприятия компаний ОАО НК «Роснефть» – на 7.6 %, и ОАО «Сургутнефтегаз» – на 3.9 %, ОАО «НК «Лукойл» – на 2.8 %.

Весь прирост добычи нефти направлен на нефтеперерабатывающие предприятия для производства нефтепродуктов.

Объём первичной переработки нефтяного сырья в январе-мае 2006 г. составил 88.7 млн т, или 107.2 % к соответствующему периоду 2005 г.

Увеличение переработки нефти вызвано снижением эффективности экспорта нефти железнодорожным транспортом и направлением дополнительных объёмов добытой нефти на внутренний рынок.

Доля переработки нефти в объёме добычи увеличилась до 45.2 % (в январе – мае 2005 г. – 43.2 %).

Выпуск автомобильного бензина составил 13.4 млн т, или 105.3 % к соответствующему периоду 2005 г., дизельного топлива – 25.8 млн т (108.3 %), топочного мазута – 24.9 млн т (107.1 %).

Глубина переработки нефтяного сырья в январе – мае 2006 г. осталась на уровне соответствующего периода предыдущего года и составила 70.8 %. Относительно низкая глубина переработки обусловлена недостаточным использованием углубляющих схем переработки мазута.

 

 

 

 

 

2005 г.

2006 г.

2006 г. к 2005 г. в %

январь – май

в том числе май

январь – май

в том числе май

январь – май

в том числе май

Первичная переработка нефти, млн т

82.7

 

17.1

88.7

17,7

107.2

103.1

Производство нефтепродуктов

 

 

 

 

 

 

Автомоб. бензин, млн т

% выхода

12.7

15.3

2.6

15.4

13.4

15.0

2.7

15.5

105.3

103.7

Дизельное топливо, млн т

% выхода

23.9

28.8

4.8

28.1

25.8

29.1

5.2

29.2

108.3

107.2

Мазут топочный, млн т

% выхода

23.2

28.1

4.4

25.9

24.9

28.1

4.5

25.5

107.1

101.6

 

 

Переработка нефти по основным нефтегазовым компаниям характеризуется следующими показателями:

 

 

2005 г.

январь – май

2006 г.

январь – май

2006 г. к 2005 г.

январь – май

 

млн т

млн т

%

ОАО «НК «Лукойл»

ОАО «Сургутнефтегаз»

ОАО «НК «ЮКОС»

ОАО «Сибнефть»

НК «ТНК-ВР»

ОАО «НГК «Славнефть»

ОАО «НК «Роснефть»

Московский НПЗ

ОАО «Газпром»

НК «Башнефтехим»

«Салаватнефтеоргсинтез

14.2

7.2

12.8

6.0

7.7

5.1

4.4

3.8

2.8

7.9

3.1

15.9

8.0

14.0

6.6

8.3

5.2

4.5

3.8

2.7

7.6

2.9

112.3

111.4

110.0

108.9

107.9

102.4

101.6

99.8

97.8

97.1

92.2

 

К лидерам, имеющим темпы роста объёмов переработки нефти выше средневзвешенного по России, относятся ОАО «НК «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Юкос», ОАО «Сибнефть», ОАО «НК «ТНК-ВР».

В структуре выпуска продолжает оставаться высокой доля мазута и дизельного топлива, предложение на которые превышает спрос внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырьё для дальнейшей переработки.

За январь – май  2006 г. на внутренний рынок нефтеперерабатывающими предприятиями поставлено 11.0 млн т автомобильного бензина (103.1 % к соответствующему периоду 2005 г.), 13.3 млн т дизельного топлива (107.4 %) и мазута топочного 11.0 млн т (109.1 %).

 

Что осталось в кошельке?

В текущем году темпы роста потребительских цен на дизельное топливо и автомобильный бензин, по утверждению Минэкономразвития, не превышают уровня инфляции (впрочем, к этому обстоятельству можно подойти и несколько иначе: цены на дизельное топливо и автомобильный бензин в значительной степени предопределили уровень инфляции).

 

Показатели

2005 г.

2006 г.

май

январь – май

май

январь – май

Справочно:

апрель

Инфляция, прирост в %

 (на конец периода)

Потребительские цены

0.8

7.3

0.5

5.9

0.4

Цены производителей промышленных товаров

2.7

9.7

1.8

8.5

0.6

 

В мае 2006 г., так же как и в апреле, темпы инфляции на потребительском рынке составили 0.5 % (в апреле 2006 г. – 0.4 %) против достаточно высоких ежемесячных темпов роста цен в I квартале (0.8-2.4 %). Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) с исключением сезонных и административных факторов в апреле – мае 2006 г. также замедлился и составил по 0.4 % ежемесячно (в апреле и мае 2005 г. – 0.9 % и 0.6 % соответственно). 

 

Динамика ИПЦ и БИПЦ

 

 

 

За январь – май 2006 г. инфляция составила 5.9 %, снизившись по сравнению с прошлогодним показателем (7.3 %) в 1.2 раза. Базовая инфляция за период с начала текущего года также замедлилась до 3.6 % против 4 % годом ранее.

 

Сравнительная динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка

 

 

В мае 2006 г. прирост тарифов на платные услуги, оказываемые населению, составил 0.6 %, повторив апрельский показатель. За январь – май 2006 г. прирост тарифов более низкий, чем годом ранее (9.3 % против 14.4 %). В текущем году замедлились темпы роста как регулируемых тарифов, так и тех, которые устанавливаются в рыночном секторе.

В мае 2006 г. прирост оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, регулируемой на местах, замедлился до 0.2 % после того, как в январе – апреле ежемесячно тарифы повышались на 1.6-5.9 %. Вместе с тем за январь – май 2006 г. прирост этих тарифов (12.5 %) был выше, чем за январь – май 2005 г. (10.6 %).

Тарифы на услуги железнодорожного транспорта в апреле и мае повысились в среднем на 3.1 % и 5.9 % соответственно в связи с началом отпускного и дачного сезонов, в целом за январь – май 2006 г. отмечен их прирост на 8 % (за аналогичный период 2005 г. – на 9.6 %). За январь-май 2006 г. темпы роста тарифов на платные услуги населению, оказываемые в рыночном секторе, замедлились – до 6.1 % против 7.1 %, при этом на отдельные услуги они остаются высокими.

Динамика тарифов на платные услуги населению

 

 

 

В мае 2006 г. средний показатель прироста цен производителей промышленных товаров (C+D+E) составил 1.8 %. За январь – май 2006 г. прирост цен в промышленности составил 8.5 % (за январь – май 2005 г. – 9.7 %).


Динамика цен по отдельным видам экономической деятельности

 

 

 

Рост цен на продукцию добычи полезных ископаемых за январь – май 2006 г. составил 12.3 % (годом ранее – 23.4 %), в том числе в мае – прирост на 0.8 %. В то же время на добытую нефть в апреле – мае внутренние цены не повышались, сдерживаемые высокими экспортными пошлинами. С начала года прирост цен составил 12.4 % (российская нефть на мировом рынке подорожала на 25 %).

В целом за январь – май 2006 г. прирост цен на продукцию обрабатывающих производств составил 6.9 % (за аналогичный период 2005 г. – 5 %), в мае повысившись до 2.6 % (в апреле – 0.7 %).

В мае 2006 г. вновь повысились цены на топочный мазут на 13.2 % после снижения цен в марте – апреле на 12.9 % (за январь – май 2006 г. прирост внутренних цен составил 30.6 %, а мировых – 37 %). Прирост внутренних цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, так же как и на мировых рынках, более умеренный с начала года – на 16.5 % и 8.5 % (в мае цены выросли на 3.7 и 3.2 % соответственно). 

 

Динамика цен в отдельных секторах экономики

 

 

 

Ожидание «большого скачка»

С начала мая оптовые цены российских НПЗ на нефтепродукты подскочили на 2 – 4 %. Наибольшее увеличение цен произошло по дизельному топливу и бензину Аи-92 – на 420 рублей – до 15900 и 17510 рублей за тонну соответственно. Цены на бензин А-80 выросли в среднем на 350 рублей – до 15760 рублей за тонну, Аи-95 – на 320 рублей – до 18920 рублей за тонну. В оптовом секторе следует ожидать дальнейшего увеличения цен. Наиболее вероятен рост цен на высокооктановые марки бензина (около 500 рублей) в связи с увеличением грузоперевозок.

Оптовые цены на нефтепродукты обычно следуют за нефтяными ценами внутреннего рынка. Несмотря на убаюкивающие прогнозы МРЭТ, за последний месяц цены на нефть резко подскочили – они последовательно повышаются вслед за мировыми, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. С начала года российская экспортная смесь Urals стала дороже на 16 % – до 66 долларов за баррель. За месяц нефть подорожала на 15 % и в России, а вслед за сырьём выросли и оптовые цены на нефтепродукты. В России нефтяные компании готовы поставлять сырую нефть в мае по цене 8 тыс. рублей за тонну, в то время как поставки на апрель были по цене 7 тыс. рублей.

 

Оптовые цены российских НПЗ в августе – декабре 2005 г.

 


  Оптовые цены российских НПЗ в январе – апреле 2006 г.

 

Оптовые цены российских НПЗ в феврале – мае 2006 г.

 

 

         «Киришинефтеоргсинтез» только за две недели мая повысил цены на бензин А-80 на 100 рублей – до 16450 рублей за тонну, Аи-92 – на 200 рублей – до 17650 рублей за тонну, Аи-95 на 250 рублей – до 19600 рублей за тонну. Дизельное топливо подорожало на 100 рублей – до 16500 рублей за тонну.

         На Московском НПЗ цены значительно выросли по всем маркам топлива: на бензин А-80 и дизельное топливо повысились на 400 и 600 рублей – до 16350 и 16000 рублей за тонну соответственно. Цена Аи-92 поднялась ещё больше, – на 700 рублей – до 18100 рублей за тонну. Бензин Аи-95 подорожал на 300 рублей – до 19200 рублей за тонну.

«Уфанефтехим», Уфимский и Новоуфимский НПЗ резко повысили цены на высокооктановые марки бензина: Аи-92 и Аи-95 подорожали на 700 и 500 рублей – до 17500 и 18500 рублей за тонну соответственно. Дизельное топливо после резкого подорожания в конце апреля поднялось всего на 200 рублей – до 15400 рублей за тонну. Бензин А-80 подорожал на 150 рублей – до 15650 рублей за тонну.

«Ярославнефтеоргсинтез» также значительно поднял цены на все виды нефтепродуктов: цены на бензины Аи-92 и Аи-95 выросли на 500 и 600 рублей – до 17600 и 18900 рублей за тонну соответственно. Дизельное топливо подорожало на 450 рублей – до 15800 рублей за тонну. Бензин А-80 подорожал на 400 рублей – до 15700 рублей за тонну.

На НПЗ «Лукойла» цены на нефтепродукты в целом поднялись незначительно. Однако «Пермнефтеоргсинтез» повысил цену на дизельное топливо на 1100 рублей – до 16350 рублей за тонну. «Нижегороднефтеоргсинтез» поднял цену на дизельное топливо на 650 рублей – до 16450 рублей за тонну. ООО «Волгограднефтепереработка» повысило цену на дизельное топливо на 250 рублей – до 16200 рублей за тонну. А ведь ещё в середине апреля президент «Лукойла» Вагит Алекперов заявил, что компания выступает за стабилизацию цен на топливо. Однако на самом деле цены на самый востребованный для сельского хозяйства вид топлива повысились именно в посевной период. «Пермнефтеоргсинтез» повысил цены на бензины Аи-92 и Аи-95 на 400 и 300 рублей – до 17300 и 19000 рублей за тонну соответственно. «Нижегороднефтеоргсинтез» поднял цены на А-80, Аи-92 и Аи-95 на 100 рублей – до 15950, 17600 и 19050 рублей за тонну соответственно.

Рязанский НПЗ («ТНК-BP») значительно повысил цены на все виды топлива: А-80 подорожал на 400 рублей – до 15500 рублей за тонну, Аи-92 – на 500 рублей – до 17350 рублей за тонну, Аи-95 – на 450 рублей – до 18500 рублей за тонну. Дизельное топливо подорожало на 400 рублей – до 15700 рублей за тонну.

Саратовский НПЗ «ТНК-ВР» также в целом повышает цены, хотя дизельное топливо подешевело на 150 рублей – до 15150 рублей за тонну. Бензины А-80 и Аи-92 подорожали на 300 рублей – до 15250 и 16850 рублей за тонну соответственно. Бензин Аи-95 подорожал на 200 рублей – до 17850 рублей за тонну.

«Юкос» существенно поднял цены на всех НПЗ. Так, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский НПЗ повысили цены на А-80 на 450 рублей – до 15500 рублей за тонну, Аи-92 на 550 рублей – до 17100 рублей за тонну, Аи-95 – на 100 рублей – до 18850 рублей за тонну. Дизельное топливо подорожало на 350 рублей – до 15300 рублей за тонну. Ачинский НПЗ и Ангарский НХК подняли цены на все марки бензинов и дизельное топливо на 450 - 700 рублей.
Омский НПЗ «Сибнефти» продолжил поднимать цены: дизельное топливо подорожало на 550 рублей – до 15500 рублей за тонну. Бензин Аи-92 подорожал на 150 рублей – до 17200 рублей за тонну, А-80 на 350 рублей – до 15600 рублей за тонну.

«Орскнефтеоргсинтез», который приступил к выпуску дизельного топлива по стандартам Евро-3 (с содержанием общей серы до 350 ppm), поднял цену на дизельное топливо на 750 рублей – до 15600 рублей за тонну. А бензины А-80 и Аи-92 подорожали на 500 рублей – до 15500 и 17100 рублей за тонну соответственно.

Поднимутся ли розничные цены на бензин на АЗС вслед за оптовыми ценами? В течение мая оптовые цены российских НПЗ на нефтепродукты подскочили на 2 – 4 %. Наибольшее увеличение цен произошло по дизельному топливу и бензину Аи-92 – на 420 рублей – до 15900 и 17510 рублей за тонну соответственно. Цены на бензин А-80 выросли в среднем на 350 рублей – до 15760 рублей за тонну, Аи-95 – на 320 рублей – до 18920 рублей за тонну. Эксперты топливного рынка единодушны в том, что в оптовом секторе и дальше следует ожидать увеличения цен, особенно на высокооктановые марки бензина (около 500 рублей) в связи с увеличением грузоперевозок. В розничном секторе ненадолго сохранится стабильная ситуация: маржа розничных операторов находится на уровне 20 % и не очень существенно влияет на цену.

По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, после двухнедельного майского роста оптовые цены на нефтепродукты достигли максимума февраля, когда произошёл значительный скачок вверх. Но розничные цены на АЗС с ноября 2005 г. сохраняются на стабильном уровне. Так, по Москве розница менялась только в сторону понижения – на пару копеек за неделю. Сейчас розница не несёт издержек, которые бы вынудили её повысить цены, – полагает Григорий Сергиенко.

Цены на топливо на некоторых АЗС г. Москвы

на 26.06.2006 г. (в порядке возрастания средней цены на Аи-92)

Фирма

Кол-во АЗС

Дт min

Дт Max

ДТ средн

Аи-80 min

Аи-80 Max

Аи-80 средн

Аи-92 min

Аи-92 Max

Аи-92 средн

Аи-95 min

Аи-95 Max

Аи-95 средн

1.

«Жигули»

4




14,70

14,80

14,75

16,50

16,60

16,55

17,50

17,60

17,55

2.

«Сибнефть-АЗС-сервис»

24

16,70

17,50

16,92

15,00

15,80

15,43

16,90

18,00

17,34

17,90

19,00

18,34

3.

«Лукойл-ЦН»

32

15,40

17,80

16,92

13,10

15,80

15,43

15,10

18,10

17,35

16,80

19,30

18,40

4.

«Нафтал-Л»

35

16,50

17,80

17,03

15,10

15,80

15,35

16,90

18,20

17,40

18,00

19,00

18,41

5.

«Транс-АЗС»

22

16,50

17,50

16,98

15,10

15,80

15,50

16,90

18,00

17,42

17,90

19,00

18,42

6.

«Магистраль-Альфа»

76

16,50

17,70

17,22

14,70

16,20

15,57

16,60

18,00

17,43

17,60

19,00

18,43

7.

«Кедр-М»

54

16,50

17,50

17,00

15,40

16,30

15,85

16,90

18,00

17,45

18,10

19,00

18,55

8.

«ММ-Транс»

6




15,50

15,80

15,65

17,10

17,80

17,45

18,10

18,80

18,45

9.

«Петрол

Комплекс»

31

16,59

17,79

17,19

15,49

15,99

15,74

17,09

17,99

17,46

18,09

18,99

18,46

10.

ЕКА-АЗС

52

16,49

17,50

17,15

15,20

16,00

15,66

16,99

17,90

17,47

17,99

18,90

18,46

11.

Ассоциация «Гранд»

79

16,20

17,70

17,14

14,40

16,00

15,52

16,20

18,00

17,50

17,30

19,00

18,52

12.

МТК

78

17,10

17,90

17,50

15,00

16,00

15,50

16,90

18,20

17,55

17,90

19,20

18,55

13.

«Трансэне

ргоснаб»

22

16,00

17,00

16,50

15,20

15,90

15,55

17,00

18,10

17,55

17,90

19,00

18,45

14.

«Грейтек»

3




15,50

15,90

15,70

17,20

17,80

17,57

18,20

18,80

18,57

15.

«Техинвест»

4




15,40

15,40

15,40

17,50

17,70

17,60

18,50

18,70

18,60

 

Розничные цены на моторное топливо очень долго – почти 3,5 месяца – практически не менялись с начала года. А в конце марта премьер-министр Михаил Фрадков на встрече с руководителями нефтяных компаний настойчиво призывал их не повышать цены накануне посевной. Однако даже тогда «Лукойл» заявил, что с 1 апреля поднимет цены на нефтепродукты, несмотря на уговоры правительства. Компания почти исчерпала внутренние резервы для продления моратория. По итогам трёх месяцев общая инфляция составит не менее 5 %, с 1 января на 9 % выросли тарифы на электроэнергию, подорожал газ – на 11 %, услуги "Транснефти" – на 9 %, а перевозки по железной дороге подорожали на 13 %. Кроме того, отмечали в «Лукойле», с начала года значительно выросли мировые цены на нефть, а внутри страны из-за роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) цены выросли почти на 30 % – с 5650 рублей за тонну в декабре до 8 тыс. рублей в марте. На момент, когда проходило совещание, цены на нефть сохранялись на стабильном уровне – около 66 долларов за баррель. Но с середины апреля они резко пошли вверх: 21 апреля нефть подорожала до рекордных 75,17 долларов за баррель. По мнению Григория Сергиенко, российские нефтяники отреагировали на рост цен на внешнем рынке и начали повышать их также на внутреннем (поскольку у нас нет внутреннего рыночного ценообразования на нефть).

Отметим, что в конце апреля Правительство РФ рассмотрело поправки в Налоговый кодекс, касающиеся дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одобрило предоставление налоговых каникул нефтяным компаниям, разрабатывающим месторождения Восточной Сибири. Кроме того, было решено ввести с 2007 г. понижающий коэффициент за выработку месторождения при расчёте НДПИ. А с 2007 г. акцизы на нефтепродукты будут брать с НПЗ, а не с розницы. По мнению Григория Сергиенко, закон о дифференциации НДПИ и налоговые каникулы напрямую не окажут воздействия на цены на нефтепродукты. Целью данных законов является стимулирование нефтяников на расширение изыскательских работ, инвестирование в добычу, развитие новых месторождений. Как отметил Г. Сергиенко, расчёт НДПИ в одобренных правительством решениях не отвязали от цен на нефтепродукты на внешнем рынке.