Логистический практикум "Чтобы ускорить грузооборот"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

Фото автора

 

Погрузочно-разгрузочные работы нельзя назвать незначительной частью грузовых перевозок. Ведь традиционный погрузчик, давно ставший неотъемлемым их участником, как правило, успешно справляется с возложенными на него задачами. Правда, набивают оскомину перевозчикам сборные партии грузов. С одной стороны, не гнать же машину полупустой, а с другой – подобные грузы нередко тяжело скомпоновать, да и времени на их «перелопачивание» в процессе разгрузки уходит немало.

Можно ли как-то ускорить обработку грузов, прежде всего сборных? Специалисты считают, что можно. Более того – предлагают новые разработки.

 

За последние годы сразу несколько компаний объявили о разработке целого ряда систем, позволяющих оптимизировать погрузочно-разгрузочные работы – прежде всего сократить время, требуемое на обработку грузов.

 

Схема «второго этажа» системы Second Decking System

 

Прицеп можно сделать двухэтажным

Одна из таких систем, позволяющая существенно ускорить обработку грузов, особенно сборных и перевозимых мелкими партиями, носит название Second Decking System (SDS), или «система второго этажа».

Эта конструкция на первый взгляд достаточно проста – суть её заключается в установке между бортами перемычек, на которые можно помещать поддоны с грузом. Наиболее важные особенности SDS – это возможность не только трансформировать её под тот или иной груз, но и простота и удобство в работе.

Среди неоспоримых преимуществ «второго этажа» можно назвать два основных: первое – в прицеп помещается гораздо больше поддонов, чем обычно, и второе – процесс погрузочно-разгрузочных работ при перевозках сборных партий груза значительно ускоряется. Ведь нередко случается так, что в спешке первым загружают тот груз, который нужно выгружать вначале. А в этом случае приходится разгружать весь прицеп, а потом заполнять его снова. При этом и время, и усилия тратятся попусту.

«Второй этаж» можно обустроить на любой высоте и при любых габаритах прицепа

 

А вот технология SDS позволяет легко и быстро сдвинуть тент любого из бортов и снять груз с первого или второго этажа с помощью погрузчика. Заметим, что при необходимости можно быстро разобрать распорки и перемычки и, отстегнув стойки, которые не несут на себе нагрузки, раздвинуть их для облегчения дальнейшей обработки груза. При этом второй этаж не только ускоряет погрузочно-разгрузочные работы, но и позволяет более рационально использовать полезный объём прицепа.

Это особенно удобно, когда одним рейсом требуется перевезти разнотипные сборные грузы. Например, если при перевозке запчастей загрузить полуприцеп рессорами, то поддоны с ними займут не более полуметра высоты. В кузове останется много свободного пространства, да и грузоподъёмность позволит дополнительно перевезти немало лёгких и объёмных деталей (например, фильтров). Но без второго этажа загрузить их не удастся, ведь «в навал» поддоны не поставишь, и автопоезд будет везти воздух.

Основу конструкции SDS составляют боковые опоры, или так называемые пилоны. Внизу они жёстко крепятся на раме прицепа при помощи специальных фиксаторов, которые соединяются с приваренными к раме замками в местах, определённых заказчиком.

За основу замка системы SDS был взят замок фирмы Kögel, который существенно доработали, что позволило облегчить процесс крепления замка к раме и уменьшить усилие, прилагаемое для того, чтобы его открыть.

При этом верхняя часть каждой опоры входит в постоянное зацепление колёсиками с продольными направляющими, а вот нижнюю часть любого из пилонов можно отстегнуть и легко передвинуть вдоль кузова. В этом случае используется также тент специальной конструкции (так называемая шторка), который по соответствующим направляющим может сдвигаться вдоль каждого борта вперёд или назад. Такая компоновка существенно облегчает погрузочно-разгрузочные работы прежде всего тем, что, отстегнув разгруженные пилоны и сдвинув их вместе с тентом в сторону, можно обеспечить доступ погрузчика к любой точке прицепа со стороны бокового борта, а не только заднего. Нетрудно предположить, что при необходимости при погрузке-разгрузке можно одновременно работать сразу несколькими погрузчиками, а это значительная экономия времени.

Кстати, пилон отстёгивается очень легко и быстро: для этого нужно снять фиксатор и повернуть рычаг его крепления в сторону, предварительно потянув на себя. Отстёгнутый пилон держится только на колёсиках в верхней направляющей, и его можно легко перемещать вдоль кузова (естественно, разводить следует только те пилоны, которые не несут нагрузки и с которых уже сняты перемычки).

Каждая поперечина выдерживает около тонны                                                                  Верхняя часть каждого пилона установлена на роликовые направляющие

 

 

Когда же понадобится соорудить в кузове второй этаж (например, при перевозке штабелируемых грузов), поперечины без труда снимаются и закрепляются при помощи штатных креплений на пилонах так, что они уменьшают полезное пространство полуприцепа. В свою очередь, пилоны, используемые в системе SDS, имеют целый ряд вариантов («эконом», «стандарт», «профи», «суперпрофи») – у каждого из них своё сечение, изготавливается из различных марок стали и, соответственно, могут нести различную нагрузку (отличаются они и ценой).

При таком разнообразии каждый перевозчик может подобрать себе пилоны, наиболее полно соответствующие характеру перевозимых им грузов, не вкладывая лишние деньги в ненужный запас прочности. Так, например, для перевозки на втором этаже лёгких грузов нет необходимости приобретать усиленные пилоны – в этом случае вполне хватит обычных.

Пилоны также бывают трёх типоразмеров, предназначенных для полуприцепов с различной высотой грузового отсека – 2575-2700 мм, 2725-2850 мм и 2875-3000 мм. Выпускаются и телескопические пилоны с изменяемой длиной, а также разные варианты исполнения верхних частей пилонов, которыми они скользят по направляющим. Словом, ассортимент возможных вариантов настолько велик, что позволяет удовлетворить запросы перевозчиков в очень широком диапазоне.

Необходимо отметить ещё одну немаловажную деталь: если сейчас прицепы имеют фиксированный размер борта (1,5 или 2 м), то замки, к которым крепятся пилоны, можно устанавливать на любом расстоянии (разумеется, при условии, что расстояние между ними будет кратно длине продольных балок). Последние бывают двух типоразмеров – 1045-1145 и 2205-2305 мм. При этом их длина пропорциональна количеству устанавливаемых на них европоддонов – чем легче груз, тем больше может быть расстояние между пилонами. А уже к продольным балкам крепятся поперечины – как правило, по две на каждый ряд поддонов. При этом высоту второго этажа в зависимости от габаритов перевозимого груза можно изменить достаточно быстро.

Каждая поперечина, длина которой может варьироваться в диапазоне 2220 – 2546 мм, выдерживает распределённую нагрузку до 960 кг. Таким образом, на каждую пару поперечин можно поставить три поддона по 320 кг. Теоретически на втором этаже можно разместить большую часть груза. Однако понятно, что делать этого никто не будет. Более того, мало кому вообще придёт в голову ставить тяжёлый груз на второй этаж, поскольку это повысит центр тяжести прицепа и увеличит вероятность опрокидывания автопоезда.

Что касается стандартной комплектации системой Second Decking System обычного полуприцепа с грузовой площадкой 13200 х 2400 мм, то она включает 10 пилонов, 4 угловые стойки, 10 длинных и 2 короткие боковые балки, а также 33 поперечины. При этом вместимость прицепа увеличивается до 66 европалет, 33 из которых можно, как и прежде, ставить на пол, а ещё 33 – на второй этаж.

На сегодняшний день системы SDS, предназначенные для двухуровнего или многоуровнего размещения груза, используют два производителя полуприцепов – Krone и Kögel. Кстати, вторая фирма делала подобную систему «второго этажа» самостоятельно, однако SDS имеет доработанные замки и пилоны, которые проще и удобнее в эксплуатации. Так, например, открывая замок Kögel, нужно быть очень осторожным, поскольку он «отстреливается» с достаточно большой силой и может травмировать незадачливого водителя. В SDS же конструкция замка не только переделана, но и сертифицирована по немецкому стандарту GS-14, подтверждающему, что эта конструкция не угрожает жизни человека (это пока не обязательно для стран СНГ),.

Свою разработку подобного типа имеет и Schmitz, однако она пока менее известна.

Одна из особенностей системы SDS заключается в том, что она предназначена для установки только на новые прицепы в заводских условиях. Конечно, смонтировать «второй этаж» можно и на старом прицепе, но производители настоятельно не рекомендуют этого делать. Впрочем, на данном этапе не прислушаться к этим рекомендациям просто невозможно, поскольку такая система не предназначена для продажи «в розницу».

Теоретически второй этаж на уже имеющийся прицеп можно установить и самостоятельно. Но перед этим нужно обязательно проконсультироваться с производителем и получить от него соответствующие рекомендации, так как в местах крепления пилонов может потребоваться усиление рамы, иначе владелец будет эксплуатировать прицеп на свой страх и риск.

Стоимость такой системы назвать достаточно сложно, поскольку она зависит как от размера полуприцепа, так и от количества и типа пилонов, перемычек, распорок и ряда других факторов. Да и идут пока такие комплекты только на первый монтаж, а в подобных случаях ценовая политика производителя может быть весьма специфической.

Выпуск систем SDS начался с конца 2004 г., так что пока их очень мало в странах СНГ, хотя живой интерес к ним проявляют многие перевозчики. Судите сами: разработка ориентирована прежде всего на крупные транспортные компании, которые имеют свой пакет заказов и занимаются перевозками стандартных пакетов грузов либо, наоборот, небольших партий неоднородных попутных грузов, загружаемых и выгружаемых по пути следования в различных перевалочных центрах, – то есть нужда в SDS-системах есть как у транспортных гигантов, так и у автопредприятий, работающих в секторе малого и среднего бизнеса.