Отдел кадров "Автошколы в условиях рынка"


 

Юрий ПОЛЯКОВ

 

На этапе становления рыночной экономики и, в частности, развития рынка автомобильных перевозок немаловажное значение приобретает своевременная доставка грузов и пассажиров в пункт назначения при максимально возможной минимизации эксплуатационных расходов. В связи с этим весьма актуальной задачей представляется повышение эффективности подготовки водительских кадров. Решению ряда проблем в этой сфере была посвящена всероссийская конференция «Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации», проведённая в Москве по инициативе Департамента обеспечения дорожного движения МВД России.

 

Усилить государственный контроль

Среди докладов участников мероприятия весьма содержательным оказалось выступление президента Российской ассоциации профессионального транспортного образования В. И. Чукова.

Рассматривая в ретроспективе развитие российских автошкол следует отметить, что сегодня соотношение государственных и негосударственных образовательных учреждений составляет 50 % на 50 %, причём основную долю в государственном секторе (90 %) занимают учреждения начального профессионального образования системы Рособразования. В то же время на государственный сектор приходится лишь 25 % общего объёма подготовки водителей. Это говорит о том, что за последнее десятилетие произошло кардинальное перераспределение объёмов в сфере обучения указанных кадров при резком уменьшении государственной доли участия в этом процессе.

Последнее десятилетие характеризуется неуклонным, из года в год, снижением качества подготовки водителей. Об этом наиболее красноречиво свидетельствует такой обобщённый показатель, как процент лиц, сдающих экзамены с первой попытки, уменьшившийся в среднем на 15 %. Как видим, ослабление государственного влияния на развитие системы подготовки водителей и утрата государственного контроля за её состоянием уже обнаружили своё отрицательное влияние.

Крайне негативно на подготовке указанных кадров сказывается отмена налоговых льгот, особенно в отношении земельных участков. Понятно, что современные автошколы невозможно представить без специальных автодромов, но платить за землю весьма ощутимые для подобных организаций деньги они не в состоянии. В конечном итоге это может привести к свёртыванию имеющихся автодромов, обеспеченность которыми и так не превышает 60 % от реальных потребностей. В отдельных же регионах они вообще отсутствуют.

К тому же следует иметь в виду, что примерно треть российских образовательных учреждений и организаций, созданных в последнее десятилетие, не располагает собственной учебно-производственной базой, арендуя помещения и даже учебные автомобили. В целом учебный подвижной состав устарел, и большая часть его уже имеет значительный износ. Особенно это касается грузовых автомобилей и автобусов. Финансовое же состояние большинства автошкол не позволяет им приобретать новые современные машины.

Таким образом, можно сделать вывод, что российская система профессиональной подготовки водителей находится в весьма сложной ситуации. Именно поэтому сегодня, как никогда, требуется усилить государственное влияние на процесс совершенствования указанной системы. В первую очередь требуется обратить внимание на вопросы нормативно-правового регулирования этой проблемы и обеспечения более профессионального подхода к лицензированию образовательной деятельности по подготовке водителей и контролю за выполнением лицензионных условий. Причём при этом идёт речь в основном о негосударственном секторе подготовки, учитывая, что государственные образовательные учреждения прошли не только лицензирование, но и государственную аккредитацию.

 

Профессиональная надёжность водителя

Особого внимания со стороны государства требуют проблемы обеспечения профессиональной надёжности водителей. Последняя, как известно, определяется способностью человека безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Определяя первоочередные меры по повышению профессиональных качеств водителей автотранспортных средств, следует учитывать ряд факторов. Во-первых, профессия шофёра неразрывно связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, что требует принятия особых мер транспортной безопасности. Во-вторых, деление водителей на профессионалов и любителей, с точки зрения безопасности дорожного движения, недопустимо. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость единого подхода к профессиональной подготовке водителей на право управления автомобилем и к дальнейшему совершенствованию их мастерства. Данное положение должно стать основополагающим при разработке государственного стандарта «Водитель автотранспортного средства» и учебных программ нового поколения.

Кроме того, следует иметь в виду, что профессия водителя является на сегодняшний день достаточно массовой. В автотранспортной отрасли водители составляют более 70 % работающих. Это диктует необходимость создания разветвленной сети структур, решающих в комплексе проблемы профессионального отбора, профобучения и обеспечения работоспособности водителей.

Исходя из указанных выше положений, представляется искусственным разделение по ведомствам проблемы профподготовки водителей на право управление автомобилем и принимаемых для выполнения работ по перевозке пассажиров и грузов. Профотбор, подготовка, переподготовка, стажировка, специальная подготовка, повышение квалификации и мастерства вождения, обеспечение работоспособности – это единый, неразрывный  процесс в системе мер по повышению профессиональных качеств водителей. Решение этой комплексной проблемы должно быть в ведении одного государственного ведомства - Министерства транспорта РФ.

 

В целях предотвращения ДТП

Как известно, количество ДТП в России растёт из года в год. Складывающаяся в стране катастрофическая ситуация с дорожно-транспортной безопасностью представляет прямую угрозу жизнедеятельности и безопасности государства. Динамика основных показателей аварийности свидетельствует о наличии негативных тенденций. Начиная с 2001 г., в Российской Федерации отмечается ежегодный рост уровня аварийности на автомототранспорте. За период 2001-2004 гг. количество ДТП возросло почти на треть (на 32,3 %), число погибших - на 16,6 %, а раненых - на 40,1 %. Как было отмечено в резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность и качество – определяющие стандарты автотранспортных услуг», всего за истекшие 10 лет в Российской Федерации погибло 312,5 тыс. человек и более 2,5 млн получило увечья и травмы в дорожных авариях.

При этом показатели безопасности дорожного движения существенно хуже среднеевропейского уровня. По сравнению с другими государствами, аварийность в России характеризуется чрезвычайно высоким уровнем риска гибели в ДТП и тяжестью их последствий. В частности, число пострадавших в расчете на 10 тыс. автотранспортных средств в 4-8 раз превышает аналогичные показатели в странах с высоким и средним уровнем автомобилизации, а число погибших, приходящихся на каждые 100 тыс. жителей, - в 1,6-3 раза. Дорожно-транспортная аварийность наносит российской экономике значительный ущерб, достигающий в последние годы 2,2-2,6 % ВВП страны.

Результаты анализа статистических данных свидетельствуют о том, что свыше трех четвертей всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий обусловлены неправильным выбором скорости движения. Каждый седьмой водитель, совершивший ДТП, не имел права на управление транспортным средством. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 13 % ДТП. В каждом восьмом происшествии водитель находился в состоянии опьянения. Ежегодно на российских дорогах выявляется более 40 млн нарушений Правил дорожного движения. При этом по-прежнему остаётся значительным уровень латентности правонарушений данного вида.

Это говорит о том, что предпринимаемые сегодня в системе подготовки водительских кадров меры недостаточны. Они зачастую формальны, разрознены и неэффективны и, кроме того, нередко нормативно и организационно-методически не обеспечены и не нацелены на конечный результат, решающим образом влияющий на безопасность дорожного движения, – на обеспечение профессиональной надёжности водителей.

Обозначенную проблему следует рассматривать как целостную комплексную задачу, где шофёр является главным звеном во взаимосвязанной системе «водитель – автомобиль – дорога – окружающая среда». При этом требуется искать решения в двух взаимосвязанных направлениях: как с точки зрения соответствия водителя требованиям надёжности, так и в отношении обеспечения надёжности водителей специалистами автотранспорта, в первую очередь, - исполнительными руководителями и специалистами по безопасности движения организаций и их подразделений, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Вместе с тем, в автотранспортной отрасли России пока отсутствуют структуры и необходимая нормативно-правовая база, позволяющие государству эффективно влиять на решение проблем повышения профессиональной надёжности водителей.

Среди поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета РФ, состоявшегося 15.11.2005 г., в качестве первоочередной была обозначена проблема координации деятельности органов государственной власти  всех уровней в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Это впрямую относится и к вопросам профессиональной подготовки водителей как важной составной части безопасности на автодорогах.

В перечне поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета РФ 15.11.2005 г. (ПР-2012 от 5.12.2005 г., п. 5 б) определена необходимость разработки и реализации мер по совершенствованию системы подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств. 

В настоящее время не в полной мере реализуются требования Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого приказом Минтранса РФ № 27 от 9.03.1995 г. в части обеспечения профессиональной надёжности водительского состава. Особенно актуально это в отношении юридических лиц, эксплуатирующих небольшое количество автотранспорта, и индивидуальных предпринимателей, число которых неуклонно растет и составляет на пассажирском автотранспорте более 87 тыс. чел., а на грузовом - более 104 тыс. чел.

В связи с этим Российской ассоциацией профессионального транспортного образования были внесены в Минтранс РФ предложения о включении в Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» мероприятий по нормативно-правовому, организационному, информационному и методическому обеспечению проблем профессиональной пригодности и подготовленности водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

 

Необходима централизация системы профподготовки

В целях выполнения Минтрансом РФ установленных законодательством полномочий в области профотбора и профподготовки принимаемых на работу водителей транспортных средств, а также специалистов предприятий и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, необходимо создание на федеральном уровне и в субъектах РФ специализированных центров профессиональной надёжности водителей. Основная цель их организации  заключается в необходимости комплексного решения проблем пригодности, подготовленности и работоспособности водителей, а также нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение этих основополагающих требований к профнадёжности водителей. Формирование целостной структуры центров на всех уровнях управления откроет новые возможности реального решения проблем подготовки водителей, в первую очередь, - осуществляющих перевозки пассажиров или грузов.

Наибольший опыт работы с перевозчиками, предпринимателями и водителями в данной области имеют учебно-курсовые комбинаты (УКК) автотранспорта. В настоящее время это единственная в России государственная структура, изначально создававшаяся для подготовки водителей в сферах перевозок пассажиров и грузов, сохранившая материально-техническую базу, уникальную школу подготовки высококвалифицированных водителей. К тому же специалисты, занятые в названной системе, располагают значительным опытом профессионального отбора. Сегодня выполняемые УКК функции не в полной мере адекватны проблемам в области обеспечения надёжности водителей. Поэтому целесообразно реорганизовать их в центры профессиональной надёжности водителей.

С учётом имеющейся учебно-курсовой сети могут быть созданы центры в федеральных округах, в 36 субъектах Российской Федерации (41 %) и 26 регионах. В перспективе возможно и дальнейшее расширение их географии на базе организаций, прошедших аттестацию и государственную аккредитацию.

Мониторинг профнадёжности водителей, выполнение координирующих, управленческих функций, формирование нормативно-правовой базы и научно-методическое обеспечение подготовки водителей может осуществляться Федеральным центром профессиональной надёжности водителей. Создание указанной системы центров целесообразно осуществить в рамках формируемой Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.».

Весьма актуальной остаётся проблема координации деятельности органов государственной власти всех уровней в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Это впрямую относится и к вопросам профессиональной подготовки водителей как важной составной части безопасности на автодорогах.

К сожалению, в ходе административной реформы проблемы координации в области взаимодействия федеральных министерств ещё более усугубились. Не улучшило положение дел и разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере начального профессионального образования. В результате же сегодня сложилась ситуация, при которой система профессиональной подготовки водителей, особенно в крупных городах, развивается стихийно и стремительно перерождается из сферы образования в сферу предоставления образовательных услуг по принципу: «За ваши деньги любой каприз!».

Чтобы остановить столь негативное развитие ситуации, следует решить в первую очередь и в возможно короткие сроки три взаимосвязанные задачи. В частности, необходимо коренным образом пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую организацию обучения водительской профессии, приведя её в соответствие с требованиями к подготовке профессионально надёжного водителя в условиях стремительной автомобилизации страны. Во-вторых, важно обеспечить по сути, а не формально допуск к указанному виду образовательной деятельности и, в третьих, - организовать отсутствующий в настоящее время контроль за качеством обучения, включая квалификационные экзамены.

Что касается совершенствования нормативно-правовой базы, в частности, разработки государственного профессионального стандарта «Водитель автомобиля», новой редакции Положения о порядке и сроках подготовки и переподготовки водителей, примерных учебных планов и программ нового поколения, то по-видимому эти вопросы будут решены в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» при условии согласованных действий федеральных министерств. В значительной мере этому должно способствовать создание правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Учитывая, что состояние дел в указанной области образовательной деятельности в значительной степени влияет на состояние автотранспортной отрасли и безопасность дорожного движения, целесообразно лицензирование на право профессиональной подготовки водителей и инспектирование соответствующих образовательных учреждений и организаций передать в ведение территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Именно там имеются специалисты, способные адекватно оценить деятельность подобной организации, в том числе и уровень качества профессионального обучения водителей. Как показывает опыт, для лицензионных органов образования это зачастую непреодолимая проблема.

 

К юбилею создания российской автошколы

В 2005 году исполнилось 100 лет со времени создания в России первой автошколы. Конечно, празднование указанного юбилея не являлось самоцелью, а было направлено на привлечение должного внимания со стороны государства и широкой общественности к указанным выше проблемам. Ведь ежегодно в 8500 автошколах Российской Федерации обучается до 2 млн человек. Однако система профессиональной подготовки водителей испытывает значительные трудности. В то же время отмечается недостаточное внимание со стороны федеральных и региональных органов управления. Безусловно, это сказывается на безопасности дорожного движения.

Учитывая, что безопасность дорожного движения является общенациональной проблемой, а профессиональная подготовка водителей её важной составляющей, очевидна социальная значимость прошедшего юбилея. В связи с этим оргкомитет конференция «Обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации» направлял обращения к Президенту РФ и в Правительство России с просьбой рассмотреть возможность придания празднованию 100-летия российской автошколы государственного статуса. Однако решить эту проблему так и не удалось.

На ряд интересных размышлений наводят результаты прошедшего в прошлом году смотра «Лучшая автошкола России». О своём участии в мероприятии заявили 100 автошкол из 43 субъектов РФ. Что касается Центрального федерального округа, то по нему в смотре приняли участие 23 автошколы из 10 субъектов РФ. По результатам проведения мероприятия было определено 11 лучших автошкол России.

При этом было отмечено, что практически все из участвовавших в конкурсе автошкол располагают высококвалифицированным составом преподавателей и мастеров производственного обучения вождению, а также хорошей собственной или арендованной на пять и более лет учебно-материальной базой. В частности, шла речь о наличии автодромов или закрытых площадок, обновлении учебного подвижного состава, высоком уровне оснащённости учебного процесса современными учебно-наглядными пособиями. Большинство автошкол располагают методическими подразделениями или имеют в штатах методистов, разрабатывают и используют в учебном процессе собственные методические пособия.

Однако значительное число автошкол не выполняет в полном объёме федеральные примерные учебные планы и программы, особенно по практическому обучению вождению. Следует подчеркнуть, что проведение указанного смотра было направлено на обобщение и распространение современного передового педагогического опыта наиболее эффективной работы по организации образовательного процесса профессиональной подготовки водителей и в конечном итоге - на обеспечение безопасности дорожного движения на автодорогах России.

Не может не беспокоить местническое отношение в ряде регионов к проблемам федеральных образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку водителей. В частности, в администрации одного из подмосковных городов пытались добиться отчуждения помещений и территории у учебно-курсового комбината автотранспорта, подведомственного Росавтодору. И не безуспешно. Часть учебного здания комбината уже передана администрацией города в аренду коммерческой структуре. А с 2006 г. упомянутому УКК отказано в продлении аренды помещений, принадлежащих городу, в которых комбинат уже более 30 лет осуществляет теоретическое обучение водителей.

Как видим, вопросы обеспечения должного уровня качества подготовки водителей неразрывно связаны с рядом обозначенных выше проблем, стоящих перед российскими автошколами. Комплексное их решение на всех уровнях будет способствовать повышению профессиональной надёжности водителей, а значит снижению аварийности на дорогах.