Подвижной состав "От винта!"


У авиаторов прошлого столетия эта команда обычно предзнаменовала начало полёта. Производители грузовых автомобилей FAW, взяв в автопробег по городам Украины рок-группу «От винта», подтекстом намекнули о начавшемся большом прорыве китайской техники на наш рынок…

 

 

 

 

По дорогам, по возгорьям...

Когда в 2005-ом лидер китайского автомобилестроения «засветился» со своими грузовыми автомобилями на киевской выставке, мало кто верил в успех его начинания: украинскую нишу продаж вплотную заполнили производители из Европы, России и Беларуси. Прогноз оказался ошибочным, поскольку уже осенью того же года в Кременчуге началась сборка машин FAW из импортируемых комплектующих.

Только в первом квартале нынешнего года на заводе КрАСЗ собрали 500 машин. Темпы выпуска стремительно растут. До конца 2006-го планируется сделать 1,6 тыс. автомобилей FAW. Можно не сомневаться, сделают. Так что шутки-прибаутки маститых производителей по поводу появления конкурента и его скорой кончины оказались преждевременными. Если в 2004 году китайцы демонстрировали нам формат Евро-1, то сейчас они уже освоили Евро-2, в т.ч. и на украинском сборочном предприятии. Дело в том, что Кременчугский автосборочный завод, входящий в состав Корпорации «АИС», получил сертификат соответствия международным экологическим нормам Евро-2 на сборку грузовых автомобилей FAW: автомобили моделей CA-1051 и CA-1061 отныне соответствуют требованиям ДСТУ UN/ECE R 49-02A, B:2002 (уровень требований «В») международным экологическим нормам Евро-2. А данный стандарт, как известно, применяется к автомобилям, которые ввозятся на территорию Украины или изготовляются на ее территории.

Поскольку корпорация «АИС» является «украинским лицом» китайского производителя, то именно она стала организатором и вдохновителем автопробега. И, дав команду «От винта!», помчалась в марш-бросок на 2 тыс. километров по 8 самым крупным городам Украины. В составе 6 грузовых автомобилей (СА 1051 – бортовой тентованный среднетоннажный грузовой автомобиль, СА 1051 – эвакуатор на базе среднетоннажного грузовика, СА 1061 – изотермический фургон, СА 1148 – грузовой автомобиль грузоподъемностью 8 т, СА 4182 – седельный тягач) автопробег стартовал 3 июня в Киева. Колонна двигалась по маршруту Полтава-Харьков–Луганск-Донецк-Запорожье-Днепропетровск-Николаев-Одесса. Через неделю марафон достиг «жемчужины у моря».

В каждом городе организаторы разворачивали экспозицию автомобилей, предоставляя всем желающим подробную информацию о технике, проводили семинары для потенциальных покупателей. Короче, «отвентили» по полной программе. Всё сводилось к одному: донести до потребителя все преимущества приобретения китайских грузовых автомобилей. А здесь «наживку» нельзя не глотнуть. Во-первых, в торгово-сервисной сети официального дилера по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей FAW корпорации «АИС» с 30 марта с.г. начало действовать специальное предложение для покупателей грузовых автомобилей FAW: цены на грузовики FAW 2005 года выпуска снижены на 2 500 грн., т.е.  на 500 долларов. Вроде бы мелочь, но подкупает. Во-вторых, для желающих приобрести «китайца» любой модели в кредит сделана скидка «на бедность», по которой первоначальный взнос будет… 0 копеек. На практике это выражено лишь тем, что потенциальному покупателю автомобиля FAW нужно лишь зайти в офис торгового дома, оформить документы, а обратно уехать на грузовике. А дальше в течении 5 лет плати за машину и, конечно, мзду банку. Правда, опытные транспортники уже убедились, что украинские банки дело знают и своей выгоды не упустят. Куда выгоднее иметь дело с заграничными банковскими учреждениями, действующими на территории Украины, у которых аппетиты поменьше. Там проценты щадящие, как раз способствующие развитию, а не развалу малого, среднего бизнеса. Есть и третий фактор, по которому дилер увеличил гарантийные обязательства на автомобили этого бренда до 2 лет или 50 тыс. километров пробега. Последнее немного странно, поскольку в бизнесе нечего покупать грузовик, который за 24 месяца накатает каких-то 50 тысяч. При таком пробеге быстро «отбить» затраченные на покупку деньги никак не получится, а вот вылететь «в трубу» можно.

 

 

Кто на свете всех милее?..

Сегодня сравнивать китайские автомобили FAW с машинами отечественного (СНГ) производства вряд ли уместно. Наши тоже осилили Евро-2 и даже кое-где грозятся ввести стандарт выше. Но их тормозит применение собственных комплектующих, которые не всегда выдерживают конкуренцию. А вот китайцы используют машинокомлекты узлов, систем, агрегатов от известных мировых производителей. К примеру, блок цилиндров у них от австрийской компании AVL, турбонагнетатель от австрийской компании Holset, топливная система Bosch, пневматика от американской компании Wabco, поршневая группа от немецкой компании Mahle, а КПП от американской компании Eaton Fuller.

С такой родословной нашим тягаться нечего. Даже если уповать на качество сборки, то по ресурсу автомобилей китайцы пока впереди. Правда, они по качеству пока чуточку отстают от мировых производителей, но на «ложку дёгтя» сие никак не тянет. Некоторые руководители отечественных автозаводов успокаивают, мол, у китайцев всё гораздо хуже, но это всего лишь недооценка возможностей производителя техники из Поднебесной. Сегодня концерн China First Automobile Group Corp, более известный под брендом FAW, является не просто первой автомобильной корпорацией Китая, которому мы в далёком 1953 ставили линию по выпуску ЗиСов.

Сейчас это сильнейшей мировой автомобильный гигант по уровню капитала, продаж, доле рынка и экспорту техники. Ежегодный объём его производства превышает 1 миллион единиц техники, а годовой доход от продаж достиг 13,8 млрд. долларов США. Все вместе взятые автозаводы СНГ такой производительности и сбыта продукции не имеют. Торговые точки автомобильной корпорации расположены более чем в 70 странах мира. Сейчас корпорация владеет современным научно-исследовательским автомобильным центром, в котором концентрируются мировые разработки по развитию производства и технологий автомобилестроения. Так что недооценивать такого конкурента вряд ли целесообразно. К сожалению, наши производители к этому аргументу относятся легкомысленно. И напрасно – имеем то, что имеем…

 

 

Кто там шагает левой?

Как-то недавно пришлось тестировать китайский грузовик для городской развозки товаров. Скажу сразу: наша «ГАЗель» отдыхает. По классу грузоподъёма вроде бы одно, а вот по ходовым качествам, манёвренности, удобствам рабочего места водителя всё-таки «китаец» лучше. Здесь бы доброе слово было уместно сказать о нашей машине (она хороша, конечно, но…) китайский производитель обошёл, обогнал, перегнал... То ли мы не стой ноги встали, то ли не с того начали, а в конечном итоге отстали и пошли невпопад со временем.

В сегменте малотоннажных автомобилей высокую динамику продаж сегодня демонстрируют несколько моделей FAW. К примеру, дизельные модели СА-1031 и СА-1041. В Украине на них пошёл активный спрос. Если брать характеристики малотоннажного грузовика FAW 1041 грузоподъемностью до 2000 кг, то это обычный городской трудяга с полной массой 3,5 тонны. У него стоит дизель с турбонаддувом и интеркулером, объём достигает 3,5 л. Как правило, на шасси монтируется фургон (3700х1900х2000) нашего производства. При стоимости около 12 тыс. американских долларов он окупает себя где-то за 7-8 месяцев. Причём этот период эксплуатации машина ходит без поломок, практически гарантийный срок. Однако, если запустить регламентное обслуживание, надеясь на авось, проблемы дальше начнутся. Впрочем, любая техника без присмотра очень скоро превращается в груду металла.

Не менее ходовой на наших городских улицах и автомобиль FAW СА-1051. В бортовом исполнении он применим мало, а вот с фургонной платформой востребован хорошо. Обычно это промтоварные, изотермические или сендвич-панельные кузова, в которых в качестве теплоизолятора используется пенопласт или пенополиуретан, плотностью 60кг/м2, обладающий самым низким коэффициентом теплопроводности 0,035 Вт/м2. В снабжении городских торговых точек из пригородных концессионных складов и терминалов этот автомобиль стал надёжным помощником.

Технические характеристики FAW-1051

 

Характеристика

Значение

Модель

FAW-1051

Габаритные размеры (ДхШхВ)

5990х2200х2355

Полная масса, кг

5900

Грузоподъемность, кг

3000

Человек в кабине

3

3300

Максимальная скорость, км/ч

100

Модель двигателя

CA4D32-12

Тип двигателя

дизель

Силовой агрегат на модели FAW СА 1051 по формату соответствует Евро-2. У него  4 цилиндра с объёмом 3168 см3 и мощность 120 л.с. По паспорту нормативный расход солярки колеблется в пределах 12 л на 100 км пробега. В городских условиях эксплуатации такого результата потребления топлива вряд ли кто достигнет – режим торможений, остановок, разгонов потребует большего. Однако это будет не столь сильный скачок, поскольку при такой полной массе 5900 кг некоторые отечественные аналоги сжигают топлива больше.

Исполнение FAW СА-1051 может быть самым разным. В автопробеге по городам Украины особым вниманием пользовался эвакуатор, созданный на его шасси. Эта спецтехника в столице Украине сейчас будет в особом спросе, поскольку администрация города объявила войну нарушителям парковки в центральной части города и по тендеру планирует создать целый парк машин такого предназначения. Попадут ли туда китайские машины пока утверждать рано, но то, что производитель попытается взять столицу Украины  «без боя», сомнения нет. Главный выдвигаемый аргумент, конечно же, в ценовой политике и сильной сервисной поддержке. Правда, на столь нужную программу горадминистрация выделяет солидное финансирование и вероятность приобретения эвакуаторов европейских производителей вполне реальна. Особенно с учётом лоббирования чиновниками чьих-то конкретных интересов при определённом «откате» средств. Но пока это произойдёт, в городах Украины к эвакуаторам внимательно присмотрелись и сделали заявки на покупку. А что, с миру по нитке и, смотришь, китайский производитель свои объёмы выпуска машин удвоит…