Подвижной состав "Пятитысячник – в брызгах шампанского"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Автобус – не корабль, и бутылку шампанского о его борт не разобьёшь. И всё же лобовое стекло пятитысячной пассажирской машины, выпущенной в июне Минским автозаводом, шипучим напитком окропили.


 

 

Четырнадцать лет назад на МАЗе, специализировавшемся на производстве грузовой техники, отважились взяться за подготовку к выпуску пассажирского транспорта. Мало кто верил тогда в состоятельность проекта, особенно принимая во внимание существовавшую в то время экономическую неразбериху.

Когда через три года с технологических линий предприятия сошла первая опытная партия городских низкопольных автобусов собственной конструкции, белорусские транспортники не питали особого доверия к продукции отечественного автопрома, предпочитая покупать подержанную импортную. Вдоль заводского забора сиротливо ютились десятки невостребованных машин.

Но прежние сомнения остались в прошлом, сегодня за автобусами Минского автозавода выстроилась очередь, которая расписана на год вперёд. А между собой водители судачат: мол, машина хорошая, надёжная.

Первый заместитель директора по маркетингу и сбыту РУП «МАЗ» Владимир Король без ложной скромности заметил:

– Наши автобусы ценят и пассажиры, и транспортники. Первые – за удобство и комфорт, вторые – за высокие экономические показатели в непростых условиях эксплуатации.

 

Генеральный директор ПО «БелавтоМАЗ» Валентин Гуринович (в центре) с ключами от юбилейного автобуса

 

В доказательство этих слов приведём такие факты. На пассажирских рейсах в Беларуси половина автобусов отечественного производства. В России под маркой МАЗа – треть подвижного состава. Белорусские автобусы перевозят жителей Латвии, Молдовы, Украины, Узбекистана, Венгрии, Германии, Румынии, Хорватии и других стран.

– За три года автобусное производство увеличилось с 400 до 2000 машин, – говорит В. Король. – Мы никому не навязываем свою продукцию. Потребитель волен в своём выборе. Наша задача – предоставить качественную машину постоянно обновляемого модельного ряда и наращивать объёмы выпуска. А жизнь покажет, насколько всё это востребовано. Хотя, несомненно, наши машины не идеальны, и вопросов ещё достаточно.

Автобусное производство – наиболее динамично развивающееся направление Минского автозавода, которое растёт очень высокими темпами – свыше 170 % в год.

На предприятии серийно выпускается 11 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе, а также низкопольный троллейбус. Их статус подтверждают международные сертификаты на соответствие Правилам ЕЭК ООН и директивам ЕЭС, а также национальным требованиям ряда стран СНГ и Европы.

Наиболее технически совершенные и современные – автобусы МАЗ-103, -105, -107 низкопольной конструкции. В совокупности они составляют половину общего выпуска. Удобство посадки и высадки пассажиров, высокая техническая скорость движения на маршруте, прогрессивная конструкция, любые комбинации дополнительного оборудования наряду с возможностью выпуска в различных климатических исполнениях – вот далеко не полный перечень социальных и экономических составляющих пассажирского транспорта, который выпускает Минский автозавод. А туристические и междугородные машины семейства МАЗ-152, считают представители предприятия, по уровню комфорта и приспособленности к эксплуатации на дальних маршрутах не имеют конкурентов в своём ценовом диапазоне.

В недалёком будущем Минский автозавод перейдёт на серийное производство машин второго поколения с индексом «МАЗ-2хх». Уже выпускаются городской автобус МАЗ-203, туристический МАЗ-251, автобус среднего класса МАЗ-256. В нынешнем году также выйдет очередная новинка – городской низкопольный автобус МАЗ-206.

 

***

О выпуске первой тысячи автобусов Минский автозавод отрапортовал в 2000 г. Спустя пять лет с конвейера предприятия сошёл пятитысячник. Десять тысяч машин белорусы пообещали «выдать на-гора» через три года.

Количество пассажирского транспорта, предлагаемое предприятием, пока отстаёт от нынешних потребностей тех, кто желает пополнить свой парк автобусами белорусского производства: «Спрос растёт день ото дня. Этот факт, конечно, греет душу автозаводцев, но они уверены, что устранить создавшийся дисбаланс им по силам.