Статистика "Российский транспорт: работы всё больше"


 

Подготовил Андрей ЛАПТЁНОК

 

По данным Росстата, в январе-мае 2006 г. объём перевозок грузов в Российской Федерации с учётом работы транспорта отраслей народного хозяйства, включая трубопроводный, составил 3557.3 млн т (103.3 % к уровню аналогичного периода прошлого года), грузооборот – 1957 млрд т-км (101.7 % к уровню аналогичного периода 2005 г.). При этом рост объёма промышленного производства – 104.8 %.

 

Объём коммерческих перевозок грузов, выполняемый всеми видами транспорта (без трубопроводного), за пять месяцев 2006 г. составил 1280.6 млн т, коммерческий грузооборот – 851.1 млрд т-км с ростом к уровню аналогичного периода прошлого года  111.5 % и 102.5 % соответственно.

 

 

Аналитики отмечают, что тенденции развития грузоперевозок, наметившиеся во второй половине прошлого года, сохраняются: темпы объёма перевозок грузов и грузооборота растут на железнодорожном (102.8 % и 103.4 % соответственно, к уровню января-мая 2005 г.) и – очень ощутимо – на автомобильном (120.1 % и 112.8 %) транспорте. На внутреннем водном транспорте падение вызвано сокращением внутренних грузоперевозок. Продолжается падение объёмов грузоперевозок морским транспортом.

 

На железнодорожном транспорте объём перевозок за январь-май 2006 г. составил 525.5 млн т с ростом к январю-маю прошлого года 102.8 %.

В январе-мае 2005 г. увеличились темпы объёма погрузки цемента (113.0 %), цветной руды (107.4 %), чёрных металлов (106.0 %), железной и марганцевой руд (104.6 %), зерна и продуктов перемола (104.0 %), лесных грузов (103.4 %), каменного угля (103.3%), нефти и нефтепродуктов (103.2 %), строительных грузов (101.4 %). Сократились темпы погрузки химических и минеральных удобрений (99.4 %), кокса (91.3%), комбикорма (91.2%). Импортных грузов перевезено 96.1 % к уровню пяти месяцев 2005 г.

Пассажирооборот всеми видами транспорта общего пользования за январь-май 2006 г. составил 144.7 млрд пасс.-км  или 101.5 % к уровню января-мая 2005 г.

 

 

На железнодорожном и воздушном транспорте продолжается рост объёма пассажирооборота, который за пять месяцев составил, соответственно, 104.2 % и 109.3 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Снижение пассажирооборота на автомобильном транспорте объясняется как сокращением пассажироперевозок в связи с введением в действие Федерального закона о монетизации льгот, так и со структурным изменением пассажирских перевозок (увеличением количества личных автомобилей и маршрутных такси).

Индекс производства транспортных средств и оборудования в январе-мае 2006 г. составил 105.5 % по отношению к аналогичному периоду 2005 г.

 

Сохраняется тенденция роста производства магистральных электровозов, маневровых тепловозов, а также пассажирских вагонов (на 71.4 %, 42.9 % и 43.8 % соответственно), что связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» на подвижной состав, сопровождаемым увеличением инвестиций на закупки техники. Производство грузовых магистральных вагонов сократилось на 9.3 %, что связано с графиками и объемами поставок, утвержденными основным заказчиком вагонов – ОАО «РЖД», а также с некоторым насыщением данного сегмента рынка.

Индекс производства легковых автомобилей в январе-мае 2006 г. составил 107.6 %.

Рост производства автомобилей обусловлен, в основном, увеличением производства на сборочных предприятиях (на 57.6 %), связанным с ростом реальных доходов населения, а также относительно невысокими ценами в сочетании с высокими потребительскими качествами данных автомобилей и развитой системой кредитования.

Производство автомобилей на сборочных предприятиях (СП) выросло, в основном, за счёт производства ЗАО «Форд Мотор Компании» – на 132.1 %, ОАО «ТагАЗ» – на 30.8 %, ОАО «Автофрамос» – выпущено 15982 автомобиля (в январе-мае 2005 г. автомобили на данном предприятии не выпускались).

Также увеличилось производство на российских заводах: на ОАО «УАЗ» – на 31.6 %, на ОАО «ВАЗ» – на 5.9 %, на ООО «Автомобильный завод ГАЗ» – на 4.8 % что вызвано, в основном, ростом потребительского спроса, а также производством новых моделей, в январе-мае 2005 г. не выпускавшихся (Лада Калина, УАЗ Патриот).

Сокращение производства автомобилей «ОКА», связанное в том числе с прекращением государственного заказа, привело к снижению производства на ОАО «СеАЗ» (на 9.3 %) и ОАО «ЗМА» (на 55.1 %, производство автомобилей «ОКА» замещается сборкой автомобилей SsangYong Rexton).

В качестве факторов, отрицательно отразившихся на динамике развития отрасли, можно выделить снижение производства автомобилей на СП «GM-АвтоВАЗ» (на 24.0 %, что связано с конфликтом нового руководства ОАО «АвтоВАЗ» и представителями СП, а также сокращением спроса на автомобили Chevrolet Niva) и ЗАО «Автотор» (на 11.4 %, что обусловлено снятием с производства устаревших моделей Kia Rio и Sportage), а также продолжающееся укрепление рубля.

 

 

За январь-май 2006 г. производство грузовых автомобилей и автобусов увеличилось на 21.8 % и 4.4 %, соответственно, что связано с увеличением платежеспособного спроса (в первую очередь, вызванного ростом доходов транспортных хозяйств и автобусных парков), а также организацией сборочного производства грузовых автомобилей на ОАО «ТагАЗ» (выпущено 3362 автомобиля Hyundai Porter). Рост автомобильных перевозок (объём коммерческих перевозок вырос на 20.1 %) обусловил увеличение спроса на отечественные и импортные (рост импорта за январь-апрель составил 77.1 %) грузовые автомобили.

Наиболее высокими темпами производство росло на следующих предприятиях: ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 17.1 % (рост производства наблюдается по всем группам автомобилей), ОАО «КАМАЗ» – на 38.9 % (в том числе, производство шасси – на 28.1 %).