Подвижной состав "«Слоны» на европейском асфальте"


В начале нынешнего лета компания Schmitz Cargobull AG собрала на своём заводе в Готе журналистов со всей Европы на предварительную пресс-конференцию, дабы заблаговременно известить мир автоперевозчиков, с чем подошла к очередной выставке в Ганновере.

 

Павел КУПРЕЙЧИК

Фото автора

Гота – Минск

 

 

Откуда есть пошёл «немецкий слон»

Компания Schmitz Cargobull была основана в 1892 г. и начала свою деятельность с постройки телег. В начале 1920-х годов она стала оснащать кузовами шасси и делать надстройки на грузовиках немецких производителей, а в 1935 г. произвела первый полуприцеп собственной конструкции с надстройкой.

Сегодня в различных подразделениях Schmitz Cargobull, расположенных в более чем в 30 странах Европы, трудятся свыше 4 тыс человек (разумеется, без учёта сотрудников, работающих у 616 европейских авторизованных партнёров по сервисному обслуживанию). Наблюдательный совет компании возглавляет Петер Шмитц, а председателем правления является Бернд Хоффманн.

 

Деньги делают деньги

На сегодняшний день годовой оборот компании вырос на 10 % и составляет чуть более 1,3 млрд евро (хозяйственный год – с 1 апреля 2005 г. до 31 марта 2006 г.). Для сравнения: в 2002-2003 хозяйственном году он составил 794 млн евро, в 2003-2004 – 932 млн, в 2004-2005 – 1, 211 млрд евро. За последние несколько лет изменилась общая стратегия Schmitz Cargobull AG и политика сбыта. Был проведён мониторинг рынка и определены приоритеты: какая продукция является для фирмы прибыльной, а какая – убыточной. Таким образом была частично обновлена и дополнена, а главное, подкорректирована под потребности перевозчиков палитра выпускаемой техники.

Для немецкого концерна характерна не просто высокая для этой отрасли производительность, но и её последовательный и целенаправленный рост: в 2003/04 году – 27 700 единиц, в 2004/04 – 36 тыс. ед., в 2005/06 году – уже 38 тыс. единиц техники. Согласно новой стратегии развития предприятия, в 2009-2010 годах производство должно увеличиться с сегодняшних 38 тыс. до 65 тыс. единиц техники, т. е. почти удвоиться. Как вы сами понимаете, эта производительность и значительный оборот капитала – не просто цифры: прежде всего они отражают большую востребованность прицепного состава Schmitz на рынке. Поскольку дешёвыми полуприцепы из Готы и Альтенберге язык не повернётся назвать, а они всё равно пользуются спросом, остаётся только предположить, что они действительно стоят таких денег. Все предыдущие 2-3 года были стабильно высокими инвестиции – около 30 млн евро в год, направлялись они прежде всего на инновации и дальнейшее повышение качества продукции. По словам г-на Бернда Хоффманна, через три года оборот компании должен вырасти до 2 млрд евро, для чего перед компанией ставится исключительно амбициозная задача – достичь рыночной доли в исключительно аппетитном европейском пироге 40 % (вместо сегодняшних 22 %), а годовой уровень инвестиций в инновации довести до 50 млн евро.

Производственные мощности предприятия состоят из девяти заводов: пять в Германии, два Великобритании, по одному в Литве и Испании.

Schmitz Cargobull AG выпускает все типы подвижного состава с тентами, автофургоны, технику для строительных работ и шасси для сменных кузовов, применяемых для разноплановых перевозок. В спектр дополнительных услуг клиентам компании входит послепродажное обслуживание подвижного состава (запчасти, полное сервисное сопровождение, ремонт, перестройка), финансирование обновления парка постоянных покупателей, длительная аренда техники с последующим правом выкупа, лизинг (Cargobull Finance), а также продажа подержанных автомобилей и автопоездов.

Кстати, Cargobull Finance – дочерняя компания Schmitz Cargobull AG – является самым большим предприятием в Европе, предлагающим лизинг седельных полуприцепов и прицепов. Целью Cargobull Finance является финансирование до конца 2006 г. более 16 тыс. ед. техники с портфелем примерно в 300 млн евро. Поле деятельности "дочки" включает в себя такие страны, как Германия, Бенилюкс, Австрия, Франция, Италия, Испания, Великобритания, Скандинавия, Ирландия, а также пограничные страны Восточной Европы. По правде говоря, учитывая колоссальные финансовые ресурсы компании и её гибкость при разработке предложения, в ближайшем будущем все попытки российских, белорусских и украинских финансовых учреждений составить конкуренцию немцам заведомо обречены на провал. Предложение разрабатывается в соответствии со спецификой каждой отдельной страны. При желании заключаются также договоры на ремонт и техническое обслуживание с Cargobull Parts & Services GmbH. При этом учитываются требования, которые могут быть предъявлены в будущем, как это предписывается в базельском соглашении Basel II. Таким образом, клиент максимально подготавливается к изменяющимся рыночным условиям в сфере финансирования и может рассчитывать на продолжение сотрудничества с компанией-производителем на взаимовыгодных условиях.
Естественно, для производства и реализации воистину колоссального модельного ряда компании нужен большой коллектив высококвалифицированных рабочих и менеджеров.

 

Кто не второй, тот точно первый…

Отметим ещё одну существенную особенность бизнесменов из Хорстмара: не забывают они и о тех перевозчиках, финансовые возможности которых, мягко говоря, несколько ограничены (ох, как это хорошо знакомо!). Перевозчики, «прописанные» к востоку от Буга и Прута, хорошо знают, что подержанный подвижной состав зачастую представляет собой для них хорошую альтернативу (как, впрочем, и в ситуациях, когда увеличение транспортных мощностей необходимо лишь временно). Фирма Schmitz Anhanger Leasing-und Handels-GmbH является 100-процентным дочерним предприятием Schmitz Cargobull и предлагает в 16 пунктах GFC подержанную технику высшего качества практически всех марок и моделей. Наряду с продажей осуществляется также индивидуальное финансирование и экспресс-сервис. В последующие пять лет предприятие планирует увеличить сбыт с 3 500 до 8 500 прицепов и полуприцепов в год.

Все пункты продажи подержанных машин (только в Германии их шесть и по одному в Австрии, Дании, Голландии, Франции, Испании, Португалии, Литве, Румынии, Венгрии и Великобритании) располагают полным ассортиментом машин. Предложения вместе с фотографиями пересылаются в течение одного дня, а при указании условий финансирования – по факсу или по электронной почте. При этом в поиск включаются все возможные предложения, существующие в Европе.

Перед поставкой специалистами GFC проводится полное обследование Check-up всех предлагаемых транспортных средств. Сюда входит контроль шасси и кузова, а также проверка осей, электрооборудования, пневматики, электронной и тормозной систем. По желанию клиента могут проводиться проверки TUV и SP. Специально для иностранных покупателей Schmitz Cargobull предлагает услуги по полному таможенному оформлению и составлению документов об оплате и оформлении. 

Стоит отметить, что плановики из Хорстмара (здесь расположен головной офис компании) строят свои амбициозные планы отнюдь не на песке. В последние годы на европейском континенте наблюдается настоящий перевозочный бум. Кроме того, немало работы добавляет Schmitz и активное дорожное строительство на востоке Европы, где ЕС обустраивает в соответствии с собственными требованиями транспортные коридоры: самосвальные полуприцепы с изображённым на них слоном не успевают задерживаться на площадке готовой продукции. В этой ситуации Schmitz Cargobull AG продолжает свою экспансию на рынке.

 

 

Как уже говорилось, предприятие имеет развитую сеть продаж и сервисного обслуживания. Основой этой системы являются центры Cargobull Trailer, которые размещены в наиболее важных транспортных узлах от Гибралтара до Урала, от Скандинавии до Греции. Провозглашённый на предприятии принцип – «экономический рост на основе самоотверженной работы» – хотя и банален и слегка напоминает идеологизированные лозунги другого времени и другой страны, увеличивает темп производства и повышает качество продукции.

Сами заводы компании Schmitz Cargobull мало чем отлючаются от любого современного автосборочного завода в Европе: чисто, аккуратно и светло. Производственные процессы максимально автоматизированы, чего несложно было добиться, используя современное оборудование, но интересно, что значительная часть работ по-прежнему выполняется людьми, а не роботами. Отдельного внимания заслуживает качество выпускаемой здесь продукции. Использование композитных материалов, алюминиевых сплавов и чёрных металлов с глубокой антикоррозийной обработкой методом катафореза приводит к увеличению срока службы подвижного состава.

Достаточно широко начала применяться и более новая технология (впервые представленная на автосалоне IAA-2002) – цинкование шасси вместе со специально обработанными втулками, которая сокращает время производства и обеспечивает соответствие техники высочайшим стандартам качества. Оцинкованное шасси обладает всесторонней защитой от коррозии. Новые трейлеры на оцинкованных, скреплённых болтами модулях (ранее они соединялись посредством сварки) монтируются для конкретных рынков, например, для России, Беларуси, Украины, Литвы, Испании и Португалии, хотя соблюдение стандартов качества обеспечивается вне зависимости от места сборки и назначения подвижного состава.

 

Про «умное железо»

Однако новации в производстве подвижного состава не ограничиваются только работой с "железом и пластиком", серьёзно дорабатывается также электронная начинка прицепов. С середины октября 2004 г. Schmitz Cargobull AG предлагает всем перевозчикам, экспедиторским фирмам, а также специалистам по логистике в области транспорта автономную систему телематики с самостоятельным питанием для оснащения трейлеров. По аналогии с телематическими системами фирм-производителей тягачей, через которые передаются данные о местоположении и характере эксплуатации машин, модуль Cargocom представляет собой автономную систему, функционирование которой позволяет оценивать и отслеживать эксплуатацию трейлеров, а значит – автопоездов.

Система Cargocom представляет собой телематику трейлера, которая дополнительно обеспечивает обмен данных с порталом тягача через обычный интерфейс (шину CAN), передаёт эксплуатационные и экономические характеристики полуприцепа на диспетчерский контроль, а также параметры загрузки специалистам – логистам, отвечающим за перевозку грузов. Теперь клиент может через Интернет запрашивать сведения об эксплуатационных характеристиках полуприцепа, а именно: о местонахождении, пробеге, состоянии транспортного средства, параметрах загрузки; по рефрижераторам – о температуре груза и контроле дверей.

Модуль Cargocom, а также антенна устанавливаются на стадии изготовления в трейлеры Schmitz Cargobull и совершенно не видны, то есть их сложно украсть или повредить. Возможна также дополнительная установка компьютерного оборудования, в том числе его монтаж в шасси прицепа, произведённого другой фирмой. Это обеспечивает лицам, управляющим эксплуатацией большого парка автопоездов, непрерывное получение и учёт данных.

В качестве стратегического партнёра в области программного обеспечения для телематики привлекается фирма Т-Systems – дочернее предприятие Deutsche Telekom. Фирма Blaupunkt для этого проекта осуществляет производство обычных электронных модулей. Обширное тестирование подтвердило жизнеспособность и функциональность новой системы, поэтому уже сейчас она признана пригодной для серийного производства.

Главный продукт, который уже около 80 лет выпускает компания Schmitz Cargobull и которым она гордилась и продолжает гордиться, – это тентованные полуприцепы (впрочем, репутация и качество изотерм и рефрижераторов, произведённых этой фирмой, даже не обсуждается). Разумеется, это направление деятельности было и остается приоритетным для компании. Впрочем, и от производства магистральных мегаприцепов, самосвальных прицепов и полуприцепов, а также контейнерных площадок/шасси решено не отказываться.

 

Rotos: второе поколение

Совсем недавно Schmitz Cargobull AG после длительных испытаний вводит в серийное производство осевой агрегат Rotos второго поколения. Он представляет собой совокупность компонентов (от других известных производителей), объединённых в переосмысленную концепцию оси, разработанную Schmitz Cargobull. Ходовая часть Rotos в будущем будет использоваться во всех прицепах и полуприцепах фирмы.

При разработке новой оси с дисковыми тормозами производители из Хорстмара объединили многочисленные инновационные идеи. Сюда можно отнести систему подшипников, не требующую технического обслуживания, подъёмный узел Hub-Unit, улучшенную систему вентиляции тормозных дисков и поплавковую надседельную плиту-опору, оптимизированную в соответствии с весом полуприцепа. Нельзя не упомянуть и о том, что оборудование Rotos включает электронную регулировку тормозной системы и известную программу RSP (Roll Stability Program), которая в пределах допустимых физических параметров предотвращает занос полуприцепа. Модернизированная система рессор MRH (Multi Ride Height) позволяет справляться с различными сложными дорожными ситуациями, возникающими в ходе движения. Кроме того, новый агрегат Rotos обеспечивает лучшую совместимость колёс на всём седельном автопоезде.

Тормозной диск устанавливается на внутренней стороне обода колеса и не имеет непосредственного контакта с подшипниками. Это, с одной стороны, снижает температурную нагрузку в подшипнике колеса, а с другой, благодаря открытости обода обеспечивает прямую и непосредственную циркуляцию воздуха через диск даже после остановки машины. Несмотря на размещение диска на внутренней стороне, сотрудник автосервиса может легко, без демонтажа подъёмной системы Hub-Unit заменить тормозные колодки.

Закрёпленный на оси поплавковый суппорт с системой автоматической подстройки, сообщающий усилие на массивный тормозной диск, обеспечивает простоту демонтажа и равномерный износ тормозных колодок. Глубина вжатия ободов составляет для Rotos всего 120 мм. В результате тормозной диск и суппорт защищены внутри колеса. Система Hub-Unit не нуждается в техническом обслуживании.

Широкую известность приобрела пневматическая рессора MRH, которая была дополнительно модернизирована для агрегата Rotos-ІІ. Соединение с круглой трубой-осью осуществляется через винт-гайку, что обеспечивает комфорт при езде и хорошую поперечную стабилизацию. Благодаря подвижной по высоте конструкции Flexos и возможности настройки различной высоты пневматической рессоры MRH высота прицепа может настраиваться от 950 до 1150 мм в мегатрейлерах, а в стандартных трейлерах – от 1030 до 1250 мм. Новые шины 445/40 R 22.5 обеспечивают полуприцепам Schmitz Cargobull и в мегатрейлерах тормозную систему с тормозными дисками большого диаметра, параметры износа и температурных нагрузок которых существенно улучшились.

Используемые в Rotos амортизаторы Heavy Duty надёжно защищены осевой трубой. Благодаря их положению удалось существенно снизить температурную нагрузку. Пневматические рессоры в Rotos смонтированы снаружи рычага. В связи с этим опорные габариты гарантируют высокую поперечную стабилизацию. Поршни рессор изготовлены из искусственного материала, не подверженного коррозии. Длинный конец рессор защищён от повреждений при движении задним ходом или при съезде с высоких плоскостей, например, при перевозке машин на паромах.

Преимущества уже знакомой перевозчикам оси Rotos были сохранены и упрочены. Так, тормозная система имеет прибор электронной регулировки (EBS), благодаря чему быстро и равномерно срабатывают тормоза трейлера. Тормоза EBS обеспечивают более оптимальную дозировку тормозной силы и более точную регулировку в зависимости от нагрузки. В электронную тормозную систему в Rotos встроены защита от заносов и опрокидывания – RSP, а также антиблокировочное устройство ABS. Установленный на машине индикатор износа облегчает ежедневный контроль толщины тормозных накладок. В сочетании с большими тормозными дисками Rotos обеспечивает длительность использования, высокую надёжность, простоту технического обслуживания и максимальный уровень безопасности.

 

MEGA, SCS и другие…

Ещё один немаловажный факт: Schmitz Cargobull переводит производство пока ещё малопопулярных у нас седельных безбортовых полуприцепов SCS 24/L – 13.6 DB B на современное оцинкованное шасси Modulos. Соответствующая техника может поставляться в двух версиях для различных типов железнодорожных вагонов.

Новые безбортовые тентованные полуприцепы для перевозки по железной дороге могут использоваться как для стандартных вагонов с высотой станины 1130 мм (кодифицированный профиль Р 400), так и для вагонов с увеличенным пространством и высотой станины 980 мм. Обе машины можно заказать со стандартной раздвижной крышей (100 мм) или широкой брезентовой крышей (180 мм). Широкая раздвижная крыша может подниматься, как в мегатрейлерах Schmitz Cargobull последнего поколения.

В стандартных моделях с обычной раздвижной крышей боковая высота дуги тента составляет 2650 мм, а внутренняя высота просвета - 2730 мм, высота седельного крепления для движения по городским улицам составляет 1150 мм. В SCS 24/L – 13.6 DB B для вагонов с увеличенным объёмом боковая высота дуги тента и внутренняя высота просветов составляет 2750 либо 2830 мм, высота седельного крепления – 1050 мм. Однако эта версия седельного безбортового тентового полуприцепа непригодна для использования со стандартными вагонами.

Обе машины имеют соответствующие карманы грейферных захватов, посредством которых можно переводить машину "с колёс на рельсы". Для обеспечения максимальной внутренней высоты Schmitz Cargobull использует исключительно продольные балки, которые в области шейки имеют высоту всего 105 мм. В области за седельными опорами высота продольных балок составляет 400 мм. SCS 24/L – 13.6 DB B серийно оснащается пневматическим рессорами MRH (Multi-Ride-Hight) с так называемым сплиттером. Это дополнительное устройство предотвращает образование вакуума в сифоне пневматической рессоры при разгрузке-погрузке вагонов в вертикальном положении. В комплект поставки входит также складной противоподкатный брус с защищёнными задними фонарями, в результате чего существенно снижается опасность их повреждения. Эти опции могут также использоваться и для перевозки на паромах.

Новый трейлер MEGA оборудован регулируемым по высоте фургоном, что позволяет в каждом отдельном случае изменить внутреннюю высоту в зависимости от требуемой высоты загрузки. Благодаря функции подвески Dual Ride Height транспортное средство может эксплуатироваться при высоте седельно-сцепного устройства тягача как в 950, так и в 1150 мм (например, на дорогах Англии).

Новый трейлер MEGA имеет и ряд других новшеств. Усовершенствованная пневмоподвеска MRH-2 (Multi-Right-Hight) не только обладает прекрасными амортизационными характеристиками, но и обеспечивает бесступенчатую подгонку высоты полуприцепа к высоте седельно-сцепного устройства автомобиля-тягача. За счёт функции автоматического сброса клапана подъёма/опускания пневмоподвеска в начале поездки всегда устанавливает требуемую высоту полуприцепа. Это позволяет предотвращать повреждения сифонов в результате езды без воздуха.

Проверенная в эксплуатации ходовая часть Rotos дооборудована ступицей собственной конструкции от Schmitz Cargobull, в которую включена новая разработка Knorr с суппортом и зубчатым диском для колёс 22,5".

Как и все собранные на болтах-заклёпках шасси Schmitz Cargobull, шасси нового трейлера MEGA обработано горячим цинкованием и уже в серийном исполнении (при наличии ходовой части Rotos) оборудовано программой для повышения устойчивости – Roll-Stability-Program (RSP), которая предотвращает опрокидывание автопоезда.

Раздвижная крыша новой конструкции, также относящаяся к серийному оборудованию, имеет отрицательное предварительное натяжение и поэтому является самонесущей, что позволяет при открытом тенте обойтись без опор передвижных стоек. Это облегчает водителю боковую загрузку, поскольку он может одновременно перемещать все стойки.

Ширину сквозной загрузки заднего портала удалось расширить до 2480 мм, в результате чего вместо являвшихся раньше нормой загрузки 93 решётчатых поддонов вместимость теперь составляет 96 палет. В соответствии с требованиями безопасности дорожного движения трейлер MEGA фирмы Schmitz Cargobull оборудован сертифицированным комплектом устройств для крепления груза, которые соответствуют условиям стандарта VDI 2700ff и нормам DCE 9.5 Daimler Chrysler.

Усовершенствованная форма наружной рамы облегчает работу с зажимными запорами и улучшает внешний вид на переходном участке тента в зоне рамы.

Существенный вклад в снижение эксплуатационных затрат вносят новые шины Super Single фирмы Dunlop типоразмера 455/40 R 22.5, позволяющие изготовить транспортное средство с внутренней высотой до трёх метров. Вместо типичного при использовании стандартных шин 385/65 R 22.5 диаметра 1072 мм шины 40-го типа имеют диаметр лишь 936 мм, всего на 5 мм выше применявшихся до настоящего времени в трейлерах Mega шин 435/50 R 19.5. При одинаковой допустимой нагрузке в 4,5 т на шину, согласно имеющимся к настоящему моменту данным, ходимость шин в сравнении со стандартными шинами 385/65 R 22.5 возрастает примерно на 10 %. Благодаря монтажу низкопрофильных шин Dunlop 40-го типа стало возможным при 22,5-дюймовых колёсах использовать оси с большим диаметром тормозных дисков. По имеющимся на сегодняшний день данным, износ накладок снижается примерно на 30 % в сравнении с предыдущей моделью с шинами 19,5. Серия замеров, произведённых фирмой Schmitz Cargobull на осях различной конструкции, показала, что данные тормоза дают очень хорошие показатели по уровню температур, износу и надёжности. Для своевременной замены накладок имеется указатель износа тормозных накладок – Pad-Check, работающий независимо от автомобиля-тягача.

 

Продажа – только первый шаг…

Для того чтобы в течение десятилетий иметь на избалованном высоким качеством европейском рынке устойчивую высокую репутацию, мало сделать и продать хороший прицеп или полуприцеп. Отношения Scmitz и перевозчиков на этом этапе только начинаются. Лишь регулярное и квалифицированное техническое обслуживание транспортных средств обеспечивает их мобильность и эффективность использования. Предлагаемое в Хорстмаре решение – договор на полное сервисное обслуживание с фирмой Schmitz Cargobull Parts & Services GmbH. Заключение такого договора позволяет предприятию точно рассчитать расходы на весь срок службы машины в течение всего срока действия договора.

Услуги, включённые в договор полного сервисного обслуживания, чётко определены: полуприцепы подвергаются проверке каждые полгода. Если клиент один раз пропускает этот срок, то фирма Schmitz Cargobull письменно информирует его об этом. При необходимости проводится замена всех изнашиваемых частей тормозной системы, пневматических рессор, а также элементов электрооборудования и освещения. По желанию и за дополнительную плату могут быть заменены также шины, холодильные агрегаты Carrier или Thermo King, бортовые стенки. Кроме того, в договор может быть включено прохождение регулярного технического осмотра, предусмотренного в соответствии с законодательством. Транспортное средство вносится в список машин Cargobull Euroservice, что означает оказание первой помощи при аварии в пределах Европы в течение 365 дней.

Каждый договор на техническое обслуживание на срок до восьми лет составляется индивидуально, в соответствии с потребностями автопарка клиента. Все включённые в договор расходы на сервисное и техническое обслуживание рассчитываются таким образом, чтобы клиент ежемесячно платил на протяжении всего срока действия договора фиксированную сумму. Расчёты показывают, что предприниматель, заключивший договор на полное сервисное обслуживание, экономит гораздо больше средств, чем если бы он устранял в мастерской каждую неисправность отдельно и по мере её возникновения. Такая экономия достигается профилактическим ТО, низкими ценами на запасные части, договорными ценами на почасовое обслуживание. В любом случае клиент, заключивший договор на сервисное обслуживание, знает, что он будет вносить только фиксированную месячную сумму и никаких дополнительных расходов у него не возникнет.