Деньги "«Бэушные» грузовики в России «помолодеют»"


Введены новые ставки ввозных таможенных пошлин на подержанные большегрузные АТС старше пяти лет

 

Игорь ГЕЙКО

Фото Валентина ОЖГО

 

То, что российская автомобильная промышленность не только поднялась с колен, но и уже вполне способна составить на внутреннем рынке конкуренцию технике некоторых зарубежных производителей, можно считать свершившимся фактом. Рынок продаж автомобильной грузовой техники в России тем временем продолжает расти невиданными темпами. Поэтому неудивительно, что Правительство РФ решило усилить для российских автопроизводителей влияние фактора «своего поля». Но сделало это таким образом, чтобы российские транспортники не пострадали, или почти не пострадали.

 

До сих пор новая грузовая автомобильная техника российского производства вынуждена была конкурировать на собственном рынке не столько с новыми грузовыми автомобилями зарубежного производства, сколько с более дешёвыми, но всё ещё вполне работоспособными «бэушками» в «возрасте» до семи лет: приобретение шести-семилетнего тягача MAN, Volvo, Scania и других «европейцев» было вполне по карману не только «международнику», но и перевозчику, который работает на внутренних рейсах. Ресурса же и надёжности этой техники хватит ещё надолго. А если учесть, что даже занятый на международных грузоперевозках подвижной состав, несмотря на существенное обновление парка, всё ещё достигает в среднем по России восьмилетнего возраста, бывшей в употреблении автомобильной технике зарубежного производства здесь ещё долго будет обеспечена работа.

Однако 22 июля 2006 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 451, в соответствии с которым с 26 сентября нынешнего года введены ставки ввозной таможенной пошлины в размере 2,2 евро за 1 см³ объёма двигателя при выпуске в свободное обращение следующих большегрузных автотранспортных средств, с момента выпуска которых прошло больше 5 лет:

- тягачи седельные, бывшие в эксплуатации – новый код по ТН ВЭД 8701209013;

- транспортные средства для перевозки грузов, дизельные, с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, бывшие в эксплуатации – новый код по ТН ВЭД 8704229903;

- транспортные средства для перевозки грузов, дизельные, с полной массой транспортного средства более 20 т, бывшие в эксплуатации – новый код по ТН ВЭД 8704239903.

Принятым постановлением Правительства РФ фактически с семи до пяти лет уменьшается порог «старости» большегрузных автотранспортных средств и вводятся ставки ввозной таможенной пошлины, делающие невыгодным с экономической точки зрения ввоз и выпуск в свободное обращение на территории России пятилетних большегрузных автотранспортных средств.

Нововведение затронуло и интересы российских транспортников, которые эксплуатируют импортную грузовую технику на условиях временного ввоза. Известное постановление № 147 оказало неоценимую помощь российским перевозчикам в обновлении и расширении подвижного состава.

На тот момент, когда приобретаемая в условиях действия 147-го постановления автомобильная техника ввозилась на таможенную территорию Российской Федерации, она была новой. Однако, как известно, время бежит куда быстрее, чем нам того хочется: «возраст» приобретённых автомобилей растёт, и теперь многим перевозчикам придётся несколько подкорректировать свои планы.

Так что особое внимание на выход указанного постановления Правительства РФ стоит обратить и тем перевозчикам, которые используют большегрузные автотранспортные средства на условиях постановления Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 147 и планировали впоследствии завершить таможенный режим временного ввоза выпуском транспортных средств в свободное обращение в соответствии со статьёй 214 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Пострадали перевозчики, эксплуатирующие временно ввезённые большегрузные транспортные средства старше пяти лет, которые своевременно не подкорректировали свои планы и не воспользовались правом заявить выпуск для свободного обращения до вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2006 № 451, т. е. до 26 сентября 2006 г.: теперь им придётся платить за выпуск своей «в одночасье состарившейся» техники в свободное обращение значительно дороже. До указанного дня ставка ввозной таможенной пошлины на пятилетние большегрузные автотранспортные средства сохранялась прежней – 15 % от таможенной стоимости транспортных средств.

Однако большинство перевозчиков, техника которых эксплуатируется в режиме временного ввоза, оперативно отреагировали на изменение ситуации и при переоформлении транспортных средств из таможенного режима временного ввоза в режим выпуска для внутреннего потребления воспользовались правом, предоставленным пунктом 2 статьи 214 Таможенного кодекса РФ, и, по совету специалистов АСМАП, заявили таможенную стоимость транспортного средства с учётом её уменьшения вследствие естественного износа транспортных средств.

Принятие постановления Правительства РФ от 22.07.2006 № 451 никаким образом не влияет на применение постановления Правительства РФ от 11.03.2003 № 147, в соответствии с которым оформлены и будут оформляться новые большегрузные автотранспортные средства, отвечающие требованиям Евро-3 и используемые для международных перевозок.