Компоненты "На этапе развития сервисной сети"


 

Юрий ПОЛЯКОВ

Фото автора и компании Michelin

 

Совершенствование структуры рынка шин для грузовых автомобилей в России диктует необходимость поиска новых путей повышения экономической эффективности выпускаемой продукции. И для успешного решения задач в этой области, помимо внедрения в производство новых технологий, требуется обратить должное внимание на организацию системы качественного сервиса.

 

В целях дальнейшего объединения

Вот уже на протяжении нескольких последних лет российский рынок шин для грузовых автомобилей остаётся сравнительно стабильным по объёму, составляя, по оценкам специалистов компании Michelin, около 5,5 млн штук. При этом его внутриструктурные изменения связаны прежде всего со стремительным увеличением доли современных бескамерных шин (dгор сеntег). В настоящее время она оценивается в 600 тыс. шин, причём наблюдается ежегодное возрастание этого показателя на 25 %. Кроме того, обращают на себя внимание тенденции развития сети современных автодорог в России и, как следствие, возрастание количества и интенсивности автомобильных перевозок, обновление подвижного состава автопарков. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость создания профессиональной сети шинных центров, отвечающих нынешним стандартам качества предлагаемых услуг и располагающих соответствующим ассортиментом товаров.

В связи с этим, компания Michelin осуществляет формирование сети профессиональных шинных центров Туrе Plus, ориентированных на реализацию и сервисное обслуживание шин для грузовых автомобилей с применением современного оборудования. В долгосрочной перспективе в рамках программы партнёрства Michelin Truck Рrо компания Michelin планирует объединить в сеть 100-120 подобных шинных центров.

К настоящему времени получено 55 заявок и подписано 14 договоров. Уже почти год функционирует центр Tyre Plus по обслуживанию и реализации шин для грузового автотранспорта в Тюмени, а в ближайшее время откроются ещё два центра в Москве и один в Самаре. Введение в строй шинного центра в Тюмени показало хорошую эффективность расположения под одной крышей подразделений, занимающихся бизнесом в области шин для грузовых и легковых автомобилей без ущерба для различных групп клиентов. До конца 2006 г. к названной программе партнёрства присоединятся ещё 30 участников, и кроме того, будет открыто около 10 центров Tyre Plus по обслуживанию шин для грузовиков.

 

 

Поскольку успех в бизнесе предполагает установление плодотворных долговременных отношений между дилером и конечным пользователем, было принято решение о проведении в России акции Michelin Truck Pro Tour.

Основная её цель заключается в том, чтобы донести информацию о продукции Michelin до потребителя, а также оказать поддержку фирменным дилерам, тем самым расширив число участников в программе партнёрства в рамках сети Туrе Plus.

Международная акция Michelin Truck Pro Tour осуществляется уже второй год в 15 странах Европы, таких как Словения, Венгрия, Польша, Чехия, Румыния, Хорватия, Болгария, Сербия, Босния, Латвия, Литва, Эстония. В России же она проводится впервые.

За более чем полгода автопоезд в составе тягача и полуприцепа, с установленным на них комплектом шин гаммы А2 Energy и оформленный в соответствии с фирменной символикой, совершит маршрут в 40 тыс. км, что составляет длину экватора. За 30 недель он сделает порядка 137 остановок. Примечательно, что более 1/4 протяжённости маршрута пришлось на Россию. В середине июля автопоезд стартовал из Санкт-Петербурга. Проделав за 2 месяца путь в 12 тыс. км, он посетил 40 дилеров в 25 российских городах, среди которых оказались Москва, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Саратов, Самара, Уфа, Челябинск, Омск, Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Ярославль. При этом на мероприятия были приглашены порядка 2000 конечных пользователей шин Michelin. Полуприцеп автопоезда был оборудован всем необходимым для проведения демонстрационных мероприятий потребителям, включая как автоперевозчиков, так и владельцев строительной техники. Поэтому, рассказывая обо всех технических инновациях в шинной сфере, специалисты компании Michelin старались подчеркнуть их экономическую эффективность при эксплуатации фирменных шин.

 

 

 

Экономические преимущества

Во время презентаций предоставлялась возможность ознакомиться с шинами Michelin для грузовых автомобилей, понять, как при использовании указанной продукции удаётся оптимизировать расходы на эксплуатацию подвижного состава, кроме того решением может быть, с последующим выкупом.

Так, например, по данным специалистов Michelin, до 30 % расхода топлива грузового автопоезда и до 20 % легкового автомобиля требуется для преодоления сил сопротивления качению при движении. В результате же за счёт этого «съедается» примерно одна полная заправка из трёх, если вести речь о грузовом автотранспорте. В связи с этим обстоятельством, а также неуклонным ростом цен на топливо в России, весьма актуальным представляется использование шин гаммы А2 Energy, обладающих пониженным коэффициентом сопротивления качению. Они были разработаны специально для эксплуатации на автомагистралях и дорогах первой категории. В результате же при движении удаётся получить экономию топлива до 6 %.

Таким образом, если грузовой автомобиль потребляет, например, в среднем 35 л топлива на 100 км пробега, удаётся сэкономить 2,1 л на каждые 100 км пути. Таким образом, через 1,5 года эксплуатации автопоезда, состоящего из седельного тягача и полуприцепа, экономия в расходе топлива может полностью компенсировать стоимость всех 6 шин двухосного тягача. Кроме обозначенных экономических преимуществ, использование шин указанной гаммы вносит определённый вклад в сохранение окружающей среды, так как при этом обеспечивается снижение выбросов вредных веществ, пропорциональное уменьшению расхода топлива. В связи с этим представители гаммы А2 Energy получили наименование «зелёных» шин.

При определении стоимости километра пробега шины определяющим обстоятельством является возможность её последующего восстановления. В связи с этим важное значение приобретает концепция «четырёх жизней» шины Michelin. «Первая жизнь» шины начинается после её покупки конечным пользователем. При этом 100 % стоимости «обувки» соответствуют 100 % её возможного пробега.

Когда же глубина рисунка протектора достигнет 3-4 мм, рекомендуется восстановить исходный рисунок протектора с помощью соответствующего инструмента. Благодаря наличию специального подпротекторного слоя глубиной 4 мм, эту операцию можно осуществить без снижения эксплуатационных характеристик шины. В результате полностью восстанавливается её сцепление с дорожным покрытием, что позволяет гарантировать необходимую безопасность движения автомобиля. И кроме того, восстановленная «нарезкой» шина обладает даже более низким коэффициентом сопротивления качению, чем новая, что обеспечивает экономию топлива. Затраты на осуществление такой операции составляют около 5 % стоимости новой шины, однако её выполнение позволяет увеличить пробег «обувки» на 25 %, тем самым обеспечив её «вторую жизнь».

Однако неправильный выбор глубины «нарезки», типа лезвия или отсутствие соответствующей квалификации ремонтника могут привести к повреждению каркаса, после чего шина будет непригодна для дальнейшего использования. Поэтому рекомендуется осуществлять указанную процедуру только в специализированных шинных центрах Michelin, где имеются необходимые технологические карты «нарезки», оборудование и подготовленный персонал.

Для обеспечения третьего этапа «жизненного цикла» шины её можно сдать фирменному дилеру для восстановления по технологии RemiX, которое выполняется лишь в заводских условиях. В результате же получается шина, не уступающая по своим потребительским характеристикам и качеству новой. Причём при пробеге, соответствующем новой «обувке», восстановленная шина стоит меньше её на 50 %. Это достигается в основном за счёт использования сохранившегося прочного каркаса, потенциал которого рассчитан на 1 млн км пробега, а в ряде случаев – и слоёв брекера.

Когда же глубина рисунка протектора уменьшится до 3-4 мм, выполняется вторая его «нарезка», которая также позволяет получить дополнительный пробег шины в 25 %, т. е. она получает «четвёртую жизнь». Причём стоимость этой операции составляет 5 % от цены новой «обувки».

Таким образом, реализация концепции «четырёх жизней» шины Michelin позволяет получить 100 + 25 + 100 + 25 = 250 % пробега шины всего за 100 + 5 + 50 + 5 = 160 % затрат, что эквивалентно приобретению 2,5 шин почти за полторы цены.

Представляют также интерес шины, разработанные специально для комбинированных условий эксплуатации «дорога – бездорожье». Они в основном предназначены для карьерных самосвалов, эксплуатирующихся на участках короткой протяжённости и вынужденных заезжать под погрузку и выгрузку на неподготовленные площадки. Специально для установки на ведущие колёса была разработана шина XDY 3. Она отличается утолщённой боковиной с кольцевыми защитными выступами, а также наличием металлических усиливающих слоёв брекера для защиты каркаса. В свою очередь, XZY 3 для управляемых и прицепных осей      имеет также усиленные боковины и протектор, обеспечивающие повышение стойкости к повреждениям и износу. Причём для её производства используется на 25 % резиновой смеси больше, что способствует увеличению пробега.

Руководство компании понимает, что добиться максимального экономического эффекта от использования шин в виде экономии топлива или снижения стоимости километра пробега можно только при условии обеспечения потребителя услугами профессионального фирменного сервиса и технической поддержки. Поэтому специалисты Michelin постоянно посещают автопарки своих конечных пользователей, оказывая помощь при эксплуатации шин. Специально подготовленные технико-коммерческие дилеры оказывают помощь при выборе шины, учитывая, в частности, характер автоперевозок (автомагистрали, региональные перевозки, бездорожье и т. д.), технико-эксплуатационные характеристики транспортного средства и ряд других показателей.

Следует также иметь в виду, что для максимального использования ресурса «четырёх жизней» шины Michelin, она должна быть правильно установлена на обод колеса ещё при первой «жизни», а восстановление рисунка её протектора следует выполнять в профессиональном сервисе.

 

 

 

Соблюдать правила эксплуатации

Кроме того, немаловажно и самому автоперевозчику уделять внимание состоянию шин в процессе их эксплуатации. В этой связи в первую очередь следует упомянуть о необходимости поддержания нормативного давления воздуха в них. По оценкам специалистов Michelin, избыточное давление, как и недостаточное, обусловливает сокращение пробега шины в среднем на 20 %.

Весьма важной проблемой представляется проведение балансировки колёс, причём не только передних, но и задних. При вращении колеса с большой скоростью наличие даже незначительного дисбаланса вызывает резко выраженную динамическую неуравновешенность колеса относительно его оси. При этом появляются вибрации, биение в радиальном и боковом направлениях. Особенно вредное влияние оказывает дисбаланс передних колёс, ухудшая управляемость автомобиля. Помимо этого, увеличивается износ шин, а также деталей подвески. Кроме того, наличие дисбаланса создаёт периодически действующую на шину ударную нагрузку при качении колеса по дороге, что вызывает перенапряжение каркаса шины и повышенный износ протектора.

Кроме того, следует обратить внимание на соблюдение правил эксплуатации шины пользователем. Неумелое и небрежное вождение машины часто служит причиной преждевременного износа шин и проявляется, главным образом, в резком торможении и трогании с места, в наезде на препятствия, встречающиеся на дорогах, неосторожном переезде через них, а также при подъезде к тротуарам и платформам.

Так, например, в результате повышения скорости автомобиля выше нормативной, а соответственно, и частоты циклов деформации шины, возрастает динамическая нагрузка на неё, т. е. увеличивается трение о дорогу, ударная нагрузка, деформация материала и резко повышается температура материала шины (особенно при высокой температуре окружающего воздуха). А в итоге происходит преждевременный износ протектора, повышается вероятность ослабления связи между слоями резины и корда. Такова расплата за лихую езду.

Следует также заметить, что характер износа передних и задних, правых и левых колёс машины различен, поскольку каждое из них работает в разных условиях. В связи с этим, для равномерного износа шин и, соответственно, увеличения их эксплуатационного ресурса в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию проводится периодическая перестановка колёс в соответствии со специально разработанными схемами. Несвоевременная перестановка может повлечь за собой появление одностороннего износа протектора.

Постепенное развитие сети центров Tyre Plus, ориентированных на реализацию и сервисное обслуживание шин для грузовой автотехники, позволяет приобщить всё большее число российских потребителей к новому уровню фирменных услуг.