Конференция "«Мальтийский крест» в Великом Новгороде"


 

В шестой раз прошла выставка-конференция «Карго-Форум-2006», и состоялся отборочный этап III-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов «АСМАП-Профи-2006» по Северо-Западному региону России

 

Александр ЛУЦЕВИЧ

Фото автора

 

          18-19 августа в Великом Новгороде прошла 6-я международная выставка-конференция «Карго-Форум-2006. Актуальные проблемы рынка коммерческого транспорта и автоперевозок». Ежегодно она собирает ведущих международных логистических операторов, производителей автотранспорта, поставщиков европейских комплектующих для грузовой автомобильной промышленности, а также представителей финансовых и страховых структур. В выставке-конференции приняли участие представители более 150 транспортных и экспедиционных компаний Северо-Западного, Центрального, Уральского, Дальневосточного, Южного регионов Российской Федерации, а также из стран Западной Европы, в частности Германии и Голландии.

 

Представители лизинговых компаний «ФБ – Лизинг», «Интерлизинг», фирм-производителей тягачей Volvo, MAN, Iveco, Renault, Scania, поставщики грузовых шин Michelin, осей BPW, тормозных систем Wabco, представители Петербургской топливной компании и производителя комплектующих деталей Boellhoff рассказали российским перевозчикам о достижениях, технологиях и новинках в своей области.

На второй день конференции на территории аэропорта в Юрьево состоялся отборочный этап III-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов «АСМАП-Профи-2006» по Северо-Западному региону. В нём приняли участие 10 команд из автотранспортных предприятий Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Чудово. Вне зачёта, с «показательными выступлениями», выступила брянская компания «Новая линия» в лице первого чемпиона «АСМАП-Профи» И. Сеничева. Это выступление было не лишним: многие участники впервые видели трассу, составленную из обязательных фигур конкурса судьями на аэродроме, и о порядке прохождения упражнений имели понятие весьма приблизительное. Более того, когда главный судья Б. Д. Блохин, вице-президент Российской автомобильной Федерации, при проведении инструктажа назвал участников соревнований «пилотами», некоторые из них изрядно развеселились.

Участники продемонстрировали незаурядное мастерство и неплохое время прохождения дистанции, почти вплотную приблизившись к лидерам конкурса. Первое место заняла команда ООО "НБИ Транспорт Сервис ГМбХ" из Великого Новгорода (водители Костантин Феофантов и Александр Новицкий), второе место завоевали Александр Жадан и Валерий Иванов из чудовского ООО "РосВнешТранс", а третье место досталось Илье Курняеву и Алексею Дорохову из ООО "Тракт-L" (Ленинградская обл.).

Хотя слово «пилоты» и развеселило участников соревнований, страсти здесь разгорелись не хуже, чем на «Формуле 1». Команда ЗАО "ГСК УМиАТ" № 1 (Санкт-Петербург) подала протест в судейскую коллегию. Судья посчитал, что при выполнении упражнения «Стоп» не было контакта с линией одного из колёс, за что было начислено 30 штрафных секунд. Однако конфликтная комиссия в составе мастера спорта СССР по автомобильному спорту, руководителя филиала АСМАП по СЗ ФО В. Ф. Вельсмана, кандидата в мастера спорта СССР по автомобильному спорту, вице-президента АСМАП М. А. Низова и члена Правления АСМАП Р. С. Сулейманова сочла решение судьи правильным, отклонив протест. В результате пилот ЗАО "ГСК УМиАТ" № 1 М. А. Тимофеев занял третье место в личном зачёте.

Одновременно с основным конкурсом проводились состязания «Мальтийский крест» на предоставленных партнёрами ЗАО «Новтрак» седельных тягачах. Здесь же можно было посмотреть прицепную технику «Зоммер-Новтрак». После финиша российские дилеры крупнейших европейских производителей автомобилей для магистральных перевозок провели показ новейших образцов своей техники. Любой руководитель автотранспортного предприятия, при наличии соответствующей категории, мог попробовать грузовые автомобили в действии.

 

В недолгих перерывах между кризисами…

Отсчёт своей недолгой истории «Карго-Форум» ведёт, как ни странно, с августовского кризиса 1998 г. Вернее – с того периода, когда российско-германское ЗАО «Зоммер-Новтрак», подобно многим другим российским машиностроительным предприятиям, искало способы выхода из глубокого пике, в которое их «запустил» августовский кризис.

Впрочем – обо всём по порядку.

В 1935 г. колёсных дел мастер Отто Зоммер открыл в Германии ремесленное предприятие по производству кузовов. Потом оно превратилось в одну из ведущих европейских компаний, выпускающую прицепную автомобильную технику. С начала 70-х годов прошлого столетия фирму возглавляют сыновья мастера – братья Герхард и Герберт Зоммер. Под их руководством производство прицепной техники существенно расширилось. Помимо головного завода компании Sommer в Билефельде, были открыты предприятия в других немецких городах: Потсдаме, Лаухе, Бремене.

Изменилась и гамма выпускаемой продукции: в неё вошли прицепы, полуприцепы, контейнеровозные шасси, изотермические кузова, рефрижераторы – более 600 наименований. Учитывая высокий спрос на изделия группы Sommer, компания пошла на размещение производства за рубежами Германии.

В 1993 г. фирма Sommer стала международным предприятием. Компания открыла заводы в польском городе Заполе и во французском городе Мармутье. В августе того же года Герберт Зоммер побывал в Великом Новгороде. А уже к декабрю все необходимые документы по приобретению и открытию здесь нового предприятия были готовы. В результате инвестиционных торгов братья Зоммер приобрели в древнем русском городе бывшее предприятие по механизации строительных работ, во многом олицетворявшее типичную для постперестроечного периода разруху: облупившиеся коробки цехов с гуляющими сквозняками и захламлённую территорию. В условиях сделки значились реконструкция и перепрофилирование под выпуск кузовной и прицепной техники. Таким образом, ЗАО "Новтрак" было учреждено в декабре 1993 г. немецкой фирмой Sommer Fahrzeugbau и являлось 100 %-ной собственностью учредителя. В короткие сроки завод наладил выпуск и организовал эффективную систему сбыта кузовов, полуприцепов и другой продукции в России.

Благодаря российской "прописке", не было таможенных пошлин на продукцию «Sommer-Новтрак», а потому каждый прицеп или полуприцеп этой марки автоматически оказывался на несколько тысяч евро дешевле импортируемых аналогов западноевропейского производства. Качество продукции при этом оставалось традиционно высоким (технологии-то были немецкие). Отсюда и пошёл теперь уже хорошо известный автоперевозчикам лозунг – «Немецкое качество из России». Продукция марки Sommer российского производства стала узнаваемой на российских автомагистралях.

Но тут пришёл приснопамятный август 1998 г. со всеми вытекающими последствиями. Крепко досталось и «Новтраку». Выкарабкивались из кризиса долго и болезненно. И экономили на чём могли, и реорганизовывали производство, и искали новые формы работы (вернее – общения) с потребителем – тем самым перевозчиком, который тоже переживал не лучшие времена.

 Тогда и родилась идея ежегодных встреч с транспортниками «на своей половине поля» – с 2001 г. «Новтрак» становится организатором ежегодной «домашней» выставки-конференции «Прицепная техника. Актуальные задачи – актуальные решения для России». С тех пор вот уже пять лет она проходит в конце каждого лета на территории предприятия. На неё (теперь уже традиционно) собираются сотрудники всех представительств западных компаний-производителей автотехники и комплектующих, международные автоперевозчики и автоперевозчики, работающие на территории России.

Но в 2004 г., когда резко пошли вверх цены на сталь и повысились цены на комплектующие, у группы Sommer, вслед за компаниями Kögel и Renders, опять наступили трудные времена. Некоторые поспешили предречь ей скорую гибель. Кризис, который пережил Sommer в 2004 – 2005 годах, выявил слабые стороны в первую очередь в производственной концепции, по которой работали заводы группы Sommer. Тогдашние владельцы почувствовали признаки приближающейся бури уже в 2003 г. и закрыли два из семи заводов. Пришлось также прекратить деятельность собственной лизинговой компании, ставшей на тот момент убыточной.

Но расходы на реорганизацию всей машиностроительной компании было уже не потянуть. Во избежание банкротства братья Зоммер продали 94 % акций компании Arques Industries AG.

 

…И вот приехал новый «барин»…

Холдинг Arques Industries AG – это первая в Германии акционерная компания, зарегистрированная на Ганноверской бирже, которая специализируется на приобретении предприятий, переживающих кризис, и занимается решением на них проблем преемственности, их модернизации и реконструкции. Холдинг, являясь участником биржи S-Dax, внедряет на купленные предприятия собственных менеджеров, чтобы сделать эти предприятия своими полноценными членами, приносящими стабильный доход. Часто приходится решать такие проблемы, как неэффективная организация, ошибки в системе управления и перестановки в программе коммерческих предложений. Краткосрочными сделками эта компания из Штарнберга не занимается принципиально. В 2005 г. оборот компании составил 500 млн евро. В этом году планируется его удвоить. По мнению руководства холдинга, отрасль машиностроения сейчас нуждается в серьёзной консолидации.

- Благодаря этому сотрудничеству был дан интенсивный толчок для развития и роста предприятия на ближайшие десятилетия. Был найден инвестор, который входит в состав одного из наиболее динамично развивающихся концернов и преследует цель экономического роста. Все представительства группы Sommer продолжат свою деятельность и будут развиваться, – прокомментировал состоявшуюся сделку Герберт Зоммер.

Председатель правления Arques Industries AG Маркус Цельнер в заявлении о передаче акций назвал компанию Sommer Fahrzeugbau «сокровищем технологий» и особо отметил, что «международный статус группы Sommer и присутствие компании на быстро развивающемся рынке Восточной Европы» стали решающими факторами для совершения этой сделки.

В группу пришёл новый инвестор, обеспечивший подъём известного производителя прицепов и кузовов. Речь шла не только о вливании денежных средств. Группа Sommer нуждалась в комплексной реорганизации, которая и была проведена. Сейчас перестроены практически все производственные линии. Новому владельцу эти инвестиции в будущее производство уже обошлись в несколько миллионов евро. Лауха, как центр по производству транспортных средств для городских служб доставки товаров (Kurier Express Paket), играет сегодня решающую роль в новой стратегии компании. Здесь выпускаются оптимизированные транспортные средства различных типоразмеров. Для этого Sommer несколько лет назад наладил стратегическое партнёрство с одним из ведущих в мире «интеграторов». Теперь планируется предложить это ноу-хау и другим службам доставки товаров. Важной задачей наряду с реорганизацией заводов в Лаухе, Билефельде, Мармутье (Франция), Брежнио (Польша) и в Великом Новгороде (Россия) является налаживание оптимальной системы сотрудничества между филиалами. В связи с этим новый шеф компании Sommer Ганс Энгельсман прекратил перевозки стали между Востоком и Западом.

Шасси для Германии впредь больше не будут возить из Польши – это производство возобновится в Билефельде. Здесь также будут выпускаться и полуприцепы с бортовой платформой для Германии и других стран Западной Европы. Это позволило решить проблемы с поставками выпускаемой продукции. Время на прохождение заказов по производству и сроки поставки также сократятся.

Кроме того, произведена реорганизация системы сбыта. Теперь он покрывает всю территорию Германии. С клиентами по всей стране работают 12 консультантов по продажам.

 

Грузовой «индпошив»

Обновлённый Sommer возвращается к своему излюбленному «коньку» – производству высококачественных изделий по индивидуальным заказам, которые по сравнению со стандартными автоприцепами приносят перевозчикам гораздо больший доход.

Высвободившиеся в результате реорганизации производственные мощности, безусловно, найдут выгодное применение. Например, в том же Билефельде ещё ощущается недостаток производственных возможностей. В принципе завод мог бы производить ещё и отдельно шасси. В настоящее время там выпускаются подрамники для грузовых автомобилей и рамы для сменных кузовов. Кроме того, в группе Sommer большим спросом пользуются более сложные варианты прицепной техники и сменных кузовов. На рамах для сменных кузовов останавливают свой выбор перевозчики, которые специализируются на перевозках тяжеловесных грузов – прочность конструкции рам обеспечивается центрирующими балками прямоугольного сечения, стальными каркасами боковых стенок и прочными угловыми профилями в передней части. Часть кузова, где продольные центрирующие балки упираются в переднюю стенку, также поддерживается двумя профилями, расположенными поверх центрирующих балок. Всё основание кузова проходит горячую оцинковку.

Сейчас используется больше инструментов и оборудования, чем раньше было в Билефельде. Теперь «типичный клиент Sommer» может получить свои изделия по отдельному индивидуальному заказу. Это, например, кузова с передней стенкой в стык с кабиной и невмонтированным полом (клиент его сам монтирует), с комплектом усиливающих поперечных балок для креплений грузов, предназначенных для авиатранспортировки, и т. п.

Одним словом, в компании Sommer после потрясений позапрошлого года начался этап восстановления. Сегодня группа Sommer с головным заводом в Билефельде ежегодно производит около 5 тыс. единиц специальной автомобильной техники. Это прицепы, полуприцепы, кузова, надстройки. Годовой оборот составляет около 60 млн евро. В настоящее время российское отделение – ЗАО «Новтрак» представляет собой пример того, как вложенные инвестиции приносят прибыль. На «Новтраке» создано более 150 высокопроизводительных мест для рабочих и служащих, в том числе около 40 – управленческий персонал.

Группа Sommer вновь является одной из ведущих компаний по производству кузовов, прицепов, полуприцепов и предоставлению сервисных услуг для грузового транспорта. На пяти предприятиях в четырёх странах Европы трудится более чем 1100 сотрудников, не считая персонала широкой сети сервисных станций.

 

Немецкое качество с новгородским акцентом

В России сегодня выпускается довольно широкая гамма прицепов и полуприцепов: это излюбленные на российском рынке тентованные полуприцепы SP-240 с бортовой платформой; всё более популярные полуприцепы-контейнеровозы (стандартные SW-240 и низкорамные SW-240 типа "goose-neck"); изотермические и рефрижераторные полуприцепы SG-240FN; полуприцепы со стальным кузовом SG-240ST.

Говорить о том, что весь модельный ряд, выпускаемый на заводе в Великом Новгороде, сертифицирован Госстандартом РФ в соответствии с правилами ЕЭК ООН и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к транспортным средствам для международных перевозок грузов, наверное, даже не стоит: это очевидно.

У новгородских прицепов и полуприцепов есть четыре «фишки», благодаря которым они становятся недосягаемыми для конкурентов.

Во-первых, вся продукция ЗАО "Новтрак" выпускается на основе ноу-хау фирмы Sommer Fahrzeugbau.

Во-вторых, полуприцепы выпускаются в усиленном исполнении с учётом неблагоприятных дорожных условий России и стран СНГ.

В-третьих, как я уже говорил, им неведомо словосочетание «ввозная таможенная пошлина».

В-четвёртых, «русские немцы» с удовольствием работают по «грузовому индпошиву».

Так что сегодня, подводя первые итоги реорганизации всего производства группы Sommer, глава её российского крыла – генеральный директор ЗАО «Новтрак» Свен Кубе полон оптимизма: в 2005 – 2006 годах рост продаж «Sommer-Новтрак» составил 40 %, во втором и третьем кварталах 2005 г. рост числа заказов и количества выпускаемой техники составил 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., а первый и второй кварталы 2006 г. характеризуются увеличением этих показателей до 60 % (в сравнении с тем же периодом 2005 г.). Так что планируемый рост производства в 2007 г. составит 120 % по сравнению с годом нынешним.