Страхование "«Автогражданка» разыскивает «мигрантов»"


Игорь ГЕЙКО

 

…А если бы не Гоша Куценко…

Российский союз автостраховщиков подвёл итоги первого полугодия на рынке обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев. Группа лидеров рынка сформировалась давно, и изменений в её составе в обозримом будущем не предвидится. При этом итоги полугодия особой радости у них не вызывают: «Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия» потеряли почти по 2 % своей доли на рынке. Она досталась более резвым конкурентам, которые сумели предложить клиентам лучший сервис или более высокую комиссию агентам. А полис ОСАГО за год подорожал в среднем на 150 рублей из-за повышения тарифов для юридических лиц и роста числа мощных машин.

Продолжится ли повышение тарифов в нынешнем году? Президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль убеждён, что нет. Тем не менее он отметил, что вопрос о повышении тарифов ОСАГО уже назрел. По его словам, на Дальнем Востоке, как и в целом по стране, растёт объём страховых выплат. Убыточность в отдельных регионах и по отдельным видам транспорта, прежде всего по общественному, уже превышает 100 %. Однако у страховых компаний ещё есть время: за три года действия закона об ОСАГО большинство участников рынка сформировали определённые резервы, которые достаточно велики, отметил глава Всероссийского союза страховщиков. А осенью появится статистика по каждому субъекту Российской Федерации, после чего будут сделаны расчёты по оптимальному увеличению тарифов.

В январе – июне 2006 г. страховые компании, по данным РСА, продали 14,8 млн полисов ОСАГО – на 1 млн больше, чем годом ранее. Это объясняется предельно просто: число проданных страховок увеличивается прямо пропорционально росту автомобильного парка страны (а в 2005 г. в России автомобилей стало больше на 5 %).

Операторы ОСАГО получили в первом полугодии 29,7 млрд руб. премии, выплатив при этом 12,4 млрд рублей. Но, как указано выше, лидеры этого рынка – группа компаний «Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия» – немного сдали свои позиции. Их доли в общем объёме собранных премий сократились почти на 2 %, но они по-прежнему возглавляют список: у «Росгосстраха» – 28,4 % рынка, у «РЕСО» – 8,9 % . «Росгосстрах» пересматривает свой портфель, исключая из него высокоубыточные автомобили, объясняет первый заместитель гендиректора компании Дмитрий Маркаров. Он также сетует на “агрессивную ценовую конкуренцию и переманивание агентов неадекватной рынку высокой комиссией”.

Впрочем, и сам «Росгосстрах» до недавнего времени предлагал покупателям полисов ОСАГО подарки стоимостью около 1000 рублей – до тех пор, пока ФАС не предписала ему прекратить это. На демпинг и завышенные комиссионные сетует заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. По его словам, это особенно заметно в Москве, где «безответственных страховщиков очень много». Сборы у «РЕСО» сильно упали как раз в столице России, говорит Иванов. Он надеется, что компания вернёт свою долю к концу года, на пике продаж ОСАГО.

Сократили сборы и компании группы «Уралсиб» («Уралсиб» и «СКПО-Уралсиб») – на 215 млн рублей.

Компания «Росно», которая обычно весьма сдержанно вела себя на рынке ОСАГО, теперь, наоборот, наращивает свою долю на рынке. За год она выросла в полтора раза – с 2,8 % до 4,3 % (и заняла четвёртое место), а премии – на 580 млн рублей. Директор по маркетингу «Росно» Михаил Сафран говорит, что доля компании начала расти в декабре прошлого года, когда она провела рекламную кампанию, в том числе на телевидении, а лицом компании выступил популярный актёр Гоша Куценко.

В полтора раза (с 1,8 % до 2,6 %) увеличила долю на рынке и «Наста». Ставка на автогражданку приносит ей 30 % премий. Руководители компании объясняют это расширением филиальной агентской сети. Упрочили позиции «Альфастрахование» и Страховой дом ВСК. Объяснение успеха почти такое же: развитие дистрибуции и расширение присутствия в регионах.

За год средняя стоимость страхового полиса ОСАГО выросла, по сравнению с июнем 2005 г., с 1858 до 2006 рублей. Разницу в 150 рублей страховщики объясняют увеличением с этого года тарифа для юридических лиц (что составляет около 15 % автопарка) в полтора раза и тем, что, несмотря на дороговизну моторного топлива, россияне покупают больше мощных иномарок, а к автомобилям мощностью более 70 л. с. применяются повышающие коэффициенты.

 

«Засада» для страховых мошенников

Министерство финансов Российской Федерации подготовило проект постановления о создании единой автоматизированной информационной системы ОСАГО "О периодичности, сроках, формах предоставления информации для осуществления межведомственного обмена и о порядке предоставления пользователям сведений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Правительство РФ поручило создать автоматизированную систему обмена информацией. Проект постановления, подготовленный в Минфине, предусматривает создание этой системы и определяет, каким образом информация будет предоставляться автовладельцам. Похоже, что страховых мошенников ждут трудные времена…

Пока не решено, какой орган исполнительной власти будет отвечать за введение системы. Не исключено, что это будет Мининформсвязи.

О создании информационной системы по ОСАГО впервые заговорили ещё в начале прошлого года. Тогда в рамках федеральной программы «Электронная Россия» началась работа над созданием АИС-ОСАГО (Автоматизированная информационная система – ОСАГО). Замглавы Мининформсвязи Дмитрий Милованцев говорил о том, что в промышленную эксплуатацию эта система будет введена в 2008 г.

А в ноябре 2005 г. в 14 регионах России начался эксперимент по обкатке общей информационной базы ГИБДД и Российского союза автостраховщиков. Сотрудники ГИБДД получили возможность проверять подлинность полисов ОСАГО прямо на месте.

Как же показала себя в деле система обмена информацией между страховыми компаниями, которую разработал и провёл Российский союз автостраховщиков? Один из выводов, который, мягко говоря, заинтересовал страховщиков, заключается в том, что потери от нефункционирующего «малуса» в целом по стране составляют 3 млрд рублей в год.

Система КБМ – это коэффициенты, понижающие или повышающие стоимость полиса в зависимости от количества аварий, которые произошли по вине держателя полиса ОСАГО. КБМ насчитывает 13 классов аварийности – каждому соответствует свой коэффициент. Если автолюбитель за первый год не воспользовался страховкой, ему присваивается четвёртый класс аварийности с коэффициентом 0,95, что означает снижение стоимости полиса на 5 %. Если же автолюбитель попал в аварию, его признали виновным и страховая компания возместила ущерб, он получит первый класс аварийности. В этом случае коэффициент бонус-малус составит 1,55, и так далее – в зависимости от количества аварий.

Если бы система коэффициентов бонус-малус действовала в полном объёме, то у клиентов не было бы стимула заявлять совсем мелкие аварии, полагают страховщики. А неаккуратным водителям не было бы смысла менять страховую компанию каждый год. Однако единого ресурса, с помощью которого фирмы могут читать страховую историю водителей, нет до сих пор. Но теперь его появление, похоже, не за горами.

Система обмена информацией по клиентам, опробованная «Росно» и «Ингосстрахом», позволяет мгновенно узнать, производились ли выплаты обратившемуся клиенту. Для этого нужен лишь VIN (vehicle identification number) его автомобиля. При этом персональные данные водителя без его согласия никуда не могут быть переданы. Сейчас коэффициент бонус-малус работает в основном в разделе «бонус», но введение системы позволит применять КБМ полностью.

Сотрудник компании, в которую пришёл желающий застраховаться клиент, вводит в компьютер информацию, а затем запрос обрабатывается через внутреннее хранилище РСА и подключённую к системе компанию. Во время тестирования страховщики получали необходимую информацию (о страховой истории физического лица, номере полиса, количестве убытков) через 10-15 секунд после запроса.

Опытную эксплуатацию системы после тестирования «Росно» и «Ингосстрахом» в течение трёх-четырёх месяцев проведут ещё несколько крупных компаний. В их числе – «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Альфастрахование» и другие.

По мнению страховщиков, система заработает эффективно, когда к ней подключатся компании, общая доля которых на рынке ОСАГО составляет более 50 %. Для этого нужен охват примерно 70 % рынка «автогражданки».

Немаловажно и то, что поправку о сохранении бонуса в ОСАГО при смене автомобиля в ближайшее время должна рассмотреть Госдума. До сих пор коэффициент был привязан к автомобилю и обнулялся при смене машины владельцем. Если законопроект будет принят, это облегчит жизнь обладателям скидок за безаварийную езду.

Отсутствие подобной базы позволяло экономить на ОСАГО "аварийным" водителям, переходившим по окончании срока действия страховки к другому страховщику, у которого они покупали полис без надбавок за ДТП. Впрочем, база сейчас работает в тестовом режиме, и сроки её запуска РСА не объявляет – страховщики пока не могут компенсировать свои потери, оценивающиеся примерно в 3 млрд рублей в год.

По статистике страховщиков, до 10 % автовладельцев попадают в аварии по своей вине. Часть этих автовладельцев по окончании действия своего полиса переходит к другому страховщику, который не знает об авариях клиента, что позволяет тому рассчитывать на скидку. При том, что средняя стоимость полиса 1,9 тыс. рублей, а 3 млн попавших в аварии смогли избежать 55-процентного увеличения тарифа, потери страховщиков составляют около 3 млрд рублей в год.

Единая база страховой истории КБМ должна положить этому конец. Но система прошла лишь первый тест. Предполагается, что в дальнейшем доступ к этой базе будут иметь все страховщики РСА.

Пока к системе не подключены все страховщики ОСАГО, «аварийные» клиенты могут продолжать мигрировать от страховщика к страховщику. Правда, и после введения базы в полном объёме могут возникнуть проблемы. Неясно, например, как компании будут оснащать «полевых» агентов средствами доступа к системе. Если в офисе это не проблема, то у МРЭО, где продаётся существенная часть полисов ОСАГО, всех агентов компьютерами обеспечить будет трудно.