Таможня "Своя рука – владыка"


Ставки белорусских таможенных сборов

 

Татьяна ИГНАТОВИЧ

 

Порой иголку в стоге сена найти проще, чем свести воедино законодательную базу, регламентирующую те или иные вопросы либо действия. Автоперевозчику, оказавшемуся на территории Беларуси, это до боли знакомо. В особенности это касается таможенных тонкостей его деятельности. Мыкается, бедолага, голову ломает, а до истины всё никак не докопается.

 

За что и почём?

А тут недавно возьми да и получи своеобразным подарком Указ Президента Беларуси от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах». Впервые (!) в одном документе определены ставки всех таможенных сборов в республике. Они взимаются за:

* таможенное оформление;

* таможенное сопровождение товаров;

* осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и продление срока осуществления этих мер;

* выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;

* принятие таможенными органами предварительного решения;

* выдачу марок, идентификационных или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

* включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Ранее, чтобы получить простую консультацию в белорусской таможне, нужно было заплатить 6 долларов, а за хранение товаров – и того больше – от 0,7 до 2 долларов в сутки за 1 м³. Теперь же таможенные сборы за хранение груза, за информирование и консультирование отменены.

Кроме того, сохранено освобождение от уплаты сборов за таможенное оформление транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также товаров, помещаемых под таможенные режимы транзита и отказа в пользу государства. Перевозчикам за такие сборы раскошеливаться не доводилось, но вот за таможенное сопровождение частенько приходилось выкладывать кругленькую сумму.

Казалось бы, ликуй, перевозчик, таможня даёт «добро». Только радость эта преждевременна. Достаточно сравнить размеры действовавших ранее ставок, с теми, что введены указом.

 

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров

Ставка по указу № 443 (за каждый полный и неполный час), в евро

Ранее действовавшая ставка, в долларах

– с использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком

 

5

 

5

– с использованием одной единицы транспорта таможенного органа

 

20

 

1 за 1 км

– с использованием двух единиц транспорта таможенного органа

 

40

 

 

Сопоставим, посчитаем и, увы: ставки выросли минимум на треть, а то и больше. В результате, либо доставай автоперевозчик деньги из собственного кармана, либо облегчи кошелёк владельца груза. Ни то, ни другое оптимизма не внушает, потому как влечёт увеличение издержек по доставке.

Говорят, своя рука – владыка. Видно, и сумму взимания сборов за сопровождение груза белорусская таможня определила по принципу, известному только ей. 

Следует иметь в виду, что перечисленные ставки касаются только таможенного сопровождения (осуществляется должностными лицами таможенных органов), но никак не обязательного, которое может осуществляться как таможенными органами, так и подразделениями «Охрана» МВД Республики Беларусь. Согласно постановлению правительства страны, принятого в том же месяце, что и указ, тарифы на услуги по обязательному сопровождению товаров и транспортных средств (за исключением услуг по таможенному сопровождению), напротив, уменьшились с 0,75 долларов за 1 км пробега до 0,5 долларов.

В этой связи также важно отметить, что время формирования конвоя не должно превышать 8 часов с момента уведомления таможней отправления соответствующего подразделения Министерства внутренних дел (данный норматив введён совместным постановлением ГТК и МВД Беларуси от 15 декабря 2005 г. № 93/397).

 

Сопроводят под белы рученьки

В каких ситуациях перевозчики «попадают» под обязательное сопровождение? Уж здесь-то одного документа, содержащего полный перечень, вы не найдёте. Поэтому обобщим действующую нормативную базу и вычленим искомое.

Итак, обязательное сопровождение возникает в случаях:

* непоступления в установленные сроки из таможни назначения информации о доставке товаров, либо получения из таможни назначения сведений о недоставке товаров такими перевозчиками;

* поступления из российских таможенных органов информации об отсутствии сведений о регистрации в российских пунктах принятия уведомлений, расположенных на белорусско-российской границе, товаров и транспортных средств, в отношении которых истёк установленный белорусскими таможенными органами срок доставки товаров в российскую таможню назначения;

* превышения сумм таможенных платежей по товарам, перевозимым с использованием книжек МДП, суммы, эквивалентной 50 тыс. долларов;

* обнаружения следов отсоединения на товаросопроводительных документах и в книжке МДП (дополнительные изгибы, отверстия, несовпадения следов оттисков печатей и штампов и т. п.);

* отсутствия в товаросопроводительных документах информации о:

– наименовании и месте нахождения перевозчика, либо отправителя и получателя товаров;

– стоимости товаров по каждому коду ТН ВЭД;

– кодах товаров, не менее чем на уровне товарной позиции (первых четырёх знаков), в соответствии с ТН ВЭД;

– месте и дате составления CMR накладной (!);

* невозможности наложения средств таможенной идентификации на автомобильных транспортных средствах и контейнерах, имеющих грузовые отделения, предназначенные по своей конструкции и оборудованию для перевозки товаров (за исключением автомобильных транспортных средств, перемещающих живых животных, крупногабаритные и тяжеловесные товары), а также если транспортные средства и контейнеры не допущены к перевозке под таможенными печатями и пломбами и идентификация перемещаемых товаров иным способом, чем наложение пломб на грузовые отделения этого транспортного средства, не исключает возможность подмены товаров;

* если уточнение заинтересованным лицом сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах (при обнаружении их несоответствия действительности) не производится в течение трёх часов с момента выявления недостоверности таких сведений;

* перевозки спиртосодержащей продукции по перечню, установленному Постановлением Совета министров Беларуси от 2 ноября 2005 г. № 1217 (согласно Декрету главы государства от 9 сентября 2005 г. № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»).

Словом, въехал на таможенную территорию Беларуси, чти, автоперевозчик, законы принимающей стороны.

 

Ставки сборов за таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Беларуси (кроме товаров не для коммерческих целей), по 86-89 кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РБ (в частности, средства наземного транспорта и относящиеся к транспорту устройства и оборудование) составляют в эквиваленте 50 евро, либо 60 евро (за таможенное оформление вне определённых для этого мест и (или) времени работы таможенного органа).

 

Ставки таможенных сборов за выдачу предварительного решения:

– о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РБ – 155 евро;

– относительно таможенной стоимости товаров – 15 евро за одно наименование;

– относительно страны происхождения товаров – 20 евро за одно наименование или один сертификат происхождения формы «А» или «СТ-1».

 

Ставка таможенного сбора за выдачу марок, идентификационных или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РБ – 2 доллара.