Автосервис "Технический сервис в Московской области"


Юрий ПОЛЯКОВ

Фото автора

 

Развитие транспортного комплекса Подмосковья предопределяет необходимость своевременного решения задач, связанных с созданием необходимых финансово-экономических, инвестиционных и правовых условий, стимулирующих дальнейшее совершенствование сферы технического сервиса автотранспортных средств. Принимая во внимание интенсивную динамику роста парка подвижного состава в Московской области, а также применение сложной современной автотехники, требующей безукоризненного соблюдения требований по её техническому обслуживанию, обозначенная проблема становится всё более приоритетной. Некоторые пути её решения были намечены в ходе Второй международной научно-технической конференции «Проблемы развития технического сервиса автотранспортных средств», прошедшей в сентябре нынешнего года в подмосковном Красногорске.

 

Первоочередные вопросы

Одним из основных факторов, определяющих аварийность на дорогах Московского региона, по-прежнему остаётся неудовлетворительное техническое состояние транспортного парка области. Значительная его часть, особенно грузовой транспорт, имеет сверхнормативный срок эксплуатации.

Положение дел, сложившееся в сфере технического сервиса АТС, вызывает серьёзное беспокойство. Отсутствие системы мониторинга рынка услуг технического сервиса, недостаток доступной и достоверной статистической информации о предприятиях, оказывающих услуги по обслуживанию и ремонту, аннулирование систем обязательной сертификации и лицензирования в отрасли привели к появлению «серых» сервисных центров. Зачастую они осуществляют свою деятельность вне налогового пространства, работают по демпинговым ценам и к тому же не гарантируют качества выполняемых работ. Значительное количество повторных обращений в сервис, а также дорожно-транспортные происшествия, случающиеся по причине некачественного и недобросовестного ремонта, говорят о необходимости ужесточения надзора и контроля в названной области.

Вместе с тем положение с обеспечением безопасности движения па территории Подмосковья с каждым годом ухудшается. Весьма настораживают региональные показатели аварийности, которые уже превышают аналогичные общероссийские. Так, например, если в Российской Федерации в 2005 г. было зафиксировано 66 ДТП на 10 тыс. автотранспортных средств, то для Московской области эта цифра достигла 70,9. Кроме того, если на 100 тыс. жителей России в прошлом году приходилось 215,2 пострадавших от ДТП, то для Московской области этот показатель оказался равным 304. Ежегодно на улично-дорожной сети области совершается около 14 тыс. ДТП, в которых погибают более 2,8 тыс. и получают ранения более 16 тыс. человек. Материальные потери от ДТП составляют ежегодно не менее 20 млрд рублей.

 

Количество ДТП, погибших и раненых в них людей на территории Московской области за 2000 – 2005 гг.

 

 

В этой связи следует уделять большее внимание таким аспектам технического регулирования, как стандартизация и добровольная сертификация. Нехватка нормативной документации – стандартов, регламентов, технологий, а также отсутствие реального механизма предъявления требований к процессу технического обслуживания и ремонта негативным образом сказываются на качестве работы сервисных центров. Развитие взаимодополняющих процедур стандартизации и сертификации в перспективе позволит достигнуть надлежащего уровня оказываемых услуг как с точки зрения их качества, так и с позиций обеспечения безопасности дорожного движения.

Значительный срок окупаемости средств, вложенных в оборудование сервисного центра, и низкая рентабельность становятся причинами недостаточной оснащённости неавторизованных предприятий технического сервиса современным диагностическим оборудованием. К сожалению, при приобретении оборудования практически не применяется механизм лизинга, хотя он в принципе позволяет расширить производство без привлечения заёмных средств и крупных единовременных затрат.

На большинстве неавторизованных предприятий технического сервиса работа по метрологическому обеспечению контрольно-диагностического оборудования и средств измерений не организована должным образом. Недостаточное внимание уделяется их своевременной проверке и калибровке. Зачастую услуги по технической диагностике и ремонту оказываются на оборудовании, не прошедшем испытаний на тип средства измерения, не внесённом в Государственный реестр средств измерений и не соответствующем установленным требованиям.

В последние годы в арсенале ремонтников появляется новая техника, внедряются новые технологии выполнения ремонта и технического обслуживания, для реализации которых требуются специалисты более высокого уровня. Кроме того, для эффективной организации производства руководителям автопредприятий следует систематически пополнять свои знания в области управления и маркетинга. Ведь большинство управленческого состава получало базовое высшее образование ещё в советское время.

Необходимо воссоздание тесной связи сервисных организаций и соответствующих учебных заведений, а также системы распределения и закрепления молодых специалистов на предприятиях автотранспортной отрасли. Вся система прогнозирования, планирования и последующего трудоустройства таких кадров должна реализовываться на основе тесного взаимодействия всех потенциально заинтересованных участников этого процесса.

Недостаточно внимания уделяется подготовке специалистов-техников по оказанию технических сервисных услуг, связанных с обслуживанием, ремонтом, эвакуацией, технической помощью, хранением автотранспортных средств. С появлением современного оборудования, внедрением новых технологий ремонта и техобслуживания становится всё более очевидным дефицит высококвалифицированных кадров.

Как видим, на уровне Московского региона уже давно назрела необходимость принятия срочных практических мер. В частности, речь идёт о возрождении системы целевой подготовки и повышения квалификации кадров, а также создании постоянно действующей системы аттестации рабочего персонала, водительского состава и специалистов среднего звена.

 

Областные программы

Широкий круг проблем, затрагиваемых при обеспечении дальнейшего развития системы сервиса автотранспортных средств, обусловливает необходимость выработки программно-целевого подхода для их решения. Значительные шаги в этом направлении уже сделаны. Министерством транспорта Московской области разработан проект Областной целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007 – 2010 годах». Основными целями её создания стало обеспечение сохранности жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантий их законных прав на безопасные условия движения по дорогам. Сюда же было отнесено и совершенствование системы подготовки водительского, ремонтного и инженерно-технического персонала, повышение контроля за техническим состоянием транспортных средств.

В настоящее время в Подмосковье, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается бурная динамика роста автомобильного парка. И если в 2000 г. в ГИБДД Московской области стояло на учёте 1,549 млн автотранспортных средств, то в 2005 г. их количество возросло до 1,857 млн. В связи с этим требуется адекватное развитие рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, что связано с созданием достаточного количества предприятий технического сервиса.

 

 Диаграмма роста количества автотранспортных средств, стоящих на учёте в ГИБДД Московской области

 


В рамках названной программы Министерство транспорта Московской области разработало отдельную специализированную подпрограмму «Обеспечение повышения уровня безопасности и технического состояния автотранспортных средств». Она предусматривает строительство и реконструкцию на территории Подмосковья в 2007 – 2010 гг. 49 многопрофильных сервисных центров, а также более 130 объектов придорожного сервиса. Причём объём привлекаемых инвестиций составит более 5,8 млрд рублей.

 

Планируемое количество объектов технического сервиса в Московской области

 

Современная система технического сервиса будет создаваться на основе мониторинга потребностей в качественных услугах по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, что позволит реализовать принцип обратной связи. Развитие экологически безопасной технологической и производственной базы организаций технического сервиса предполагает максимально возможное использование научно-технического и инновационного потенциала предприятий и организаций Московской области. При этом предполагается выполнение анализа возможностей внедрения централизованных методов ремонта автомобилей и их агрегатов, а также специализации некоторых предприятий на осуществление отдельных видов работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Это позволит избежать неравномерного распределения сервисных предприятий по видам оказываемых услуг, когда наблюдается избыточное предложение по выполнению одних работ и затруднительно найти специалистов по осуществлению других. Особое внимание уделяется соблюдению установленных требований к результатам работ, что связано с реализацией целого комплекса мероприятий. В частности, речь идёт об обеспеченности сервисных предприятий современной технологической документацией, построении рациональных схем складирования, метрологическом обеспечении средств технической диагностики и ремонта.

Не осталась забытой и проблема технического регулирования на автотранспорте. Разработчики указанной программы предусмотрели формирование систем добровольной сертификации и стандартизации. Этот процесс предусматривает организацию работ по добровольной сертификации в сфере технического сервиса, включая ранжирование предприятий по уровню качества оказываемых услуг, содействие созданию системы аккредитации организаций технического сервиса, информирование о качестве и безопасности выполняемых работ.

Программа предусматривает также создание эффективной системы подготовки и переподготовки сотрудников соответствующих предприятий на основе прогрессивных требований к рабочим и специалистам технического сервиса. При этом предполагается максимальное привлечение представителей учебных заведений различного уровня (начального, среднего, высшего образования), учебных центров заводов-изготовителей Московского региона. Причём в первую очередь это касается обучения жителей Подмосковья с последующим их обеспечением рабочими местами в сфере технического сервиса по месту жительства.

В настоящее время по инициативе Министерства транспорта Московской области создана и уже активно работает Московская областная комиссия по проблемам организации подготовки и аттестации кадров отраслей транспорта и промышленности. В круг её основных задач входит выработка политики по вопросам формирования подготовленного кадрового потенциала, оказание содействия в организации обеспечения транспортного комплекса и промышленности Подмосковья квалифицированными кадрами.

Должного внимания требует вопрос о создании системы информационного обеспечения мероприятий названной областной программы. Это позволит привлечь к их реализации заинтересованных лиц (инвесторов, проектные и подрядные организации, профессиональные учебные заведения, центры занятости населения).

В результате реализации комплекса программных мероприятий к концу 2010 года в Московской области предполагается создать нормативно-правовые и административно-управленческие основы государственной политики в сфере технического сервиса автотранспорта, что позволит обеспечить условия для стимулирования инвестиций в соответствующие проекты, а также для развития транспортного комплекса Московского региона в целом.

 

Положительный опыт

Весьма интересен опыт внедрения современных методов сервисного обслуживания в ГУП МО «Мострансавто», парк которого насчитывает более 6 тыс. единиц подвижного состава различных марок и модификаций. Благодаря разумному и взвешенному подходу Правительства и Минтранса Московской области к проблеме пассажирских перевозок, за последние годы значительно обновился подвижной состав филиалов предприятия, были получены надёжные и современные модели автобусов: ЛиАЗ-5256.25 с двигателем Саtеrpillаr и автоматической коробкой передач, машины на базе Меrсеdes-Веnz Sprinter 413 CDI и т. д.

Благодаря сбалансированной политике ГУП МО «Мострансавто» по поддержанию технического состояния автобусного парка коэффициент технической готовности (КТГ) за I полугодие 2006 года достиг 0,877, а коэффициент использования парка (КИП) составил 0,796. Ежедневно на маршруты выходит более 4 тыс. автобусов названного предприятия. Кстати, «Мострансавто» ежедневно перевозит более 2 млн пассажиров, обслуживает 1250 маршрутов протяжённостью 31329 км, связывающие 5637 населённых пунктов.

В условиях, когда сервисное обеспечение автобусов предполагает применение сложного оборудования и требует привлечения высококвалифицированных специалистов, целесообразно выполнять соответствующие работы в специализированных региональных сервисных центрах. В «Мострансавто» с 2003 года действуют четыре центра гарантийного обслуживания, расположенные в Можайске, Пушкино, Зарайске и Коломне, что позволяет охватывать север, запад и восток Московской области. В них проводится сервисное обслуживание, а также выполняется гарантийный ремонт автобусов ЛиАЗ-5256.25. С поступлением новых машин на базе Меrсеdes-Веnz Sprinter 41З СDI возникла необходимость организации дополнительных технических центров в Сергиевом Посаде, Солнечногорске и Коломне.

Созданная сеть техцентров позволяет сконцентрировать в названных населённых пунктах дорогостоящее оборудование и квалифицированные кадры, а также снизить затраты на их оснащение и повысить уровень их загрузки. Это позволяет уменьшить количество ремонтных рабочих (при расчётной численности 7485 чел. их фактическая численность составляет 5428 чел.), а также количество привлечённых к ремонту водителей на 70 человек в день (2000 г. – 425 чел., 2006 г. – 355 чел.). На созданных для автобусов ЛиАЗ-5256.25 сервисных центрах по графику, составленному в соответствии с величиной пробега, выполняются не только планово-предупредительные (ТО-1 и ТО-2), но и дополнительные регламентные работы, проводимые в соответствии с инструкциями фирм Саterpillar, Voith и Аllison. При этом применяются только оригинальные запасные части и материалы, фильтры, масла, инструмент и т. д. По учётным данным технических центров отслеживается «ходимость» автобусов и их основных агрегатов.

Так, например, одним из основных направлений деятельности Можайского авторемонтного завода является капитальный ремонт двигателей разных производителей. С 2000 г. на предприятии был освоен и капремонт моторов Сaterpillar. По словам главного инженера Можайского авторемонтного завода Е. О. Юркова, его специалистами накоплен немалый опыт ремонта двигателей Сaterpillar-3116. К тому же осуществляется капитальный ремонт моторов, снабжённых электронной системой управления HEUI. Располагая необходимым оборудованием и соответствующим персоналом, завод при необходимости готов освоить ремонт двигателей, выполненных с применением технологии АCERТ и отвечающих требованиям Евро-4.

В целях повышения уровня технической подготовки автомехаников руководство «Мострансавто» приняло решение о создании на базе Можайского авторемонтного завода современного учебного центра. Здесь планируется подготавливать профессионалов в области эксплуатации, ремонта и диагностики двигателей Сaterpillar. Предполагается, что в перспективе обслуживающий персонал автобусных предприятий Московской области пройдёт подготовку в учебном центре в Можайске.

ГУП МО «Мострансавто» совместно с компанией «Русские Автобусы» уже три раза организовывало совместные совещания с представителями заинтересованных сторон (фирмы Саterpillar, Voith и Аllison, ООО «Ликинский автобусный завод»), где обсуждались факторы, влияющие на ресурс работы автобусов ЛиАЗ-5256.25 и их агрегатов, в частности, двигателей и коробок передач. В результате удалось более оперативно воздействовать как на качество комплектующих, так и на повышение конкурентоспособности автобуса ЛиАЗ-5256.25 в целом.

В настоящее время специалисты «Мострансавто» работают над снижением затрат на техническое обслуживание автобусов. В этих целях были созданы три выездные бригады, которые по заявкам филиалов направляются в автопредприятия и выполняют регламентные работы прямо на месте. Ведь доставка и заработная плата выездной бригады обходятся дешевле, чем прибытие автобуса в сервисный центр и выполнение там всех необходимых операций. В данное время наблюдается тенденция развития комплексных выездных бригад, которые, в свою очередь, после проведения работ дают соответствующую гарантию их качества.

При общей положительной динамике развития сети станций технического сервиса автотранспортных средств существующие темпы роста автомобильного парка в Московском регионе опережают интенсивность развития сервисной базы. Возникающие по этой причине проблемы, связанные с несвоевременным и недостаточно качественным техобслуживанием и ремонтом, обусловливают увеличение числа ДТП, ухудшение экологической обстановки и ряд других негативных явлений. В связи с этим требуется принятие дальнейших взаимосогласованных мер по реализации обозначенных направлений развития сервисного обслуживания подвижного состава.