Подвижной состав "«Драконы» прижились на Неве"


На Московском международном автомобильном салоне автобусы компании Xiamen Golden Dragon Van Co., Ltd отмечены специальным призом журнала «Автоперевозчик»

Сергей ТАРАСЕВИЧ

 

Китайская экспансия на российский автомобильный рынок – это уже давно не миф, раздутый журналистами, не бумажное пугало для российского автопрома. Это – свершившийся факт. Реальность, с которой приходится считаться.

Скептики, правда, осторожничают:

- Продают-то «китайцев» сейчас много – дешёвые потому что. А вот дойдёт дело до ремонта, тогда транспортники узнают, почём фунт лиха. Плюс первой волной халтуры «китайцы» собьют себе репутацию, которую и за десятилетия не поправишь.

Прагматики же на это отвечают:

- Во-первых, до ремонта дело уже дошло. С сервисом китайской техники в России - и правда – дело пока обстоит не ахти как. Но срабатывает китайская сборка, напоминающая детский конструктор Lego: китайские грузовики и автобусы, как правило, собраны из узлов весьма авторитетных мировых компаний. Так что с ремонтом особых проблем не возникает. А во-вторых, мировая автомобильная промышленность уже знает прецеденты: Япония и Южная Корея тоже поначалу штамповали консервные банки одноразового пользования под названием «автомобиль». Это не помешало им серьёзно потеснить «сытых котов» – традиционных лидеров и родоначальников мирового автомобилестроения на всех рынках мира. И первичный имидж халтурщиков сам собой отвалился от азиатских автостроителей.

Единственное бросающееся в глаза отличие китайской автомобильной промышленности от проторивших ей дорогу японской и южнокорейской – пугающие масштабы… А значит – гигантские серии и, следовательно – низкая себестоимость даже в том случае, если зарплата китайцев со временем подрастёт…

В-третьих же, – и это главное – уже давно российские, украинские, белорусские транспортники поняли, что продукцию китайского автопрома следует делить на две категории: имеющую Одобрение типа транспортного средства РФ и не имеющую его. Техника, предназначенная для внутреннего китайского рынка, которая не совсем легальными путями попадает на территорию России, по определению не может у нас использоваться (ну не согласитесь же вы путешествовать на автобусе с одноконтурной тормозной системой!).

В основном китайская техника, представленная в России, – это азиатские «пасынки» крупных западноевропейских концернов, которые сочли за благо переместить производство на юго-восток, вместо того, чтобы оплачивать высокие социальные гарантии своим соотечественникам. То есть конструктивно и технологически эта часть китайской промышленности имеет весьма достойных родителей. Плюс – добросовестность работников, предопределённая гигантской – по китайским меркам – зарплатой и идеологически «подкованным» патриотизмом.

Как и у нас, «кооперативные» времена, продукция крупных государственных предприятий там принципиально отличается по качеству от разномастного, на колене клёпанного автоширпотреба… Как говорят в Одессе – это две большие разницы.

Несколько китайских брендов уже сравнительно давно заняли прочные позиции на российском рынке автобусной техники – Yutong и Golden Dragon. А недавняя история более чем агрессивного проникновения Golden Dragon на питерский рынок пассажирских перевозок, когда серьёзно пострадал один из российских производителей автобусов и его репутация, – яркое подтверждение того факта, что и местным производителям, и западноевропейским импортёрам здесь стоит опасаться сильного юго-восточного ветра…

История эта такова. Для участия в борьбе за пакеты маршрутов согласно условиям конкурса, который проводил в Санкт-Петербурге комитет по транспорту, транспортные компании должны были иметь в своём распоряжении полный набор самой разнообразной техники для перевозки пассажиров – от автобусов особо малой вместимости до городских автобусов особо большой вместимости для обслуживания так называемых социальных маршрутов.

Можно спорить о том, насколько законно и правильно проведение подобных конкурсов (см. «Автоперевозчик» №№ 8, 10, 2006 г.), однако перевозчики исходят из реальности и играют по тем правилам, которые предлагает им власть. Хочешь выиграть конкурс – будь добр купить необходимую технику.

На тот момент ОАО "Третий парк" обслуживало 120 автобусных маршрутов. Ежедневно на линию выходило 1106 автомобилей. Из них - 63 больших автобуса и 1043 автобусов средней и малой вместимости. Разумеется, хотелось большего. Среди больших автобусов значительную долю составляли машины Нефтекамского автобусного завода.

Известный в городе частный перевозчик – «Третий парк» встал перед выбором: что именно закупать. На инвестиции со стороны государства частной компании рассчитывать не приходилось. Так что цена новой техники, условия её приобретения, размер эксплуатационных расходов играли далеко не последнюю роль. От дорогих западноевропейских городских автобусов вынуждены были отказаться сразу после ознакомления с прайс-листами: не по Сеньке шапка. Выбор остался невелик: техника российских, украинских и белорусских производителей, бэушные «западноевропейцы» да «китайцы». При упоминании о местном автопроме и «бэушках» механики парка досадливо морщатся: у парка достаточно богатый опыт эксплуатации НефАЗов, ЛиАЗов и б/у MAN, а потому все их болезни известны наперечёт (включая и недостаточно развитый авторизованный сервис).

Рискнули серьёзно присмотреться к китайским автобусам. К делу подошли системно: собрали всю имеющуюся информацию не только у дилера, но и у тех перевозчиков, которые уже были знакомы с автобусами этой марки. Поскольку стояла задача выбрать и купить партию из 170 городских машин большого класса, то решили сравнивать «одноклассников», соответствующих экологическим требованиям Евро-2: Golden Dragon XML 6112 с двигателем Cummins, ЛиАЗ 5256 с двигателем Caterpillar, МАЗ 104 с силовым агрегатом ЯМЗ, НефАЗ 5299 с камазовским мотором и Yutong ZK 6118 с двигателем Cummins. При сегодняшних ценах на моторное топливо для любой транспортной компании первостепенное значение имеет экономичность автобуса. Поэтому и сравнение начали именно с этого показателя. И вот что получилось.

 

 

Расчёты производились, когда литр дизельного топлива на АЗС в Питере стоил 17 рублей. Среднегодовой пробег взяли вполне реальный – 100 тыс. км. Самым прожорливым в компании оказался НефАЗ 5299, а самым экономичным – Golden Dragon. Годовая разница в расходе топлива – 340 тыс. рублей. За три года набегает 1 млн 20 тыс. рублей – больше половины стоимости нового автобуса. Только на топливе…

Затем решили сравнить стоимость проведения ТО для некоторых марок автобусов. Двигатели из стран СНГ из этого конкурса исключили сразу. Получилось вот что.

 

 

Из четырёх городских машин с импортными силовыми агрегатами самое дешёвое ТО оказалось у Golden Dragon XML 6112 с двигателем Cummins. Причём разница в денежном исчислении тоже оказалась весьма существенной: суммарная экономия при пробеге 30 тыс. км (ТО-1, ТО-2, ТО-3) составила около 27 тыс. рублей. Итого за год набегает без малого 100 тыс. рублей, а за три – 300 тысяч.

Очевидно, чаша весов склонялась в пользу Golden Dragon XML 6112. Однако оставалось сравнить основные технические характеристики и цены на автобусы, с учётом которых и предстояло делать окончательный выбор.

 


 

При всех прочих относительно равных параметрах, учитывая объём сделки – 175 автобусов – не приходится удивляться выбору руководства транспортной компании «Третий парк»: они остановили его на 11,5-метровом городском полунизкопольном автобусе большого класса, способном перевозить до 90 человек (21 место для сидения в городским исполнении, 41 – в пригородном) Golden Dragon City Bus 6112.

Когда же в начале августа 2005 г. представители "Третьего парка" при поддержке официального дилера компании Xiamen Golden Dragon Van Co., Ltd. – автомобильной корпорации «Грузомобиль» – посетили автобусный завод в Китае и увидели уровень культуры производства техники, окончательное решение было принято тут же. Сначала из Китая своим ходом пришли 105 автобусов, а спустя полгода – ещё 70. Сумма сделки составила более 8 млн долларов, техника куплена по лизинговой схеме. Часть средств – заёмные, кредит был предоставлен Сбербанком РФ. Отмечу, что каких-то особых лизинговых схем у дилеров и дистрибьюторов Xiamen Golden Dragon Van Co. в России нет: все сделки проводятся через существующие лизинговые компании и банки по традиционным схемам. Впрочем, как мне сказали в компании «ЮК-авто», которая является официальным дилером в Центральном и Московском регионах, в некоторых случаях может допускаться лизинг на три года с нулевым первым взносом и с отсрочкой платежа до полугода. Разумеется, речь идёт о покупателях, которым лизинговая компания и «ЮК-авто» имеют основания до такой степени доверять.

Заканчивается первый год эксплуатации китайских автобусов в Питере. Вполне логично желание узнать: как вели себя китайские машины в не самых лёгких условиях Северной столицы?

Весьма красноречивым ответом на этот вопрос может служить письмо главного инженера ОАО «Третий парк» И. В. Сибирёва в ООО «РКК Союз»:

«В настоящее время ОАО «Третий парк» осуществляет выбор марки подвижного состава для приобретения 300 единиц автобусов третьего класса. Основными претендентами являются автобусы марки Golden Dragon, Yutong и «Богдан». Рассматриваются предложения о приобретении автобусов Mercedes и Volkswagen. Автобусы производства Нефтекамского завода в качестве потенциальных претендентов не рассматриваются ввиду негативного опыта нашего предприятия по эксплуатации 50 единиц автобусов НефАЗ-5299. Из-за низкого качества изготовления и серьёзных конструктивных недостатков (в первую очередь системы охлаждения), не устранённых заводом-изготовителем до настоящего времени, ОАО «Третий парк» понёс существенный финансовые потери и имеет снижение технико-эксплуатационных показателей работы. Кроме того, фактический расход топлива данных автобусов существенно выше заявленного в заводской документации.

Учитывая вышеизложенное, прошу ускорить предоставление данных о возможных сроках поставки и стоимости автобусов Golden Dragon 6720 с учётом изменений конструкции и комплектации, указанных в нашей заявке».

Коль скоро в Санкт-Петербурге рассматривают вопрос о покупке новой партии автобусов этой марки – значит, купленные год назад автобусы Golden Dragon достойно выдержали испытание – в том числе и прошлогодней лютой зимой.

Кстати, информация, которой интересуются петербургские транспортники, сегодня весьма актуальна не только для них. То, что маршрутки прижились на улицах российских городов, уже никем не оспаривается. Но по сей день жёстко стоит другой вопрос: какими именно они должны быть? Повторять всё, что уже сказано о «Газелях», вряд ли стоит. Но все нарекания перекрывает исключительно низкая цена этого автоширпотреба. А значит, рынку требуется более качественный, вероятно, несколько более вместительный (в больших городах уже очевидно, что вместительности явно недостаточно: для удовлетворения потребностей пассажиров в перевозках количество этих машин выросло настолько, что, сдаётся мне, скоро на дорогах никому больше и места не останется, а очереди на остановочных пунктах маршруток в часы пик достигают пугающих размеров), а главное – недорогой и практичный автобус. Питерские транспортники не зря заинтересовались китайским автобусом малого класса – Golden Dragon Sity Shuttle XML 6720. Машина действительно интересная. Стоит, правда, дороже «Газели» – 974 800 рублей. Но берёт она другим – гораздо большей вместимостью, несравнимо более комфортным салоном, простотой и надёжностью в обслуживании. В двухдверном Sity Shuttle XML 6720 установлены 14 или 27 сидений (в зависимости от того, на каких маршрутах перевозчик собирается использовать автобус). Силовой агрегат – Cummins EQB125-20, удовлетворяющий требованиям Евро-2. Внутренняя высота салона – 190 см. Кстати, интерьер автобуса выгодно отличается от продукции российского автопрома того же класса широким проходом между сиденьями. Сам же салон и сиденья выполнены в спартанском антивандальном стиле, который производитель именует «спокойным лаконичным дизайном», – без вызывающего европейского комфорта, но куда более практично и симпатично, нежели в привычной нам технике. Кстати, почти все выпускаемые сегодня российские городские автобусы – настоящая беда для колготок и коленей: таковыми их делает обилие острых углов на уровне колена и ниже, обшитых «для мягкости» не менее угловатым алюминиевым профилем. Китайцам этого удалось избежать. Багажный отсек хоть и невелик, но – на всякий случай – предусмотрен. Четыре отопителя в салоне, двойной стеклопакет и достаточная его герметизация гарантируют, что и в стужу пассажиры здесь не замёрзнут. Для холодов предусмотрен и предпусковой отопитель. Пассажирские двери – по выбору заказчика – складного типа или «слайдовые».

Но вернёмся к цене.

Сравним для начала стоимость покупки Sity Shuttle XML 6720 и его российских «одноклассников». Китайский автобус здесь не самый дорогой и не самый дешёвый (как я уже писал чуть выше, цена в Москве – 974 800 рублей). За ПАЗ-3203 (одна пассажирская дверь) перевозчик выложит 1 100 000 рублей, за его «сородича» – ПАЗ-32053-07 – 729 000 рублей. Такой же однодверный ЗИЛ-3255 «Бычок» обойдётся дешевле – 638 000 рублей, а КАВЗ-324410 – и вовсе в 609 000 рублей.

Не будем сравнивать, какая из упомянутых машин «свежее» морально, а какой давно пора на пенсию, сравним лишь эксплуатационные расходы.

 

Golden   Dragon Sity Shuttle XML 6720 20
Богдан А-092 (Isuzu) 25
Yutong ZK 6737 (Cummins) 24
ПАЗ 32054 (ЗМЗ) 26
ПАЗ 3237 (ЗМЗ) 25
Нефаз 3299 (Cummins) 28

 

 

Предположим, каждый из этих автобусов «пробежал» за год немного – 50 тыс. км. В этом случае Sity Shuttle «обошёл», например, ПАЗ 32054 на 51 тыс. рублей в год. За три года только на топливе даже при довольно скромном пробеге экономится около 153 тыс. рублей…

Разумеется, эти автобусы используются не только как маршрутки, но и в пригородных перевозках пассажиров, в качестве «автобусов подхвата» на маршруте.

Но, пожалуй, самый большой интерес представляет туристический автобус этой компании – Golden Dragon XML 6129. Конкуренция среди «туристов» на российском рынке в последние годы развернулась нешуточная – здесь широко представлены автобусы и западноевропейского, и китайского производства, и российской отвёрточной сборки, и российской сборки из комплектующих разных европейских производителей. И диапазон цен, и уровень качества – самый разнообразный. Там не менее XML 6129 эту конкурентную гонку, как минимум, не проигрывает.

Объяснение этому довольно простое: оптимальное сочетание цены и качества. Согласитесь, за современный туристический лайнер 3 063 420 рублей – не так уж и много. По уровню комфорта в салоне он практически не отличается от европейских автобусов. Заводская гарантия – до 24 месяцев или 150 тыс. км. В зависимости от того, что наступит раньше. Впрочем, на эту марку автобуса дистрибьютор готов увеличивать гарантийный срок.

Междугородный 12-метровый лайнер Grand Cruiser XML 6129 в зависимости от компоновки способен перевозить от 23 (в VIP-исполнении) до 51 пассажира. При сборке машины широко использовали комплектующие известных западных компаний (двигатель Cummins – Евро-2, 300 л. с., пневмоподвеска Neway, гидроусилитель рулевого управления Sheppard, тормозная система Wabco). В результате по надёжности и комфорту автомобили семейства Grand Cruiser не уступают современным автобусам западных компаний. В то же время несложная конструкция (двигатель Евро-2, механическая КПП, привычные и безотказные барабанные тормоза) позволяет не только снизить стоимость самого автобуса, но и упрощает его эксплуатацию.

Не раз слышал от коллег: сейчас перевозчики наберут «китайцев», но что будет через год-два, когда они «посыплются»? Резон в этом есть: сервис китайской автотехники в России пока развит явно недостаточно. Хотя… В Санкт-Петербурге разговорился с водителем одного 6129-го. Машина в компании недавно – всего третий месяц. За это время прошла без малого 50 тыс. км. Серьёзных поломок не было. Замена масла, фильтров, ТО…

- А что вы будете делать без сервиса? Где искать запасные части?

- Да проблем-то, по большому счёту, нет: двигатель – Cummins, коробка – ZF ну и так далее: практически всё можно подобрать от европейских машин. Да и – когда он ещё сломается…

 

 

В 1997 г. было подтверждено соответствие качества предприятия стандартам ISO 9002, а в 2002 г. был получен сертификат соответствия стандартам ISO 9001.

В 2002 г. компания Xiamen Golden Dragon Van Co., Ltd. заняла второе место по общему объёму реализованной продукции в своём сегменте рынка. В том же году автобус Golden Dragon был признан самым экологически безопасным в мире.

Автобус Golden Dragon был выбран Международным олимпийским комитетом в качестве официального транспортного средства XXIX летних Олимпийских игр 2008 г.