Форум "Сертификация на транспорте: вчера, сегодня и завтра"


В рамках Второго Международного Автотранспортного Форума состоялась конференция «Сертификация на автомобильном транспорте».

 

Юрий ПОЛЯКОВ

 

На добровольной основе

Вторжение современных рыночных отношений в автотранспортной сфере повлекли за собой переход от обязательного принципа сертификации к добровольному. Однако система добровольной сертификации на автотранспорте (ДС АТ) ещё находится на этапе своего становления. Ряд появившихся в связи с этим проблем был затронут во время проведения конференции «Сертификация на автомобильном транспорте».

К собравшимся обратился президент Российского Автотранспортного Союза И. Д. Марчук. В соответствии с решением Минтранса России, функции руководящего органа системы ДС АТ с 2004 г. возложены на РАС. В настоящее время органы по сертификации созданы в большинстве российских регионах, и только в 27 субъектах РФ они отсутствуют. Кстати, в связи с увеличением объёмов работ по сертификации в нынешнем году к уже имевшимся органам были добавлены ещё 16. В девяти регионах организовано по три органа по сертификации.

Следует заметить, что иногда высказываются разногласия по поводу количества органов сертификации в одном регионе. Должен ли он быть один, или их может быть организовано несколько? Вполне логично, если их количество будет определяться реальными объёмами работ.

Надо сказать, что, конечно, реализация процедур по сертификации, которая раньше была обязательной, оказала своё позитивное воздействие на уровень автотранспортных услуг. Нынешний переход на добровольную систему сертификации должен реально повысить качество проводимых в этом направлении мероприятий. Неслучайно в этом году два органа по сертификации были лишены права заниматься этой деятельностью.

Весьма актуальной на сегодняшний день представляется сертификация автовокзалов. Уже осуществляется проработка соответствующих вопросов в Московской и Ростовской областях.

В настоящее время неплохо складываются отношения специалистов органов по сертификации с работниками Управления автодорожного надзора в субъектах РФ. Такое сотрудничество строится на взаимопонимании в решении задач по развитию автотранспортного комплекса. В конечном итоге предполагается прийти к тому, что получение прав на перевозку пассажиров, на техобслуживание и ремонт без соответствующего сертификата будет невозможно.

Отметив заслуги некоторых сотрудников органов по сертификации в приказе № 136, президент РАС И. Д. Марчук вручил нагрудные знаки «Почётный работник Российского автотранспортного союза» и Почётные грамоты РАС.

 

Новая техническая политика

Об основных задачах по реализации технической политики на автомобильном транспорте в современных условиях рассказал начальник отдела технической политики Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии К. А. Ибраев.

Сегодня техническая политика рассматривается как комплекс мер по нормативно-правовому обеспечению государственного регулирования в части технического поддержания функционирования автотранспортного комплекса. В современных рыночных условиях можно выделить три метода государственного регулирования: государственный надзор, обязательное подтверждение соответствия и лицензирование. И задачей технической политики является их комплексное и гармоничное сочетание.

При переходе к рыночным отношениям одним из первых рычагов воздействия на рынок автомобильного транспорта стало лицензирование, а затем – сертификация услуг автотранспорта, которая была обязательной. Несмотря на положительные моменты системы лицензирования и сертификации, у неё был очень большой принципиальный недостаток. Он заключался в отсутствии современной эффективной системы разработки и установления обязательных требований к различным аспектам деятельности автотранспортных предприятий. В результате же складывалась парадоксальная ситуация, когда при лицензировании и сертификации использовались документы, которые по своему статусу не были обязательными, однако оставался обязательным сам механизм проведения этих процедур.

По этой причине в условиях развития современного российского законодательства в сфере автотранспорта была отменена обязательная сертификация, а механизм лицензирования практически остался лишь применительно к пассажирским перевозкам.

 

Преодолевая негативное отношение

Тема организации и проведения сертификации на автотранспорте была продолжена в сообщении, подготовленном директором ГУП Краснодарского края «Кубаньавтоцентр» В. В. Кубанцевым.

У некоторых руководителей автопредприятий сложилось негативное отношение к сертификации. По всей видимости, это было связано с нарушением её принципов и превращением процедур по её реализации в коммерческий механизм. Подобная ситуация имела место в период действия системы обязательной сертификации на транспорте. Тогда государство, чтобы снять бюджетную нагрузку, создавало коммерческие структуры, существующие за счёт выполнения работ по сертификации.

Сейчас ситуация в корне изменилась. При этом добровольная сертификация не носит всеобъемлющего навязываемого характера, а имеет чёткое целевое назначение для использования в рыночных отношениях участия органов государственной власти в организации работы автотранспорта.

По своей природе сертификация носит двоякий характер. С одной стороны, её механизмы предусмотрены законодательством и должны способствовать решению задач государства, с другой – она должна быть интересна самому автопредприятию и являться элементом его технической политики на основе действующей нормативной документации.

Что же может дать сертификация автопредприятию? Названная процедура направлена на наведение элементарного порядка в вопросах соблюдения требований нормативных документов, действующих на автотранспорте, и правил проведения метрологического контроля. Выполнение требований по сертификации позволяет повысить степень доверия к деятельности автопредприятия, что особенно важно с точки зрения работы в условиях рыночных отношений.

 

Подготовка экспертов

Анализ проблем, затронутых В. В. Кубанцевым, продолжил руководитель общественного учреждения «Центр экспертизы на автомобильном транспорте «Карелавтоэксперт» Д. Ф. Герасимов.

Сертификация, в том числе и на автотранспорте, подразумевает осуществление процедур контроля. Причём конкуренция в этой сфере чревата снижением качества сертификации.

Поэтому при дальнейшем развитии сети органов по сертификации целесообразно в каждом регионе оставить лишь один орган, осуществляющий деятельность в обозначенной области. И если этого недостаточно, можно создать его филиалы. Поскольку на сегодняшний день в 27 регионах органов по сертификации пока нет, можно было бы временно включить такие регионы в сферу действия ближайших органов по сертификации.

Сегодня имеются все предпосылки для того, чтобы сертификация стала реально действующим инструментом, который использует государство для регулирования качества услуг. Одним из важнейших направлений дальнейшего развития органов по сертификации должна стать подготовка квалифицированных экспертов. В настоящее время сертификация услуг проводится по многим направлениям, и к её реализации допускаются люди, имеющие высшее автомобильное образование и прошедшие специальную подготовку. По-видимому, целесообразно вести подготовку по одной специальности: «Эксперт по сертификации услуг на автомобильном транспорте». Осуществление же конкретной специализации (эксперт по перевозке опасных грузов, эксперт по пассажирским перевозкам и т. д.) можно отдать в ведение органов по сертификации.

 

Тесное взаимодействие

Весьма актуальная тема организации взаимодействия органов надзора и сертификации нашла отражение в словах начальника Управления автодорожного надзора Ю. Н. Нежемлина. Он заметил, что если Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Российским автотранспортным союзом уже налажена совместная работа, то между региональными органами сертификации и территориальными управлениями государственного автодорожного надзора такого тесного сотрудничества пока установить не удалось.

В этой связи одним из приоритетных направлений можно считать оказание взаимной помощи в плане обмена информацией по вопросам безопасности дорожного движения, транспортного законодательства. Помимо этого, квалифицированные специалисты в области сертификации могли бы войти в число общественных инспекторов Госавтодорнадзора. Тогда они смогут совместно с его сотрудниками выполнять предлицензионные проверки и инспектирование действий хозяйствующих субъектов в области автотранспорта. В частности, им будет предоставлена возможность оценки выполнения требований нормативно-правовых актов, обеспечения требований нормативов безопасности транспортных услуг, а также лицензионных условий.

Немаловажное значение придаётся проведению разъяснительной работы среди перевозчиков и других субъектов автотранспортной сферы по необходимости осуществления их деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

 

Сертификация розничной сети

Руководитель ООО «Центр сертификации на автомобильном транспорте «Автоэксперт» С. И. Кузнецов заметил, что дальнейшее совершенствование и развитие процедур сертификации следует осуществлять на основе консолидации усилий всех заинтересованных сторон в целях обеспечения эффективной и безопасной работы автотранспорта в интересах потребителей.

Отсутствие правовой базы для осуществления контроля над производителями не позволяет обеспечить должного качества сертификации колёсных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования. Поэтому на рынке автокомпонентов ныне вращается огромное число запчастей, не соответствующих техническим требованиям.

Однако сертификация услуг розничной торговли АТС, узлами, деталями и принадлежностями вообще не возлагает на исполнителя услуг никакой ответственности за то, что он продаёт. Представители некоторых торговых организаций не знают о перечне запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам, подлежащим обязательной сертификации. Естественно, что при оптовой закупке деталей, узлов и агрегатов они не требуют у производителей сертификатов соответствия на продукцию. При этом не существует никакого нормативно-правового или иного документа, позволяющего заинтересовать исполнителя проведением работ по сертификации услуг в розничной торговле.

 

Предотвращая негативные последствия

Проблемам обеспечения безопасности при проведении работ по внесению изменений в конструкцию АТС было посвящено выступление начальника отдела разработки проблем технического надзора и регистрационно-экзаменационной деятельности НИЦ ДОБДД МВД России Б. М. Савина.

Прежде всего это то, что необходимость подобных изменений может быть вызвана различными причинами. Но в большинстве случаев преследуется цель повышения каких-то эксплуатационных качеств автомобиля, улучшения его внутреннего оборудования или дизайна. Например, к основным видам изменений конструкций грузовиков относятся всевозможные переоснащения кузова, связанные с защитой груза и установкой контейнеров или кузовов-фургонов, заменой силового агрегата и размещением дополнительных топливных баков.

У автобусов большая часть изменений связана с перепланировкой салона и выделением грузового отсека. Кстати, тенденция в отношении перепланировки салона настораживает, поскольку перевозчики в основном пытаются увеличить пассажировместимость, чтобы повысить прибыль от эксплуатации транспортных средств. При этом совершенно не учитывается тот факт, что существуют определённые требования, касающиеся размеров проходов между сиденьями, доступа к аварийным выходам, к люкам и т. д. Случается, устанавливают сиденья, которые не прошли сертификацию. А ведь это чревато увечьями пассажиров даже при обычном экстренном торможении.

Правовые вопросы в обозначенной сфере в настоящее время урегулированы Приказом МВД РФ № 1240 от 7.12.2000 г. «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД РФ по техническому надзору", который вступил в действие в феврале 2001 г. Этим ведомственным нормативно-правовым актом был утверждён Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ.