Экология "Евро-2: обжалованию не подлежит!"


Валентин ОЖГО

Фото автора

С января 2007 г. в Украине запрещена регистрация коммерческого и грузового транспорта, который по международным экологическим нормам будет ниже стандарта Евро-2. Такой закон Верховная Рада прошлого созыва приняла ещё летом 2005 г. Готов ли транспортный сектор страны к столь серьёзному нововведению?

 


 

 

Вне формата – «не пущать»!

С 1 января 2007 г. таможенники Украины будут действовать в рамках вступающего в силу Закона Украины № 2739-IV «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств» от 6 июля 2005 г. Он допускает ввоз автомобилей только формата Евро-2 и выше. Даже если окольными путями или ранее автомобиль «нулевого» формата был ввезён на территорию, то его первичная регистрация в органах автоинспекции весьма сомнительна.

 


 

Беспрепятственно таможня будет пропускать только машинокомплекты для сборки автомобилей

 

Что касается более дешёвого приобретения техники – так здесь только ленивый не успел: летом и осенью на торговых площадках дилерских центров автопроизводителей Украины и России начался если не бум, то активная распродажа грузовых и коммерческих машин.

Если в начале лета на площадке готовой продукции холдинга «АвтоКрАЗ» в Кременчуге стояло несколько сотен готовых к отправке автомобилей, то уже к первым числам октября территория склада под открытым небом практически пустовала: покупатели «подчистили» все запасы. Для комплектации техники силовыми агрегатами, соответствующими новому экологическому стандарту, предприятие ещё летом перешло на моторы Евро-2. В основном это проверенные временем ярославские двигатели нового поколения.

Самый крупный эксклюзивный дистрибьютор автозаводов РФ в Украине – корпорация «АИС» осенью уже не ввозила на территорию Украины автомобили ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, ИЖ «нулевого» формата. Полным ходом шла доставка инжекторных и дизельных моделей Евро-2 и Евро-3. Активно допродавались ранее приобретённые автомобили. Предстоящее увеличение цены машин нового экостандарта активизировал спрос, но, как отмечают дилеры, не сильно. В среднем-то цены на грузовые и коммерческие автомобили марки ГАЗ с переходом на Евро-2 поднимаются примерно на 700 долларов. Но выбор для покупателей автомобилей этого семейства сократится ровно вдвое – за счёт ухода двух типов двигателей из четырёх, которыми комплектуются автомобили ГАЗ. Недорогие и неприхотливые карбюраторные модели Горьковского автозавода до последнего дня оставались наиболее востребованными.

Сегодня, как утверждает Autoconsulting, автомобили ГАЗ – лидеры продаж на украинском рынке. До осеннего времени «Ч», когда ввоз техники старого поколения прекратился, реализовано 1,93 тыс. грузовых автомобилей ГАЗ. Это – 21,67 % рыночной ниши.

 

 

По технике на торговой площадке корпорации «АИС» в Киеве можно изучать географию и мировую историю автомобилестроения.

 

В нише автомобилей ЗИЛ существенный прорыв осуществил карбюраторный шеститонный ЗИЛ-43336 – наиболее востребованный среди своих собратьев. Но уже с осени на таможенную территорию страны он не ввозился.

 

Объём продаж автомобилей ЗиЛ в Украине на 1 сентября 2006 г., шт.

 

 

Альтернативой ему может стать дизельный грузовик модели ЗИЛ-43293. Правда, он на 2,5 тыс. долларов дороже, что, несомненно, скажется на реализации. Правда, маркетинговая служба уже просчитала, что спад будет лишь на начальном этапе, и, по словам гендиректора «АИС» Дмитрия Писаного, ввезённые в Украину 180 таких дизельных машин позволят заполнить опустевшую сегментную нишу рынка.

 

 

Российский «бычок» прописался на украинских дорогах основательно. В исполнении под Евро-2 он будет востребован ещё больше

 

Что касается «Газелей», то семейство этой распространённой и востребованной группы грузовых, пассажирских и грузопассажирских машин прошло полную сертификацию для продаж в Украине. «Соболь» и «Газель», соответствующие новому стандарту, давно получили «вид на жительство», а «Валдай» (3,5 т) процедуру сертификации прошёл лишь в октябре.

 

В нише лёгких и средних машин

К ввозимому/производимому коммерческому транспорту с форматом Евро-2 упомянутый закон Украины так же строг, как и к грузовой технике: транспорт, не соответствующий требованиям международных экологических норм, на регистрацию не пропускать. Резон в этом есть: коммерческие автомобили малой грузоподъёмности на мелкооптовой доставке товара составляют грузовикам уверенную конкуренцию.

Поскольку украинская «Таврия» – «сапожок» по понятным причинам конкуренцию не выдержала и с дистанции сошла, её место заняли машины российского и европейского производства. Правда, «дальних иностранцев» пока ещё мало, а вот выпущенных в России или собранных из её комплектующих в Украине – предостаточно.

В рейтинге коммерческой техники ИЖ занимает пятое место. Только по торгово-сервисным центрам «АИС» за восемь месяцев реализовано 748 грузовых и грузопассажирских машин. С осени начались поставки коммерческих автомобилей ИЖ с инжекторным двигателем, соответствующим Евро-2. Они заполнят нишу ушедших карбюраторных автомобилей. До конца 2006 г. корпорация поставит на рынок Украины 560 автомобилей нового экостандарта, что позволит удовлетворить спрос на лёгкий транспорт городской мелкооптовой развозки товара. И не только городской. «Сапожки» ИЖ-27175 активно использует мелкий и средний бизнес для доставки товаров в райцентры, сёла с «плечом» в сотню-полторы и даже больше километров.

 

Ни шагу назад!

В производстве и сборке грузовых коммерческих автомобилей за последние год-два в Украине наблюдается значительный рывок вперёд.

 


 

Украинские грузовики под брендом Іsuzu, выпускаемые корпорацией «Богдан», сегодня отвечают всем мировым стандартам, как по выбросам, так и по уровню шума…


В корпорации «Богдан», куда входят ОАО «Черкасский автобус» и ОАО «Луцкий автомобильный завод», по поводу перехода на выпуск техники с Евро-2 голову не ломали, поскольку здесь уже давно работают на перспективу. И пока другие только помышляли внедрять такой стандарт, здесь уже полным ходом шла работа по выпуску техники Евро-3. Поводом для этого стало подписание украинским автогигантом трёхстороннего договора о создании совместного предприятия с Іsuzu Motors Lіmіted и Sojіtz Corporatіon (Япония). Автобусы малого и среднего класса «Богдан», грузовики Іsuzu теперь пополняют не только украинский, но и российский рынок. За три квартала 2006 г. производство автобусов здесь увеличили на 45,6, а грузовиков – на 29 % . 

Выпуск автобусов «Богдан» в 2005 г. и за три квартала 2006 г.

 

 

 

Выпуск грузовиков Isuzu в 2005 г. и за три квартала 2006 г.

 

 

Конструкторское бюро завода максимально адаптировало пассажирскую машину к условиям эксплуатации в Украине и РФ. К тому же здесь многие комплектующие – местного производства. Но всё же это японский автобус, которому предъявляемые с 1 января 2007 г. экологические стандарты не страшны. Этим и объясняется феномен стремительного вхождения автобусов «Богдан» сначала в украинскую, а теперь уже и в российскую нишу пассажирских перевозок.

 


 

Черкасский «Богдан», ставший символом пассажироперевозок Украины, 1 января 2007 г. не боится: международный стандарт Евро-2 ему передался «по наследству» от японских собратьев

 

 

За последний месяц третьего квартала 2006 г. в Черкассах изготовили 243 автобуса (188 шт. в сентябре 2005 г.) и 37 грузовиков Іsuzu NQR71Г (против 25 шт. в сентябре прошлого года).

В спину им дышит БАЗ – Бориспольский автозавод, выпускающий «Эталоны», но набрать такие темпы производства пассажирских машин он пока не в состоянии, хотя эксперты предполагают, что подобное через некоторое время может произойти. Правда, БАЗ пока работает на внутренний рынок и об экспорте продукции не помышляет, но на местном рынке его продукция пользуется спросом у перевозчиков.

Китайские корни украинских «коммерсантов»

На Кременчугском автосборочном заводе, где развивают два направления – сборку российских легковых автомобилей ВАЗ (5 моделей), южнокорейских внедорожников Ssang Yong Rextron, Ssang Yong Kyron и китайских малотоннажных грузовиков FAW моделей СА-1031, -1041, -1051, -1061, новых требований к первичной регистрации ТС не опасаются. Автомобилестроители города к этому готовы.

 

 

Украинским автоперевозчикам уже понравились самые лёгкие и манёвренные грузовики СА-1031 для городской доставки товаров. На них теперь стоят не только экологичные, но и экономичные двигатели


В Кременчуге работают два автозавода – КрАЗ и КрАСЗ. На КрАСЗ к введению новых стандартов по экологии двигателя технологический процесс перестраивать не нужно – техническая документация на сборку согласована с производителями. Те очень ревниво следят за условиями, технологией, комплектацией. Как в былые времена на оборонных предприятиях сидели военпреды, так теперь и здесь весь процесс контролируют представители заводов-изготовителей. Но к вводимым нормам все отнеслись с пониманием. В октябре этого года завод начал получать заказанные у производителей двигатели формата Евро-2 для установки на собираемые модели, чтобы с 1 января 2007 г. соответствовать новым требованиям. Процесс прошёл безболезненно.

Однако проблемы всё-таки были. В Украине намного сложнее сертифицировать технику Евро-2. Одно дело поставить в моторную нишу современный двигатель, который тоже требует протокола на сертификацию, а другое – привести в соответствие со стандартами Евро-2 кабину, АБС, свет фар и многое другое. В Украине действует законодательная база в отношении сертификации автопродукции, но современной научной, технической базы, лабораторного оборудования для полного проведения испытаний автомобилей, их систем, агрегатов пока нет. К примеру, для получения протокола испытания АБС на соответствие Евро-2 пришлось перегонять опытные образцы машин в Россию на полигон ФГУП «НИЦИАМТ», поскольку в Украине нет ни площадок, ни оборудования, ни условий для проведения подобных замеров. В ноябре такие протоколы кременчугские производители получили на грузовики FAW СА-1041, -1051, -1061, сейчас ведутся испытания других моделей.

Объёмы производства ООО «КрАСЗ» по годам