Конкурсы "МАФ: названы лучшие грузовики и автобусы 2006 года"


Олег ЖАРКО

 

В шестой раз в высший класс

Журналы «Автоперевозчик» и «Спецтехника» уже шестой год подряд выступают организаторами конкурса, на котором авторитетные специалисты автотранспортной отрасли России и посетители выставок называют лучшую коммерческую автомобильную технику.

Конкурс проводится в целях содействия дальнейшему развитию производства, а также увеличению объёмов продаж коммерческого автотранспорта и спецтехники, непрерывному совершенствованию качества подвижного состава, связанным с постоянным стимулированием развития рынка автоперевозок в России. Но это, в общем-то, декларация, к выполнению которой многие стремятся, но не всегда и не всем это удаётся. В нынешнем году наш конкурс существенно и принципиально отличался от всех предыдущих, равно как и от конкурсов, проводимых некоторыми другими организаторами.

И это неслучайно: к нынешней схеме его организации и проведения мы шли не год и не два. В итоге пришли к следующей формуле. Конкурс проводится в течение всего года. Первый этап прошёл на Московском международном автомобильном салоне ММАС-2006, второй – на выставке «Авто+Автомеханика-2006» в Санкт-Петербурге, а третий, итоговый – в рамках Второго Международного Автотранспортного Форума в Москве. Таким образом, жюри и посетители всех этих выставок могут составить более полное и объективное представление о той автотехнике для перевозок грузов и пассажиров, которая предлагается сегодня и в ближайшей перспективе на российском рынке.

Ещё одна задача заключалась в том, чтобы работа жюри была предельно прозрачной и объективной – никакой кулуарности, когда несколько пусть даже известных журналистов определяют победителя конкурса исходя лишь из собственных вкусов, предпочтений и разного рода интересов.

 

А судьи – кто?

Образцы автомобильной техники, представленной на Форуме, были распределены по номинациям, в рамках каждой из них выбирался наилучший экземпляр. Заинтересованные взгляды посетителей, большинство из которых составили опытные профессионалы, не понаслышке знакомые с особенностями конструкций современной автотехники и позиционированием определённых моделей на автомобильном рынке, привлекали новейшие разработки, недавно появившиеся на российском рынке.

Определение победителей в номинациях осуществлялось на заседании жюри конкурса, состав которого отличался своей авторитетностью. Оно было сформировано из числа членов Оргкомитета Форума и представителей органов государственной власти, научных и высших учебных заведений и иных организаций, функционирующих в автотранспортной сфере. В его состав вошли:

- председатель Оргкомитета МАФ, президент Российского автотранспортного союза И. Д. Марчук;

- директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии О. И. Старовойтов;

- вице-президент АСМАП России М. А. Низов;

- заместитель руководителя Российской транспортной инспекции А. Д. Демьянов;

- советник генерального директора ХК ЗАО «Совтрансавто» А. Б. Пинсон;

- председатель Общероссийского профсоюза автомобильного транспорта В. И. Мохначёв;

- заместитель генерального директора по научной работе ОАО «НИИАТ», В. В. Комаров;

- первый заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» В. Д. Коробовцев;

- заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации В. П. Белобородов;

- шеф-редактор журналов «Автоперевозчик» и «Спецтехника», директор Международного Автотранспортного Форума Г. П. Никин;

- заместитель министра транспорта Правительства Московской области Н. О. Блудян;

- начальник отдела компонентов АТС КНЦ ФГУП «НАМИ» И. А. Фисенко.

Для большей объективности в каждой номинации определялся не один победитель, а два: одного называло авторитетное жюри, а второго – не менее авторитетные посетители Международного Автотранспортного Форума. Жюри огласило своё решение в ходе итогового заседания, а посетители высказывали своё мнение о представленной технике, опуская анкеты в специально изготовленные для этого случая урны.

 

Каковы критерии?

Принято считать, что посетители автомобильных выставок высказывают довольно субъективное мнение о технике, которое скорее можно определить как «нравится – не нравится». Однако, учитывая весьма специфичный состав участников и посетителей МАФ-2006, призы посетителей тоже безо всякой натяжки можно было назвать наградами специалистов автомобильного транспорта. Так что на нынешнем конкурсе и они руководствовались не абстрактными критериями, а практической целесообразностью. Чем же руководствовалось жюри при вынесении решений? Наверное, лучше всего они сами об этом и скажут.

- Мы достаточно тщательно ознакомились со всеми представленными для участия в конкурсе автомобилями, – говорит заместитель руководителя Российской транспортной инспекции Анатолий Демьянов, – детально сравнили их характеристики и с учётом ряда научно-практических аспектов дали им свою оценку. Она, видимо, несколько отличается от результатов того опроса, который проводился в течение четырёх дней на нашем Форуме.

Мы оценивали технику по следующим критериям: соотношение «цена-качество», исходя из реальных условий эксплуатации на российском рынке автотранспортных услуг, безопасность перевозок, технические и эксплуатационные характеристики, экономичность эксплуатации и технического содержания. Должное внимание уделялось ремонтопригодности образца, а также наличию условий для обеспечения его обслуживания и ремонта в России. Кроме того, учитывались комфортабельность салона и рабочего места водителя, новизна технических и конструкторских решений и дизайн.

- Участвуя в работе жюри конкурса, я, естественно, должен был высказать мнение международных автоперевозчиков – насколько та или иная техника соответствует требованиям нашей работы, – дополнил коллегу член жюри вице-президент АСМАП России Михаил Низов. – Кроме того, как председатель Европейской технической комиссии, я должен был довести до сведения жюри все последние требования к автомобильному транспорту. Мы старались в своём решении учесть признание техники на рынке. Признание посетителей носило частный характер. Нам же, членам жюри, предстояла непростая работа – оценить большое количество техники, которая в целом находится на высоком техническом уровне. Если по некоторым моделям наше решение было единогласным, то по ряду номинантов споры носили довольно острый характер.

- Конечно, большое значение мы уделили новизне, соответствию современным требованиям номинантов конкурса, – продолжил Михаил Анатольевич, – но также учитывали и то, насколько сама жизнь определила историю развития той иной марки на рынке, а также потенциальные возможности заводов-производителей (в каких условиях они существовали, каковы были инвестиции в развитие); насколько транспортное средство, которое предлагается на рынке, будет финансироваться муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации. Мы также рассматривали транспортное средство и с той точки зрения, что оно будет эксплуатироваться представителями малого и среднего бизнеса – того самого, представители которого зарабатывают деньги, сами себя инвестируют и действительно приумножают богатство России. Кстати, именно это и подтолкнуло нас к тому, чтобы в отдельных классах учредить дополнительные подноминации. Исходя из этих соображений мы несколько увеличили количество номинаций. Свою задачу мы видели в том, чтобы поощрить производителей автомобильной техники к дальнейшему развитию и максимально полному удовлетворению нужд автоперевозчиков.

 

Извозчики – городские и не только…

На победу в номинации «Лучший городской автобус» претендовали сразу несколько очень интересных и востребованных на российском рынке пассажирских машин: городской ПАЗ 3203 малого класса, а также уже дважды – в 2005 и 2006 годах (ММАС-2005, -2006), признававшийся лучшим городским автобусом большой городской низкопольный ЛиАЗ 5293. МАЗ представил на конкурс сразу две городские низкопольные пассажирские машины нового поколения – МАЗ 206 и МАЗ 203.

На победу претендовало и целое семейство современных городских низкопольных автобусов Ikarbus трёх разных классов, отмеченное специальным призом журнала «Автоперевозчик» на ММАС-2006: Ikarbus IK-107, Ikarbus IK-112N и Ikarbus IK-218N. «Мосгортранс» привёз во Всероссийский выставочный центр уже работающие на московских маршрутах ЛиАЗ 62127 и ПАЗ 237.

«Лучшим городским автобусом 2006 года» жюри признало МАЗ 203. Год назад минский завод уже привозил этот автобус в Москву, правда, тогда до серийного производства ему было ещё далеко. Тогда жюри конкурса признало его вторым, а посетители выставки – третьим. Сейчас в Москву приехала уже серийная пассажирская машина. В последние годы МАЗ твёрдо следует правилу: если сегодня он показывает в Москве перспективную модель, то уже ровно через год привозит её сюда уже в качестве серийной.

Автобус МАЗ 203 полностью отвечает европейским требованиям к перевозке пассажиров (Правила ЕЭК ООН № 85, Правила ЕЭК ООН № 107, соответствуют Директиве 2001/85/ЕС). Автобус спроектирован в соответствии с требованиями Директивы № 2001/85/ЕС, в том числе и в части требований для обеспечения доступа пассажиров с ограниченной двигательной способностью: предусмотрено четыре зарезервированных места для инвалидов и место для инвалидной коляски. В Беларуси и России в отношении к автобусам действуют Правила ЕЭК ООН № 36. Однако в скором времени ожидается их замена Правилами № 107, которые отличаются в первую очередь наличием обязательных требований, облегчающих доступ пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, поэтому при проектировании мы ориентируемся на Правила № 107, работая на перспективу для рынка СНГ.

От городского автобуса предыдущего поколения МАЗ 103 его отличает новый дизайн, более высокий технический и технологический уровень. Высота пола по всей поверхности – 330 мм от полотна дороги. В конструкции применены портальные мост и передняя ось. Двигатель – ОМ 906 LA (мощностью 170 кВт), соответствующий требованиям Евро-3, КПП – шестиступенчатая гидромеханическая передача ZF 6S HP 502 C, ведущий мост, управляемая ось и рулевой механизм ZF, дисковые тормоза Knorr-Bremse. Кузов выполнен по технологии, общей для всех моделей автобусов МАЗ второго поколения. Стёкла вклеены в каркас, отсутствуют профили накладок на швах. Лобовое стекло панорамного типа. Обновлено также рабочее место водителя. В салоне установлен кондиционер. Удобнее для пассажиров стал вход через переднюю дверь. Теперь она такая же широкая, как и все остальные. Около средней двери в салоне – вместительная накопительная площадка. Обновлён интерьер пассажирского салона. Поручни стали более сложной формы и значительно удобнее.

Посетители МАФ-2006 победу в этой номинации отдали большому городскому низкопольному автобусу ЛиАЗ 5293 (эта машина дважды признавалась лучшей на московском автосалоне – в прошлом и нынешнем году, правда, в прошлом она была оснащена газовым силовым агрегатом Cummins GG).

Видимо, эту ситуацию имел в виду Михаил Анатольевич Низов, когда говорил о том, что в ходе конкурса возникла необходимость расширить спектр номинаций: «Лучшим городским автобусом малой вместимости 2006 года» жюри признало ПАЗ 3237. Ситуация в этом сегменте рынка действительно непростая: претендентов на это место каждый год объявляется немало, но тех, кто может реально заполнить эту рыночную нишу, – раз, два – и обчёлся. Здесь пока «царствует» пресловутая «Газель»…

Фактически ПАЗ 3237 – это первый российский серийный городской автобус малого класса заднемоторной компоновки для эксплуатации в крупных городах с интенсивным пассажиропотоком. Широкие двери – 760 и 1240 мм – и большая накопительная площадка в салоне обеспечивают высокую провозную возможность автобуса прежде всего в часы пик. В салоне установлено 16 сидений, общая пассажировместимость – 54 человека. Автобус оснащён 15-сильным дизельным двигателем Cummins ISBe 150, соответствующим требованиям Евро-3, шестиступенчатой коробкой переключения передач Praga 6PS51, рулевым механизмом Chepel, мостами Raba. Тормоза – дисковые, с ABS, Подвеска всех колёс пневматическая, передняя – независимая.

На победу в номинации «Лучший туристический автобус 2006 года» претендовали: Golden Dragon City Cruiser XML 6129, VDL НефАЗ 52999, Yutong ZK6129H, King Long 6127C, Hino SFQ6115JD, ГолАЗ 5291 «Круиз» и НефАЗ 15000.

Перед началом конкурса вряд ли кто сомневался, что по новизне (во всяком случае – для российского рынка), европейскому уровню комфорта и качеству изготовления российско-голландский VDL НефАЗ 52999 заведомо не оставил конкурентам никаких шансов. 12-литровый шестицилиндровый двигатель DAF XE315C мощностью 315 кВт (430 л. с.), соответствующий требованиям Евро-3, агрегатируется с шестиступенчатой механической коробкой переключения передач GO 190. Автобус оснащён ретардером Voith R115. Независимая пневмоподвеска с электронным управлением – тоже от DAF: передний мост – ZF RL 75EC, задний – DAF 1347HAS. Рулевой механизм с гидроусилителем – TRW THR 80, каркасный кузов из нержавеющих труб с боковой обшивкой из нержавеющего листа (крыша, передняя и задняя маски – из пластика) в сочетании с дисковыми тормозами на обеих осях, оснащёнными АBS и ASR, системой мультиплексных шин CAN с централизованным управлением VFC, обеспечивают европейский уровень безопасности. При всех чисто европейских «наворотах» вызывает искреннее восхищение топливная экономичность этого «иностранца», «зарегистрировавшегося» в Нефтекамске: 20-25 л/100 км.

Уровень комфорта здесь – тоже европейский (кто бы сомневался!): широкий проход между рядами сидений, достаточно большое расстояние между креслами, багажный отсек на 12 м³, кондиционер Thermo King CRT 2 Export Clima Air 2 с функцией отопления мощностью 27 кВт, конвекторная система отопления, аудиовидеосистема (кстати, и она здесь – европейская: Blaupunkt), биотуалет (последняя из упомянутых функций весьма актуальна в дальних путешествиях, однако в жизни наши водители, увы, то ли экономят, то ли ленятся, чаще всего закрывая эту «функцию» на замок, предлагая пассажирам альтернативу в виде придорожных кустиков или посещения мест аналогичного назначения на придорожных паркингах). Для отдыха свободного члена водительского экипажа здесь не надо выгораживать пассажирские сиденья: он в комфорте и достаточном покое может выспаться в специально отведённом спальном отсеке, где предусмотрена и телефонная связь с работающим водителем.

В общем – «голландец» как «голландец», 55 туристов во время путешествия могут вкусить от благ цивилизации. Правда, «прописка» у него – местная. Так что транспортной компании не придётся оплачивать таможенную пошлину, что существенно сказывается на цене автобуса. А это, наверное, играет решающую роль.

Итак, «Лучший туристический автобус 2006 года» – VDL НефАЗ 52999. А посетители Второго Международного Автотранспортного Форума назвали лучшим туристическим автобусом King Long 6127C.

На победу в номинации «Лучший микроавтобус 2006 года» претендовали всего три пассажирских машины: Volkswagen LT 46 Tourist, Volkswagen LT 35 Tourist, Ford “Столичный” (Самотлор-НН).

15-местный Volkswagen LT 35 Tourist Lux городского и пригородного типа, представленный компанией «Германика», уже называли лучшим посетители недавнего Московского автосалона. Машина оснащена пятицилиндровым рядным двигателем мощностью 80 кВт (109 л. с.) и пятиступенчатой КПП. Колёсная формула – 4х2, длина – 6,2 м, высота – 2,69 м. Пневматическая задняя подвеска автоматически поддерживает постоянный уровень высоты кузова над дорогой вне зависимости от распределения нагрузки. Гидроусилитель руля, гидрокорректор фар, увеличенные безосколочные наружные зеркала заднего вида, равно как и неослепляющее зеркало в кабине, делают работу водителя комфортной и безопасной. Число удобных сидений, обшитых «антивандальной» тканью и оснащённых удобными подголовниками, – 14. Все пассажирские места в салоне снабжены трёхточечными ремнями безопасности. Системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса адаптированы для эксплуатации в холодных климатических условиях. Прекрасная шумо- и термоизоляция салона.

Автобус Volkswagen LT 35 Tourist Lux жюри конкурса назвало «Лучшим микроавтобусом 2006 года».

Посетители же выставки отдали пальму первенства в этой номинации автобусу Ford «Столичный», представленному промышленной группой «Самотлор-НН». Этот 36-местный (сидячих – 24) трёхосный семиметровый автобус построен на шасси Ford и оснащён двигателем Ford с нейтрализатором отработавших газов. Высота внутри салона – 2 м. Обе эти пассажирские машины вполне реально претендуют на место, которое уже не один год занимают на городских маршрутах «Газели».

 

В неблизкий путь с тяжёлой ношей…

На победу в номинации «Лучший грузовой автомобиль 2006 года» претендовали седельный тягач КАМАЗ 5460-022 («Стайер»), автопоезд в составе седельного тягача МАЗ 447131 и полуприцепа МАЗ 931020, грузовые автомобили Hyundai – HD 72 и Hyundai Porter, Yuejin Motor (JK Motors) и 16-тонник КрАЗ 65055-0000065. Здесь авторитетное жюри вновь решило выделить новые номинации.

«Лучшим грузовым автомобилем 2006 года» жюри признало малотоннажный грузовик Hyundai Porter - в первую очередь городской автомобиль, идеально подходящий как для плотного транспортного потока, так и для забитых машинами узеньких улочек. Радиус поворота составляет всего 4,7 м, что обеспечивает хорошую управляемость и позволяет легко парковаться и маневрировать в стеснённых условиях города. Внешний вид машины – сугубо утилитарный, лишённый каких бы то ни было дизайнерских изысков: простота, простота и ещё раз простота. Обтекаемые формы кабины обеспечивают хорошую аэродинамику и невысокий расход топлива. Таганрогский Hyundai Porter в базовой комплектации включает в себя гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза, противотуманные фары, электрические стеклоподъёмники, бортовой кузов с тентом. В более дорогой версии установлен кондиционер, регулируемая по высоте рулевая колонка, центральный замок. В арсенале этого развозного «коммерсанта» грузоподъёмностью 1 т – надёжная рамная конструкция, мощный и экономичный турбированный 80-сильный 2,5-литровый дизельный двигатель, трёхместная кабина.

Цена самой дешёвой версии Hyundai Porter, по данным ООО «ТагАЗ», 345 тыс. рублей. Расчётная стоимость эксплуатации в течение трёх лет и при общем пробеге 120 тыс. км (включая расходы на плановое техобслуживание, топливо, ОСАГО, и налоги), по данным производителя, составляет 276 руб./100 км.

«Лучшим автопоездом 2006 года» стал уникальный автопоезд в составе седельного тягача МАЗ 447131 и полуприцепа МАЗ 931020. Это первый в СНГ среднетоннажный автопоезд, который решает сразу несколько задач, казавшихся раньше транспортникам стран СНГ неразрешимыми. Во-первых, это исполнение роли более чем вместительного развозного автомобиля для больших городов. Во-вторых, это доставка значительных объёмов груза в пределах городов – в том числе и старинной застройки, с низкими проездами под мостами. В-третьих, это – всё тот же магистральный автопоезд, который может продолжать движение даже в период весеннего паводка и летнего зноя, когда дорожные администрации практически всех европейских стран запрещают движение крупнотоннажного подвижного состава (осевая нагрузка, не превышающая 6 т, даёт ему на это совершенно законное право!). Грузоподъёмность специально разработанного для нового тягача двухосного полуприцепа МАЗ 931020 составляет 12,5 т при объёме платформы 60 м³.

Среднетоннажный автопоезд из Минска оснащён двигателем фирмы Deutz BF4M 1013 FC code 140 G/2 мощностью 140 кВт (190 л. с.), соответствующим нормам Евро-3 (по желанию перевозчика возможна установка силового агрегата Евро-4 или Евро-5). Здесь неизменная безотказная шестиступенчатая КПП ZF 6S-850 и однодисковое фрикционное сцепление ZF-Sachs с гидроприводом. Передняя подвеска – малолистовая, задняя – пневматическая с электронной системой управления.

Короткая двухместная новая кабина с откидным спальным местом совершенно новая – и по дизайну, и по оснащению. А 200-литровый топливный бак позволяет обеспечить запас хода более 1000 км. Заявленный производителем расход топлива автопоезда при полной загрузке в 21 т на пригородных и региональных перевозках – 18,5 л/100 км.

Машина оснащена современной электронной системой управления и бортовой системой контроля и диагностики. Полуприцеп МАЗ 931020 – тоже совершенно новый. На нём применена платформа со сдвижными боковыми шторками тента, сдвижными боковыми стойками и сдвижной крышей. Погрузочная высота – 1080 мм. Привлекает и цена минской новинки: 1 325 400 рублей за тягач плюс 486 100 рублей за полуприцеп.

«Лучшим специализированным автомобилем 2006 года» жюри конкурса назвало самосвал КрАЗ 65055-066 грузоподъёмностью 18 т с трёхсторонней разгрузкой. На машине установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 с турбонаддувом мощностью 330 л. с. (243 кВт). Контрольный расход топлива – 33 л/100 км, стоимость – 1 млн 700 тыс. рублей.

Мнение посетителей Международного Автотранспортного Форума совпало с мнением посетителей Московского международного автосалона – 2006: они назвали «Лучшим грузовиком 2006 года» седельный тягач КАМАЗ 5460-022 («Стайер»).

В отношении номинации «Лучший специальный автомобиль 2006 года» жюри также не изменило своего мнения после ММАС-2006: им назван эвакуатор Isuzu – NQR71P.

 

Конкурс 2007 года – каким он будет?

Опыт проведения нынешнего конкурса подсказал организаторам, что они находятся на верном пути. Поэтому сейчас проводится существенная модернизация правил его проведения с тем, чтобы он стал действительно массовым всероссийским конкурсом, чтобы каждый из вас смог высказать своё мнение о существующей технике. Как и в нынешнем году, он будет проводиться в несколько этапов. Начало будет положено уже в январе 2007 года: производители автотехники и дилеры получат возможность представить её основные характеристики автобусов и грузовиков, которые будут публиковаться в журнале «Автоперевозчик» и на сайте www.perevozchik.com. Читатели журнала и посетители сайта смогут высказать своё мнение о претендентах на победу в конкурсе, их голоса будут учтены при подведении итогов.

Итоги конкурса будут подведены на Третьем Международном Автотранспортном Форуме жюри, в состав которого войдут авторитетнейшие представители автомобильного транспорта России.