Конкурсы "На Финском заливе – штиль…"


 Большинство производителей коммерческой автомобильной техники взяли тайм-аут…

 

Олег ЖАРКО

        

Крупнейшая в Северо-Западном регионе автомобильная выставка «Авто+Автомеханика-2006» проходила нынче на продуваемом всеми ветрами берегу Финского залива уже в четырнадцатый раз. Автомобильный форум, организаторами которого являются ОАО «Ленэкспо» и всемирно известная выставочная фирма Franktfurt Messe, входит в международный проект Automechanika Global, включающий в себя 9 выставок в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

И уже в шестой раз в павильонах выставочного центра «Ленэкспо» международный журнал «Автоперевозчик» проводил конкурс «Коммерческий транспорт: Северные звёзды’2006». На сей раз его статус несколько изменился, и теперь это не просто региональный конкурс, а второй этап конкурса «Лучший автобус 2006 года. Лучший грузовик 2006 года». Напомню, что первый этап прошёл в рамках Московского международного автомобильного салона (ММАС-2006), а окончательные итоги конкурса «Автомобиль года-2006» подведены на втором Международном Автотранспортном Форуме.

В дни проведения выставки природа в Санкт-Петербурге буйствовала: наводнение изрядно напугало приезжих. Впрочем, сама выставка была не под стать природе спокойна и скромна…

 

Экспозиция грузовых автомобилей и автобусов на нынешней выставке в Санкт-Петербурге была на редкость скудной. В грузовом сегменте из всех европейских производителей была представлена продукция одного лишь концерна MAN (правда, в изобилии: недавно начавший свою деятельность филиал ООО «МАН Автомобили Россия» в Северо-Западном регионе представил целых три модификации MAN TGA и два автобуса – MAN Lion’s Classic и Neoplan Citiliner), да ещё Iveco заглянул на берега Невы со своим имиджевым проектом Stralis Евро-5.

Конкурс в номинации «Лучший отечественный автобус выставки» пришлось и вовсе отменить: автобусу Ford «Столичный» пришлось бы соревноваться лишь с одиноким пригородным автобусом КАВЗ. Впрочем, и в номинации «Лучший отечественный грузовик выставки» было представлено всего лишь два участника – УралАЗ с двумя самосвалами – 14-тонным «Уралом 65658» и 25-тонным «Уралом 6563», а также седельным тягачом «Урал 65674» и «Яровит Моторс» с двумя внедорожными четырёх- и пятиосным самосвалами Gloros А7803С и Gloros А5401D.

Отметим, что и на Московском международном автосалоне в нынешнем году экспозиция грузовой и автобусной техники была на удивление скромной: европейский автопром там практически отсутствовал, и за изобилием китайской техники с трудом можно было разглядеть автомобили и автобусы производства стран СНГ. Тогда многие объясняли столь скромное представительство европейских концернов тем, что ММАС по времени совпал с Ганноверским автосалоном.

Однако «Авто+Автомеханика-2006» не пересеклась по времени ни с каким другим европейским мероприятием, а экспозиция была ещё более скудной (даже автопром стран СНГ её практически проигнорировал). Видимо, причина непривычно сдержанного отношения автопроизводителей к выставкам объясняется иначе. Быть может, всё дело в том, что в нынешнем году произошёл столь значительный рост объёма продаж коммерческой автомобильной техники, что лидеры европейского, российского, украинского и белорусского автомобилестроения решили «попридержать коней». Так, если в прошлые годы срок ожидания изготовления автомобиля после первого взноса у европейских автогигантов, как правило, не превышал двух месяцев, то сегодня спрос достиг такого уровня, что покупатели вынуждены ожидать до 6-8 месяцев: в Европе идёт массовое обновление подвижного состава, соответствующего новым экологическим требованиям, а существенно возросшие объёмы и стоимость транспортной работы на рынке позволяют перевозчикам эти траты. Мало чем отличается ситуация и на российском рынке: например, ОАО «КАМАЗ» за девять месяцев нынешнего года увеличило отгрузку готовой техники на 37 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так что удивляться не приходится…

Однако выставка, а вместе с ней и конкурс – состоялись. И многочисленные посетители сделали свой выбор.

 

Когда пассажир – «в шоколаде»…

Вряд ли стоит удивляться выбору посетителей выставки (естественно, что в подавляющем большинстве это были жители Санкт-Петербурга), выбиравших лучший её автобус: им вряд ли мог стать какой-то иной, кроме Scania. Эти автобусы здесь уже мало кто считает зарубежными: значительная часть работающей в городе и области автобусной техники – машины этой марки, собранные под Питером (на втором месте по численности перевозимых пассажиров в городе – «Волжанин» на шасси Scania). Результаты голосования посетителей выставки свидетельствуют о признании жителей города того высокого уровня комфорта и надёжности, которые обеспечивают эти автобусы. Низкопольный Scania OmniLink давно стал привычным участником городского и пригородного дорожного движения в Санкт-Петербурге и области. Репутация этого ультрасовременного чуда автобусостроения из алюминиевых профилей без применения сварки исключительно высока и среди пассажиров, которым он обеспечивает удобство, безопасность и скорость передвижения, и среди перевозчиков, интерес которых заключается в экономичной, бесперебойной и комфортной работе. Если в прошлом году специального приза был удостоен автобус Scania OmniLink c двигателем OC9 GO2 с общей системой CNG, работающей на сжатом природном газе, то нынче ООО «Скания-Питер» представила на выставке самый обычный конвейерный вариант автобуса. Именно тот, который в сотнях экземпляров колесит сегодня по городским маршрутам. И именно его посетители выставки (по традиции именно они были судьями в конкурсе «Коммерческий транспорт: Северные звёзды2005») назвали «Лучшим зарубежным автобусом».

Вторая пассажирская машина, представленная «Скания-Питер», – 51-местный (50 пассажиров + водитель) автобус для междугородных и чартерных перевозок Scania OmniLine IL94 IB с колёсной формулой 4х2. Как и Scania OmniLink, кузов Scania OmniLine сделан из алюминия, а передняя и задняя панели выполнены из стеклопластика. Поскольку алюминию и пластику не знакомо такое понятие, как коррозия, это значительно снижает затраты на техническое обслуживание автобуса. Кроме того, благодаря малому весу этих материалов, существенно снижен расход топлива.

OmniLine выпускается в двух вариантах – длиной 12 и 13,5 м. Он очень удобен в техобслуживании. Люк моторного отделения поднимается вверх параллельно кузову, практически не занимая места в гараже. Просторен моторный отсек. Аккумуляторы установлены на выдвижном поворотном поддоне. Линейка двигателей состоит из трёх девятилитровых силовых агрегатов Scania мощностью 220, 260 или 330 л. с., имеющих высокий крутящий момент при низких оборотах и соответствующих требованиям Евро-3. От многих «одноклассников» этот автобус отличает высокий уровень безопасности. На всех колёсах установлены дисковые тормоза, оснащённые антиблокировочной системой. Прочность каркаса безопасности для пассажиров и водителя обеспечивает её высокий уровень даже в случае опрокидывания автобуса и по надёжности ничем не отличается от защиты, применяемой шведским концерном в туристических лайнерах.

Приятная и лёгкая в управлении механическая КПП оснащена системой Comfort Shift и встроенным гидравлическим замедлителем (через рычаг переключения импульс передаётся при помощи электропневматики, так что когда вы едете с набором скорости на третьей передаче, то можно заранее перевести рычаг на четвёртую, а уже потом, когда скорость достигнет необходимых значений, переключить её педалью сцепления). Кстати, при довольно-таки внушительных габаритах машина очень манёвренна.

При подсчёте анкет, в которых посетители выбирали лучший зарубежный автобус, несмотря на то, что на нынешней выставке конкуренция в этом сегменте рынка была довольно серьёзной (в конкурсе участвовали, кроме китайских Dong Feng, Zon Tong, Golden Dragon, Yutong интересные машины европейских производителей – пригородный MAN А72 и туристический Neoplan Citуliner), отрыв от основных конкурентов, представивших весьма достойную технику, оказался минимальным.

Оба немецких автобуса привлекли особое внимание прежде всего специалистов в области транспорта. Большой интерес у клиентов вызвал автобус Lion’s City со впервые представленным дизельным двигателем EEV типа MAN D08 Common Rail, обеспечивающим выполнение нормативов по очистке отработавших газов без использования дополнительного топлива. Восхищение многих клиентов вызвал и Cityliner.

 

MAN TGA – вне конкуренции

Претендентов на звание «Лучший зарубежный грузовик» в конкурсе «Коммерческий транспорт: Северные звёзды’2006» было двадцать: MAN, Hyundai, JAC, BAW Фenix, Tata, Dong Feng, Howo, Foton, FAW, JBC Jinbei.

Лучшим признан автопоезд MAN TGA 18.360 4x2 BLS. Появление автопоезда этой марки стало своего рода сенсацией для всего автотранспортного рынка, поскольку компания MAN на протяжении длительного периода не входила в данный сегмент.

Модель автовоза MAN вызвала интерес не только у специалистов, но и у посетителей выставки. Восемнадцатиметровый гигант выделялся среди других выставочных экспонатов внушительными габаритами и яркими логотипами компании Gеma – владельца новенького автопоезда.

Центральное место на экспозиции занимал «бюджетный» седельный тягач TGA 18.360 BLS 4x2 – наиболее продаваемый грузовик MAN 2005 года. На и без того высокий авторитет немецкого «льва» повлияло и то, что буквально накануне выставки и конкурса грузовик MAN TGA одержал уверенную победу при сравнении расходов в испытании «1000 миль», которое традиционно проводит британское специализированное издание «Commercial Motor». MAN TGA 26.440 6x2 продемонстрировал показатель по расходам на топливо, составляющий лишь 97 пенсов на тонно-километр (1,44 евро в перерасчёте). Обладая самой высокой среди участников состязания полезной нагрузкой и самым низким расходом топлива, грузовик MAN TGA в исполнении Eвро-4 в ходе так называемого тысячемильного испытания одержал победу над Iveco Stralis, Mercedes Axor, Mercedes Actros, Renault Premium, Volvo FM 400, Volvo FH 440 и Scania R420.

При среднем расходе топлива, составляющем 35,82 л/100 км, грузовик MAN TGA сжёг на 3,68 л/100 км солярки меньше, чем автомобиль, оказавшийся на самом последнем месте. Даже грузовик Евро-4 с технологией SCR, которая дополнительно предназначена для присадки AdBlue, оказался значительно хуже по расходу топлива, чем MAN с системой рециркуляции отработавших газов и системой MAN PM-Kat.

А в номинации «Лучший отечественный грузовик» победителем стал 25-тонный самосвал «Урал 6563».

Специального приза за инновации в решении проблемы пассажироперевозок удостоен трёхосный городской низкопольный автобус Ford «Столичный».

 

«Сборная солянка» по-китайски

Особо стоит отметить ту часть экспозиции, которая не вызвала большого интереса у массовой публики, но очень заинтересовала транспортников. Речь идёт об автомобильной технике китайского производства. Хотя на улицах города курсирует уже немалое количество автобусов Yutong, Golden Dragon и других пассажирских машин китайского производства, массовая публика явно относится к технике из-за Великой Китайской стены по меньшей мере с настороженностью.

Транспортников же в ней привлекает многое.

Впрочем, судите сами. Рядом стоят два автобуса – роскошный туристический гигант Neoplan Citуliner стоимостью 360 тыс. евро и Zhong Tong Ceasar LCK6126H за 130 тыс. евро. Разумеется, транспортника интересует – а что именно он получит за эти деньги?

Вот тут-то и начинается самое интересное. 12-литровый дизельный мотор – всё тот же немецкий шестицилиндровый рядный дизель MAN D2866LOH25 с турбонаддувом, промежуточным охлаждением воздуха и электронным ТНВД. Причём – соответствующий пока ещё вполне достаточным на сегодня в России требованиям Евро-2 (то есть за Евро-4 пока переплачивать не приходится). Сухое однодисковое сцепление – от Sachs, коробка переключения передач – привычная и проверенная временем механическая семиступенчатая ZF S6-90, передняя и задние оси – от MAN, осушитель воздуха – от Wabco, ретардер – от Telma.

При этом, по утверждению изготовителя, у автобуса – интегральный, полностью фосфатированный кузов из коррозионно-стойкого материала, двойное остекление, безопасная алюминиевая дверь (кстати, дверной механизм – тоже немецкого производства, фирмы Bode). Перечислять весь «джентльменский набор» заправского «туриста» можно долго, да вряд ли стоит: весь этот перечень – вполне европейского уровня.

Но ведь цена уже растаможенного автобуса – всего 130 тыс. евро. Нас всегда учили, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Отсюда – и настороженность: очень трудно понять, откуда такая дешевизна (в сравнении с европейскими автобусами)?

И это только один пример. Среди участников конкурса «Коммерческий транспорт: Северные звёзды2005» таких претендентов на звание лучшего автобуса было в избытке.

Впрочем, то же самое касается и грузовой автотехники. Представленное в Санкт-Петербурге и недавно получившее в России Одобрение типа транспортного средства семейство грузовиков Shaanxi – это не что иное, как изготовленные и собранные в Китае автомобили MAN устаревшей для Европы, но ещё вполне жизнеспособной серии F2000. С одной лишь существенной разницей: эти «китайцы» с немецким прошлым стоят значительно дешевле – от 1950 тыс. рублей. То есть они уже вполне ощутимо вошли в ту ценовую нишу, которую сегодня на российском рынке занимает КАМАЗ.

Ещё дешевле – в 1800 тыс. рублей – обойдётся российскому перевозчику «сборная солянка» из кабины Volvo, двигателя Steyr WD 615, трансмиссии Eaton Fuller и пр. Речь идёт о семействе китайских грузовиков марки Howo. Чтобы развеять все сомнения, дилер китайского производителя в России особо подчёркивает: изготовление и сборка техники осуществляется на оборудовании корпорации DaimlerChrуsler.

Тот ли это сыр, который кладут в мышеловку, или же он дёшев, но хорош? Как покажет себя эта техника в процессе эксплуатации – российские перевозчики узнают лишь спустя некоторое время. Но то, что сверхпривлекательная цена и заявленное высокое качество привлекают пребывающих в сомнениях перевозчиков, – это факт. А они при выборе подвижного состава, в отличие от праздной публики, руководствуются не патриотизмом, а исключительно интересами собственного бизнеса.

Как знать, может быть, через год-два эти машины примут участие в конкурсе на иных правах и с иными амбициями… А может быть – и нет…