Лизинг "Лизинг как инструмент конкуренции"


Александр КАЛУГИН

 

После развала Советского Союза каждая республика, что называется, пошла своим путём. И если в начале 1990-х это не оказывало существенного влияния на работу в некогда едином экономическом пространстве, то в последние годы сказывается всё острее. Причина заключается в том, что условия для конкуренции международных автоперевозчиков подчас слишком разные. И одна из таких составляющих – лизинг.

 

Выгоднее кредита

Лизинг вообще и оперативный в частности давно стал неотъемлемой частью российского транспортного рынка. Трудно представить, что происходило бы в стране, не будь у перевозчиков возможности обновлять свой автопарк и пополнять его за счёт приобретения подвижного состава в лизинг. Оптимальное финансовое решение сегодня выбирают не только организации с большой численностью транспортных средств, но и частные предприниматели, начинающие своё дело с нуля. Среди деловых людей стало аксиомой, что лизинг – это эффективный инструмент для тех, кто знает реальную цену деньгам и умеет их считать.

Напомним: оперативный лизинг – это лизинг без перехода права собственности на автомобиль в конце срока сделки с уменьшением размера лизинговых платежей. Судить о том, какой вариант лучше, всё равно что спорить о вкусах. У каждого лизингополучателя свои аргументы в пользу того или иного решения. Но в любом случае каждый бизнесмен отдаёт себе отчёт в том, что лизинговый контракт предпочтительнее рассрочки, привлекательнее аренды и выгоднее кредита. По большому счёту, лизинг совмещает в себе лучшее от всех других видов финансирования. Этим он и привлекателен.

Не сбросить со счетов и тот факт, что получить финансирование без ограничений и требований, присущим банкам, в лизинговой компании гораздо легче. Установленные государством налоговые льготы делают использование лизинга особенно привлекательным. Экономия времени и сил на покупке, регистрации и страховании, бухгалтерском и налоговом учёте – вот далеко не полный перечень его плюсов. Не будем забывать, что лизинг позволяет сохранять оборотные средства, уверенно управлять бюджетом компании и планировать расходы по автопарку на несколько лет вперёд. При необходимости можно корректировать эти планы и вносить в бизнес-план изменения, отвечающие текущим задачам предприятия.

Не секрет, что в России, Украине и Беларуси лизинг даёт возможность применять механизм ускоренной амортизации с максимальным коэффициентом 3. Амортизация техники на таких условиях позволяет втрое быстрее окупить приобретённый подвижной состав и соответственно заменить его более новым. Выделяемый в лизинговых платежах НДС принимается к зачёту при уплате в бюджет. При заключении договора лизинга не привлекается заёмный капитал. Более того, в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственных и заёмных средств. Иными словами, не исключается возможность получения дополнительных займов.

При лизинге фирма ощутимо экономит на налогах, поскольку лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость. Это существенно сокращает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В конце действия договора лизингополучатель принимает автомобиль в собственность практически с нулевой балансовой стоимостью. Это, в свою очередь, влечёт экономию по налогу на имущество в том случае, если руководство компании примет решение оставить технику в бизнесе.

В конечном итоге при получении автомобильной техники в лизинг по сравнению с прямой покупкой или приобретением в кредит экономия денежных средств может достигать 20 %. А это для бизнеса любого масштаба немало.

Словом, плюсов у лизинга много. Но есть и обратная сторона медали, с которой сталкиваются международные перевозчики.

 

Неравенство

Разные процентные ставки, разновеликий первоначальный (авансовый) взнос и подчас существенно отличающиеся друг от друга ежемесячные платежи ставят транспортников в неодинаковые условия. Кроме того, ряд лизинговых компаний, особенно с зарубежным капиталом, привлекает денежные ресурсы напрямую у зарубежных инвесторов. Такой нюанс позволяет им не накладывать ограничений на лизингополучателей. А ограничения существуют.

Например, компания CARCADE Лизинг в числе необходимых условий называет существование фирмы-лизингополучателя сроком более одного года при условии, что её баланс не имеет убытков. Кроме того, по предложению «Ломбард лизинг» первый взнос должен составлять не менее 39 %. И только в пакете «Стандарт лизинг» размер авансового платежа уменьшен до 25 %, что тоже немало. Одним из компенсирующих положительных моментов служит возможность обслуживания в офисе у клиента. Но по сравнению с жёсткими условиями заключения договора лизинга это просто приятный пустяк. Между тем компания рекламирует свои услуги для субъектов малого и среднего бизнеса.

Образованное пять лет назад ЗАО «Центр-Капитал», напротив, ориентируется на сотрудничество с крупными и средними корпоративными клиентами. Объединённая лизинговая компания сегодня может похвастать тем, что сумма портфеля действующих лизинговых договоров составляет 12,5 млрд рублей.

Компания Europlan не уточняет, на бизнесменов какого масштаба рассчитаны ее услуги, но подчёркивает, что является финансовым партнером более чем 15 крупнейших производителей автотранспорта. Она реализовала в России более 6 тыс. лизинговых проектов с предприятиями и частными предпринимателями из трёх десятков отраслей экономики. Существенным плюсом является наличие разветвлённой сети филиалов, покрывающей более 50 регионов России. Благодаря этому не нужно ехать в Москву для того, чтобы получить технику в лизинг.

Ряд лизинговых компаний, работающих на территории России, идут навстречу клиентам и не обременяют их лишними формальностями. Так, многие финансовые структуры запрашивают у своих деловых партнёров упрощённый набор документов. В этом списке лишь те бумаги, которые нужны для проверки данных, указанных в первичной заявке. Такие компании, как правило, не требуют справок из банка и налоговой инспекции, а также заверенных печатями копий финансовых документов. Всё это сделано для того, чтобы клиент не отказался от услуг лизингодателя на начальном этапе.

Более того, если баланс транспортного предприятия не даёт полного представления об осуществляемой деятельности, лизинговая компания охотно изучит управленческую отчётность. Специалистам не составит особого труда определить кредитоспособность заёмщика. И неудивительно, что многие лизинговые компании принимают положительное решение там, где другие их коллеги дают красный свет.

 

Таблица 1. Базовые условия лизинговой сделки у некоторых компаний, работающих на российском рынке

 

Базовые условия

ЗАО «Центр-Капитал»

CARCADE Лизинг

ООО «Экстролизинг»

Europlan

Контрактная стоимость объекта лизинга

От $ 10 000

До $ 85 000

От $ 5000

От одного

автомобиля

Срок принятия решения о финансировании

10 дней

От 1 до 2 банк. дней

3 дня

В течение

1 дня

Минимальный авансовый платёж

От 20 %

От 25

до 39 %

От 15

до 50 %

От 15 %

Ежемесячные платежи равными долями

По графику

По графику

По графику

По графику

Срок действия договора лизинга

До 5 лет

От 6 до 48

месяцев

От 1,1 года

до 5,5 лет

До 5 лет

Процент удорожания для лизингополучателя в год

Расчётный

Расчётный

6 – 11 %

Расчётный

Обязательное страхование объекта лизинга

Да

Да

Да

Да

 

Беларусь

В Республике Беларусь есть различия в процентных лизинговых ставках, применяемых для нового коммерческого транспорта. В частности, по грузовым автомобилям, задействованным в международных перевозках, практикуется минимальная ставка в 8 % годовых. При желании можно найти компании, предлагающие 7,5 и реже 7 %, но гораздо чаще встречаются более высокие тарифы – в 8,5; 9 и даже 10 % годовых. Примечательно, что для новых грузовых автомобилей, предназначенных для внутренних перевозок, лизинговые проценты на два-три пункта выше.

Многие автохозяйства не стремятся заключать договор оперативного лизинга, делая выбор в пользу обычных схем. Самый распространённый срок коммерческих сделок составляет три года, а наиболее популярный авансовый платёж – 30 %. Конечно, перевозчики охотно выбрали бы и 20-процентную предоплату, но такие условия чаще всего предлагаются старожилам рынка, в чьей платёжеспособности в длительной перспективе финансистам лизинговых компаний сомневаться не приходится.

Точно такие же или почти такие же условия практикуются применительно к прицепной технике, поставляемой непосредственно от производителя. Прицепы и полуприцепы, кузовные надстройки и другие аналогичные изделия имеют среднерыночный процент удорожания.

Особенностью белорусского рынка является отсутствие лизинговых схем для приобретения подержанного прицепного состава и коммерческих автомобилей с пробегом. В качестве альтернативы есть возможность покупки бывших в эксплуатации транспортных средств с частичной рассрочкой платежа или по различным кредитным программам. Конечно, в этом случае перевозчик лишается тех выгодных условий и преимуществ, которые даёт лизинговый контракт.

 

Таблица 2. Средние годовые процентные ставки на лизинг автотранспорта в Республике Беларусь

 

Вид транспорта

Ставка, %

Новые грузовые автомобили

Для международных перевозок

8 – 9

Для внутренних перевозок

11 – 12

Грузовые автомобили с пробегом

Для международных перевозок

Лизинг не предусмотрен

Для внутренних перевозок

Лизинг не предусмотрен

Новые прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

8 – 9

Для внутренних перевозок

11 – 12

Подержанные прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

Лизинг не предусмотрен

Для внутренних перевозок

Лизинг не предусмотрен

 

Украина

Перевозчики этой страны в своё время серьёзно увлеклись приобретением подвижного состава в лизинг, следствием чего стало значительное увеличение общего грузового парка. Благое, казалось бы, начинание обернулось тем, что часть машин не получает оптимальной транспортной загрузки. И как результат – образовавшиеся пустоты занимают иностранные конкуренты.

Специалисты характеризуют украинский рынок лизинга как весьма гибкий. В этом смысле он сопоставим с российским рыночным пространством. Но есть и отличительная особенность: зачастую производители коммерческой техники, их официальные дилеры и продавцы на местах не работают по лизинговым контрактам непосредственно с клиентами. Они предпочитают оформлять договоры через лизинговые компании. Среднегодовая ставка на коммерческую технику составляет 10 %, а размер страховых взносов, как правило, вдвое меньше.

Подавляющее большинство автохозяйств предпочитает иметь дело с оперативным лизингом, при котором нет необходимости обретать право собственности на технику по окончании контракта. Наиболее популярный срок действия лизинговых договоров – три года. На втором месте по распространённости сделок находятся двухлетние контракты. Самый часто встречаемый первоначальный взнос составляет от 20 до 30 %.

Аналитики считают, что либеральный подход финансовых организаций к заключению лизинговых сделок способствует перенасыщению украинского рынка коммерческим транспортом. Это сродни закладке мины замедленного действия: рано или поздно она сработает. Другими словами, транспортную отрасль Украины и рынок лизинговых услуг ожидают большие перемены.

 

Таблица 3. Средние годовые процентные ставки на лизинг автотранспорта в Украине

 

Вид транспорта

Ставка, %

Новые грузовые автомобили

Для международных перевозок

8 – 12

Для внутренних перевозок

8 – 12

Грузовые автомобили с пробегом

Для международных перевозок

8 – 12

Для внутренних перевозок

8 – 12

Новые прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

8 – 12

Для внутренних перевозок

8 – 12

Подержанные прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

8 – 12

Для внутренних перевозок

8 – 12

 

Литва

Автомобильный парк Литвы в последние месяцы характеризуется увеличением количественного состава. Пополнение осуществляется в основном за счёт новых импортных грузовиков шведского и немецкого производства. Наряду с этим чётко прослеживается тенденция повышения эффективности перевозок грузов на международных рейсах. Естественно, одна из причин такого успеха – увеличение спроса на услуги лизинговых компаний.

Однако в минувшем году средний рост издержек на одном предприятии оказался почти на 6 % выше роста доходов. Это стало прямым следствием целого ряда причин. Одна из них – существенное увеличение стоимости горючего. Вторая кроется в двукратном увеличении дорожного налога в Литве и вводе платы за проезд по дорогам Германии. Наконец, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств взлетело в 2 – 2,5 раза.

В то же время нельзя не заметить, что средние годовые процентные ставки по лизингу автомобильного транспорта в этой прибалтийской республике близки к условиям лизинга в Польше и некоторых других странах Восточной Европы. Это даёт компаниям-перевозчикам дополнительные преимущества, хотя сами транспортники в дискуссиях на данную тему предпочитают скромничать. Если бы такие ставки были введены для их коллег в странах СНГ, на рынке сложилась бы несколько иная ситуация.

Пока же либерализм финансовых компаний играет на руку литовским перевозчикам, которые умудряются отнимать хлеб не только у российских и украинских перевозчиков, но и у профессионалов из государств Западной и Центральной Европы.

 

Таблица 4. Средние годовые процентные ставки на лизинг автотранспорта в Литве

 

Вид транспорта

Ставка, %

Новые грузовые автомобили

Для международных перевозок

4 – 7

Для внутренних перевозок

4 – 7

Грузовые автомобили с пробегом

Для международных перевозок

4,5 – 7,5

Для внутренних перевозок

4,5 – 7,5

Новые прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

4,5 – 5

Для внутренних перевозок

4,5 – 5

Подержанные прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

4,5 – 5

Для внутренних перевозок

4,5 – 5

 

Латвия

В первом квартале 2006 года львиную долю лизинговых контрактов перевозчики заключали в евро – на них пришлось без малого 89 % рынка. Второй по массовости валютой сделок оказался латвийский лат – чуть более 10 %. А некогда популярный и могучий доллар США наряду с прежней стабильностью утратил и свою былую привлекательность. В итоге только 1 % транспортников остановил свой выбор на американской валюте как платёжном средстве.

Самым существенным фактором, оказавшим влияние на изменение процентной ставки по лизинговым контрактам, стали колебания ставки рефинансирования. Если в начале года она была установлена Европейским Центральным банком на уровне 2,5 %, то к концу 2006 года ожидается её повышение до 3 %. Однако наблюдатели считают, что оснований для переживаний нет. Тем более, что по объективным данным условия покупки автомобильной и прицепной техники в лизинг в Латвии – одни из самых привлекательных на всём постсоветском пространстве.

Транспортные компании страны не случайно выбирают латы как платёжное средство охотнее, чем американский доллар. Дело в том, что он скомпрометировал себя скачками курса и последовавшей за этим самой высокой процентной ставкой. Перевозчикам же нужна стабильность, ведь по ряду договоров с экспедиторскими компаниями они получают расчёт с длительной отсрочкой. А в таких условиях соблюдать график лизинговых платежей совсем не просто.

В будущем году следует ожидать дальнейшего увеличения автомобильного парка Латвии за счёт новых иномарок. А это значит, что конкурентоспособность латвийских перевозчиков выйдет на новый уровень.

 

Таблица 5. Средние годовые процентные ставки на лизинг автотранспорта в Латвии

 

Вид транспорта

Ставка, %

в EUR

Ставка, %

в USD 

Ставка, %

в LVL 

Новые грузовые автомобили

Для международных перевозок

4,5 – 6,7

6,5 – 9

6 – 8

Для внутренних перевозок

4,5 – 6,7

6,5 – 9

6 – 8

Грузовые автомобили с пробегом

Для международных перевозок

4,7 – 6,9

6,7 – 9,2

6,2 – 8,2

Для внутренних перевозок

4,7 – 6,9

6,7 – 9,2

6,2 – 8,2

Новые прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

4,5 – 6,7

6,5 – 9

6 – 8

Для внутренних перевозок

4,5 – 6,7

6,5 – 9

6 – 8

Подержанные прицепы и полуприцепы

Для международных перевозок

4,7 – 6,9

6,7 – 9,2

6,2 – 8,2

Для внутренних перевозок

4,7 – 6,9

6,7 – 9,2

6,2 – 8,2

 

Тенденции

Практика последних лет показывает, что с течением времени рынок лизинговых услуг будет постепенно выравниваться. Однако разрыв между прибалтийскими государствами и странами СНГ сохранится в пользу первых. Уже сейчас в Латвии и Литве можно найти предложения с нулевым авансовым платежом и сроком лизинга до 60 месяцев. В России тоже есть предложения с разбивкой платежа на столь длительный срок, но с первоначальным взносом не менее 20 %.

Между тем по мере насыщения российского рынка новыми транспортными средствами размер первоначального платежа будет уменьшаться. Прежде всего специалисты предсказывают такую тенденцию для российских грузовиков и прицепов. Что же касается импортного подвижного состава, то применительно к нему консерватизм финансовых организаций по условиям приобретения в лизинг сохранится гораздо дольше. Вызвано это характером рисков, которые рано сбрасывать со счетов. Среди них – изменения курсов валют, удорожание продукта за период лизинга и другие.

В то же время лизинг в России, Беларуси, Украине и других странах бывшего СССР был и остаётся наиболее эффективным инструментом грамотного ведения бизнеса, сопряжённого с обновлением подвижного состава. И в настоящее время реальной альтернативы ему нет.

 

Пример 1. Условия покупки в лизинг нового рефрижераторного полуприцепа грузоподъёмностью 29,9 т объёмом 85 м3 розничной ценой 65000 евро в России

 

Пункт договора лизинга

Лизинговые расчёты

Срок действия договора, мес.

36

36

12

Авансовый платёж, евро

19500

31850

31850

Ежемесячный платёж, евро

1763

1230

2960

Удорожание за весь срок, 5

9,2

17,12

3,65


Пример 2. Условия покупки в лизинг нового шторного полуприцепа грузоподъёмностью 27 т объёмом 82 м3розничной ценой 31000 евро в России

 

Пункт договора лизинга

Лизинговые расчёты

Срок действия договора, мес.

36

36

12

Авансовый платёж, евро

6200

15190

14880

Ежемесячный платёж, евро

926

548

1342

Удорожание за весь срок, %

9,19

4,22

0

 

Но сколь бы привлекательными ни были условия покупки техники в лизинг, на повестке дня остаётся и платёжеспособность клиента. Известно немало примеров, когда заказчик набирал несколько новых грузовых машин, а потом едва-едва сводил концы с концами из-за больших ежемесячных выплат. Бывало и так, что транспортник терял доверие лизингодателя, то и дело просрочивая платежи. Особенно это характерно для недавно созданных компаний с молодыми, но амбициозными руководителями. Вот почему при заключении контракта финансовая компания старается максимально точно определить, насколько запросы клиента соответствуют его реальным возможностям.

Но перевозчики, как говорится, сами с усами. Отмечается и такая тенденция, как попытка шантажа лизингодателя. Когда перевозчик неудовлетворён тем количеством техники, которую ему может предложить другая сторона. Например, ему нужно 5 седельных тягачей, а финансисты говорят, что больше четырёх вы не потянете. «Ну, тогда я уйду к конкурентам» – такую и ей подобную фразу в подобной ситуации приходится слышать не раз. И ведь уходят!

Но, как говорится, хорошо там, где нас нет. Даже при сопоставимой стоимости грузовых автомобилей европейского производства условия лизинга всё-таки разные. Лично я знаю транспортные компании со смешанным автопарком, где автомобили одной марки привозят прибыли больше, чем другие, только за счёт разницы в лизинговых платежах. Бывает и так, что за счёт эффективности одних машин покрывается нулевая рентабельность других. Это особенно характерно для очень дорогих грузовиков, у которых уровень доходности сопоставим с лизинговыми платежами.

Перевозчик не любит, когда его кормят обещаниями. И, кроме того, он рассчитывает только на собственные силы. Вот почему многие транспортники стремятся пополнить и обновить свой автопарк как можно быстрее. Зная, что спешка при заключении договора лизинга ни к чему, они тем не менее пытаются найти ту самую золотую середину, позволяющую их бизнесу быстрее принести столь желанные плоды труда. Хорошо, если у перевозчика есть собственный опыт сотрудничества с финансовыми компаниями или знание чужого опыта. Это поможет сделать правильный выбор. Ведь при заключении лизинговой сделки очень важно точно рассчитать собственные силы – чтобы не надорваться, как штангисту при взятии заведомо неадекватного веса.

Так что лизинг – это первоклассный инструмент. Но только для того, кто умеет им пользоваться себе во благо.