Налоги "Выйти из тени!"


В транспортной отрасли Москвы ожидается единый режим налогообложения

 

Александр НИКОЛАЕВ

 

Московская городская Дума рассмотрела Проект городской целевой программы реализации транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на 2007-2009 гг. Одна из её основных целей – защита социально-экономических, экологических и имущественных интересов столицы РФ, её населения от необоснованных рисков и ущербов, связанных с функционированием грузового автомобильного транспорта.

 

Основные положения новой Программы касаются также повышения эффективности, качества и безопасности грузовых автомобильных перевозок. Кроме того, она ставит целью формирование цивилизованного рынка грузовых автотранспортных услуг. Государственный заказчик Программы – департамент транспорта и связи Москвы. Головной разработчик – Государственное унитарное предприятие «Мосавтотранс», соисполнитель – Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет).

В числе пользователей Программы – департамент транспорта и связи Москвы, отраслевые и функциональные департаменты, комитеты и управления столицы России, префектуры административных округов. К этой когорте относится Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, хозяйствующие субъекты и пользователи рынка автотранспортных услуг столичного региона.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что сегодня грузовой автотранспорт обслуживает около 80 % производственных и транспортно-распределительных структур. Эта цифра охватывает и перевозки общественно необходимых и социально значимых грузов. Доля автомобильного транспорта превышает в целом 55 % от общего объёма грузоперевозок. В этой сфере напрямую занято более 500 тыс. москвичей. И хотя в целом спрос на транспортные услуги удовлетворяется, на повестку дня встают вопросы, требующие решения.

Один из них – снижение общей эффективности транспортных связей и процессов. Произошло это в результате расчленения единой автотранспортной системы на изолированные рыночные сегменты мелких хозяйствующих субъектов. Так, по данным Мосгоркомстата, на 1 января 1991 г. в автохозяйствах Москвы находилось 79860 грузовых автомобилей. Из них в системе перевозок Главмосавтотранса Мосгорисполкома числилось 42751 единиц техники, или 53,5 %. Остальной подвижной состав принадлежал 39 отраслевым министерствам и ведомствам.

 

 

Наиболее крупные парки грузовых автомобилей на 01.01.1991 г.:

Минсвязи СССР                                    

3557 ед.             

4,5 %

 

Минавтосельхозмаш СССР                    

2796 ед.              

3,5 %

 

Минавиапром СССР                              

2628 ед.             

3,3 %

Минжилкомхоз РСФСР                          

2570 ед.              

3,2 %

Остальные министерства и ведомства    от 50 до 1500 ед.

 

По данным ОГИБДД Москвы, на 01.07.2005 г. в городе зарегистрировано 240772 грузовых автомобилей, что более чем втрое превышает численность 1991 года. При этом почти половина (48,2 %, или 115934 ед.) парка принадлежит физическим лицам, а 51,8 %, или 124838 ед. – юридическим, причём лишь 34690 ед. (14,6 %) из них находятся в собственности государственных и муниципальных структур. В настоящее время в российской столице насчитывается более 25 тыс. владельцев грузового автомобильного транспорта, из которых подавляющее большинство располагает менее 20 машинами, т. е. относятся к малому бизнесу.

Объективным следствием резкого увеличения численности автопарка стало падение производительности подвижного состава и снижение общей эффективности и инвестиционной привлекательности автотранспортного бизнеса. Результат отразился и на росте тарифов на перевозки и доли транспортной составляющей в себестоимости большинства производимых товаров и услуг. И хотя по действующему законодательству статистический анализ работы автотранспорта ведётся выборочно, а общедоступная полная информация отсутствует, ясно и так: налицо снижение профессионализма, технологической, правовой и налоговой дисциплины большинства операторов рынка грузовых автоперевозок.

Проблема заключается в том, что у Правительства Москвы как субъекта Федерации сегодня нет соответствующих правовых рычагов и механизмов, ограничивающих стихию рынка. Отсюда – наличие неравноправных условий предпринимательской деятельности, недобросовестной конкуренции и недопустимых масштабов «теневого» бизнеса. Основным фактором, стимулирующим эти процессы, является действующая система налогообложения хозяйствующих субъектов, осуществляющих грузовые автоперевозки. Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по трём принципиально разным режимам, с несопоставимыми уровнями налоговых требований, норм и ставок: общему, упрощённому и вменённому. Это приводит к тому, что фирмы, осуществляющие идентичную деятельность в одной сфере, облагаются налогами и сборами по различным правилам и в различных объёмах. Главным образом – в зависимости от численности подвижного состава, которым они владеют.

 

Таблица 1. Сравнительные показатели режимов налогообложения хозяйствующих субъектов, осуществляющих грузовые автомобильные перевозки

Вид налогообложения

Налоги и сборы

(% от дохода)

Чистая прибыль перевозчика (% от дохода)

ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Общий режим

33,6

5,2

Упрощённый режим с объектом налогообложения (доходы)

13,4

25,4

Упрощённый режим с объектом налогообложения (прибыль)

14,6

24,2

Налог на вменённый доход

11,7

27,1

«ТЕНЕВОЙ» БИЗНЕС

Общий режим

5,0

33,8

 

Нужно отметить, что политика различных систем налогообложения была введена для стимулирования формирования института частной собственности на автотранспорте. Сегодня, когда эта задача уже решена, налоговые регуляторы требуют изменения. Подтверждением служат и данные исследований Института проблем автомобильного транспорта ГУП «Мосавтотранс». Они показывают, что при сопоставимых результатах перевозок крупные и средние автотранспортные предприятия по общему режиму налогообложения должны платить в бюджеты и внебюджетные фонды различного уровня почти 35 % полученного дохода. Для сравнения: объект малого бизнеса по упрощённой или вменённой схеме может платить не более 15 % дохода. Так называемый «теневой» бизнес в ещё большей выгоде: он позволяет себе отдавать не более 5 % дохода. И корень проблемы в том, что он платит налоги от зарегистрированного подвижного состава, а не от результатов его использования. Парадоксально, но факт: при этом в рамках упрощённого налогообложения формально «теневик» может считаться легальным налогоплательщиком. Почему? Да потому, что его фактические коммерческие результаты объективно очень трудно поддаются или вовсе не поддаются традиционным формам внешнего учёта и контроля.

В таких условиях чистая прибыль крупных и наиболее технологичных средних предприятий не превышает 5 % полученного дохода. Законопослушный малый бизнес получает около 25 %. Но самые крупные барыши срывает «теневой» бизнес – до 35 % дохода. А если руководство фирмы ещё ведёт жёсткую экономию накладных расходов, затрат на ТО, ремонт и ГСМ, то это позволяет ему получать до 50 % и более чистой прибыли. Агрессивная демпинговая политика и недобросовестная конкуренция «теневиков» в результате отрицательно сказываются на честных перевозчиках и подрывают устои цивилизованного рынка. Анализ показывает, что бюджеты и внебюджетные фонды различного уровня на грузовом автотранспорте Москвы ежегодно теряют до 13-15 млрд рублей, из которых половина – потери городского бюджета.

 

Таблица 2. Объёмы налоговых платежей и результаты предпринимательской деятельности по грузовым автомобильным перевозкам при различных системах налогообложения

Показатель,

млн руб.

ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПО СИСТЕМЕ:

Общей

Упрощённой с объектом налогообл.

Доходы

Упрощённой с объектом налогообложения

Доходы-Расходы

ЕНВД

по действующим

ставкам

ЕНВД по

обоснованным

ставкам или Патент


ДН

НН

ДН

НН

ДН

НН

ДН

НН

ДН

НН

Ф

О

Ф

О

 

Ф

О

 

Ф

О

 

Ф

О

 

Списочное число

автомобилей, ед.

4838

20

20

20

20

Доходы от перевозок

2669

2669

1868

11

11

3,3

11

11

3,3

11

11

3,3

11

11

11

НДС

445

311

311











 

 

Налог на прибыль

43,8

30,7

30,7











 

 

Налог на имущество

19,5

13,7

13,7











 

 

Единый налог расчётный




0,66

0,2

0,2

0,47

0,13

0,13





 

 

То же к уплате




0,33

0,1

0,1

0,47

0,13

0,13

0,14

0,14

0,14

1,66

1,66

1,66

Единый социальный налог

ВСЕГО, в том числе

289,4

202,6

202,6











 

 

В пенсионный фонд

177,8

124,5

124,5

0,74

0,22

0,22

0,74

0,22

0,22

0,74

0,22

0,22

0,74

0,74

0,74

         В ФСС

25,4

17,8

17,8











 

 

В ФМС

22,9

16,0

16,0











 

 

Налог на доходы физических лиц

64,5

45,1

45,1

0,28

0,08

0,08

0,27

0,08

0,08

0,27

0,08

0,08

0,27

0,27

0,27

Транспортный налог

28,3

28,3

28,3

28,3

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

0,12

Страхование от несчастных случаев


7,3


5,1


5,1


0,03


0,01


0,01


0,03


0,01


0,01


0,03


0,01


0,01


0,03

 

0,03

 

0,03

Налог на рекламу

0,2

0,2

0,2











 

 

НАЛОГИ ВСЕГО, в том числе

898

637

637

1,48

0,53

0,53

1,62

0,56

0,56

1,29

0,57

0,57

2,80

2,80

2,80

В бюджет Москвы

147,1

104,4

104,4

0,58

0,3

0,3

0,67

0,28

0,28

0,47

0,28

0,28

1,38

1,38

1,38

Чистая прибыль предпринимателя

139,0

399,9

88,8

2,81

3,76

2,18

2,67

3,73

1,89

2,99

3,72

1,87

1,48

1,48

1,48

Налоговая нагрузка (отношение налогов к прибыли)


6,46


1,59


7,17


0,53


0,14


0,24


0,61


0,15


0,30


0,43


0,15


0,30


1,89

 

1,89

 

1,89

УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ в тыс. руб. на 1 автомобиль в год

НАЛОГИ ВСЕГО, в том числе

186

132

132

74

26

26

81

28

28

65

29

29

140

140

140

В бюджет Москвы

30

22

22

29

15

15

33

14

14

24

14

14

69

69

69

Чистая прибыль предпринимателя

29

83

18

140

188

109

133

187

94

150

186

94

74

74

74

УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ в рублях на 1 рубль дохода, %

НАЛОГИ ВСЕГО, в том числе

34

24

34

13

5

16

15

5

17

12

5

17

25

25

25

В бюджет Москвы

6

4

6

5

3

9

6

2

8

4

3

9

12

12

12

Чистая прибыль предпринимателя

5

15

5

25

34

66

24

34

57

27

34

57

13

13

13

Условные обозначения: ДН – добросовестный налогоплательщик; НН – недобросовестный (формальный) налогоплательщик; Ф – факт;

О – отчёт.

 

Ещё одна проблема, поднятая Программой, – несанкционированное функционирование на рынке и дорожной сети столицы России огромного количества иногородних и зарубежных грузоперевозчиков без соответствующей компенсации потенциальных рисков и ущербов. Программа предлагает выход из создавшейся ситуации путём создания Центра оптимизации транспортного рынка, формируемого на паритетных началах Правительством Москвы и объединениями профессиональных грузоперевозчиков. Рассматривается и создание городской (региональной) информационной системы комплексного мониторинга, анализа и статистики грузового автотранспортного рынка.

Возвращаясь к главной теме, хочется отметить следующее. Эксперты подсчитали: в случае применения ЕНВД по обоснованным ставкам или единой системы транспортных патентов его размеры могут не только вырасти в три раза, до 20 – 23 млрд рублей, но и позволят полностью устранить «теневой» сегмент рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом. При этом бюджет Москвы получит дополнительно до 7 млрд руб. ежегодно. Овчинка выделки стоит. А раз так, дело за малым – принять волевое решение. И что-то подсказывает мне, что за Правительством Москвы не заржавеет…