Таможня "Таможня: «взяткоёмкость» уменьшится, а окошко останется всего одно…"


 Игорь ГЕЙКО

 

Скоро ли Россия вступит в Всемирную торговую организацию, пока неведомо, но некоторые российские министерства и ведомства уже начинают привыкать к мысли о том, что это вступление неизбежно, и учатся думать и жить по-новому. Таможня – это и лицо, и экономический форпост страны. С неё и начали.

 

Представители Федеральной таможенной службы России и их коллеги из Евросоюза, США и Польши собрались на семинар в Торгово-промышленной палате, чтобы обсудить, как привести работу российской таможни в соответствие с международными правилами.

Главная проблема таможни общеизвестна, глава ФТС Андрей Бельянинов определил её лаконично и образно: "взяткоёмкость". Иностранные импортёры деликатно именуют её бюрократией, медлительностью и полной непроницаемостью.

Между тем проблема-то, оказывается, решается легко и просто, велосипед изобретать не надо, поскольку он давно изобретён за рубежом. Там импортёрам уже давно не нужны ворохи документов и огромные затраты времени, чтобы отправить товар в ту или иную страну. Рецепт прост: принцип "одного окна", где собирают всю информацию, предоставляют её по первому требованию и вообще решают все проблемы. В России такие "окна" опробованы пока только на инвалидах в бывших собесах и на мелких предпринимателях, которым теперь для регистрации предприятия не нужна куча согласований.

Но… как говорится, есть варианты. В Швеции и Голландии "единое окно" – это орган, который обеспечивает все нужды участников внешней торговли. В странах размером и масштабом экспортно-импортных операций покрупнее (те же Соединённые Штаты Америки) индивидуальным обслуживанием импортёров заниматься времени нет – там всех «фигурантов» заносят в единую таможенную компьютерную систему (если впоследствии та или иная информация потребуется налоговой службе, сан-эпидемконтролю или иной контролирующей организации, то они сами в компьютерной системе любую необходимую информацию и получат). И – никаких бумаг! Третий вариант – автоматизированная система, опробованная в Сингапуре и на Маврикии. Там "единое окно" выдаёт документ, который достаточен для предъявления в любой другой инстанции.

Так что скоро российская таможня перейдёт на принцип "одного окна", то есть вопросы экспорта-импорта будут решаться в одном месте и не потребуют десятка разных согласований. Звучит как сказка – но чем чёрт не шутит?.. Во всяком случае, с такими обещаниями выступили представители Федеральной таможенной службы. Сократит ли реформа масштабы "взяткоёмкости" на таможне? Ведь и в «одном окне» живые люди сидят… Поживём – увидим.

Какой из вариантов предпочесть, российские таможенники пока не знают. Но первые шаги в этом направлении уже делаются.

Так, Госдума приняла в первом чтении внесённый Правительством РФ проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ". Законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, разработан в целях создания правовой базы для реализации мер, направленных на совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу России.

Сейчас, в соответствии с российским законодательством, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ осуществляются семь видов контроля: пограничный, таможенный, иммиграционный, транспортный, ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный. Причём каждый вид контроля осуществляет отдельное ведомство.

Планируется внести изменения в Закон "О беженцах", которые позволят исключить иммиграционный контроль в пунктах пропуска в качестве дублирующего пограничный контроль и объединить в одних руках почти все остальные: законопроект наделяет таможенные органы полномочиями по истребованию документов, необходимых для осуществления иных видов контроля, и внесению данных о перемещаемых через госграницу грузах, товарах и животных в межведомственную информационную систему.

Одновременно правительство предлагает внести в Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" изменение, исключающее несвойственную таможенным органам функцию осуществления контроля за обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств в пунктах пропуска.

В Таможенный кодекс вносятся изменения, предусматривающие определение Правительством РФ порядка создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Сегодня из 441 контрольно-пропускного пункта 350 находятся вне прямой собственности государства, а 13 – вообще в частных руках. Остальные контролируют различные органы государственной власти. По данным премьера, таких органов более десяти. Так что разводить таможню нужно даже не просто с бизнес-структурами, а, что гораздо сложнее, с полугосударственными и государственными "бизнес-структурами".

Недавно Герман Греф признал, что представляет сложность закрытие около ста КПП, создание которых пролоббировали в своё время региональные власти. Есть проблема и выкупа КПП у 13 частников.

Тем не менее – лёд тронулся…