Безопасность "Тенты, которые не боятся ножа"


Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

В конце 1980-х годов Европа, очнувшись от эйфории советской перестройки, стала быстро возвращаться к реалиям повседневной жизни. Волна преступности, неожиданно обрушившаяся на Запад, не обошла стороной и перевозчиков, которые сразу ощутили абсолютную незащищённость перевозимого груза… Да и создание Евросоюза пошатнуло многие традиционные устои. Границы в Европе открылись, и Carnet TIR для автоперевозчиков перестал быть необходимым. С одной стороны, это удешевило доставку груза, но с другой – исчез государственный таможенный контроль, и сохранность груза стала проблемой лишь его владельца да страховых компаний. Это подтолкнуло многих к злоупотреблениям, в том числе и к воровству. Что касается «профессионалов с большой дороги», то условия «работы» на чужих территориях стали для них значительно благоприятнее…

Изнутри непрорезаемая нижняя часть тента практически неотличима от обычной верхней

 

Вышел ёжик из тумана…

Груз из автопоездов воруют преимущественно через предварительно разрезанный тент. Крадут во время ночёвок, остановок и даже во время движения автопоезда. Главное, что привлекает воров, – доступность груза, прикрытого лишь клеёнчато-тряпичным тентом.

Официальная статистика по данному виду преступлений достаточно скупа. По её данным, ежегодно из-за разрезанных любителями лёгкой наживы тентов полностью лишаются перевозимого груза более десятка украинских трейлеров. В то же время, по информации предприятий, занимающихся ремонтом тентов, на каждом полуприцепе в течение года тент разрезается в среднем два-три раза. Конечно, далеко не все из этих повреждений вызваны посягательствами злоумышленников. Тенты рвутся и случайно – рассыпавшимся грузом, ветками деревьев и пр. Таким повреждениям обычно подвержена верхняя половина тента. А вот дыры в нижней его половине, на уровне роста человека, – это преимущественно свидетельство «несанкционированного доступа».

Часто перевозчики пытаются защититься от таких посягательств подручными средствами. Одни устанавливают вдоль бортов листы картона или толстой фанеры полутораметровой высоты, которые хоть и защищают груз, но затрудняют погрузочно-разгрузочные работы. Другие полагаются на страхование, третьи…

В общем, каждый ищет какой-то свой «рецепт». А что же производители? Они тоже не сидят сложа руки. Есть спрос – будет и предложение.

При попытке прорезать тент, изготовленный из материала Protector Bi-coated,

происходит замыкание двух токонесущих слоёв, которые подключаются к системам сигнализации

 

Комья первых блинов

В начале 1990-х годов некоторые компании начали предлагать тенты с широкими металлическими пластинами, прикреплёнными с внутренней стороны. А чтобы тент нельзя было разрезать вдоль полос, пластины стали крепить крест-накрест. Это было очень неудобно: во время движения металлические полосы протирали тент, а их открытые части ржавели. Но главное – эти «решётки» были жёсткими и не позволяли свернуть тент или сдвинуть его вдоль борта. Поэтому неудивительно, что подобные конструкции практически не прижились.

В то же время от них не отказались совсем, а модернизировали, уменьшив ширину пластин, залив их поливинилхлоридом и приклеив к тенту. Такая конструкция многим понравилась и постепенно превратилась в своего рода первый стандарт неразрезаемого тента, который был взят на вооружение целым рядом производителей.

Наиболее совершенной из систем подобного типа оказалась разработка бельгийской компании Sioen – первопроходца в этом сегменте рынка. Конструкция неразрезаемого тента Sioen была создана в начале 1990-х годов, получила название Siosteel® и используется до настоящего времени. Её основу составляет каркас из тонких стальных оцинкованных полос четырёхмиллиметровой ширины, покрытых ПВХ, сваренных крест-накрест с шагом 100 мм и приваренных с внутренней стороны тента. Хотя ячейка такого размера позволяет прорезать тент обычным ножом и даже просунуть внутрь прицепа руку, но что-нибудь вытащить оттуда будет весьма затруднительно. При этом каркас Siosteel® довольно эластичен, и такой тент можно и сворачивать, и сдвигать «шторкой».

Правда, разработчикам пришлось потратить немало времени и сил, чтобы вывести этот продукт на рынок и заинтересовать им европейских производителей прицепов. В результате от момента презентации материала Siosteel® и до начала его использования производителями прицепов ушло целых два года.

Квадратный метр материала Siosteel®, в зависимости от толщины наружного слоя ПВХ, весит 800-900 г и стоит 8-9 евро. А при желании заказать нестандартный цвет (не серый) – и того больше. А это примерно втрое дороже стандартного 630-граммового тента, ценой около 3 евро за 1 м2.

К сожалению, полной защиты груза Siosteel® не обеспечивает, поскольку каркас неплохо режется обычными ножницами по металлу, а его ячеистая структура заметна снаружи. Правда, такой «прокол» возможен при условии, что похитители будут к этому готовы. Как показывает практика, в большинстве случаев ограблению подвергаются прицепы с обычными, ничем не защищёнными тентами.

Конечно, нередко перед ограблением злоумышленники машины отслеживают и к краже готовятся тщательно заранее. От вора, как известно, нет запора, и в таких случаях от «очистки» не застрахован не только прицеп, отентованный Siosteel®, но и бронированный фургон.

Schmitz стал одним из первых использовать в стандартной комплектации «антивандальный» материал Protector®

 

 «Антивандалы» нового поколения

Технический прогресс не стоит на месте, и несколько лет тому назад ещё одна бельгийская компания, Dynatex, представила свою разработку нового непрорезаемого «антивандального» тентового покрытия. Этот материал получил название Protector®.

Его основу составляют не синтетические нити и не металлические пластины, а 3-4 слоя прочной тонкой стальной оцинкованной проволоки, наложенные один на другой под разными углами. Поверх этих слоёв – обычное тентовое покрытие. Естественно, удельный вес материала Protector® больше и зависит от количества проволочных слоёв (каждый из которых, в пересчёте на 1 м2, весит 150 г.)

Protector® легче металла, и в то же время он почти такой же эластичный, как и обыкновенный тентовый материал плотностью 1300 г/м2. Кроме того, он сваривается или склеивается, как обычная тентовая ткань, так что на изготовление тента для трейлера требуется около двух часов.

Protector® на клеевой основе весит больше на 50 г/м2. Этот материал можно сваривать или склеивать с обычным ПВХ, обрабатывать и сшивать с другими материалами, ставить фурнитуру и т. д. Единственное его отличие заключается в том, что он требует предварительной обработки краёв для защиты тента от повреждения, а людей – от травмирования.

Стандартное тентовое покрытие ПВХ, к которому все привыкли, имеет плотность 630 г/1 м2, ширину 2,5 м и разные цвета, тогда как Protector® поставляется серый (другие цвета – только под заказ) и шириной 125 см – для защиты бортов в самый раз.

Ещё одним достоинством защитного проволочного каркаса является то, что он гораздо менее заметен, чем решётчатый. К тому же Protector® имеет обычную тканевую фактуру, которая и вовсе не видна, если этот материал приварен с внутренней стороны тента.

Наличие в материале Protector® токопроводящих проволочных слоёв позволяет подключать его к системе сигнализации. Для этого между проволочным силовым каркасом, покрытым с обеих сторон слоем ПВХ, и наружной ПВХ-тканью размещается слой-проводник, защищённый с обеих сторон уплотнительной лентой. При попытке прорезать такой тент токопроводящие слои замыкаются и срабатывает сигнализация, которую можно подключить как к сирене или «мигалке», так и к системам GSM, GPS и т. д. (По оценкам специалистов, тенты, совместимые с системами сигнализации, будут востребованы у нас лишь через несколько лет.)

При этом прочностные характеристики материала Protector® обеспечиваются не только свойствами самой проволоки, но и её внутренним расположением и креплением. Ноу-хау заключается в том, что слои проволоки не переплетены между собой и не сварены, а сшиты нитями, имеющими сравнительно небольшую прочность на разрыв.

Пробить ножом Protector® можно, но при попытке его разрезать лента плетения, удерживающая разные слои проволоки, рвётся. А сама проволока, поскольку она не сплетена и не защищена ПВХ или другими материалами, не перерезается, а перемещается относительно свободно, придвигаясь к следующей нити. Поэтому чем сильнее давит нож, тем большее количество проволочных нитей оказывает ему сопротивление.

 

Технические характеристики материала Protector®

Название продукта/ Характеристики

Protector Tape Basic

Protector Tape Plus

Protector Bi-coated

Силовой каркас

Многослойное наложение оцинкованной стальной проволоки под разными углами

Количество слоёв и угол укладки проволоки

3 слоя: +60°, 90°, и –60°

4 слоя: +60°, 90°, и –60°, 0°

Вес, г/м2 (3 слоя)*

750

950

1000

Вес, г/м2 (4 слоя)*

900

1000

1125

Ширина рулона, см

125

Способ изготовления тента

Приваривание полосы по краям с обработкой краёв уплотнительной лентой; приваривание или приклеивание по краю основной ткани

Время установки

2 часа на трейлер

Эластичность продукта

Растентовка идентична до и после установки

Возможность установки сигнализации

нет

есть

есть (с 4 слоями проволоки)

Температурные лимиты

-40 °С / +70 °С

Огнеупорность

По заказу

Возможность починки после повреждения

Есть

Цвет

Серый средний (другие по заказу)

Гарантия

2 года

* 1 м2 материала на клеевой основе весит на 50 г больше.

 

Конечно, использование при тентовании «антивандального» материала Protector® обходится существенно дороже, чем обычный ПВХ. Стоимость одного квадратного метра этого непрорезаемого материала колеблется в пределах 12-16 евро.

Такая цена многих настораживает, но на сегодняшний день это – единственный вариант, позволяющий надёжно защитить груз и в то же время не осложняющий погрузочно-разгрузочные работы.

Тем не менее, несмотря на достаточно высокую стоимость, Protector® лишь вдвое увеличивает затраты на тентование, поскольку, как уже упоминалось, нет необходимости покрывать им весь кузов. При этом Protector® можно приварить или приклеить с внутренней стороны уже готового тента, не нарушая ни рекламы, нанесённой снаружи, ни цветовой гаммы прицепа.

Учитывая высокие «антивандальные» качества данного материала, им заинтересовались производители прицепов. Первой, ещё два года назад, такими тентами стала комплектовать свои полуприцепы компания Schmitz. И если в своё время Siosteel® устанавливался производителями прицепов в порядке эксперимента, то Protector® используется в качестве одного из направлений стандартной комплектации защитными тентами.

 

Когда страховка – себе дороже

О защитных материалах, подобных бельгийским, у нас пока знают мало, хотя при желании купить их всё-таки можно. На рынке предлагаются тентовые материалы различных производителей, в том числе корейские, испанские и китайские, но конкуренции с бельгийскими они пока не выдерживают. Некоторые украинские профильные предприятия уже разрабатывают прайсы на полное и половинное тентование полуприцепов бельгийскими непрорезаемыми материалами.

Кстати, кроме повышенной прочности, ещё один плюс последних заключается в том, что они начинают терять свою эластичность только при -30 °С, тогда как другие, более дешёвые, при такой температуре уже становятся ломкими.

Конечно, злоумышленники, задавшиеся целью проникнуть в кузов какого-то конкретного грузовика, всё равно найдут способ это сделать. Но очень часто кража начинается с обычного хулиганства – сначала пырнули тент ножом, потом его рванули, потом заглянули внутрь… При использовании автовладельцем защитных покрытий сделать это намного сложнее. Так что потенциальный риск расхищения груза уменьшается в десятки раз.

Что касается страхования груза, то оно покрывает только материальные потери, да и то далеко не всегда. Как свидетельствует практика, при мелких кражах обращаться за страховым возмещением себе дороже. Ведь для этого необходимо, как минимум, вызвать ГАИ, а потом приехать на таможню. Потери же от простоя при этом могут намного превысить стоимость похищенного, а поэтому в большинстве случаев при мелких кражах водители никуда не заявляют.

Но, кроме прочего, любая кража для автоперевозчика – это не только материальный ущерб. Ведь независимо от того, был груз застрахован или нет, транспортная компания при потере или повреждении груза теряет свой имидж. А в борьбе за клиента он очень важен – с «недовозчиками» мало кто захочет иметь дело…