Автобусный парк "Travego улучшает породу"


Туристический лайнер Mercedes-Benz Travego недавно справил свой шестой день рождения. За это время уровень его ежегодных продаж в Европе вырос до 400 автобусов. После глубокой модернизации 2005 года специалисты компании считают, что у них есть все шансы полагать: взятый рубеж как минимум сохранится. Давайте посмотрим, на чём основана такая уверенность.

 


 

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Динамика формы

Travego стал числиться в прайс-листах компании в 1999 году. С его появлением специалисты заговорили об удачном синтезе строгой функциональности и свежего дизайна, высокого уровня комфорта и новых масштабов безопасности. Его сразу определили как лайнер для взыскательных потребителей, и таких нашлось немало как в самой Германии, так и далеко за её пределами. В России автобус стал желанным приобретением для нескольких спортивных команд высшей лиги и первого дивизиона. В частности, Travego окрашены в клубные цвета московского «Спартака» и «Сатурна».

Для туроператоров важно не только иметь технически исправный подвижной состав, но и обладать новыми, престижными моделями. Возможно, в России этот фактор пока не играет столь принципиального значения, как в современной Европе, но мы ведь идём по её стопам, и рано или поздно приоритеты будут точно такими же.

Итак, первый козырь нового Travego – посвежевший дизайн. Не обновлённый, а именно новый Travego (и немцы это подчёркивают) по главным критериям превзошёл своего предшественника. Для придания большей эмоциональной выразительности ему «подвели глазки»: передние фары сделали крупнее, а указатели поворотов встроили в корпус из цельного стекла. Новые габаритные огни на светодиодах рассчитаны на долгий срок службы, а замена лампочек отпала за ненадобностью. Новый лобовой обтекатель с воздухозаборником трёхмерной формы ограничили сверху дугой, что придало ему большей заметности. На боковине тоже сделали акцент: характерный «бумеранг» связывает лобовую часть с боковиной. Вверху средняя стойка кузова элегантно взлетает вверх над первыми двумя боковыми стёклами, не ухудшая при этом обзора для пассажиров. Затем она плавно переходит в обшивку системы кондиционирования воздуха. А для увеличения сектора обзора пассажиров, занимающих последний ряд, заметную до сих пор округлость сменило крутое завершение задних боковых стёкол.

В итоге обновлённый дизайн как бы говорит окружающим: «Посмотрите, я в хорошей форме!».

Два эксклюзива для Турции

Ориентируясь на особые пожелания турецкого рынка, производственный отдел Mercedes-Benz Omnibusse выпускает новый Travego в двух специальных дополнительных вариантах – 15 SHD длиной 12 м и 17 SHD длиной 13,85 м. При габаритной высоте 3,97 м оба, как и европейские версии, выпускаются с увеличенной высотой салона. В качестве двигателей используются моторы Евро-3 предшествующих моделей. Визуально турецкие SHD отличаются от европейских RHD более высоким козырьком над выступающей передней частью кузова и багажными дверками большего размера.

Больше пользы!

Второй козырь машины – улучшенная функциональность. В угоду ей в облике Travego произошли и другие изменения. Так, крышка моторного отсека получила по-новому сконструированную в верхней части вентиляцию. Теперь она препятствует попаданию поднятой из-под колёс пыли в отделение. С точки зрения законов аэродинамики улучшены углубления в задней стенке – они расширяют обдуваемую поверхность. Для облегчения обслуживания пассажиров с левой стороны в моделях Travego (15 RHD) Travego М (16 RHD) сделано по два вместо прежних трёх люков багажного отделения. У длиннобазного Travego L (17 RHD) их теперь три (а было четыре). Объём багажных отсеков такой: по 8,4 м3 на Travego и Travego М, а также 10,9 м3 на Travego L (все – с бортовым туалетом).

 Переднюю часть автобуса немного удлинили, чтобы обеспечить водителя и гида прибавкой в 140 мм полезного пространства. Сидящий за рулём получил больше возможностей по регулировке кресла, за которым появилось место для вместительной сумки. По левую руку находится по-новому сконструированный шкафчик с несколькими практичными полками. Наряду с водителем выиграли и пассажиры: вход через переднюю дверь стал шире на 70 мм, что существенно облегчает посадку и высадку во время остановок. Пойдя на такой шаг, немецкие инженеры одним выстрелом убили двух зайцев: кроме вышеописанной выгоды они получили большую послушность автобуса в управлении и лучшую манёвренность за счёт увеличенного переднего свеса. Программа нового туристического лайнера Mercedes-Benz включает три модификации с увеличенной до 2,1 м высотой салона: двухосный Travego (15 рядов кресел при длине 12,14 м), трёхосный Travego М (16 рядов кресел при длине 12,96 м) и трёхосный Travego L (17 рядов кресел при длине 13,99 м). Общая высота у каждого из них – 3,71 м.

Большая работа проделана по совершенствованию устройства салона. В серийное оснащение вошёл DVD-проигрыватель. Передний монитор видеосистемы ради увеличения обзора пассажирам сделан откидным. Для оптимального обзора и индивидуальной защиты от солнца защитная шторка на ветровом стекле состоит из двух половинок. Это даёт возможность водителю индивидуально настраивать шторки, не ограничивая при этом видимость для пассажиров, занимающих места на правой стороне автобуса. Обе шторки приводятся в действие нажатием на кнопку на пульте управления. Перемены заметны и на приборной панели: здесь использована приятная на ощупь мягкая плёнка. Контрастный цветной дисплей сменил прежний монохромный, в результате чего считывать важную информацию стало легче. Переднее стекло стало обогреваемым, что для стран с суровым климатом особенно актуально.

Преимущество нередко познаётся в мелочах, и, зная об этом, немцы постарались сконцентрировать внимание на деталях. И не в последнюю очередь это коснулось оборудования пассажирского салона. Вентиляционные отверстия новой формы смотрятся органичнее и совершеннее прежних. А кнопки управления с освещёнными индуктивными переключателями ламп индивидуального чтения и вызова бортпроводницы вполне логично теперь встроены рядом с лампами. Регулируемые воздушные жиклёры имеют один ролик управления. Новым является и принцип освещения салона. В зоне ног центральный проход снабжён неброским освещением для создания уютной атмосферы. На потолке подсветка обеспечивается люминесцентными лампами вдоль багажных полок. Эти лампы имеют двухпозиционное переключение. Для владельцев автотранспортных предприятий это явный плюс – прежде всего за счёт долговечности люминесцентных ламп.

 

Серийные перемены

В конструкции нового «туриста» произошло немало перемен, которые скрыты от глаз, но существенно улучшают его привлекательность для клиентов. В частности, речь идёт об установке для кондиционирования воздуха повышенной мощности. Теперь установленный на крыше кондиционер в усиленном режиме охлаждает воздух производительностью до 39 кВт. Новинкой для Travego является и кондиционер с охлаждающей способностью до 35 кВт. Для усиления воздухообмена эти установки работают на восьми вентиляторах. А вообще, в зависимости от региона, транспортники могут выбирать кондиционеры мощностью 32, 35 и 39 кВт. От предшественника в наследство досталось проверенное временем конвекторное водяное отопление.

В салоне можно заметить новую обивку кресел, форма которых осталась неизменной. Зато теперь не нужно доплачивать за подножки – они включены в серийное оснащение кресел GRX. Новое оформление получили скаты подушек. А благодаря расширенному ассортименту обивок сделать интерьер автобуса индивидуальным стало значительно проще. Теперь к услугам заказчиков 20 цветов велюровой обивки для потолка и стен, 5 вариантов покрытий пола и множество обивок для сидений с комбинированным покрытием из ткани и кожи. Линии отделки салона по-прежнему называются Flair (серийно) и Fashion (по желанию). Кстати, в варианте Flair отделанные деревом ручки кресел, накладки поручней и приборная доска в новых моделях Travego стали заметно темнее.

Новым и заметно более высоким притязаниям Travego соответствуют прочное покрытие пола багажного отсека и отделанные изнутри люки. Предусмотрено и многофункциональное пространство. Оно может служить либо в качестве дополнительного багажника, либо как место отдыха сменного водителя. В серийном оснащении также централизованная система блокировки дверей и багажных люков. Она может быть дополнена электропневматическим дистанционным управлением люков багажного отделения и дистанционным запиранием, при котором одновременно закрываются и запираются люки в крыше и водительское окно.

 

Made by Turkei

В Турции DaimlerChrysler производит автобусы с 1968 года. Начиналось всё с выпуска легендарного Mercedes-Benz O301. С тех пор было изготовлено около 42000 автобусов, большая часть которых с успехом экспортировалась в Западную Европу. Наряду с Travego туда отправлялись Tourismo Conecto. Для справки: в Турции с населением около 70 млн человек ежегодно производится более миллиона грузовых автомобилей, транспортёров, автобусов и легковых машин. Около 2/3 из них отправляются на экспорт преимущественно в европейские страны.

 

Худеют не только женщины…

Третий козырь нового Travego – снижение массы на 300 кг. И это при том, что общая длина немного увеличена (12,14 м у Travego; 12,96 м у Travego М; 13,99 м у Travego L), а двигатели соответствуют стандарту Евро-4. За счёт чего удалось выйти на такие показатели? Например, за счёт нового вида пола багажного отделения из многослойного алюминия Metawell, позволившего сэкономить 40 кг. А ещё – за счёт оптимизированного каркаса крыши и отказа от двери водителя. Была усовершенствована также установка для кондиционирования воздуха. А ламповые мониторы видеосистемы уступили место плоским экранам. Как следствие, большие резервы веса вместе с усовершенствованным оснащением позволяют пустить в эксплуатацию очень популярный для России и стран СНГ трёхзвёздный 49-местный (плюс водитель и гид) вариант Travego 15 RHD с 6-цилиндровым рядным дизельным двигателем. Помимо более высокой пассажировместимости и увеличения полезной нагрузки удалось сократить потребление топлива, а это один из важнейших показателей в статье эксплуатационных расходов.

После модернизации Travego получил усовершенствованную электронику. Она, как и прежде, базируется на успешно применяемой системе гибко программируемого управления (FPS). Но при этом количество приборов управления сократилось с шести до пяти, а функциональность при этом выросла. Электроника с предохранителями и реле управляет стеклоподъёмниками, солнцезащитными шторками, аудио- и видеоаппаратурой. Такое решение упрощает ремонт, что в российских условиях и условиях Украины и Беларуси очень важно. Предусмотрена и возможность доукомплектования машины дополнительными системами. В частности, буксирное устройство, включая розетку, может быть установлено без дополнительной загрузки программного обеспечения. На практике это означает экономию времени и сил.

Экономичные моторы

С вводом в серию новых моделей Travego производственный отдел Mercedes-Benz Omnibusse сделал ставку на экономичные двигатели с низким уровнем содержания вредных веществ в отработавших газах. Дизельные моторы соответствуют требованиям норм Евро-4. Применение нашла технология BlueTec, опробованная в начале 2005 года на тяжёлых грузовиках Mercedes-Benz Actros. При этом в поток выхлопных газов впрыскивается водный раствор мочевины AdBlue. В катализаторе оксиды азота превращаются в безвредные компоненты воздуха – азот и водяной пар. В результате выброс окислов азота в двигателях Евро-4 снижается на 30 %, а в будущем, в моторах Евро-5, – уже на 60 %. Позитивным сопутствующим эффектом является снижение выброса твёрдых частиц по сравнению с Евро-3 на 80 %. И это служит веским аргументом в рамках актуальных дискуссий по высокодисперсной пыли и выхлопам.

Конечно, для российских, украинских и белорусских автоперевозчиков в настоящее время не очень актуальны двигатели, работающие по новым экологическим стандартам. Ведь ясно, как дважды два, что на территории стран Содружества ещё не развита сеть заправок AdBlue, а идея покупать такую технику с прицелом в будущее попросту лишена здравого смысла. В то же время автотранспортные компании приграничных со странами ЕС регионов могут позволить себе такое удовольствие.

Но есть у этой медали и иная, более приятная сторона. Что ни говори, а по сравнению с другими системами очистки выхлопов технология BlueTec обладает рядом преимуществ. Например, уменьшенным потреблением дизельного топлива. А ещё – расчётом на долгий срок службы трансмиссии и сохранением продолжительных интервалов технического обслуживания. Небольшого объёма дополнительного топливного бака с компонентом AdBlue (61 л для Travego; по 47,5 л для Travego М и Travego L) достаточно для того, чтобы покрыть расстояние в несколько тысяч километров. При этом стандартные полимерные баки для дизтоплива в новом лайнере впечатляют своей вместимостью: 490 л у Travego, по 475 л у Travego М и Travego L.

Прежний базовый мотор мощностью 260 кВт (354 л. с.) на Travego не используется. Ему на смену пришёл более производительный 12-литровый 6-цилиндровый рядный OM 457 LA мощностью 315 кВт (428 л. с.). Но главное в нём – не только прибавка в 74 л. с. Гораздо важнее прирост тягового усилия: теперь максимальный крутящий момент составляет не 1900, а 2100 Н∙м. Этот двигатель устанавливается на обычный двухосный Travego. А вот трёхосные Travego М и Travego L комплектуются V-образным 8-цилиндровым двигателем OM 502 LA рабочим объёмом 15,9 л и мощностью 350 кВт (476 л. с.). Пик его крутящего момента такой же, как и на 6-цилиндровом варианте – 2100 Н·м. А достоинства свои он раскрывает прежде всего на средних и высоких оборотах.

 

Сроки и стоимость

Выпуск нового Mercedes-Benz Travego RHD в Западной Европе намечен на начало 2006 г. Между тем в Турции производство Travego 17 SHD длиной 13,85 м в исполнении Евро-3 было успешно запущено весной 2005 года на заводе в Хошдере. К декабрю 2005 года там было собрано свыше 200 пассажирских машин. Несмотря на застой на рынках Западной и Центральной Европы, ежегодный выпуск нового лайнера запланирован в объёме около 400 единиц. Это соответствует уровню продаж предшествующей модели. Производитель уверяет, что с появлением нового Travego RHD многочисленные изменения в его оснащении будут использоваться при выпуске без увеличения стоимости. Единственное повышение цены вызовет переход на двигатель, отвечающий нормам Евро-4.

Аргументы «за»

Важный аргумент в пользу нового Travego – его идеальная защита от коррозии. Она выполнена по методу KTL – путём нанесения грунтового слоя электролизом на каркас кузова до начала лакокрасочных работ. Это делает качество изделия выше, а сам продукт – долговечнее. На языке транспортников это означает длительное сохранение высокой стоимости автобуса и гарантию его привлекательной цены при повторной продаже.

В России едва ли не в последнюю очередь (а за рубежом – наоборот) принято рассматривать пассажирский транспорт с точки зрения оснащения системами безопасности. В этом плане прежний Travego был на высоте, а новый поднял планку ещё выше. В комплектацию лайнера теперь входит ограничитель тормоза-замедлителя DBL. Эта регулирующая система заметно разгружает водителя и упрощает его работу в дальних рейсах. Устройство DBL препятствует самопроизвольному ускорению автобуса на склонах. Сначала в дело вступает тормоз-замедлитель, а чуть позже – рабочий тормозной механизм. В итоге на длинных крутых склонах автомагистралей лайнер не может превысить установленную законодательством Евросоюза максимальную скорость в 100 км/ч. В целях обеспечения большой выносливости тормоза-замедлителя при долгой работе была повышена охлаждающая способность механизма для лучшего отвода тепловой энергии торможения.

В серийное оснащение Travego входят дисковые тормоза всех колёс, тормозная система с электронным управлением (EBS), ассистент торможения (BA), противобуксовочная система (ASR), антиблокировочная тормозная система (ABS), тормоз-замедлитель и электронная система стабилизации курсовой устойчивости (ESP). В активе машины – серийно устанавливаемые противотуманные фары. Галогенные лампы Н7 с высокой световой отдачей можно заменить мощными газоразрядными лампами Litronic. В любом случае автобус будет обеспечен хорошим бортовым освещением.

Для туристического лайнера предусмотрена новая опциональная система «Ассистент». Впервые поставляемая по желанию заказчика система регулирования дистанции (ART) автоматически поддерживает выбранную безопасную дистанцию от впереди идущих машин. Когда туристический автобус настигает автомобиль, идущий с меньшей скоростью или автобус «подрезает» более медленная машина, срабатывает тормоз-замедлитель, устройство для торможения двигателем с постоянным дросселем и рабочая тормозная система. Они будут активированы до тех пор, пока не будет установлено заданное безопасное расстояние. Максимальное притормаживание при этом составляет 20 % возможной тормозной мощности. Если препятствие удаляется, то автобус вновь автоматически ускоряется до настроенной при помощи системы регулирования скорости. Это устройство прежде всего помогает водителю при оживлённом движении. В российских условиях, например, при езде по МКАД, а за рубежом – по автобанам и автомагистралям. Впрочем, она эффективна и на других скоростных шоссе и даже в городе, поскольку действует при скорости транспортного средства более 15 км/ч.

Другое новшество, ассистент дорожной полосы (SPA), находится на стадии подготовки к серийному внедрению, но для России пока не актуально. Судите сами: система видеокамер на основании дорожной разметки определяет, не собирается ли автобус покинуть свою полосу движения. Водитель в таком случае предупреждается вибрацией на соответствующей стороне своего сиденья. Поскольку с разметкой на многих российских дорогах дела обстоят неважно, то и установка такого устройства вряд ли оправдана. Но даже без SPA новый Travego имеет очень приличное оснащение, и для «свадьбы» с российскими автобусными парками он – завидный «жених».

 

 

Технические характеристики Mercedes-Benz Travego 

(Данные производителя)

Параметр/модель                                          

Travego 

Travego M   

Travego L

Г А Б А Р И Т Н Ы Е  Р А З М Е Р Ы 

Длина, мм               

12140         

12960 

13990

 

Ширина, мм                                    

2550 

2550

2550

Высота, мм                              

3710 

3710 

3710 

Передняя колёсная база, мм                                 

6080

6080

7110

 

Задняя колёсная база, мм                                       

-

1350        

1350        

Передний свес, мм                                                

2760

2760

2760

Задний свес, мм                                                    

3300

2770  

2770  

Угол въезда, град.                    

7,65           

7,65           

7,65           

Угол съезда, град.                            

   6,9             

8,3              

8,3              

Высота салона, мм                  

2100 

2100 

2100 

Мин. интервал между сиденьями, мм                       

755  

755  

755  

Высота кресла водителя, мм                                   

860  

860  

860  

Д В И Г А Т Е Л Ь  И  Т Р А Н С М И С С И Я

Двигатель (стандартное оснащение)                  

ОМ 457LA   

ОМ 457LA   

ОМ 457LA

 

Компоновка двигателя Евро-3                            

вертик.      

вертик.      

вертик.      

Число и расположение цилиндров                  

6, рядное   

6, рядное   

6, рядное   

Рабочий объём, см3                                            

11967 

11967 

11967 

Макс. мощность, кВт (л. с.)                               

315 (428)    

315 (428)    

315 (428)    

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин                  

2100/1100   

2100/1100   

2100/1100   

Коробка передач                                             

MB GO190   

MB GO190   

MB GO190

Число передач в КПП                                             

6

6

6

Двигатель Евро-3 (опция)                                       

-

ОМ 457hLA

ОМ 457hLA

Число и расположение цилиндров                           

-

6, рядное   

6, рядное   

Рабочий объём, см3                                                

-

11967 

11967 

Макс. мощность, кВт (л. с.)                                     

-

300 (408)    

310 (422)

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин                         

-

1900/1100  

1900/1100

Коробка передач                                                   

-

MB GO190   

MB GO190   

Число передач в КПП                                             

-

6

6

Двигатель Евро-3 (опция)                                       

-

ОМ 502LA     

ОМ 502LA     

Число и расположение цилиндров                           

-

8, V-образ. 

8, V-образ. 

Рабочий объём, см3                                                 

-

15930         

15930         

Макс. мощность, кВт (л. с.)                                      

-

320 (435)    

320 (435)    

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин                          

-

1900/1100   

1900/1100   

Коробка передач                                                    

-

MB GO210    

MB GO210

Число передач в КПП                                               

-

6

6

Двигатель Евро-3 (опция)                                        

-

  ОМ 502LA     

  ОМ 502LA     

Число и расположение цилиндров                            

-

8, V-образ. 

8, V-образ. 

Рабочий объём, см3                                                  

-

15930  

15930  

Макс. мощность, кВт (л. с.)                                       

-

350 (476)   

350 (476)   

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин                           

-

2100/1100  

2100/1100  

Коробка передач                                                     

-

MB GO210   

MB GO210   

Число передач в КПП                                               

-

6

6

У Р О В Е Н Ь  КО М Ф О Р Т А

Число мест (пассажирские + гид)                            

49+1           

49+1           

57+1

-                    при уровне 3 звезды                       

48/1/1         

52/1/1         

56/1/1

-                    при уровне 4 звезды                       

44/1/1         

48/1/1         

52/1/1

-                    при уровне 5 звёзд                         

40/1/1         

40/1/1         

40/1/1         

Мощность системы вентиляции, кВт:

- охлаждение воздуха в салоне                               

32

32

35

- обогрев воздуха в салоне                                      

38

38

39

- охлаждение воздуха на месте водителя                  

8

8

8

- обогрев воздуха на месте водителя                        

20

20

10

Объём багажных отсеков, м3:

- максимальный                                                      

9,6             

9,6             

12,1

туалетом                                                          

- 1,2   

- 1,2   

- 1,2   

- с WC и спальным местом водителя                      

- 1,4           

- 1,4           

- 1,4           

О Б Щ И Е  Д А Н Н Ы Е

Диаметр разворота, м                                             

20,8           

20,8           

23,5

Размерность шин                                         

295/80R22.5   

295/80R22.5   

295/80R22.5   

Объём топливного бака, л                                      

490  

475 

475 

Объём бака с компонентом AdBlue, л                       

     61            

47,5           

47,5           

Вариант исполнения                                             

15 RH        

15 RH        

17 RHD