Компоненты "Готовь цепи летом…"


 

Зима вносит свои коррективы в снаряжение автомобиля. Основная «головная боль» любого водителя на зимней дороге (кроме топлива, разумеется) – это, пожалуй, как не потерять надёжный контакт с дорожным покрытием, состояние которого зимой может меняться от чистого, сухого асфальта до кондиций льда и рыхлого снега, порой достаточно глубокого. В первую очередь, главную роль в надёжном управлении автомобилем зимой в таких условиях играют шины.

 

Бесспорно, что создатели шин добились немалых успехов в совершенствовании качества автомобильной «обуви» и приспособлении её к самым разным климатическим условиям. Бесспорно и то, что и водители стали более цивилизованно относиться к выбору резины (кому сегодня придёт в голову выехать на укатанный снег на летней или лысой резине?). Но всё же бывает, что зимней «обувки» недостаточно. Обильные снегопады, которые, несмотря на предсказания всемирного потепления, с завидным постоянством в последние годы засыпают всю Европу (особенно в горах!), заставляют перевозчиков принимать дополнительные меры. Одна из них – противобуксовочные приспособления, надеваемые непосредственно на покрышку: скобы, браслеты и т. п. Браслеты, в основном применяемые на легковых машинах, весьма трудоёмки в установке на колесо. Скобы, хоть и сравнительно легко монтируются, однако (как и браслеты) малоэффективны и вызывают существенный дисбаланс, который не позволяет двигаться со скоростью более десятка километров в час. Неудивительно поэтому, что наибольшее, а на грузовых автомобилях и автобусах почти исключительное распространение получили цепи противоскольжения – как самые эффективные и надёжные и на гладком льду, и в глубоком снегу.

 

Всё по закону

О серьёзности проблемы движения по снегу говорит хотя бы тот факт, что многие европейские (и не только) государства законодательно стали регулировать применение этих цепей на автомобилях. Об отличиях правил в разных странах и пойдёт речь ниже.

Сразу оговоримся, что далеко не везде обязательно иметь цепи на борту автомобиля (хотя при этом нигде и не запрещено). Так, в Армении, Азербайджане, Беларуси, Дании, Ирландии, Казахстане, Кыргызстане, Литве, Латвии, Люксембурге, Молдове, Нидерландах, России, Туркменистане, Украине, Узбекистане, Финляндии, Швеции и Эстонии водителю предоставлено самому решать, пользоваться цепями в определённых условиях или нет – многое зависит от региона (например, на Урале или Кавказе зимой наличие комплекта в машине будет явно не лишним), от опыта и интуиции водителя, от конкретных погодных условий. Правда, в некоторых странах, где применение цепей никак не регулируется, как своеобразная альтернатива цепям рассматриваются ошипованные шины, но с определёнными оговорками: в Латвии шипованные шины запрещено применять в период с 1 мая по 1 октября, в Литве – с 10 апреля по 1 ноября (кстати: с 1 ноября по 10 апреля здесь запрещено использовать шины с летним рисунком протектора), в Швеции – с 30 апреля по 1 октября, Швейцарии – с 30 апреля по 1 ноября. Без оговорок круглогодично запрещены ошипованные шины в Бельгии, Польше, Словении, Чехии.

Страны, в которых наличие цепей в определённых условиях обязательно, можно условно разделить на две группы: в первой их применение регламентируется с помощью дорожных знаков на конкретных участках дорог, во второй обязательное применение цепей вводится в определённое время и в определённых регионах страны. В Албании цепи обязательны с 1 ноября по 30 апреля в следующих регионах страны: в префектурах городов Shkodra, Кukesi Peshkopia, Burrel, Puka, Reshen и Tropoja на севере и в префектурах Librazhd, Pogradec, Korca, Bilisht, Erseka, Gramshi и Permeti на востоке страны.

В Боснии и Герцеговине запрещено движение транспортных средств без зимнего снаряжения (это как минимум одна пара цепей для ведущих колёс, а для грузовых автомобилей и автобусов ещё и лопата) в период с 15 октября по 15 апреля. В Болгарии аналогичные требования действуют с 1 ноября по 31 марта. В Хорватии обязательно наличие и применение в зимний период, который законом определяется не календарными сроками, а наличием «слоя снега толщиной более 5 см или наличием льда на дорожном покрытии». В Грузии наличие цепей обязательно при проезде через перевалы и по автомагистралям Тбилиси – Батуми - граница с Турцией, Тбилиси - граница с Россией (Военно-Грузинская дорога). Монгольские правила предписывают обязательно иметь в машине цепи с октября по март практически на всей территории страны, причём, кроме цепей, рекомендуется иметь с собой лопату, буксировочный трос и лебёдку. Независимо от погодных условий и также на всей территории необходимо иметь цепи и в Норвегии. Правда, это требование распространяется на транспортные средства только полной массой свыше 3,5 т и в период с 1 ноября по 1 мая, а с 1 мая по 1 ноября запрещено применение ошипованных шин.

С помощью дорожных знаков регламентируется применение цепей противоскольжения в Чехии, Словакии, Франции, Португалии, Румынии, Испании, Швейцарии, Германии, Венгрии, Австрии, Италии, Польше. Причём на участках, где установлены дорожные знаки или предупреждающие указатели, обязательно не просто наличие цепей противоскольжения в автомобиле, а их применение. На дорогах, где такие знаки отсутствуют, водитель сам решает, есть ли необходимость в использовании цепей, исходя из погодных условий, состояния дороги и личного опыта.

Общее ограничение в использовании цепей во всех странах – запрет на их использование на чистом, без снега или льда, асфальте, что вполне логично: цепи разрушают верхний слой дорожного покрытия не меньше, чем тракторная гусеница. Кроме того, регламентируется количество комплектов цепей – как правило, ими должна оборудоваться как минимум ведущая пара колёс. Ограничивается и максимальная скорость движения «в цепях»: в большинстве стран установлен лимит в 60 км/ч. В Чехии он ниже – 50 км/ч, а в Монголии – всего 25.

 

Что выбрать?

Цепи противоскольжения различных производителей принципиально не отличаются по конструкции. Небольшие нюансы можно заметить в конструкции замков, способе фиксации цепи на боковине покрышки, «рисунке плетения» рабочей части (от простой «лесенки» до достаточно сложных ячеистых структур).

Есть отличия и в материалах, из которых производятся эти изделия. Если немногие российские и украинские предприятия, специализирующиеся на производстве металлоизделий (в том числе приводных, якорных и крепёжных цепей), не мудрствуя лукаво, просто берут цепь нужного калибра собственного производства и на её основе делают нужное изделие, то европейские компании (например, немецкое объединение RUD-Erlau, шведская Biltema) не скупятся ни на применение достаточно редких материалов (вплоть до титановых сплавов), ни на научные изыскания в этой области, например, поиски оптимального рисунка плетения цепи, конфигурации звеньев и т. п. Новинка последних лет – цепь проивоскольжения, предназначенная сугубо для ведущих колёс грузовиков и автобусов. Суть её в том, что новая цепь охватывает оба сдвоенных колеса. Налицо – экономия средств и времени.

Разумеется, эти факторы существенно влияют на стоимость конечного изделия, которая иногда может отличаться на порядок. Если цена российского комплекта для грузового автомобиля (комплектом, как правило, считается пара цепей) составляет в среднем 60 – 100 USD, то самый «продвинутый» вариант из Европы обойдётся в 550 – 850 USD. Цепи для легковушек, естественно, и стоят дешевле – от 20 – 35 до 40 – 80 соответственно. Сколько денег потратить на этот, в общем-то сезонный, но подчас жизненно необходимый аксессуар, каждый решает сам.

Ещё один нюанс ценообразования – время и место покупки. Хороший комплект европейского производства лучше всего и покупать в Европе, причём летом – обойдётся процентов на 30 дешевле. И другой, самый дорогой вариант – приобрести цепи по тройной и более цене зимой в Турции, когда снег уже пошёл, горная дорога закрыта, а цепей с собой не оказалось. Вот здесь и приходят «на выручку» предприимчивые турки. Правда, отнюдь не за «спасибо»…

 

 

Полезные советы

*При покупке обратите внимание на рисунок цепи. «Лесенка» подходит для нечастого и недолгого применения. С такой цепью автомобиль двигается рывками, поскольку она входит в сцепление с дорогой неравномерно. А это – лишняя нагрузка на подвеску и трансмиссию. Поэтому лучше подобрать цепи с ромбовидным рисунком.

*Внимательно осмотрите рабочие участки цепи – они сделаны из более толстых звеньев квадратного сечения. Оцените качество их изготовления и толщину. Чем толще – тем лучше.

*Качество цепей во многом зависит от страны и фирмы-изготовителя. Наиболее выносливыми традиционно считаются изделия немецких и австрийских производителей. Неплохи и шведские, правда, они дороже немецких и австрийских. Покупать некачественный продукт в этом плане в самом прямом смысле означает рыть себе могилу.

*Не забывайте, что цепи, как и шины, имеют свой размер. Если на ведущей оси установлены шины 315/80 R22,5, то и цепь должна соответствовать этому размеру.

*Надеваются цепи на внешние шины ведущей оси. Сделать это можно по-разному: либо наехать на расстеленные цепи, либо поднять колесо домкратом. После затяжки и фиксации замка стоит проехать 50-100 м и повторить затяжку.

 

Александр ТОВПИК