Проба руля "Из Минска в Краков и обратно на МАЗ-251"


 

Маршрут Минск – Краков по меркам среднестатистического белорусского пассажироперевозчика не длинный и не короткий. Так, обычный туристический уикенд… Минский автомобильный завод предоставил группе журналистов возможность самим проверить, как поведёт себя в дороге туристический лайнер МАЗ-251. 

 

Комфортабельный туристический лайнер 251-й модели автобусного производства Минского автозавода увидел свет на в августе 2004 года. За прошедший год с небольшим автобус прошёл весь цикл заводских и сертификационных испытаний. Несколько рейсов было совершено по маршрутам в Санкт-Петербург, Москву и Украину. Автобус накрутил почти семьдесят тысяч километров по непростым дорогам. И вот – рейс за границу.

В принципе, МАЗ-251 уже знаком автомобильной публике, в основном по участию в выставках. В 2004 году на «Мотор Шоу» он получил сразу два главных приза – «Лучший международный туристический автобус» от профессионального жюри и «Лучший автобус выставки» от зрителей. Лайнер участвовал и в Международном Автотранспортном Форуме`2005, где стал лауреатом.

Но одно дело – оценить машину, стоящую на выставочном стенде, даже если и посидеть на её сиденье минуту-другую, и совсем другое – отправиться на ней в дальнее путешествие.

Автобус, на котором прокатились в Краков и обратно представители белорусской и российской прессы, как раз и был тем изделием модели 251 под порядковым номером «1». Здесь завод в какой-то степени рисковал: оснований для критики в опытном образце можно найти гораздо больше, чем в серийном изделии. На то он и опытный образец, чтобы отрабатывать конструкцию и совершенствовать технологию. С другой стороны, скрывать тут нечего – обычный процесс работы над новым изделием. Тем более что многие замечания и недоработки уже устранены при изготовлении более поздних машин. Были добавлены два вентилятора на крыше, работающих на вытяжку, глушитель заменён более совершенным, в ступеньки вмонтированы дополнительные отопители; изменена конструкция поворотной стойки средней двери, турецкие сиденья заменены на белорусские.

Футуристический дизайн автобуса уже знаком и с одобрением принят участниками и посетителями нескольких выставок. Экстерьер автобуса уравновешенный и динамичный одновременно, а плавная дугообразная формообразующая линия в задней части кузова, частично прикрывающая заднее колесо, зрительно делает более изящным далеко не маленький лайнер. (Кстати, после пробега у меня появился повод взять свои слова обратно: честно говоря, были сомнения в целесообразности решения закрыть колёса внушительной пластиковой панелью. Однако опасения не подтвердились – колёсные арки на зимней дороге снегом не забиваются). Запоминающимся и узнаваемым делает автобус и «надстройка» кондиционера, расположенная не в задней части крыши (как у большинства одноклассников), а впереди, сразу за огромным лобовым стеклом, в виде обтекаемого модуля.

Итак, утренний сбор у автобуса. Нехитрый скарб легко помещается во внушительных размеров багажные отсеки (их суммарный объём составляет 11 м3). Интересная деталь: их крышки не откидываются вверх, а с помощью пантографного механизма совершают хитрое плоскопараллельное движение. Такое решение позволяет сократить необходимое для автобуса место на парковке: можно подъехать к соседу почти вплотную и при этом без проблем попасть в багажник (автобусу с обычной конструкцией крышек требуется дополнительно метра полтора ширины парковки, чтобы получить доступ к багажу).

Салон – традиционный для машин такого класса. Его цветофактурное решение выполнено в спокойных, приятных глазу тонах. Примеряю сиденье. Что ж, для туриста среднего телосложения, пожалуй, то, что надо. Для меня (почти двухметрового) высоты спинки чуть не хватает (впрочем, вины турецкого производителя тут нет). Регулировка по наклону спинки осуществляется ручкой сбоку сиденья. Она же управляет сдвигом сиденья вбок. Правда, чтобы освоить эту операцию, пришлось обратиться к более опытным товарищам. Кроме того, имеющийся в спинке поясничный упор расположен явно выше поясницы даже при моих 195 см (у человека среднего роста поясничный упор будет находиться где-то возле лопаток), что даёт о себе знать уже на втором-третьем часу поездки лёгким чувством дискомфорта.

Ещё одна неприятная мелочь – откидной столик в спинке переднего сиденья. Сила пружины, удерживающей его в верхнем положении, вызвала ассоциацию с пружинами, закрывающими двери во втором доме собеса в небезызвестном Старгороде. Кроме того, столик никак не хотел принять горизонтальное положение, и наклон его к пассажиру заставлял периодически ловить всё, что на нём лежало. Приятный момент: расстояние до впереди стоящего сиденья достаточное, чтобы найти комфортное положение в дальней дороге. Есть куда девать ноги даже «нестандартному» туристу. Не секрет, что некоторые перевозчики зачастую грешат тем, что, сдвинув пары сидений поплотнее (конструкция позволяет!), ставят дополнительно пару-тройку сидений. К сожалению, изготовитель после поставки изделия потребителю не в силах повлиять на процессы «модернизации». Это уже, как говорится, на совести нового хозяина.

В стандартную комплектацию входят биотуалеты и кухня                                                                    Открытые крышки багажников отсеков практически не увеличивают ширину автобуса

 

Ещё один объект для совершенствования – потолочные полки. Понятно, что у всех автобусов они задуманы как ёмкости для верхней одежды, но частенько там оказываются и некоторые мелкие предметы (фото- или видеокамера), которые на плохой дороге оказываются на полу или выскальзывают на головы пассажиров. На мой взгляд, здесь два варианта решения: можно увеличить высоту внешнего бортика полки, дабы остановить движение предмета к краю (и дальше), но лучше оборудовать их крышками наподобие тех, которые применяются в салоне самолёта.

Оборудование салона туристического МАЗа типично для «четырехзвёздного» автобуса: туалет, кухня, холодильник, аудио- и видеосистемы (в 2006 году обычные видеомониторы будут заменены на жидкокристаллические). Приятный момент: всё это работает. Не секрет, что перевозчики иногда привлекают своего пассажира тем, что в рекламе указывается полная комплектация, но уже в процессе поездки выясняется, что эти «примочки», будучи в наличии, просто не функционируют: чаще всего водители экономят, не желая заезжать на станции очистки биотуалетов, и просто закрывают их на ключ, с милой небрежностью предоставляя пассажирам пробежаться к традиционным «кустикам».

Микроклимат в автобусе – на вполне комфортном уровне. Он обеспечивается наличием кондиционера, боковых стеклопакетов, системы индивидуальной вентиляции для каждого пассажирского места. Кроме того, и сам стеклопластиковый кузов, в силу особенностей материала, работает как термос: в отличие от металлического, не нагревается в жару и не отдаёт тепло в мороз. Субъективно – утром заходишь в ещё не остывший после ночной стоянки автобус.

По старой привычке в дальнем путешествии выбрал место рядом с кухней. И тут же заметил одно упущение: нижнюю полку кухонного блока можно открыть в рабочее положение только при открытой средней двери автобуса – мешает стойка двери. После модернизации поворотной стойки двери всё заработало как надо. В последующих экземплярах 251-го этой проблемы уже нет.

На хорошем шоссе новый автобус тих и мягок (пневмоподвеска делает своё дело!). Правда, на переходных режимах движения работа двигателя всё-таки ощущается, особенно в задней части салона. Новый глушитель и дополнительная шумоизоляция моторного отсека призваны решить и эту проблему.

Что вызвало всеобщее одобрение путешественников – это манёвренность автобуса. На узких улочках старого Кракова (к тому же битком заполненных легковушками) наши водители не раз срывали аплодисменты. Ювелирное маневрирование на таком «авианосце», когда слева и справа остаётся зазор в считаные сантиметры, вызывает уважение и к профессионализму водителей, и к технике. Радиус поворота автобуса практически тот же, что и его длина.

А на немногочисленных остановках новый МАЗ вызывал искреннее удивление и интерес местных жителей. Комичный случай произошёл на одной из заправочных станций в Брестской области. Местный таксист, увидев нашу машину, настолько удивился, что проехал добрый десяток метров, не глядя на дорогу. Потом вышел из своего «бумера», критическим взглядом оценил новый автобус и выдал незабываемую фразу: «Хороша шутка! Повесили эмблему «МАЗ» на европейский автобус и дурите народ!» Даже после более детального осмотра у него, похоже, остались некоторые сомнения в происхождении машины.

Рабочее место водителя удовлетворяет самым высоким требываниям

 

По отзывам водителей, которые на первенце намотали за год с небольшим уже под семьдесят тысяч километров, машина удобна не только для туристов, но и, что не менее важно, для водителя. Рабочее место оборудовано сиденьем с пневмоподвеской, которое имеет регулировки по высоте, углу наклона спинки, расстоянию до педалей и может поворачиваться на 360º. Многосегментные наружные зеркала имеют электроподогрев и электрорегулировку с места водителя. Правда, есть и замечание: в левом боковом окне, думается, далеко не лишней была бы сдвижная форточка. Сейчас же, чтобы «пообщаться» с гаишником, пограничником на переходе или заплатить дорожный сбор, водителю приходится выходить из машины. Наличие даже небольшой форточки наверняка добавило бы удобств водителю.

Технические параметры машины находятся в пределах, принятых для машин такого класса. 12-литровая рядная «шестёрка» MAN D28661 LOH28 (Eвро-3) с турбонаддувом и интеркулером развивает 360 л. с. при 1900 мин-1. Даже на пассажирском сиденье чувствовалось, что динамика у автобуса – весьма приличная: обгоны на узких польских дорогах не вызывали особых проблем (максимальная скорость составляет 130 км/ч). Запас топлива составляет 500 литров, что даже для туристической машины немало. 

Отнюдь не праздный вопрос: сколько такой лайнер стоит? Ответ: в «навороченной» комплектации – около 200 тыс. долларов. Немало? Да. Но, как говорится, всё познаётся в сравнении. Аналог от известного европейского производителя имеет цену в два раза выше. Правда, недавно появился конкурент, «которого не ждали», – китайский MAN по имени YUTONG. Его основной козырь – цена. «Китаец» с аналогичными «наворотами» обойдётся российскому покупателю в 170 тыс. долл. Для покупателей в других странах на цену повлияют внутреннее законодательство, регулирующее таможенные платежи. Так что для белорусского туроператора китайский автобус будет стоить намного дороже. Следует отметить, что китайский «одноклассник» при низкой цене имеет двигатель Eвро-2 той же мощности, запас топлива 310 л и ёмкость багажных отсеков 8,4 м3. 

Ещё один весьма существенный показатель и фактор успешного продвижения товара на рынке – наличие фирменного сервиса, особенно за пределами страны-производителя. Ещё в не столь отдалённом прошлом одним из поводов «обижаться» на МАЗ международным перевозчикам было как раз-таки отсутствие налаженного должным образом сервиса. МАЗ в последнее время очень многое сделал для решения этой далеко не простой проблемы, и многое ещё предстоит сделать. Но, как говорится, процесс пошёл: на сегодняшний день в европейских странах продукцию Минского автозавода обслуживают 32 сервисных станции: по 6 – в Германии и Польше, по 5 – в Латвии и Литве, 1 – в Эстонии, 7 – в Румынии, 2 – в Болгарии. Эти станции имеют склад запчастей и персонал, прошедший подготовку непосредственно на заводе.

Кстати, о сервисе. Межсервисный пробег, рекомендованный заводом, составляет 30 тыс. км (после нулевого ТО через 2 тыс. км и первого ТО через 10 тыс.). За 70 с лишним тысяч км пробега автобус не сильно обременял испытателей поломками. Надо сказать, что ни разу не потребовалась посторонняя помощь – все мелкие неисправности устранялись силами экипажа и непосредственно в пути, а крупных попросту не случалось. По отзывам водителей-испытателей, узлы и агрегаты, требующие регулярного внимания, достаточно доступны, а быстросъёмные передний и задний бамперы существенно облегчают ремонт и обслуживание.

Расход топлива по результатам полигонных испытаний составил 16 л/100 км при 60 км/ч и 23,8 при 90. В поездке средний расход составил 25,5 л/100 км, что, в общем-то, логично: зимняя эксплуатация вносит свои коррективы. Более длительные прогревы, возможные пробуксовки на скользкой дороге, повышенное сопротивление качению шин на покрытом снегом асфальте незаметно, но неуклонно отбирают свою «долю» из общего расхода топлива.

МАЗ уже получил 25 заявок на выпуск автобусов 251-й модели на 2006-й год, в том числе и из дальнего зарубежья.

 

Александр ТОВПИК

Фото автора