Страхование "Цена жизни пассажира – ? 3000..."


 

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами без изменений просуществовало в Беларуси ровно год – с 1 января 2005 до 1 января 2006 года.  А 1 декабря минувшего года Совет министров страны своим постановлением № 1360 вдвое снизил тарифы по этому виду транспортного страхования.

 

Читателя, наверное, покоробил цинизм утверждения, вынесенного в заголовок этого материала. Но, увы, жизнь вообще чертовски грубая штука, особенно тогда, когда соприкасается со смертью. Жеманная стеснительность, привычная нам с советских времен, в ситуации, когда речь идёт о страховой выплате после травмы или гибели человека на транспорте, сегодня вряд ли уместна. Если быть более точным, то речь идёт не о цене жизни как таковой, а именно о компенсации хотя бы какой-то части материальных потерь, ведь семья пострадавшего неизбежно сталкивается с определёнными финансовыми трудностями. Разумеется, исчисления эти весьма условны, но – хоть что-то…

Мы редко задумываемся о подобных вещах – не чаще, чем когда беда происходит с кем-то из близких. Но услугами транспорта пользуемся мы все. А происшествия на нём, увы, не редкость.

 

Каждый отвечает за себя?

Нет: перевозчик отвечает за пассажира!

Закон Республики Беларусь «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики и 9 января 2002 года утверждён Президентом Республики Беларусь. В апреле того же года он и начал действовать, но не во всех перевозках пассажиров: городской и пригородный, международный пассажирский транспорт оставались за пределами действия этого закона. Поэтому 22 декабря 2004 г. Президент Республики Беларусь своим Указом «О некоторых особенностях обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» распространил действие Закона на все перевозки пассажиров. Во исполнение этого Указа Совет министров Республики Беларусь принял постановление «Об утверждении размеров страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами». В нём прописаны размеры страховых тарифов (в процентах от страховой суммы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причинённый жизни и здоровью потерпевшего), если всё-таки случай причинения вреда потерпевшему произойдёт. Эти размеры зависят от срока страхования, числа страховых случаев, происшедших у перевозчика в течение двух предыдущих календарных лет, количества транспортных средств у перевозчика и среднего числа пассажиров, перевезённых одним транспортным средством в течение года, предшествующего году заключения договора страхования.

Размеры страховых тарифов установлены и в зависимости от того, где осуществляется перевозка пассажиров: на автомобильном транспорте международного сообщения; на внутреннем водном транспорте на туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах, а также водном транспорте пригородного сообщения; на воздушном транспорте международного сообщения; на воздушном транспорте междугороднего сообщения; на железнодорожном транспорте международного сообщения; на автомобильном транспорте пригородного сообщения (за исключением такси, маршрутных такси); на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; на городском автомобильном (за исключением такси, маршрутных такси) и электрическом транспорте, а также метро; на такси, маршрутных такси.

Установлен также размер страхового тарифа на случай утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа потерпевшего. Не углубляясь в конкретные цифры, скажем только, что в Законе прописан максимальный размер страховой суммы на случай вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего, при наступлении страхового случая – € 3000, а за утрату, недостачу или повреждение багажа — € 1000. Установлены и размеры выплаты страхового возмещения в зависимости от тяжести вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего, – от 20 до 60 % установленного максимального размера страховой суммы.

Закон вступил в силу ещё 24 апреля 2002 года, а на все виды пассажироперевозок распространился только с 1 января 2005 года после Указа Президента Республики Беларусь.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в Беларуси осуществляют всего две государственные страховые компании: «Белгосстрах» и «Белэксимгарант».

До 1 января 2005 года все конфликты между перевозчиками и пассажирами решались только в судебном порядке. По официальным данным, только крупнейший в стране пассажироперевозчик КУП «Минсктранс» вынужден был вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажиров выплатить около 45 млн белорусских рублей. Расчёт на каждый страховой случай ведётся в соответствии с Гражданским кодексом. Там учитывается и утраченный средний заработок, и дополнительное питание пострадавшего, и лечение. В соответствии с Законом пассажиру выплачивается единовременная компенсация в зависимости от тяжести причинённого вреда пассажиру одна из сумм: € 3000, 1800 или 600 в соответствии с Законом об обязательном страховании перевозчика. Средняя выплата на один страховой случай составляет около € 1500.

 

€ 3000 – это много или мало?

Даже на самые прямые вопросы редко можно дать однозначные прямые ответы. Действительно, мала или велика предусмотренная белорусским законодательством предельная страховая выплата за нанесённый вред? Достаточна она или нет?

С одной стороны, есть чем похвалиться: в Беларуси и так сделан серьёзный шаг вперёд в этом направлении по сравнению с другими странами СНГ. Этот вид страхования существовал в стране и прежде в той форме, в какой он существует по сей день в некоторых других постсоветских странах: пассажир платил сам во время приобретения билета в кассе. Сумма составляла два процента от стоимости билета. 4 января 1996 года постановлением № 11 Кабинета министров Республики Беларусь все пассажиры были застрахованы на транспорте в пределах Республики Беларусь и СНГ. После того, как вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса Республики Беларусь, оказалось, что такое страхование противоречит его главе 48, где сказано: гражданин не может быть принуждён к заключению договора страхования своей жизни и здоровья. Это означает, что нельзя заставить пассажира страховать самого себя. Поэтому пришлось искать и находить новый механизм защиты имущественных интересов пассажира, когда не он лично заботится о своём здоровье и жизни, а именно те, кто осуществляет его перевозку.

Но всё-таки: € 3000 – это много или мало? Почему принято решение именно об уменьшении размера страховых взносов перевозчиков, а не об увеличении, например, страховых выплат в пользу пострадавших в случае возникновения страхового случая?

Ранее Комиссия по координационной деятельности различных видов транспорта рекомендовала Совету министров снизить страховые тарифы по данному виду страхования. Причина этого очевидна: перевозчики обращают внимание власти на значительное превышение сумм страховых взносов по этому виду страхования по сравнению с суммами страхового возмещения, а также на то, что введение данного вида страхования требует дополнительных затрат автотранспортных предприятий.

Но давайте зададим себе простейший вопрос: если бы перевозчик содержал подвижной состав в идеальном техническом состоянии, если бы нанимал ответственный и дисциплинированный персонал, который как минимум беспрекословно и безо всяких исключений и оговорок соблюдал бы Правила дорожного движения, – стоило ли бы вообще говорить о страховании ответственности перевозчика?..

То есть: у транспортника есть практически неограниченные возможности по сведению к минимуму риска возникновения страхового случая. А значит, вопрос, который мы задали себе, оказался риторическим. У пассажира же нет ничего, кроме права приобрести билет на поездку.

Кроме того, перевозчики – это не только хорошо организованная группа предпринимателей, но и влиятельная в финансовом отношении сила. У неё есть возможность лоббировать свои интересы в законодательной и исполнительной власти.

А что же представляют из себя пассажиры? Разрозненную толпу, которая группой является только во время перевозки. У неё нет никаких особых возможностей.

И ещё одно размышление на эту тему. Мы часто завидуем низкому уровню аварийности (относительно численности подвижного состава и интенсивности поездок) в странах Западной Европы. Мы завидуем их дисциплинированности, их технической оснащённости. А ещё мы жалуемся на изношенность собственного подвижного состава, на недисциплинированность окружающих (ведь известно, что сами мы всегда исключительно дисциплинированны), на колоссальные расходы и затраты…

А между тем те же немцы по природе своей ничуть не дисциплинированнее славян. Просто у них за всё приходится платить по очень высокой шкале. Жизнь пассажира там оценивается (разумеется, речь идёт об этой самой относительной – страховой – оценке) как минимум в 12 раз выше. Так что немецкому перевозчику дешевле «сплавить» свой изношенный подвижной состав на Восток, а свой обновить. Ибо в случае установления его прямой вины в наступлении страхового случая страховая компания взыщет с него за каждого погибшего пассажира как минимум по стоимости седельного тягача.

Такой вот «цинизм»…

 

Сергей ЖАВНЕРЧИК,

Олег ЖАРКО