Таможня "Курсом на порт «Кавказ»"


Валентин Ожго,

фото автора

Российские морские ворота автомобильного, железнодорожного паромного сообщения в акватории Керченского пролива сегодня наиболее перспективные в развитии транспортной отрасли. Здесь постоянно что-то строится и с завидной регулярностью вводится в эксплуатацию.

 

 

На семи ветрах

Автомобильно-железнодорожная паромная переправа порта «Кавказ», в отличие от порта «Крым», который стоит с противоположной стороны на холмистой прибрежной возвышенности, наверное, не имеет аналогов во всей РФ: искусственно намытая полоса тянется вдоль берега на многие километры. Здесь нет пресных источников, а море постоянно штормит.

«Цивилизация» тоже далеко, райцентр Темрюк где-то в 80 километрах. Чего здесь в избытке, так это ветров. Они «обложили» косу со всех сторон и хозяйничают независимо от времени года. В предновогодние дни на причале долго не пофотографируешь. И не столько из-за холода, сколько из-за пронизывающего ветра. Приходилось прятаться от него и отогреваться то в рабочей сторожке, то в комнате отдыха таможенной смены, то в ожидании интересного ракурса съёмки в зале досмотра пассажиров.

Раньше условия для принятия и отправки водителей коммерческого, индивидуального транспорта, пассажиров, оформления документов, таможенного досмотра здесь были аховые, если не больше. Теперь у причала стоит прекрасное помещение со всей таможенно-пограничной инфрастуктурой контроля, досмотра. К корпусу примыкает «накопитель» – зал для пассажиров, ожидающих отплытия. Рабочие «офисы» таможенников пока расположены в модулях невдалеке от пункта пропуска. Впрочем, их терпение вот-вот вознаградится: рядом с современным и просторным зданием паспортно-таможенного контроля и досмотра уже выросло прекрасное офисное помещение. Сейчас его обустраивают, проводят монтаж оборудования и коммуникаций, поскольку рабочие места сотрудников планируется оснастить современными средствами связи и новейшими компьютерными технологиями.

Постепенный переход российской таможни на систему электронного декларирования грузов, конечно же, дело выигрышное, поскольку такая форма оформления документации сейчас применяется во всём мире. Во-первых, резко сокращаются сроки оформления груза, а во-вторых, уменьшается простой колёсного, рельсового, воздушного и водного транспорта. Теоретически грузы, поступающие на таможенный пост, обеспечиваются электронной грузовой таможенной декларации где-то за час-полтора. Инспектор таможенного поста сверяет на подлинность электронную цифровую подпись декларанта, проверяет на соответствие данные, указанные в электронной ГТД (грузовой таможенной декларации) с предоставленными в электронном виде документами, совершает ряд других действий и, проставив свою электронную цифровую подпись, даёт добро. Новейшие технологии, которыми сотрудники таможенного поста порта «Кавказ» обзаводятся в построенном офисе, реально позволят ускорить таможенное оформления гружённых магистральников, железнодорожных составов, судов с перевозимым на них транспортом и прочим грузом.

Столь большие капитальные вложения сегодня обусловлены взятым приоритетом РФ в развитии транспорта как в сухопутном, так и в морском направлениях. Впрочем, здесь разделения на сухопутный или водный транспорт нет, он взаимосвязан как спецификой перевозок, так и географией. К примеру, побережье Азовского моря в районе Ростовской области, особенно возле Таганрога, мелководное. Там морские суда с большой осадкой принять не в состоянии. А в акватории таможенного поста порта «Кавказ» могут швартоваться даже океанские сухогрузы, танкеры и пассажирские лайнеры. Последние, правда, больше ходят на Новороссийск, а портовое хозяйство «на семи ветрах» специализируется на перевалке грузов, поступающих с паромным сообщением. Отсюда ведётся торговля морем с Германией, Турцией, Грецией, Эфиопией, Америкой и Китаем, а автомобильные перевозки идут из Болгарии, Украины, Молдовы, Румынии. Потому-то в зону действия таможенного поста включили территорию морской акватории от косы Чушки до мыса Железный Рог, две якорные стоянки и РПК «Таманский», где проводится таможенное оформление судов и товаров, перевозимых на них.

 

В порту «Кавказ» сегодня швартуются не только железнодорожные и автомобильные паромы, но и суда, бороздящие воды мировых океанов под флагами разных стран

 

В 2005 году портовики осуществили три пробных паромных рейса с пшеницей, сахаром, кукурузой в грузинский порт «Поти»; оттуда везли в бутылках минеральную воду «Боржоми». И хотя это была лишь «притирка» маршрута, руководители министерств транспорта России и Грузии определись однозначно: порт «Кавказ» будет главной составляющей транспортной сети двух государств.

Если Керченский порт «Крым» работает с «Кавказом» только в грузопассажирском автомобильном и железнодорожном паромном сообщениях, то россияне значительно расширили «географию», и теперь их планы охватывают перспективу международного транспортного обслуживания и торговлю.

 

В порту «Кавказ» находится самая крупная в регионе перевалочная база производимых в России легковых автомобилей, которые сюда доставляют автовозами, а потом по морю экспортируют в ближнее и дальнее зарубежье.

 

Сейчас в планах портового хозяйства строительство второй очереди железнодорожной паромной и модернизация ещё одной автомобильной переправ. Пока в год по всем направлениям таможенный пост оформляет более 5,5 млн т грузов. С введением в строй новых терминальных комплексов грузопоток и товарооборот увеличится на несколько порядков. Вместе с ними, конечно же, возрастут и поступления в бюджет.

 

Таможня считать умеет

И не только считать, но и анализировать. По словам начальника ТП «Морской пост порта «Кавказ» Юрия Тимченко, товарооборот между Россией и Украиной только по перевозкам паромного сообщения с каждым годом растёт. По состоянию на 1 ноября 2005 года автомобильная паромная переправа обслужила 1,2 тыс. грузового, 40 тыс. легкового, 3,2 тыс. единиц пассажирского транспорта. Железнодорожными паромами переправлено свыше 700 тыс. т грузов. На эту дату от всех услуг поста в федеральный бюджет перечислено почти 2,9 млрд руб. таможенных платежей. И хотя денежные сборы для таможни являются аксиомой в построении основ экономической безопасности государства, вопросы усовершенствования услуг всё-таки преобладают. Их, как заметил руководитель поста, приходится постоянно отрабатывать с учётом изменений в мировом таможенном пространстве. И к этому уровню подтягивать весь спектр обслуживания как субъектов ВЭД, так и физических лиц. Сейчас на территории порта идёт строительство морского вокзала, что позволит выйти к портам Средиземноморья.

 

Строительство за последние несколько лет стало едва ли не визитной карточкой порта «Кавказ»: развитие международного торгового сотрудничества требует значительных капиталовложений по всей структуре портового хозяйства.

 

Грузопассажирская автомобильная паромная переправа с Украиной – сегодня единственная такая транспортная артерия на всём российском побережье. Удельный вес в потоке таможенных финансовых поступлений от неё не такой уж и большой, и его не сравнить с финансовыми доходами от железнодорожной переправы или от оформления судов дальнего загранплаванья. Правда, отказываться от автомобильного паромного сообщения ни украинская, ни российская стороны не намерены: самый короткий морской путь между странами лежит здесь. Он же и самый дешёвый. Впрочем, тут тебе ещё и прямая дорога в Европу из Азии и Ближнего Востока. Потому направление считается очень перспективным, и денег на его развитие и обустройство россияне не жалеют.

 

Современное здание для проведения паспортного контроля и таможенного досмотра, удобные «накопители» для ожидающих парома пассажиров составляют лишь видимую часть обустройства автомобильной паромной переправы

 

Статистика уже отметила рост перевозок смешанным видом сухопутно-морского транспортного сообщения. В основном это местные жители. Однако поток граждан третьих стран, следующих в Россию транзитом через Украину на личном транспорте, тоже начал расти. Как и отдыхающих. Отчасти это обусловлено развитием туристического бизнеса края, а в некоторой степени связано и с миграционными процессами (в странах Европы, особенно Германии, сейчас проживает много выходцев из этих мест). Правда, с ними возникает масса проблем. Некоторые путники на пункте пропуска заявляют о двойном гражданстве, хотя в процессе проверки выясняется, что те имеют лишь вид на жительство в какой-то из европейских стран и фактически являются гражданами РФ. А в этом случае есть разница в оформлении временного ввоза ТС на территорию России, поскольку на таких граждан при въезде или выезде распространяется действие российских законов.

 

 Всего полторы-две минуты длится таможенный досмотр индивидуального легкового транспорта. Осмотр рейсовых автобусов длится чуть дольше, но пассажиры этого не замечают, успевая за это время пройти пограничный паспортный контроль.

 

Если нарушения по оформлению временного ввоза транспортных средств случаются не столько по злому умыслу, сколько по незнанию законов, то сотрудники таможни стараются подсказать путникам правильный порядок прохождения процедуры оформления ТС, и это срабатывает. Однако кое-кто из пересекающих таможенно-пограничную зону контроля пытается намеренно провезти через кордон незадекларированный груз, багаж, предметы, о чём свидетельствует более сотни протоколов о нарушениях. Правда, это все лишь «цветочки». Дела бывают и посерьёзнее.

 

Сюрприз из… баночки

Техническая оснастка зоны таможенного и пограничного контроля сродни айсбергу, где что-то видно, а что-то вообще незаметно. Если приборы, срабатывающие от наличия металлических предметов, или служебные собаки, натасканные на обнаружение наркотиков или взрывчатых веществ, ещё визуально присутствуют, то аппаратуру радиологического контроля багажа и грузов вряд ли кто заметит. Между тем она, как и многое другое, здесь есть, и мимо чутких приборов не пройдёт ни один груженый трак. Впрочем, «порожняк» тоже. Техсредства, правда, лишь подстраховывают человека в форме, поскольку большинство ухищрений раскрывается или по оперативной разработке, или при непосредственном контакте пограничников, таможенников с пересекающими зону контроля и досмотра. Здесь не только традиционные вопросы о возможных запрещённых товарах или предметах. Но раскрывать секреты не будем – нарушители на этом учатся.

 

Через несколько минут 4 полосы парковочной площадки морского парома начнут принимать грузовики, автобусы и легковушки в порт назначения «Крым». Размещать транспорт на палубе по штатным обязанностям будут матросы

 

В 2005 году, например, таможенники изъяли у дельцов 51 г марихуаны. Путники и предположить не могли, что вызовут подозрение у таможенников. Но те психологи не по диплому, а по специфике своей работы. Баночка из-под лекарств тоже вроде бы мирно лежала среди всевозможной утвари, но на неё таможенник обратил внимание, и не напрасно – там оказалась ртуть. А с ней шутки плохи. Особенно при неосторожном обращении. 4-5 граммов достаточно, чтобы вывести со строя полпарома, а команду и пассажиров порядочно отравить. Не получилось.

Две старинные иконы позапрошлого века, как потом установила экспертиза, ехали в сумке с… продуктами. Их тоже обнаружила дежурная смена поста. А вот ружьё «Сайга» пассажир парома в декларации заявил. Правда, этого оказалось недостаточно, поскольку на огнестрельное оружие ко всему прочему нужны ещё и разрешительные документы. Их у путника не оказалось. Запас патронов к «стволу» этот человек вообще спрятал подальше и, решив утаить боеприпасы от декларирования, понадеялся на «авось». Не получилось. И таких случаев много, особенно в отпускной сезон.

Вообще-то на протяжении прошлого года таможенники поста морского порта «Кавказ» по собственным оперативным разработкам провели несколько крупных операций, а вместе с линейным отделом транспортной милиции они осуществили ещё две успешные операции по задержанию наркокурьеров, пять совместных операций с милицейскими «линейщиками» и сотрудниками наркоконтроля по пресечению контрабандных грузов и наркосырья.

И это только на автомобильной паромной переправе. А ведь в прошлом году только к концу осени в режимах «открытие» и «закрытие» границы таможенники поста оформили более полутора тысяч судов дальнего загранплавания, где тоже бывают случаи недекларирования товаров или контрабандного перемещения грузов.

 

Удельный вес коммерческого грузового транспорта на паромном сообщении между российским и украинским берегами в общем грузопассажирском потоке пока незначительный, поскольку автоперевозчики всё ещё осваивают новый для себя маршрут

 

Болгары хотят работать напрямую

Последние события на российско-украинском «газовом фронте» сразу же аукнулись пессимистическими прогнозами по поводу судьбы паромной переправы. Однако морские перевозчики не унывают: им здесь работы хватит. Как и объёмов по перевалке, транспортировке грузов, доставке пассажиров. И пока политики «ломают» копья», решая кто кому и сколько должен, порт «Кавказ» функционирует, развивается. Грузы по-прежнему идут сплошными потоками.

Сейчас очень активно прорабатываются маршруты ещё одного паромного сообщения – на Болгарию. Отчасти это вызвано непредсказуемостью в действиях украинской власти: как-никак, а европейский бизнес любит стабильность. Ещё в октябре 2004 года было подписано российско-болгарское соглашение по выработке решения об организации прямой паромной переправы между Россией и Болгарией. Тематика такого транспортного «коридора» для двух стран не нова, поскольку во времена СССР подобная паромная переправа действовала. Через многие годы к этому вопросу вернулись. Инициативу проявили болгары, которые придерживаются мнения, что паромная переправа «Кавказ-Крым» по Керченскому проливу им экономически не очень выгодна, в первую очередь из-за транзита по украинской территории.

 

Между крымскими и краснодарскими городами автобусное сообщение очень развито, почти каждый рейс морского автомобильного парома увозит на сопредельную сторону пролива многоместную пассажирскую машину с украинскими или российскими номерами

 

Сейчас паромы из Болгарии ходят, но они становятся под разгрузку в украинском порту «Ильичёвск». Статистика тех перевозок свидетельствует, что 80% грузов предназначено для России и только 20% – для Украины. Здесь секрета нет: пропускная способность российских портов практически исчерпана, и значительная часть грузопотока идёт к причалам сопредельных государств. В Чёрноморском бассейне для этого активно используются украинские порты. С вводом новых портовых хозяйств РФ постепенно сокращает перевалку грузов в Украине и Балтии, наращивая мощности у себя. Так что сейчас РФ вполне «созрела» для создания ещё одного паромного маршрута.

Представители Министерства транспорта и коммуникаций Болгарии хорошо знакомы с особенностями и возможностями россиян, год назад они побывали в порту «Кавказ», на стройплощадке нового порта «Тамань» в районе мыса Железный Рог, где будет современный паромный терминал. Там, по мнению специалистов, появится возможность обрабатывать грузы любого тоннажа.

Если «Кавказ» имеет акваторию с гарантированными глубинами для захода судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т, то характеристики порта «Тамань» будут ещё лучше. Имея мощную сеть подъездных путей железной дороги с необходимой инфраструктурой портовой переработки грузов, Россия всё-таки, минуя украинские порты, наладит отсюда регулярное паромное сообщение не только с болгарским берегом. И такой шаг будет оправдан. Если, к примеру, паромная переправа через Керченский пролив экономит составу из Сибири в Крым несколько суток пути и снижает затраты где-то на 30%, то прямые рейсы в Болгарию из портов «Тамань» или «Кавказ» дадут ещё больший экономический эффект.

Переправа через Керченский пролив, работающая с 22 сентября 1954 года и когда-то именовавшаяся «Кубань-Крым», от этого не сильно пострадает, динамика роста объёмов перевозок пока радует. Как и общий товарооборот между Россией и Украиной.

 

Объёмы торговли РФ со странами ближнего зарубежья в январе-октябре 2005 года (млн долларов США)

Страна

Оборот

Экспорт

Импорт

В % к январю-сентябрю 2004 г.

оборот

экспорт

импорт

Украина 

16742,1 

10494,4 

6247,7 

123,1 

120,1 

128,4 

Белоруссия 

12770,1 

  8058,4 

4711,7 

  92,4 

  93,7 

  90,3 

Казахстан 

  7953,9 

  5268,9 

2685,0 

121,8 

141,0 

  96,2 

Узбекистан 

  1461,8 

    685,7 

  776,1 

131,9 

114,6 

152,2 

Азербайджан 

   816,1 

    678,1 

  138,0 

148,0 

147,6 

149,6 

Молдавия 

   782,6 

    337,4 

  445,2 

120,6 

121,6 

119,8 

Киргизия 

   401,7 

    290,6 

  111,1 

128,0 

144,0 

  99,2 

Грузия 

   381,2 

   269,8 

  111,4 

149,2 

154,2 

138,4 

Таджикистан 

   243,8 

    171,3 

    72,5 

121,2 

119,5 

125,2 

Туркмения 

   238,1 

    170,2 

    67,9 

104,3 

  87,8 

198,1 

Армения  

   234,7 

    678,1 

    77,2 

138,4 

142,7 

130,5 

 

В статистике торговых отношений РФ со странами ближнего зарубежья оборот с Украиной самый высокий, и с января по октябрь 2005 года составил $ 16742,1 млн. Экспорт, конечно же, опережает импорт, что неудивительно: промышленный потенциал России по сей день считается самым мощным в странах Содружества. Впрочем, из-за географического положения и статуса великой морской державы, в России также самое большое количество морских портов, активно взаимодействующих с железной дорогой (на сегодня их 23). Терминалы российских портов в 2004 г. перегрузили свыше 320 млн т экспортно-импортных грузов (прирост к уровню 2003 года – 23%). По итогам 2005-го, данные о котором статистика пока сводит, ожидается дальнейший рост ещё на 20%. А порт «Кавказ» один из тех, что стабильно развивает взаимодействие морского, автомобильного и железнодорожного сообщения. Подобные ему паромные перевозки осуществляют лишь несколько российских портовых хозяйств, но такой динамикой роста КПД по всему спектру хозяйственной деятельности вряд ли кто порадует. Отчасти это обусловлено географическим положением, большой пропускной способностью портовой инфрастуктуры и близостью портовых причалов сопредельной стороны, где «при аврале» можно переработать груз.

Нынче за счёт увеличения импортно-экспортного товарооборота работы хватит всем, как на российском берегу, так и на украинском. Тем более что процесс развития транспортного паромного сообщения уже не остановить. Хотя здесь помнят, когда в 1984 г. из-за резкого падения объёмов железнодорожных перевозок переправу надолго закрыли. А вот автомобильные паромы, невзирая ни на что, ходили. После 15-летнего перерыва, когда российский предприниматель Александр Анненков взялся за проект реконструкции паромного сообщения и вложил в него около 30 млн долларов, железнодорожная паромная переправа вновь начала действовать. И простаивать ей просто уже не позволят из-за экономической нецелесообразности как на российском берегу, так и на украинском.

 

 В зимнее время грузопассажирскому автомобильному паромному сообщение могут помешать только большая волна сильных штормов или крепкие морозы, сковывающие пролив льдами. Если поблизости будут работать ледоколы, то рейсы не отменяются

 

К тому же не следует забывать, что железнодорожная, автомобильная переправы дают рабочие места по обе стороны пролива и прилично пополняют бюджеты. А болгарское направление, куда поезда, многотонные грузовые фуры из Краснодарского края ходят регулярно, будет скорректировано в обход Украины лишь с позиций экономической целесообразности. Политикой, как объяснили транспортники, в тех вопросах даже и не пахнет, а вот бизнес-интересы сторон – превыше всего…