Выставки "Пассажирские «середняки» и «карлики»"


Крупнейшую в мире международную выставку автобусов Busworld можно представить без чего угодно, но только не без изделий кузовных ателье. Неспроста производители этого сектора говорят так: «Если вашей фирмы нет здесь, значит, её нет вообще». В 2005 году Кортрийк не нарушил традиции и в очередной раз стал смотром новейших моделей мелкосерийных пассажирских машин.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Мечта на вырост

Только человеку непосвящённому может показаться, что рынок пассажирских перевозок забит до отказа и в него «не воткнуться». На самом деле даже в насыщенной автобусами и микроавтобусами Европе осталось поле для проявления собственных предпринимательских амбиций и получения прибыли. Так называемые кузовные ателье на свой страх и риск разрабатывают всё новые и новые образцы техники, способной, на их взгляд, удовлетворить запросы частных компаний. Здесь нет погони за массовыми заказами: фирмы готовы выпускать и мелкосерийную, и штучную продукцию – был бы спрос.

 

В Европе спрос на такую продукцию есть, и это обусловлено целым рядом причин. В частности, благоприятной конъюнктурой рынка, обилием частных операторов, интересом со стороны корпоративных пользователей. В России ситуация иная. Поскольку в изготовлении подобных пассажирских машин велика доля ручного труда, их стоимость получается достаточно высокой. На импорте таких «извозчиков» много не заработаешь, а собирать их на территории России проблематично в силу отсутствия нужных комплектующих и целого ряда сопутствующих проблем.

Однако не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Россия не раз удивляла мир своей неординарностью в подходах и приоритетах. Не исключено, что интерес к эксклюзивным пассажирским машинам малого класса всплывёт на поверхность, как поплавок рыбака после удачной поклёвки. А почему бы нет? Ведь той же Москве и Санкт-Петербургу в больших количествах нужны экскурсионные автобусы небольших габаритов, способные легко перемещаться по узким историческим улочкам и без проблем лавировать в плотном транспортном потоке. Другим городам-миллионерам и областным центрам тоже могут понадобиться комфортабельные машины малой вместимости. Не век же возить пассажиров на «Газелях» да стареньких импортных микроавтобусах.

Интерес к микроавтобусам эксклюзивной сборки может вырасти со стороны фирм, обслуживающих свадьбы и юбилеи, корпоративные вечеринки и презентации. Такая техника может быть востребована посольствами иностранных государств, различными ведомствами, отелями и аэропортами. Да мало ли где найдёт применение микроавтобус с панорамным остеклением или автобус-кабриолет, машина для перевозки лиц с ограниченной подвижностью или мобильный детский кинотеатр. Главное – этот сектор в России пока не развит, а значит, представляет особый интерес своей перспективностью и отсутствием мощной конкуренции.

 

Главная тема – город

Исследования рынка показывают, что в настоящее время в сегменте пассажирских машин малой и средней вместимости доминирует спрос на городские модели. Некоторые из них используются как рейсовые автобусы, а часть – как корпоративные. Такие машины отличаются от техники известных производителей, строящих свои автобусы на шасси грузовых фургонов. Одним из примеров альтернативного подхода является Euro Solo от компании Optare.

Машины этой фирмы оснащаются двигателями Mercedes-Benz 900-й серии мощностью 121 и 147 л. с. В качестве опции поставляются моторы Cummins с отдачей в 185 л. с. Со всеми модификациями силовых установок применяется автоматическая коробка передач Allison 2000. Автобусы Euro Solo выпускаются с кузовами длиной от 7,8 до 10,2 м и шириной 2,33 или 2,5 м. Вместимость салона при 37 сидячих местах составляет до 58 пассажиров.

Кстати, аналогичный автобус в своё время экспонировался в российской столице, на международном автосалоне на Красной Пресне. Однако ни у Правительства Москвы, ни у отечественных перевозчиков он практического интереса не вызвал.

Тенденции

Сегодня не нужно быть аналитиком, чтобы понять очевидное: Европа переживает нашествие с Востока. Азиатские фирмы одна за другой, где-то тихой сапой, а где-то и работая локтями, расчищают себе дорогу на лакомые рынки Евросоюза. И если производители люксовых туристических лайнеров большой вместимости и городских пассажирских машин большого и особо большого класса ещё могут некоторое время спать спокойно, то для компаний по выпуску автобусов малого и среднего класса настали трудные времена. Конкуренция обостряется и в секторе производства эксклюзивных машин специализированными кузовными ателье. И не видит этого разве что слепой.

Времена, когда турецкие производители вольготно чувствовали себя не только дома, но и на территории стран Старого Света, стали достоянием истории. Сегодня эта тенденция меняется, и на европейскую арену вслед за корейскими компаниями спешат попасть китайские производители. Пройдёт несколько лет, и главными конкурентами будут отнюдь не европейские бренды. Уже сейчас многие транспортные операторы всерьёз пристально присматриваются к технике made in China. Современный дизайн, комплектующие известных европейских производителей и низкая цена словно червяк точат спелое сочное яблоко, судьба которого предрешена. Старушка Европа пока спокойно спит, но час пробуждения для неё рано или поздно настанет. Вот тут-то и встанут на повестку дня защитные меры. Впрочем, может быть, слишком поздно…

Если смотреть на проблему оптимистичнее, то некоторые восточные производители в рамках неумолимой глобализации могут слиться с крупными компаниями Германии, Испании, Голландии. Но если этого и не произойдёт, выживать хозяевам западной части нашего континента будет год от года труднее. И тут уж от назревших проблем не отмахнёшься, как от назойливой мухи. Кому-то покажется, что я сгущаю краски. Но почему тогда, скажите на милость, на всех крупных международных форумах и журналисты, и производители, и транспортники с завидным постоянством поднимают эту тему? Не потому ли, что она чересчур актуальна.

Знаете, есть такая поговорка: «Кто опоздал в молодости, тому нечем заниматься в старости». Так вот сейчас сложилась как раз та самая ситуация, при которой можно опоздать… Впрочем, пора перейти к обзору, благо в Кортрийке «победа» пока осталась за европейскими производителями.

Anadolu Isuzu Otomotiv

Как нельзя представить Новый год без ёлки, так и любую крупную автобусную экспозицию невозможно представить без этого участника. Кортрийк осени 2005 года не стал исключением: турецкая подданная Anadolu Isuzu привезла сюда несколько вариантов своей модели с красноречивым названием Harmony. Кстати, Anadolu Isuzu Automotive Industry & Trading Co. является одной из крупнейших компаний Западной Европы, образованной Anadolu Group и Isuzu Motors Itochu Co.

Чтобы соблазнить искушённых европейских транспортников, турки окрасили свои автобусы в разные цвета и показали сразу три варианта исполнения. Различия между ними кроются, в основном, в оснащении пассажирского салона по числу мест и боковому остеклению. Но вот что удивительно: в облике Harmony, как в облике близнецов, нашли отражение черты Isuzu Turquoise. Очевидно, дело в смене имиджа: сложное, труднопроизносимое название заменили более благозвучным. Так сказать, маркетинговый ход в чистом виде.

Технические характеристики Isuzu Harmony 

Параметры/Модель                           

«Школьник»               

«Турист»

 

Вместимость, чел.                                    

43 + 1 + 1 

26 + 1 + 1 

Число сидений в ряд                                

5 (2 + 3) 

4 (2 + 2) 

Длина, мм                                                 

7670 

7670 

Ширина, мм                                              

2300 

2300 

Высота, мм                                               

3330 

3330 

Колёсная база, мм                                    

3815 

3815 

Передний свес, мм                                   

1605   

1605   

Задний свес, мм                                       

2250 

2250 

Колея передних колёс, мм                       

1880  

1880 

Колея задних колёс, мм                           

1650 

1650

 

Дорожный просвет, мм                              

335 

335

Высота интерьера, мм                             

1900

1900

Ширина переднего входа, мм                   

840

840

Ширина заднего входа, мм                       

850

850

Расстояние между рядами сидений, мм  н.д.                                  

 

825

 

Радиус разворота, м                                

8,1

8,1

Преодолеваемый подъём, %                     

49

49

Полная масса, кг                                     

9775

9775

Двигатель       

MAN D0834LFL03       

MAN D0834LFL03

Рабочий объём, см3                                 

4580 

4580 

Мощность двигателя, л. с./об/мин          

180/2400

180/2400

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин      

650/1300-1700     

650/1300-1700

Число передач и тип КПП                       

6, мех.                          

6, мех.                          

Объём багажного отсека, м3                     

4,0                                

4,0                                

Объём топливного бака, л                       

200

200

Размер шин                                       

225/75 R17.5

225/75 R17.5

Максимальная скорость, км/ч                  

100

100

 

Auwarter

Если вы увидели автобус с эмблемой Mercedes, отличающийся от серийных моделей компании, то будьте уверены: наверняка перед вами тюнинговая версия машины от кузовного ателье Auwarter GmbH, которое приняло эстафету от переименованной маленькой австрийской фирмы Pusher. Объёмы выпуска пока невелики, но при этом каждая модель создаётся по индивидуальному проекту и выпускается небольшой партией, а нередко и в единичном экземпляре. Бразды правления взяли в свои руки Курт Пушер и Гаральд Ратц.

На площади в 140 м2 фирма представила программу выпуска автобусов малого и среднего класса. В их числе – Teamstar MB 818/48, Super Sprinter MB 616 и Pusher Elite MB 818/42. Первый из них рассчитан на 26 мест. Он располагает бортовой кухней, климатической установкой и TV-тюнером. Прекрасный обзор пассажирам обеспечивает панорамное остекление кузова, а к услугам путешественников – вместительные багажные отсеки суммарным объёмом 3,6 м3.

Среди изделий компании – два образца на шасси Super Sprinter: МВ 416 и MB 616. Удлинённый «четыреста шестнадцатый» располагает 16-19 комфортабельными спальными креслами, панорамным остеклением, домашним холодильником и высоким багажным отделением. Люксовый «шестьсот шестнадцатый» малого класса шириной кузова 2,2 м предоставляет 19-21 уютное кресло со средним подлокотником, мини-кухню, телевизор и мощную климатическую установку. Максимальный объём багажных отсеков в этой версии может достигать 3 м3.

Наконец, представитель среднего класса Pusher Elite MB 818/42 располагает 26-29 мягкими креслами, двойным остеклением салона, климатической установкой и системой обеспечения комфорта на борту.

 

BUSiness

Небольшая голландская фирма BUSiness Lito BV заявила о себе достаточно скромно, но весомо. В рамках корпоративной реорганизации она выстроила модельный ряд в такой иерархии:

- 30-местный VW T5 в городской версии с низким уровнем пола и в пригородном исполнении;

- 10-местный Mercedes-Benz Vito VIP Bus повышенной комфортности;

- IVECO Daily Flexitaxi CNG, работающий на природном газе;

- автобус люксовой комплектации Mercedes-Benz Sprinter 416 VIP;

- IVECO Daily 22.

Тем самым производитель желает подчеркнуть, что он готов выполнить любой заказ – будь то частный перевозчик, коллективный таксопарк или туроператор.

 

Indkar

Производитель кузовов из Каталонии на этот раз удивил публику новой версией открытого компактного автобуса Cabrio семейства Mago 2. Это неординарное транспортное средство было специально разработано, чтобы удовлетворить потребности быстро растущего рынка туристических услуг. Оно не предназначено для дальних маршрутов и в силу конструкции вряд ли бы прошло сертификацию для такого использования. А вот для обслуживания групп туристов в городах с узкими улочками и множеством достопримечательностей эта пассажирская машина – то, что надо.

Новая версия Cabrio сделана в соответствии с теми же критериями, что и весь ряд Mago 2, т. е. с современным дизайном, инновационным моделированием и применением высококачественных материалов. Автобус-кабриолет имеет длину 8254 мм, ширину 2490 мм и высоту 3180 мм. Его снаряжённая масса составляет 8200 кг. Неплохие параметры для перевозчика пассажиров, скажем, в курортной зоне. Вот если бы он ещё оснащался не дизельным, а электрическим двигателем…

 

Компания также показала два других изделия серии Mago 2 на шасси Irisbus CC100E21FP длиной 8,85 м и вместимостью 30 или 32 пассажира. Один из альтернативных вариантов предлагает 18 обычных сидячих мест и 3 места для инвалидных кресел. Ещё один экспонат на стенде фирмы – междугородный микроавтобус Strada Plus, базирующийся на платформе Irisbus 50C14 или 50C17.

Изготовитель автобусных кузовов из Арбукиаса (Жирона) обратил внимание транспортных операторов на диапазон доступных пассажирских машин, выставив на их суд сразу четыре образца. Один из них построен на шасси Irisbus 65C17 и рассчитан на перевозку 22 пассажиров. Его аналог на том же шасси есть и в 26-местном варианте. А вот лайнер, в основу которого легли узлы и агрегаты Mercedes-Benz 815D/48, предоставляет комфорт для 31 пассажира. В отличие от него, другой образец фирмы, построенный ранее на платформе Sprinter 616, обладает 24 посадочными местами. Как видите, выбор есть, слово – за транспортными компаниями.

 

Kusters

Небольшая голландская фирма, выпускающая в год около 300 пассажирских машин малого и среднего классов на шасси микроавтобусов европейских производителей (в основном Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen LT), VDL Kusters (ранее – Kusters Venlo B.V.) является составной частью мощного голландско-бельгийского холдинга VDL Bus & Coach. Практически каждый раз она представляет в Кортрийке мировые премьеры. И на этот раз она не изменила своей традиции.

Звёздами экспозиции стали 25-местный экскурсионный автобус Parade Tour на платформе Mercedes-Benz Sprinter 616 CDI и 8-местный FutureFix для перевозки инвалидов-колясочников. Кстати, первый автобус явился развитием идей, заложенных в 25-местном Euro XL, презентованном на прошлой выставке. Он получил высокую крышу, широкую пассажирскую дверь, тонированные стёкла больших размеров и двускатную ошиновку задних колёс. Из 25 штатных пассажирских мест меньше половины (а именно – 11) предназначены для сидения. Другая составляющая, как вы понимаете, – стоящие пассажиры. К услугам путешествующих людей – багажный отсек ёмкостью 1,75 м3. Конечно, это не мечта челночника, но для перевозки вещей командированных и отпускников вполне достаточно.

Построенный на платформе Mercedes-Benz Sprinter 308 CDI 8-местный FutureFix для перевозки инвалидов-колясочников имеет колёсную базу 3550 мм и внутреннюю высоту салона 1850 мм. Откидная алюминиевая аппарель с небольшим наклоном позволяет человеку в инвалидном кресле въехать внутрь салона даже без посторонней помощи. А в целом эффективность таких транспортных средств доказана компанией с 1999 года, когда такая продукция стала у неё серийной.

 

 Merkavim

Расположенная в центре Израиля компания Merkavim Metal Works Ltd. сочла нужным взять не числом новинок, а гибкостью подхода к решению транспортной проблемы и показала в Кортрийке низкопольный Minibus M20. Любопытно, что фирма, основанная почти 60 лет назад и полвека специализировавшаяся на сервисных услугах, занялась производством автобусов только в 1999 году. Тогда из ворот предприятия вышел междугородный лайнер Mars. В 2003 году появился городской Mercury с низким уровнем пола, а в 2004-м – туристический Apollo. На сегодняшний день эта фирма является крупнейшим производителем автобусных кузовов в Израиле. Большая часть акций (73,5 %) принадлежит компании Mayer’s Cars & Trucks, а оставшаяся (26,5 %) – Volvo Bus Corp.

Выставленный на всеобщее обозрение Minibus M20 лишь привлекал внимание представителей отрасли к возможным вариантам оборудования транспортного средства. А их по меньшей мере пять – в соответствии с назначением: маршрутное такси, шаттл аэропорта, транспорт отелей, средство перевозки людей с ограниченной подвижностью, туристический микроавтобус. За основу взят турбодизельный FIAT Ducato. Его максимальная вместимость составляет 20 человек (не отсюда ли индекс М20?): 15 – на сидячих местах и 5 – стоя. Длина, ширина и высота для всех модификаций одинаковы: 6,81; 2,08 и 2,60 м соответственно. Внутренняя высота также неизменна – 1,90 м. Снаряжённая масса – 4500 кг. Объём топливного бака – 85 л.

Но есть и переменные величины. Например, двустворчатая сдвижная дверь шириной 1200 мм для маршрутного такси, автобуса отелей и транспорта для инвалидов в версии туристического микроавтобуса имеет одностворчатую дверь с более узким проёмом входа. Тем не менее универсальность М20 позволяет выбирать средство передвижения в соответствии с потребностями конкретного перевозчика.

 

Omnibus Trading

С хорошей новинкой пожаловала в Ганновер кузовная фирма Omnibus Trading B.V. из Голландии. Вдобавок к недавно представленным автобусам малого класса (Sundancer на шасси Mercedes-Benz Atego 1223L и Bambino на платформе Ford Transit 350 EL) она показала Sunrider вместимостью 26-30 человек. Данный автобус имеет вклеенные стёкла и начисто лишён форточек. Нужный микроклимат в салоне обеспечивает установленный на крыше кондиционер. Кузов модели оригинальный, причём для наружной обшивки каркаса вместо традиционных стали и алюминия применяются лёгкие полимерные материалы, обладающие высокой коррозионной стойкостью. Кроме того, им легче придать нужную форму. А принадлежность к первоклассной продукции угадывается по мерседесовским звёздам на капоте и корме, а также по характерным передним фарам от Mercedes-Benz Sprinter.

Спринтеровская платформа модели 616 CDI использована и при постройке нового автобуса Sunset L вместимостью 19-23 пассажира. Эта машина явилась логическим продолжением модели Sunset, базирующейся на шасси Mercedes-Benz Sprinter 416 CDI и предназначенной для перевозки 16 человек. Как и другие изделия фирмы, новинка имеет сдвоенную ошиновку задних колёс, большую площадь бокового остекления, панорамное ветровое стекло и характерную V-образную корму с двигателем в заднем свесе. Продукцию компании трудно спутать с чужой за счёт характерных особенностей в дизайне: скошенной линии задних окон, чётко выраженной «поясницы» и типичных хромированных колпаков или дисков колёс из лёгких сплавов.

Модельный ряд компании составляют также модели Sundancer на шасси грузовика Mercedes-Benz Atego 1223L вместимостью 26-30 человек и 36-местный Sundancer L на шасси Mercedes-Benz Atego 1323L. В Кортрийке к ним добавился новый продукт – Sunstar на платформе MAN 14.280 HOCL с числом мест для сиденья от 35 до 39. Последний интересен тем, что при умеренных габаритах предлагает комфорт настоящего туристического лайнера. Достаточно сказать, что внутренняя высота салона у него составляет 2000 мм.

 

Технические данные автобусов Omnibus Trading 

Параметры/Модель                       

Bambino

Sunset L

Sunstar

 

Шасси 

Ford Transit 350 E

MB Sprinter 616 CDI 

MAN 14.280 HOCL

Вместимость, чел.                                     

16

19-23

35-39

Длина, мм                                      

6688

7690

9821

Ширина, мм                                            

2000

2340

2500

Высота, мм                                             

2650

2751

3302

Колёсная база, мм                                  

3954

4452

4700

Полная масса, кг                                    

4600

5990

14000

Объём двигателя, см3                            

2402

2686

6871

Число цилиндров                                     

4

5

6

Мощность двигателя, л. с.                      

125

156

280

Макс. крутящий момент, Н·м/об/мин

285/2300

330/1400-2400

1120/1200-1700

 

Число передач и тип КПП                      

5, мех.        

5, мех.        

6, мех.        

Объём топливного бака, л                     

н.д.                

100

200

Объём багажного отсека, л                   

2500

2500-3000

6000

Размер шин                                    

175/75 R16C    

205/75 R16    

255/70R22,5

 

 

Otokar

Турецкая компания известна заказчикам коммерческого транспорта с 1963 года, когда она начала свою производственную деятельность. На выставку она пригнала всего один автобус – Navigo 165 S, с которым рассчитывает заполучить часть европейского пирога пассажирских транспортных средств для местных и региональных перевозок. О важности привлечения клиентов говорит и тот факт, что на свою выставочную площадь они пригласили стендистку такой неописуемой красоты, перед которой многие знаменитые фотомодели просто отдыхают.

 

А вот сама техника от турецкого производителя была верхом практичности. Белоснежный двухдверный Navigo 165 S с безупречным дизайном удачно вписался в экспозицию Busworld, хотя и не был единственным посланником Турции. В качестве убедительных аргументов сотрудники компании представили габариты автобуса, приемлемые для тесных улочек европейских городов с кварталами исторического центра. Есть плюс и для тех, кто захочет использовать машину в качестве маршрутного такси: высота потолка в 1920 мм позволяет входить не сгибаясь даже высоким людям.

В базовую комплектацию включены 45-литровый холодильник, радио и кассетный плеер, тахограф, тонированные стёкла, двойное остекление и многое другое. На заказ можно установить 15-дюймовый LCD-монитор, DVD- и VCD-проигрыватель, MP3-плеер. В списке опций есть также 55-литровый холодильник, голубая подсветка салона, сиденья повышенной комфортности и ряд других позиций. Среди прочих достоинств турецкого автобуса – его технические особенности. В серийное оснащение включены дисковые тормоза всех колёс, ABS, ретардер и моторный тормоз. Не последнюю роль в привлекательности машины играет цена, которая ниже многих аналогов европейского производства.

 

Технические характеристики Otokar Navigo 165 S 

 

Вместимость, чел.                                   

27 + 1

Длина, мм                                                

7100

Ширина, мм                                             

2265

Высота, мм                                              

3275

Колёсная база, мм                                   

3420

Передний свес, мм                               

1465

Задний свес, мм                                      

2215

Высота интерьера, мм                             

1920

Ширина переднего входа, мм                   

800

Ширина заднего входа, мм                 

740

Расстояние между рядами сидений, мм     

760

Радиус разворота, м                                 

6,6

Преодолеваемый подъём, %                      

30

Полная масса, кг                                     

9200

Двигатель

Deutz BF4M 1013FC

Число цилиндров                                 

4, в ряд

Мощность двигателя, л. с./об/мин        

165/2400

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин      

565/1400

Число передач и тип КПП                   

6, мех.     

Объём багажного отсека, м3                          

2,6

Размер шин                                        

225/75 R17.5       

 

Salvador Caetano

Португальская фирма Сальвадора Каэтано была основана сразу после окончания Второй мировой войны как металлургическая и кузовостроительная компания. По прошествии десятилетий она стала одним из крупнейших в своей стране изготовителей автобусных кузовов. Они базируются как на шасси грузовиков, так и на платформах автобусов других производителей.

На этот раз португальская компания приехала в Кортрийк с двумя моделями автобусов Optimo среднего класса. Это базовая машина фирмы, выбравшей в качестве основы для неё шасси Toyota. Один из новых образцов был целенаправленно разработан для рынков Центральной и Северной Европы. Специалисты отметили его как узконаправленный продукт, отличающийся от привычных пассажирских машин для португальского или испанского рынка. Сиденья расположены рядами по формуле 2+1, а их общее число равно 20 (плюс кресло гида и место водителя). По просьбе одного из заказчиков один ряд сидений из этой модели был убран. В результате расстояние между креслами было увеличено и уровень комфорта реально вырос.

Другой Caetano Optimo, продемонстрированный на стенде компании, имел традиционную компоновку кресел (2+2). Благодаря этому он обладает большей вместимостью, предоставляя возможность оператору продавать до 24 билетов на комфортабельные сидячие места. Ещё два места традиционно отведены водителю и гиду.

 

Sitkar

Итальянская компания, чей офис находится в Модене, могла бы представить на Busworld целый ряд своих изделий, но ограничилась только одним автобусом – Beluga 2. Как и остальные модели, она представляет собой бескапотную пассажирскую машину с низкой крышей и одной сдвижной дверью для входа и выхода из салона. Стиль новинки выдержан в сложившихся корпоративных традициях: ломаная линия боковых окон, нижнее смотровое окошко в пассажирской двери, багажные отсеки в пределах колёсной базы. Быть может, такой дизайн покажется кому-то спорным, но в главном автобусу не откажешь: он практичен. А для транспортников такой аргумент зачастую важнее многих прочих.


Технические данные автобусов Sitkar 

 

Параметры/Модель 

Eurojoy   

Strike                 

Beluga 2

 

Шасси    

MB 416 CDI        

MB 616 CDI        

MB O818 D

 

Вместимость, чел.                  

16 (19)                 

20+1                    

28+1

 

Длина, мм                                

6995

6985

7640 (8420)

 

Ширина, мм                             

1994   

2335  

2400

Высота, мм                              

2680                   

3020

3000

Колёсная база, мм                   

4025 

4025 

4250 (4800)

Объём двигателя, см3              

2686

  2686                     

4249

Число цилиндров                         

5

5

4

Мощность двиг., л. с./об/мин  

156/3800             

156/3800             

177/2200

 

Макс. крут. момент, Н∙м/об/мин

330/1400-2400

330/1400-2400  

675/1200-1600

 

Число передач и тип КПП     

5, мех./6, авт.        

5, мех.                  

6, мех.       

Технические опции              

Ретардер Telma        

-

-

 

 Staco Carrosseries

Запомните название Staco, поскольку это – новый производитель автобусных кузовов, причём – туристических. Для дебюта в Бельгии был выбран лайнер среднего класса Dexon S1 вместимостью 36 пассажиров. Модель построена на платформе MAN 10.225 FOC с дизельным двигателем мощностью 220 л. с. Из особенностей конструкции важно отметить наличие лифта Ricon для подъёма инвалидных колясок. Длина транспортного средства – 9,46 м, высота (не считая установленной на крыше климатической системы) – 3,15 м. Багажные отсеки объёмом 6 м3 закрыты люками с механическим приводом.

Эргономика автобуса находится на современном уровне благодаря тому, что многое из оборудования сюда перекочевало из лайнеров MAN. В частности, место водителя почти полностью повторяет немецкое решение. К услугам сидящего за рулём – оригинальная приборная панель MAN, а также удобное кресло Grammer с трёхточечными ремнями безопасности. Такое же сиденье предназначено и для гида – он не должен уставать, ведь ему приходится работать в сидячем положении по нескольку часов ежедневно. За дополнительную плату лайнер комплектуется туалетной кабиной, монтируемой в хвостовой части справа по ходу автобуса. Опциями являются цифровые часы и специальный настил пола с противоскользящим покрытием.

Другие бренды

Производителей автобусных кузовов так много, что охватить их одним обзором практически нереально. За рамками данной публикации только из числа участников Busworld остались компании Ayats, Carrocera Castrosua, Durisotti, Fast, Hispano Carrocera sal, Kutsenits, Vehixel Trouillet Constructeur и некоторые другие. А сколько их не участвовало в выставке!

Какие-то из упомянутых компаний будут развиваться и десятилетиями выпускать такую востребованную продукцию, как пассажирские «середняки» и «карлики». Кто-то «сойдёт с дистанции» и «прикажет долго жить». Ну а кто-то, не исключено, создаст СП с российскими предпринимателями и будет мало-помалу осваивать наш рынок. Как бы то ни было, интерес к компактным, но вместительным автобусам и микроавтобусам эксклюзивной сборки проснётся и в России, а спрос на них будет год от года расти.

Уверен: придёт время, и в России появятся кузовные ателье, которые будут строить эксклюзивные пассажирские машины на уровне лучших европейских производителей. Ведь российская земля издревле славится талантами. И почему бы им не применить свои силы и знания на поприще постройки пассажирского транспорта?! В том, что это рано или поздно случится, сомнений нет. Вопрос только в том – когда...