Автосервис "«Чёртово колесо» для автомобиля"


 

Современные мегаполисы, остро ощутившие дефицит площадей для парковки транспорта, никак не могут решить проблему размещения постоянно увеличивающегося числа автомобилей. Пока у нас городские власти ищут мало-мальски пригодные для этого клочки земли, в дальнем зарубежье непростую задачку решают совсем по другой формуле…

 

 

С умножением на шесть

Эту формулу вывели южнокорейские службы парковочного сервиса. 10-миллионный Сеул, страдающий от перенасыщения автомобилями, наряду с подземными и многоэтажными парковочными комплексами, вполне обоснованно развивает сеть парковочных систем Smart parking вертикального циркуляционного типа. Опыт быстро разошёлся по миру. И это понятно: на площади, где обычно размещается два автомобиля, можно эффективно разместить 12 машин. Вот вам и парковочная формула 2х6.

Довольно простое решение сводится к механическому мультиуровневому расположению большого количества техники на ограниченном пространстве то ли у офиса, то ли у гостиницы или жилого дома. Главное здесь – не столько в минимизации финансовых затрат, сколько в решении проблемы дефицита земли. А в условиях плотной городской застройки это очень разумный выход из положения.

В Москве, Киеве и в других мегаполисах СНГ, где плотность машин в центральной части превысила все допустимые нормы, парковочные системы Smart parking ещё только изучаются, хотя в Москве в очевидности выгоды таких парковок уже убедились владельцы гостиничного бизнеса и прикупили около полусотни комплектов Smart parking. Все они различны по ёмкости, но одинаковы по принципу работы. Самая маленькая парковочная система рассчитана на 5 автомобилей, но есть комплексы на 7, 8 и 12 машин. По габаритам все они рассчитаны на автомобили больших (L) или средних (M) размеров, но это не значит, что туда нельзя ставить малолитражки. Было бы желание – паркуйся!

Для размещения любой из моделей этой системы достаточно участка земли размером 5х6,3 м – именно столько (31,5 м2) нужно для стоянки двух автомобилей. В зависимости от структуры грунта, заливается небольшой фундамент с анкерными болтами, на которые потом крепится вся конструкция. К примеру, «сухой» вес 8-местной системы Smart parking модели SM8L не превышает 14 т (это примерно вес двухосного самосвала). Но поскольку она в высоту достигает 7,98 м, а каждый из 8 поставленных на стоянку автомобилей в среднем весит 1850 кг, то её основание должно прочно «якориться» к фундаменту.

 

Каждая из четырёх опор конструкции «сидит» на четырёх анкерных болтах, что позволяет при минимальных усилиях демонтировать установку и переносить её в другое место

 

Специалисты уверяют, что на все монтажные работы, включая рытьё неглубокой траншеи, заливку бетона и его застывание, нужно не более трёх дней (здесь дольше ждут, пока будет готов фундамент, нежели монтируют саму конструкцию и ведут пусконаладочные работы). Если придерживаться чертежей и по технологической схеме аккуратно «вживить» анкерные болты в сырой бетон, то проблем с монтажом не будет. Причём не обязательно заливать фундамент по всему периметру – достаточно с двух сторон сделать цокольную «подушку». Следует заметить, что 7-местная и 8-местная стоянки легковых ТС имеют одинаковые габариты, разница лишь в размещении техники. К примеру, 8-«каютная» парковка с формулой размещения 2х4 предусматривает 4 парных раздельных яруса, возвышающихся над землей, а в 7-местном исполнении (формула 2х3+1) – только три яруса вверху и один прямо под ними, у основания установки. А вот 12-местная конструкция с парковочной формулой 2х6 тяжелее 8-местной по массе и на два яруса выше (у неё также мощнее силовой привод). Правда, в любом случае каждый поддон, сделанный из горячекатаных стальных листов, рассчитан на грузоподъёмность 2,15 т. К тому же установка, как и любой грузоподъёмный механизм, помимо паспортных параметров имеет дополнительный запас прочности.

 

Без шума и скрипа, но в полной идиллии с окружающей средой

Демонстрировавшаяся недавно на выставке модель SM8L, как и другие парковочные системы, не производит шума – лёгкое жужжание электрического мотора едва слышно, а редуктор и цепная передача практически не издают звука. Так что размещение такого смарт-паркинга вблизи жилого дома никому неприятностей не доставит. Неудобство может быть разве что от шума и чада прогреваемого двигателя, но это уже тема отдельного разговора.

 

Многоярусная парковочная установка уместилась даже на «пятачке» выставочного комплекса

 

Чего не следует бояться, так это электрического привода, который никакого вреда экологии не наносит. Здесь используется питание на 380 В с частотой тока 50 Гц. Для 8-местной установки вполне достаточно электродвигателя на 7,5 кВт, которых вполне хватает для вращения с помощью червячного редуктора всей лифтовой системы.

 

Шестерёнчатый маховик с двухточечными фиксаторами стояночного тормоза надёжно удерживает платформы в режиме ожидания

 

Скорость вертикального вращения платформ с автомобилями по максимуму достигает 3,6 м/мин. Правда, такую скорость почти никто не устанавливает. Хронометраж у демонстрировавшейся на выставке модели SM8L показал, что с верхнего уровня конструкции машина сходит за 2 мин. 40 сек. Здесь, видимо, сработал принцип «тише едешь – дальше будешь», что, в общем-то, вполне оправданно. Дальше дело техники: как только поддон остановится на уровне земли, можно заводить машину и уезжать. Но здесь есть одно важное условие: заезд на парковку осуществляется только передним ходом, а выезд, соответственно, на задней передаче.

 

Парковочный поддон оснащается позиционером остановки колёс, не позволяющем автомобилю выехать за пределы платформы

 

Технология паркования до смешного проста. Здесь даже оператор не нужен. Водитель определяет свободный поддон и мембранным переключателем на пульте управления нажимает нужную кнопку. Въехать на поддон, опустившийся до уровня земли, сможет даже начинающий водитель. При заезде особо переживать не следует, поскольку здесь нет смотровой ямы, а автомобиль далеко не укатит из-за устройства остановки колёс. Потом, покинув салон, нужно снова нажать кнопку включателя и сместить платформу вверх. Всё – парковка завершена!

Здесь следует учесть, что в любом случае услуга будет платной. На въезде к стоянке, как и на обычной парковке, срабатывают лучевые сенсоры ворот и дверей. А это – устройства не только безопасности и сохранности ТС против угона, но и чёткий фиксатор допуска техники на установку.

 

Конструкция парковочной системы имеет ограждение, устройства безопасности, аварийной остановки привода. Нижний ярус поддонов 8-местной установки по высоте равен человеческому росту

 

В нише парковочных решений эта система пока наиболее эффективна и экономична. Во-первых, она не требует присутствия специального персонала. Во-вторых, у неё низкий коэффициент потребления электроэнергии. В-третьих, она мобильна, при необходимости установку можно переместить в другое место. Есть ещё один плюс: система разработана для сейсмических зон с фактором 4-го уровня и зон с повышенным риском действий сильного ветра. Сравнительно небольшая стоимость, прекрасные экологические характеристики и низкий шумовой фон системы Smart parking – всё это превращает такие установки в непременный атрибут современных мегаполисов. И то, что они уже в обозримом будущем станут привычными на наших улицах, сегодня сомнений ни у кого не вызывает.

 

Валентин ОЖГО,

фото автора