Безопасность "В нужном температурном режиме"


 

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», который стал определять правоотношения в сферах установления обязательных для исполнения, добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки соответствия.

Положения этого нормативного акта охватывают все отрасли народного хозяйства, в том числе и автомобильный транспорт, в    соответствии с чем основным контрапунктом технического регулирования со стороны государства здесь является нормирование требований, обеспечивающих в первую очередь безопасность…

 

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" обязательные требования к свойствам безопасности автотранспортных средств    регламентируются законодательными актами Российской Федерации, а добровольные требования к потребительским свойствам и добровольные перспективные требования к свойствам безопасности автотранспортных средств устанавливаются стандартами (см. схему).

В настоящее время в нашей стране действует ряд международных договоров Российской Федерации в области технического регулирования, содержащих обязательные требования к транспортным средствам, в том числе Правила ЕЭК ООН, принятые Женевским соглашением 1958 года, Глобальные технические правила, принятые Женевским соглашением 1998 года, Предписания, принятые Венским соглашением 1997 года, и    требования, принятые соглашениями ДОПОГ 1957 года и СПС (Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок) от 1 сентября 1970 г.

Кроме того, в стране действуют обязательные требования, устанавливаемые в рамках национального законодательства Российской Федерации, в том числе ранее установленные национальными стандартами, применяемыми в переходный период до 2009 г., а также техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом                             "О техническом регулировании".

Как видно из схемы, в настоящее время в нашей стране осуществляется правовое регулирование в отношении изотермических транспортных средств, предназначенных для международных автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, и для этого применяются следующие нормативные документы [1]:

1. Международный договор Российской Федерации – «Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок», принятое 1 сентября 1970 г. и вступившее в силу 21 ноября 1976 г.

2. Внутригосударственные правовые акты, необходимые для применения СПС: распоряжение Правительства Российской Федерации от        8 июня 2001 г. № 788-р, постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 и приказ Минтранса России от                     27 апреля 2002 г. № 56.

Этими документами Минтранс России назначен компетентным органом по выполнению обязательств, вытекающих из международных                 договоров Российской Федерации в области автомобильного транспорта, в том числе СПС, который выдаёт документ о соответствии транспортных средств установленным требованиям (свидетельство СПС), признаёт компетентность (проводит аккредитацию) испытательных станций, экспертных организаций и экспертов.

В соответствии с требованиями и процедурами, установленными указанными документами, на сегодняшний день Минтрансом России, как Компетентным органом Российской Федерации в области автомобильного транспорта, уполномочены 11 экспертных организаций на проведение контроля изотермических транспортных средств, аттестован 41 эксперт и выдано более 1000 свидетельств о соответствии СПС [2].

Правовое регулирование в отношении транспортных средств, предназначенных для внутренних автомобильных перевозок    скоропортящихся пищевых продуктов в пределах территории нашей страны, до настоящего времени не проводится из-за отсутствия соответствующего законодательного акта, что свидетельствует о пробеле в законодательстве Российской Федерации.

Объёмы внутренних перевозок скоропортящихся пищевых продуктов значительно превышают объёмы международных перевозок, и, кроме того, в процессе внутренних распределительных перевозок, предусматривающих промежуточные разгрузки продуктов с соответствующей потерей холода или тепла из изотермического кузова, поддержание заданных температурных режимов становится затруднительным.

Из-за отсутствия соответствующих требований к транспортным средствам указанные перевозки осуществляются зачастую без соблюдени­я требуемых температурных режимов (от – 20 до +15 ºС), а в некоторых случаях вообще без холо­дильного оборудования с использованием автотранспорта общего назначения.

Всё это обусловливает и более высокую степень риска причинения вреда здоровью и жизни людей при внутренних перевозках указанной продукции по сравнению с международными перевозками. Эти риски связаны с возможностью отравления из-за потребления некачественной и опасной продукции.

По данным Минпромэнерго России [3], в ходе осуществления государственного контроля и надзора в области соблюдения обязательных требований к продукции в 2003 г. было выявлено, что основные нарушения относятся к продукции пищевой промышленности (33,9 %). При этом были выявлены 67 случаев отравлений и массовых неинфекционных заболеваний, 9273 случая вспышки кишечных инфекций. По результатам контроля выдано 60062 предписания о запрете реализации продукции, и нарушители оштрафованы на 399,1 млн руб.

 

Схема технического регулирования в области установления обязательных и добровольных требований  к автотранспортным средствам (АТС)

 

  1. Женевское соглашение 1958 г. – «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний».
  2.  Женевское соглашение 1998 г. – «Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах».
  3. Венское соглашение 1997 года - «Соглашением о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров».
  4. ДОПОГ 1957 г. -   «Соглашение о международной дорожной перевозке грузов».
  5. СПС 1970 г. - «Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок».

 

Анализ международного опыта правового регулирования в данной сфере позволяет сделать следующие выводы:

1. Существенный потенциал опасности для жизни и здоровья людей, обусловленный несоблюдением требуемых температурных режимов при перевозках скоропортящихся пищевых продуктов, не может быть устранён рыночными механизмами, и в данной сфере необходимо государственное правовое регулирование на основе принятия обязательных требований к транспортным средствам, предназначенным как для международных, так и для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов.

2. В экономически развитых странах контроль и освидетельствование транспортных средств, предназначенных для международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, осуществляется в соответствии с международным соглашением СПС, участниками которого в настоящее время являются 40 стран, в том числе Россия, США, Канада, страны Европейского сообщества и ряд стран СНГ.

Контроль и освидетельствование транспортных средств, предназначенных для внутренних перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, в указанных странах, кроме России и других государств СНГ, осуществляется на основе СПС или внутренних нормативных документов страны, учитывающих специфику внутренних распределительных перевозок.

3. В нормативных документах Германии [4] установлены более жёсткие требования к холодо- и теплопроизводительности холодильного и отопительного оборудования транспортных средств, предназначенных для внутренних распределительных перевозок, по сравнению с тем же оборудованием транспортных средств, предназначенных для международных перевозок.

При этом установлены требования, чтобы мощность оборудования для обогрева или охлаждения транспортных средств, предназначенных для внутренних перевозок (например, компрессорно-холодильной установки рефрижератора), обеспечивала не только необходимую внутреннюю температуру, но и компенсацию дополнительных потерь тепла или холода, связанных с количеством и длительностью открывания дверей и воздухообменом при промежуточных раздачах продукции клиентам в процессе перевозок.

Такие требования позволяют лучше учесть специфику внутренних распределительных перевозок, однако при этом существенно усложняются процессы контроля и освидетельствования транспортных средств по разным нормам для внутренних и международных перевозок и, кроме того, усложняется конструкция и возрастает стоимость транспортных средств, а также увеличиваются эксплуатационные затраты перевозчиков на проведение испытаний.

4. В Великобритании установлен жёсткий санитарный контроль за соблюдением стандартов на пищевые продукты в каждом звене продуктовой цепи [5]. В случае несоблюдения установленных требований пищевые продукты конфискуются, а на нарушителей, в том числе перевозчиков, накладываются большие штрафы. Учитывая жёсткие штрафные санкции, практически повсеместно при внутренних и международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов применяются изотермические транспортные средства, отвечающие требованиям СПС как стандарта качества.

5. Во Франции высокая эффективность контроля изотермических транспортных средств, предназначенных для внутренних и международных перевозок, обеспечивается не за счёт повышения требований к транспортным средствам, установленных на уровне требований СПС, а путём увеличения числа проверок производственного процесса изготовления с целью обеспечения качества продукции (её соответствия испытанным типовым образцам) и введением обязательного контроля транспортных средств после 12 лет эксплуатации на аккредитованной испытательной станции [6].

6. В Португалии и Испании требования и процедуры контроля, установленные СПС, применяются в отношении транспортных средств, используемых как для внутренних, так и для международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов.

При разработке Специального технического регламента,                                                 касающегося транспортных средств, предназначенных для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, необходимо, с одной стороны, максимально учесть международный опыт, в том числе реализуемый в рамках СПС, а с другой стороны, – учесть требования Федерального закона «О техническом регулировании» и соответствующих отечественных стандартов, а также специфические условия    изготовления и эксплуатации транспортных средств в нашей стране.

Объектами технического регулирования указанного регламента должны быть следующие транспортные средства, предназначенные для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов: механические транспортные средства (включая автоцистерны) категории N и прицепы (включая полуприцепы и прицепы-цистерны) категории О (ГОСТ Р 52051) [7], отнесённые к подклассу продукции 45 2000 по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 [8], а также    изотермические контейнеры (ГОСТ Р 50697) [9].

Требования регламента, касающиеся безопасности изотермических транспортных средств и методов испытаний, должны быть разработаны с максимальным использованием требований СПС.

Этим будут исключены неоправданные повторные испытания транспортных средств, используемых перевозчиками как для внутренних, так и для международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов.

Кроме того, это будет соответствовать    опыту Франции, Португалии, Испании и других стран, в которых требования СПС предъявляются к изотермическим транспортным средствам, используемым как для международных, так и для внутренних перевозок.

Учитывая более суровые климатические условия нашей страны, меньшую надёжность транспортных средств, производимых отечественными изготовителями, неудовлетворительный технический сервис при эксплуатации, а также более высокий потенциал опасности для здоровья и жизни людей при внутренних распределительных перевозках, предусматривающих промежуточные разгрузки перевозимых продуктов с соответствующей потерей    холода или тепла из изотермического кузова, целесообразно по примеру Франции сократить периодичность контроля транспортных средств по сравнению с СПС в среднем в два раза. Этим будет осуществлено ужесточение контроля изотермических транспортных средств, используемых при внутренних перевозках.

Это будет соответствовать аналогичной практике установления меньшей периодичности государственного технического осмотра транспортных средств в нашей стране, чем периодичность осмотра в странах Европейского Сообщества при применении одинаковых требований к транспортным средствам.

Например, по директиве 96/96 ЕС [10] периодичность технических осмотров для транспортных средств категорий М1 и N1 установлена 4 года после начала эксплуатации и далее один раз в два года, что больше аналогичной периодичности в нашей стране.

В связи с тем, что организационные процедуры подтверждения соответствия транспортных средств установленным требованиям отсутствуют в СПС, разделы регламента, касающиеся подтверждения соответствия, в том числе путём декларирования соответствия заявителем, аккредитации испытательных лабораторий, государственного контроля, необходимо разработать с учётом требований Федерального закона                            «О техническом регулировании».

При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Регламента целесообразно возложить на Федеральную службу надзора в сфере транспорта, которая в настоящее время осуществляет аналогичный контроль (надзор) за соблюдением требований СПС.

Принятие указанного регламента обеспечит:

- защиту здоровья и жизни граждан путём установления и применения обязательных требований к транспортным средствам, предназначенным для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов;

- гармонизацию устанавливаемых требований с международными нормами и правилами в соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" и Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО;

- устранение пробела в правовом регулировании за счёт принятия в дополнение к международному договору Российской Федерации – СПС, касающегося транспортных средств, предназначенных для международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, законодательного акта, касающегося транспортных средств, предназначенных для внутренних перевозок скоропортящихся пищевых продуктов;

- повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и международных рынках при реализации транспортных средств, соответствующих мировому уровню безопасности по своим изотермическим свойствам и эффективности термического оборудования;

- минимизацию затрат, связанных с созданием сети испытательных лабораторий и обучением специалистов, поскольку в настоящее время в стране функционируют экспертные организации и аттестованные эксперты, осуществляющие аналогичную деятельность в рамках СПС.

 

ДЫНГА И. Г., к. т. н.,

КОНДРАТЬЕВ А. В., инженер