Геополитика "Трансъевропейские оси идут на Восток…"


 

В ноябре 2005 года в Брюсселе состоялось заседание европейской Группы высокого уровня по продлению главных трансъевропейских осей в сопредельные страны и регионы. О принятых на нём решениях нам рассказал представитель департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр Чернышевич.

 

- С какой целью была создана данная Группа высокого уровня?

- Еврокомиссия создала его в сентябре 2004 года для решения комплекса вопросов, связанных с установлением наилучших связей Евросоюза с сопредельными странами и регионами, определением с этой целью на перспективу главных транспортных осей и приоритетных проектов их развития. Более того, всё это будет способствовать региональному сотрудничеству и развитию конструктивных связей как между странами ЕС и их соседями, так и между самими соседствующими государствами. Это немаловажно и для нашей страны.

В работе Группы высокого уровня принимали участие представители 26 сопредельных Евросоюзу стран, среди которых и Беларусь, 25 стран-членов ЕС, а также Болгарии и Румынии, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка.

- Александр Николаевич, какие решения были приняты на заседании?

- Если на ряде предыдущих заседаний Группы представителями стран-участниц вырабатывались общие подходы по основным стратегическим вопросам, согласовывались позиции сторон, то на этом заседании уже удалось прийти к единому мнению практически по всем рассматриваемым позициям.

Первое – это то, что были определены 5 главных транспортных осей, связывающих трансъевропейскую транспортную сеть с сетью транспортных коммуникаций сопредельных стран. В состав Северной оси, которая соединяет Северную часть ЕС с Норвегией на севере и идёт через Беларусь и Россию, затем – на Восток, включён транспортный коридор Берлин – Варшава – Минск – Москва – Транссиб, а также путь из портов Балтики в направлении Минск – Москва по маршруту: Клайпеда/Калининград – Вильнюс – Минск – Москва.

В состав Центральной оси включён транспортный коридор Минск-Киев, а также внутренний водный путь Беларусь – Киев – Одесса (Днепр).

Это свидетельствует о том, что две главные транспортные артерии Беларуси в ближайшей перспективе могут принять на себя более интенсивные европейские транспортные потоки. Следует также отметить, что наша автодорога М-1/Е30 Брест – Минск – граница России становится важным связующим звеном на пути из Западной Европы на Дальний Восток.

Всё это имеет большое значение для нас. Ведь мы, как и все европейские страны, заинтересованы в развитии конструктивных экономических связей, торговли, туризма, обмене знаниями, опытом, обогащении культуры.

- К чему конкретно могут привести принятые Группой высокого уровня решения?

- В список важнейших проектов по развитию Северной главной трансъевропейской транспортной оси включены четыре белорусских проекта, в реализации которых мы видим как национальный, так и международный интерес. Это проекты развития железной дороги на участках Брест – Осиновка и Гомель – Гудогай; автомобильных дорог Брест – Минск – граница России,  граница Литовской Республики – Минск – Гомель – граница Украины. Предлагаются проектные решения по доведению к 2020 году основных параметров этих транспортных магистралей до европейского уровня. Большинство из этих решений были у нас заложены ранее в утверждённых программах по развитию транзита через Беларусь. Но решения, принятые на данном заседании Группы высокого уровня, наверняка придадут этому делу новый импульс.

Впечатляют масштабы всех проектов, включённых в развитие пяти главных транснациональных осей. Достаточно сказать, что их общая ориентировочная стоимость составляет порядка € 45 млрд, из них 35 млрд планируется освоить до 2020 года.

Группой внесено предложение относительно организации банками и Еврокомиссией серии региональных семинаров с целью обмена опытом и детального обсуждения вопросов, связанных с финансированием транспортных проектов. Конечно, определённые Группой проекты пока ещё не имеют завершённого вида. Подчёркнута необходимость проведения дальнейших технико-экономических обоснований и анализов, включая разработку технических условий, экологическую экспертизу, определение механизмов финансирования проектов с целью их окончательной подготовки к внедрению.

- Какие меры с точки зрения Группы высокого уровня необходимо предпринять заинтересованным европейским государствам, чтобы более эффективно заработал транспортный интеграционный механизм?

- Для интеграции, естественно, потребуется проведение целенаправленной работы в части унификации, упрощения и рационализации юридических норм и стандартов. Рекомендовано проведение ряда мер по совершенствованию пограничного контроля, усовершенствованию и унификации таможенных процедур с учётом правил и рекомендаций международных конвенций и стандартов. Например, товарно-транспортная документация должна быть взаимно признаваемой на языке данной страны и на английском или другом взаимно согласованном языке. Предлагается, в частности, ввести единое время работы контрольно-пропускных пограничных постов, а также служб медицинского, санитарного и ветеринарного контроля, реализовать принцип «одного окна» и т. д.

Предложено организовать внедрение контроля за мерами безопасности на транспорте, вытекающими из международных соглашений и стандартов, а также проводить совместно с соседними странами необходимые аудиторские проверки. Подчёркивается необходимость принятия комплексных мер по повышению безопасности движения на автомобильных дорогах, включая работу по совершенствованию поведения водителей, оснащению транспортных средств необходимыми элементами безопасности и защиты, модернизации дорожной инфраструктуры, внедрению систем организации и управления движением.

Конечно же, всё это требует создания сильной и эффективной системы координации действий, обеспечивающих своевременную реализацию проектов развития главных транснациональных осей. Рекомендовано организовать эффективное международное сотрудничество, основанное на существующих моделях кооперации, координирующую роль в котором будет играть Европейская Комиссия.

 

Беседовал Василий КУРЛОВИЧ