Безопасность движения "Печальные курьёзы и чиновничьи грёзы"


Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Минули времена, когда автомобилисты могли абсолютно спокойно, без нервотрёпки проехать по улицам Минска. Ныне лихачей хоть отбавляй: и «подрежут», внезапно перестраиваясь из одного ряда в другой без включения поворотника, и на красный сигнал светофора проскочат, и на перекрёстках для них правил не существует. Словом, на дорожную оплеуху можешь нарваться в любой момент. На загородных трассах ситуация не лучше. Как говаривал известный юморист Михаил Задорнов, здесь вполне можно получить удар сзади при обгоне по встречной полосе.

 

Реальные позиции и «высокие» амбиции

– Как это ни печально, – признался в ходе одной пресс-конференции Иван Жук, генеральный директор Белорусского НИИ транспорта «Транстехника» (научный институт Минтранса республики), – по количеству жертв ДТП Беларусь занимает одну из лидирующих позиций в Европе. Из ста пострадавших в авариях не выживают 17-18 человек. Это в 3,8 раза выше «нормы».

За десять месяцев 2006 г. в республике зарегистрировано 6439 транспортных происшествий, в которых погибли 1273 и получили ранения 6995 участников движения. Фактически каждые сутки совершается 21 ДТП, гибнут 4 человека, 23 получают различные телесные повреждения. Почти каждая девятая смерть – по вине водителя в нетрезвом состоянии.

В сведениях об аварийности из девяти основных причин дорожно-транспортных происшествий по пяти (превышение скорости, нарушение правил проезда пешеходного перехода, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил обгона, несоблюдение очерёдности проезда перекрёстков) отмечается рост «показателей» по сравнению с 2005 г. В перечне «Категории и виды ДТП» из 13 пунктов по 8 также превышение предыдущих показателей.

Особо впечатляет количество столкновений между транспортным средством и железнодорожным подвижным составом – увеличение почти в шесть раз. И это не удивительно. Железнодорожные переезды, как правило, оборудованы шлагбаумом (расстояние между ним и боковым ограждением позволяет свободно проехать легковушке) или пронзительно пищащим светофором с красными «глазами». В этом плане весьма разумно оборудованы переезды в России. Приближается поезд – автоматически поднимаются заградительные металлические щиты. Проскочить их практически невозможно.

Министр внутренних дел Беларуси сформулировал стратегию на будущее, которая получила название «минус 100». Она означает ежегодное уменьшение погибших в результате ДТП на белорусских дорогах на сто человек. Весьма амбициозная цель, если учесть нынешнее положение дел с аварийностью и предстоящее увеличение количества машин.

В республике 2,9 млн транспортных средств (без учёта проезжающих транзитом). По прогнозным оценкам, к 2015 г. эта цифра достигнет 4 млн. Увы, уже сегодня все сопутствующие и смежные процессы не успевают «переварить» такое количество автомобилей, заполонивших улицы и дороги. Образующийся дисбаланс, помимо прочих, рождает и проблемы аварийности.

 

Дураки на дороге

На Руси, как известно, две беды – дураки и дороги, отмечал литературный классик в те времена, когда и машин-то не было. Ныне эти понятия неразделимы: дураков на дорогах предостаточно. Трагедии происходят по вине тех, кто не имеет водительских прав (увеличение за десять месяцев 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 17,6 %), создаёт аварийные ситуации на перекрёстках или поворотах (рост на 21 %). На 16 % увеличилось количество «вылетающих» за обочину, «нарвавшихся» на столб, дерево или другое препятствие.

Вот лишь некоторые примеры.

Водитель автомобиля BMW, видимо, перепутал Минскую кольцевую автодорогу со взлётной полосой. На огромной скорости иномарка попыталась опередить поток машин справа. Автомобиль вынесло прямо в столб. Шансов выжить у молодого водителя практически не было: машину буквально разорвало на куски.

Весёлая компания в подпитии вышла из бани и, не задумываясь, направилась прямиком к автомобилю. Проехав несколько десятков метров, водитель решил лихо развернуться во дворе. Зацепив два автомобиля BMW, Сhrysler и Audi, машина выскочила на проезжую часть улицы и угодила в кювет. Итог – пятеро пострадавших оказались на больничных койках. А водителя-виновника взяли под стражу: оказывается, он сбежал из спецкомендатуры, где отбывал наказание в виде исправительных работ.

Случаются и курьёзы. Было бы смешно, если бы не было так печально.

Светлое время суток, ясная погода. Водитель автобуса высунулся в боковое окно, отвлёкся от управления и касательно головой столкнулся с автобусом, двигавшимся во встречном направлении. Как записано в протоколе, «получены телесные повреждения в виде перелома костей черепа».

 

Берегись «чайника»

Водителями со стажем до одного года ежегодно совершается почти 5 % дорожно-транспортных происшествий. По их вине гибнет около 4 % общего количества пострадавших. А ведь быстрый процесс автомобилизации Беларуси – это включение в число участников движения всё новых водителей, ещё не владеющих навыками практического управления. (За десять месяцев 2006 г. в республике права категории «В» получили более 58 тыс. человек. – Авт.)

Ныне по новым программам подготовки и переподготовки водителей предусмотрено увеличение на 40 % количества часов на практическое обучение, сокращена численность групп до тридцати человек. Пока рано судить о том, будет ли эта мера действенной.

Учитывая прибыльность подготовки будущих водителей, а также год от года растущее число желающих заиметь вожделенную пластиковую карточку, дающую право на управление транспортным средством, автошколы начали плодиться как грибы после дождя. В погоне за длинным рублём качество обучения отошло на второй план. Подтверждение тому – неудовлетворительные результаты сдачи экзаменов в Госавтоинспекции.

В конце 2005 г. указом главы республики было определено, что услуги по подготовке водителей механических транспортных средств подлежат обязательной сертификации. Сотрудники упомянутого выше БелНИИТ «Транстехника» ринулись проводить комплексные проверки всех учебных организаций. Вот здесь-то процесс подготовки и затрещал по всем швам. Оказалось, что некоторые автошколы по техническому оснащению и тренировочной базе абсолютно не готовы к обучению водителей.

Низкий уровень учебно-материальной базы и квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения вождению (в республике подготовку и переподготовку водителей осуществляют около 5 тыс. специалистов, которые должны проходить периодическую аттестацию и повышение квалификации), отсутствие автодромов на праве собственности, недостаточное количество учебных транспортных средств (не менее одного на 15 обучаемых) – это лишь часть проколов в «колёсах» автошкол.

Неудивительно, что на дорогах зачастую оказываются не водители, а «чайники», которые, сев за руль собственного авто, начинают заново постигать азы того, чему их должны были научить за трёхмесячный срок по 220-часовой программе обучения.

 

Дан наказ…

Следует отдать должное, что на белорусском президентско-правительственном уровне весьма жёстко взялись за предупреждение аварийности на дорогах. Основополагающим документом стал Указ главы государства «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», принятый в конце ноября 2005 г.

С 1 января 2006 г. вступили в силу новые Правила дорожного движения (после принятия последней редакции не прошло и трёх лет). Инициатором стал Президент РБ, провозгласив при этом: «Народ вправе рассчитывать, что Правила дорожного движения будут стабильными, поскольку они утверждены Президентом. И ни министры, ни правительство, ни ГАИ уже не смогут их поменять без согласия Президента. Здесь мы не можем изобрести что-то особенное, поскольку вовлечены в международные поездки, перевозки и должны подчиняться международным стандартам». Впрочем, из этого вовсе не следует, что данная редакция – последняя. По крайней мере, в части санкций, тенденция увеличения которых имеет стабильный ежегодный «прирост».

Совмин не замедлил откликнуться на указующий перст руководителя страны и в середине июня 2006 г. «в целях повышения безопасности дорожного движения, сокращения уровня аварийности на дорогах, гибели и травматизма людей в дорожно-транспортных происшествиях» своим постановлением утвердил Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Документом определены меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением. Названы и конкретные цифры – снизить общие потери в дорожном движении не менее чем на 25 % в 2015 г. по сравнению с 2005 г. (Только непонятно, к чему столь далёкие перспективы. Ведь ясно как божий день, что нынешнему правительству до тех дней не усидеть в своих креслах. Получается, что сегодняшние чиновники настолько прозорливы, что готовы дать наказ своим последователям. Как тут не вспомнить расхожую фразу «закон, что дышло…»)

Очевидно, что серьёзная законодательная база по проблемам безопасности дорожного движения создана не на пустом месте. Видно, классических профилактических мер и ужесточения наказаний за нарушение правил поведения на дорогах уже недостаточно. В Беларуси назрела кардинальная реорганизация самой системы управления дорожным движением.

 

КСТАТИ

В Литве растёт количество дальнобойщиков из стран СНГ

После того как литовские власти решили пойти навстречу Ассоциации автоперевозчиков Linava и упростили по их просьбе порядок трудоустройства иностранных водителей, их число, в сравнении с первым полугодием 2005 г., выросло в 6,1 раза. Правда, в абсолютном исчислении этот показатель не очень велик – выдано 348 разрешений на работу. Но ведь и Литва – не такая уж большая страна: официально в ней числится 3,4 млн жителей. Новый, упрощённый порядок трудоустройства касается дальнобойщиков из стран, не входящих в ЕС, преимущественно специалистов из Украины, России, Беларуси и других стран СНГ. Теперь они получают многократные визы сроком до одного года, а обязательный ранее временный вид на жительство уже не требуется. По данным Linava, объединяющей 1148 предприятий, одной компании не хватает в среднем 2,4 водителя. Средний месячный заработок литовского дальнобойщика – 1,48 - 2,22 тыс. долларов.