Форум "Кадры решают всё"


 

Александра НОВИЧКОВА,

Юрий ПОЛЯКОВ

 

 

Сегодня бурными темпами растёт не только сам рынок автоперевозок пассажиров и грузов, но и связанный с этим букет проблем. Главная проблема – как доставить пассажира или груз быстро, недорого и – самое главное – безопасно? Увы, многое здесь упирается в человеческий фактор.

Как подготовить профессионального водителя таким образом, чтобы он смог обеспечить требуемую безопасность? Об этом шла речь на конференции «Совершенствование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении – важнейшая составная часть обеспечения безопасности дорожного движения», прошедшей в Москве 2 ноября 2006 г. в рамках Второго Международного Автотранспортного Форума.

 

Объединяясь, разграничивать…

Председатель Оргкомитета МАФ И. Д. Марчук отметил, что именно водитель оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения. Поэтому вопрос об ужесточении требований о соблюдении правил дорожного движения к водителям на сегодняшний день крайне актуален. Но этого мало: необходимо создавать оптимальные условия для подготовки водителей, организовывать информационную систему. Чтобы водитель, которому доверено перевозить людей и дорогостоящие грузы, был всесторонне подготовлен к этому.

– Подписав Женевскую конвенцию о дорожном движении, Россия взяла на себя обязательство работать по общепринятым правилам, – отметил председатель правления Научно-методического центра подготовки водителей С. Г. Быков. Он также подчеркнул, что отрасль, которая занимается подготовкой водителей, и отрасль, которая занимается приёмом экзаменов, должны составлять единую взаимосвязанную систему.

В связи с выходом Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», намечен ряд мероприятий. Минтранс и Минобразования РФ уже объявили конкурс на участие в научно-исследовательских работах по подготовке соответствующей нормативной базы.

Президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования В. И. Чуков в своём докладе остановился на создании базовых центров подготовки водителей, которые должны быть ориентиром для всех остальных автошкол в качестве подготовки водителей. В Федеральной целевой программе по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006 – 2012 гг. обозначено создание четырёх таких центров. Но, по мнению В. И. Чукова, вопросы, возникающие на местах, должны и решаться там же. Поэтому строить базовую политику по подготовке водителей необходимо на уже существующих 64 государственных учебно-курсовых комбинатах. Помимо непосредственной подготовки водителей, они должны уделять больше внимания вопросам обеспечения профессиональной надёжности водителей, которые уже имеют права и осуществляют перевозки пассажиров и грузов.

В. И. Чуков подчеркнул, что 27 октября 2006 г. был одобрен проект закона «Об автономных учреждениях». Если до этого государственные образовательные учреждения практически не финансировались, то теперь изменение типа учреждения позволит им, сохраняя материальную самостоятельность, рассчитывать на поддержку со стороны государства. Но для этого нужен государственный заказ на выполнение функций, которые государство передаёт школе.

По мнению В. И. Чукова, лицензирование должно осуществляться специалистами, которые есть только в управлении Госавтодорнадзора при федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Это в первую очередь сфера Министерства образования РФ, но здесь нет тех специалистов, которые могли бы наиболее квалифицированно выполнить эту работу. Контроля за качеством подготовки водителей сегодня в России просто нет.

Обсуждая вопрос подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении, не обойдёшь проблему культуры вождения и этики водителей. В России она крайне низка (если не сказать – отсутствует вовсе). При этом Федеральная программа по повышению безопасности дорожного движения пока не предусматривает никаких воспитательных мер по этому вопросу. В автошколах необходимо вводить курс по культуре поведения.

Когда же российские водители едут за рубеж, перемены в их поведении наступают незамедлительно. Возможно, это связано с тем, что в России слишком гуманны штрафные санкции на нарушение ПДД, которые нужно ужесточать…

Представитель Департамента ОБДД МВД РФ, доцент МАДИ Г. П. Быкова рассказала участникам конференции о введении нового образца бланка водительского удостоверения и о предстоящих изменениях в системе допуска водителей к участию в дорожном движении (введение подкатегорий транспортных средств). В Научно-методический центр подготовки водителей уже поступил проект о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Что касается введения подкатегорий ТС, то это новые наименования: А1, С1, D1, C1Е и D1Е в рамках уже существующих категорий (А, В, С, D и Е). К подкатегории А1 относятся мотоциклы с рабочим объёмом двигателя, не превышающим 125 см³, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (лёгкие мотоциклы); к подкатегории С1 – автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобиль подкатегории С1, сцеплённый с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает 750 кг; к подкатегории D1 – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, но не более 16 мест для сидения, помимо сиденья водителя; автомобиль подкатегории D1, сцеплённый с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает 750 кг; С1Е – автомобиль подкатегории С1, сцеплённый с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешённая максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг; D1E – автомобиль подкатегории D1, сцеплённый с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешённая максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешённая максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг.

Разработанные в 1998 г. программы подготовки водителей категорий А, В, С, D и Е ориентированы на наиболее распространённые в то время модели, такие как мотоциклы «Минск» и «Ява», легковые автомобили ВАЗ и «Москвич», грузовые автомобили ГАЗ, ЗИЛ, автобусы ЛАЗ, ЛиАЗ и другие. Но за последние годы существенно расширился парк транспортных средств, в том числе иномарок, значительно превосходящих по своим характеристикам ранее выпускавшиеся автомобили и мотоциклы. В целях обеспечения качественной подготовки к управлению современными транспортными средствами возникла необходимость модернизации существующих программ обучения водителей, что предусмотрено Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».

Введение подкатегорий позволит расширить номенклатуру существующих программ подготовки и сконцентрировать процесс обучения будущих водителей на управлении тем или иным типом автомототранспортных средств, в соответствии с их реальными потребностями. Так, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придётся осваивать азы управления большегрузными автомобилями и автобусами, также будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.

Введение подкатегорий разграничит и возраст, с которого водители по своему физическому развитию и медицинским показаниям могут быть допущены к управлению ТС той или иной категории (подкатегории).

Реализация этих мероприятий позволит усовершенствовать систему подготовки и переподготовки водителей и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями, что позволит снизить уровень аварийности на дорогах.

Такие положения уже отражены в законодательстве большинства европейских государств. С введением подкатегорий транспортных средств действие ранее выданных водительских удостоверений ограничиваться не будет. Так, водительские удостоверения с открытыми категориями «А», «С» или «D» автоматически будут давать право на управление транспортными средствами соответствующих подкатегорий «А1», «С1», «D1». Не будет и принудительной замены ранее выданных удостоверений, которые остаются действительными до окончания срока их действия. Замена водительских удостоверений старого образца будет осуществляться без сдачи каких-либо экзаменов.

 

Ситуация по-прежнему неутешительна

Не секрет, что нынешний уровень подготовки водительских кадров оставляет желать лучшего. Эта проблема типична для российской столицы. О том, как обстоят дела в этой сфере, рассказал исполнительный директор Ассоциации автомобильных школ г. Москвы А. В. Жуков.

В настоящее время подготовка водителей ведётся в 256 автошколах. Более 80 % из них – негосударственные. За 2005 г. прошли обучение 105 081 водитель различных категорий. Однако серьёзное беспокойство вызывает качество полученных знаний: процент сдачи экзаменов с первого раза за последние десять лет снизился с 60 % в 1995 г. до 55 % в 2005 г.

Между тем относительный показатель аварийности за 2005 г. вырос на 61 % (с 0,77 % в 2004 г. до 1,24 % в 2005 г.). В 2005 г. по вине водителей в Москве было совершено 11 830 ДТП. Причём 521 (4 %) из них произошло по вине людей со стажем управления транспортным средством до двух лет, получивших водительские удостоверения в экзаменационных подразделениях ГИБДД столицы России. Виновники происшествий прошли обучение в негосударственных образовательных учреждениях (319 ДТП) или готовились к экзаменам самостоятельно (179 ДТП). Среди них преобладают начинающие водители в возрасте от 18 до 23 лет.

Наиболее качественную подготовку дают автошколы Министерства обороны РФ и концерна «Росавтотранс». В 2005 г. не было зарегистрировано ни одного ДТП, случившегося по вине их выпускников. Однако и доля подготовленных ими водителей составляет всего 2 % от общего количества прошедших обучение.

 

Количество ДТП с участием выпускников автошкол и лиц, подготовившихся к экзаменам самостоятельно, и относительный показатель аварийности (г. Москва, 2005 г.)

 

Автошколы

Количество ДТП с участием выпускников автошкол

Количество водителей, подготовленных в 2005 г.

Относительный показатель аварийности, %

Министерства образования РФ

9

14777

0,06

Министерства обороны РФ

0

1572

0,00

Концерна «Росавтотранс»

0

610

0,00

Оборонной спортивно-технической организации (ОСТО)

14

10621

0,13

Всероссийского общества автомобилистов (ВОА)

7

195

3,59

Иные

319

77306

0,41

Итого по автошколам

349

105081

0,33

Самостоятельная подготовка

179

33678

0,53

Всего

521

138759

0,38

 

Основные причины происшествий на дороге – нарушение скоростного режима (119 ДТП, или 23 % – с начинающими водителями), несоблюдение очередности проезда (101 ДТП, или 19 %). Это свидетельствует о недостаточных навыках управления транспортными средствами на дорогах со значительной интенсивностью движения. Слабо развиты навыки выбора скорости, оценки обстановки, выбора траектории, проезда пешеходных переходов.

Проверка, которую с 1 по 20 июня 2006 г. провели Департамент образования Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД столицы, показала, что большинство образовательных учреждений выполняют требования действующего законодательства. Однако были зафиксированы и нарушения.

Рыночные реалии поставили автошколы перед лицом многих проблем. Наиболее актуальны вопросы финансирования и преодоления бюрократических барьеров.

 

…Минус человеческий фактор

Сотрудник НИИАТ А. Е. Чебышев остановился на вопросе допустимости самоподготовки к экзаменам, а также существования индивидуального обучения вне автошколы. Ведь, по мнению большинства руководителей автошкол, все желающие получить водительские права должны пройти курс систематического обучения. Заинтересованность автошкол в решении этого вопроса в свою пользу понятна: в условиях рынка они вынуждены рассчитывать в основном на собственные ресурсы, а потому стремятся привлечь денежные средства. Однако почему же нельзя обучаться самостоятельно или в индивидуальном порядке, вне автошколы?

По мнению А. Е. Чебышева, никаких препятствий в этом чинить не стоит. Но необходимо обеспечить объективность приёма экзаменов, что, к сожалению, не всегда удаётся. Один из путей решения проблемы – максимально возможное уменьшение влияния на этот процесс субъективных факторов. Значительные перспективы имеет применение компьютерной техники при сдаче теоретического экзамена.

Автоматизированный комплекс для приёма экзаменов должен состоять из центрального пульта (ЦП) экзаменатора, к которому будут подключены автоматизированные рабочие места (АРМ) кандидатов в водители. В ходе проведения испытаний на экране монитора АРМ отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца мероприятия. Графическое изображение вопросов на экране должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов. Информация о правильности ответов должна отображаться на экране монитора АРМ кандидата в водители только по окончании ответа на все вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.

Результаты экзамена передаются с АРМ на ЦП экзаменатора для распечатки протокола и экзаменационного листа. При этом следует предусмотреть возможность занесения соответствующих сведений в базы данных, используемые в подразделениях Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России.

 

На корейском автодроме

Тему продолжил руководитель отдела разработок южнокорейской фирмы Di Electronics мистер Ким. Зарубежные коллеги разработали автоматизированную систему приёма квалификационных экзаменов практического вождения. Это позволило значительно повысить пропускную способность специально оборудованного автодрома, сократив тем самым сроки проведения экзамена.

К тому же использование автоматизированной системы полностью исключает субъективный фактор при оценке результатов. К претендентам на получение водительских прав предъявляются единые требования, разумеется, в зависимости от категории транспортного средства. Кроме того, снижаются затраты времени и усилий преподавателей на одного студента, а также на амортизацию оборудования автопарка.

Автоматическая система подсчёта баллов позволяет дать более объективную оценку результатов тестовых испытаний или экзамена. Ведь возможность фальсификации сведена к минимуму.

Вся информация стекается в диспетчерскую, где размещён блок управления системой. Он соединён с единым банком данных, который связан с базой данных ГАИ. Имеется и система, позволяющая проверять человека, желающего стать водителем, на профессиональную пригодность к этой профессии. В результате уже на этапе приёма документов в автошколу удаётся «отсеивать» тех, кто не способен в дальнейшем обучаться по медицинским или психологическим показателям. Все сведения о слушателях и промежуточных тестированиях, проводимых в течение занятий, также заносятся в базу данных.

Что касается проведения экзаменов, то соответствующая информация в режиме реального времени выводится на дисплей, установленный в зале ожидания. В диспетчерскую поступают сведения с автодрома о прохождении маршрута. Отсюда же осуществляется и прямая связь с водителем, находящимся в автомобиле, на который устанавливаются устройства сопровождения и беспроводной связи. В Южной Корее экзамены проводятся на специальных маршрутах, разработанных для каждого вида автотранспортных средств: для автобусов, эвакуаторов, автомобилей с прицепом, легковых машин, мотоциклов.

По современным методикам

По словам директора одной из частных автошкол В. Н. Котрова, автодром, оснащённый корейским оборудованием, уже появился на челябинской земле. На нём могут одновременно проходить подготовку учащиеся на 50 автомашинах, причём приехать для занятий сюда могут не только лица, занимающиеся в данной автошколе, но и все желающие. Конечно, при этом движение курсантов на автомобилях без обучающего запрещается (кроме случаев сдачи экзаменов и зачётов).

Школа действует с 1991 г. Уже через пять лет после начала работы появились первые проблемы. В частности, инструкторы брали с обучаемых дополнительные деньги на ремонт автомобилей, приписывали себе лишние часы занятий. В результате было принято решение о продаже автомобилей инструкторам. Однако очень скоро стали поступать жалобы на инструкторов, пытающихся под различными предлогами получить с учащихся дополнительные деньги. При этом КПД занятий был очень низким. Зачастую программа обучения практическому вождению не выполнялась. При этом у инструкторов был целый ряд отговорок. Поэтому автошкола вынуждена была приобрести собственные автомобили.

Было принято решение о строительстве нового автодрома с целью внедрения в процесс обучения системы оценки качества подготовки водителей, предполагающей использование оборудования и методов обучения, применяемых корейскими коллегами.

Большинство участников конференции, среди которых было немало руководителей автошкол и учебно-курсовых комбинатов, интересовал вопрос о стоимости обустройства подобного автодрома. Примерно в 200 тыс. долларов обошлось приобретение оборудования, в 100 тыс. – его установка и обучение персонала, а транспортные расходы – 50 тыс. (доставка самолётом). Кроме того, рядом с автодромом была проложена новая дорога, а на нём самом выполнен ряд строительных работ. В итоге суммарные затраты составили 1,5 млн долларов.

 

Обучение по новым технологиям

Внедрение современных методик обучения водителей предполагает более широкое использование в учебном процессе компьютерной техники. А это невозможно без соответствующего программного обеспечения. Сообщение о начале создания специальной программы для преподавателей УМКА сделал один из её авторов-разработчиков – А. А. Шитов.

В такую программу будет в первую очередь включён базовый курс, единый для водителей всех категорий автотранспортных средств. Сюда отнесено изучение Правил дорожного движения, основ управления АТС и безопасности движения. Кроме того, будут рассматриваться вопросы оказания первой медицинской помощи и правовой ответственности водителя, а также общие понятия об устройстве автомобиля.

Во второй блок войдут учебные предметы, необходимые при подготовке водителей определённых категорий автотранспортных средств. Для каждой из них будут рассматриваться специфические вопросы устройства и технического обслуживания.

Такой подход позволит в будущем без значительных затруднений видоизменять программу, чтобы привести её содержание в соответствие с положениями Конвенции ООН о дорожном движении. Ведь этим документом введены новые подкатегории.

Пока разработан лишь раздел, касающийся Правил дорожного движения. Преподаватель может воспользоваться как уже готовым конспектом лекции, так и сформировать свой вариант её проведения, руководствуясь собственной концепцией изложения материала.

 

Тренажёры современного образца

Эффективность подготовки водителей можно существенно повысить путём применения имитационных тренажёров. О современных достижениях в этой сфере рассказал руководитель одного из российских предприятий В. Г. Мищенко.

В основу программного обеспечения тренажёра положена математическая модель, позволяющая имитировать условия движения реального автомобиля. В результате на экране изменяется визуальная обстановка. И обучаемый, прежде чем сесть за руль машины, получает возможность отработки навыков вождения. Это особенно важно в период первоначальной подготовки.

Кроме того, необходимо создание тренажёров контраварийной подготовки. В реальных условиях водитель зачастую сталкивается с ситуациями, которые в процессе подготовки можно смоделировать лишь на тренажёрах. Например, как действовать водителю, если навстречу движется автомобиль? Тренажёры, по мнению В. Г. Мищенко, позволяют выработать правильную последовательность движений, закрепив её на уровне условных рефлексов. При этом уже ставится задача не столько обучить водителя выполнению требований ПДД, сколько показать, как действовать в тех случаях, когда их не соблюдают другие участники дорожного движения. Особенно это важно для водителей автопоездов и автобусов. Подобные занятия стоит проводить и перед каждой сменой сезона, что позволит избежать наступления так называемого праздника жестянщика, связанного с выпадением первого снега и появлением обледенения дорожного покрытия.

В перспективе появятся и тренажёры, позволяющие проводить профотбор водителей. Несмотря на массовость этой профессии, за руль «сочленённого» автобуса или современного тягача можно посадить далеко не каждого шофёра. Поэтому перед проверочной поездкой рекомендуется проверять способности человека с помощью тренажёра, имитирующего определённые дорожные ситуации.

Вопросы обеспечения качества подготовки водителей неразрывно связаны с рядом проблем, стоящих перед российскими автошколами. Их комплексное решение на всех уровнях будет способствовать повышению профессиональной надёжности водителей, а значит, и снижению аварийности на дорогах.